ВCЕРОССИЙСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТ ГОДА» 2017
WEB-сервис для участников и экспертов премии

Маршрут Путешествие в Древнюю Аланию

Экскурсионный маршрут выходного дня «Путешествие в Древнюю Аланию»

Что дают лайки?
Номинация: Лучший маршрут выходного дня (предполагает туристский маршрут, рассчитанный на один или два выходных дня)
Путешествие в Древнюю Аланию
Полное название:

Экскурсионный маршрут выходного дня «Путешествие в Древнюю Аланию»

Северо-Кавказский ФО, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
  • Лучший маршрут выходного дня (предполагает туристский маршрут, рассчитанный на один или два выходных дня)
  • Детский и молодежный отдых
  • Экскурсионные туры
Остановка - г. Владикавказ
Остановка - Каньон "Ахсинта"
Остановка - с. Задалеск
Остановка - с. Ханаз
Остановка - с. Мацута
Остановка - с. Камунта
Остановка - с. Галиат
-
Общественным транспортом
Описание

1. Каньон Ахсинта

Каньон Ахсинта на реке Ираф представляет собой пятикилометровую каменную теснину, проточенную в Скалистом хребте водами реки Ираф. В настоящее время через каньон переброшен бетонный мост, который называют «Ахсинти хед», в простонародье – Чертов мост. Если смотреть с моста вниз, то видно, как на семидесятиметровой глубине среди скал бьется река Урух.

В этом местах каньон Ахсинта сужается настолько, что превращается в каменный желоб – ложе реки, проточенное за века речными потоками.

С 2008 года, благодаря своим уникальным геологическим особенностям, Урухский каньон Ахсинта – был отнесен к памятникам природы регионального значения.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

По преданию абреки, угонявшие табуны у кабардинских феодалов, уходили от погони именно в месте, именуемом Ахсинта, где скалистые берега реки Ираф сходились друг к другу на расстояние, не превышавшее 2-х метров.

2. Задалеск

Селение Задалеск – одно из самых старых и известных поселений на территории Северной Осетии. Селение Задалеск связано с самыми трагическими днями в истории Осетии. Здесь каждый сантиметр земли буквально дышит историей.

На въезде в Задалеск находится каменный «склеп», созданный самой природой, в котором, по преданию, покоится самая почитаемая из живших на территории Алании святых – Задалески Нана.

Недалеко от того места, где покоится Задалески Нана, рядом с дорогой, сохранились три древних каменных цырта (в переводе с осетинского – памятник), посвященных трем сестрам Седановым, погибшим от рук врага.

Выше по склону, в скалистых стенах горы Урс-хох, высится белокаменная крепость, которую местные жители называют Полуденной, однако за пределами Задалеска больше известной как – Белокаменный греческий храм.

А на самом верху скальной стены, в гребне, находится уникальный природный комплекс, состоящий из правильной формы тектонического разлома и не менее правильной четырехугольной пещеры, которые местные жители называют «ахсардзаф», т.е. удар мечом и «мудзурайы ратузд» т.е. удар копьем. По легенте – эти следы оставлены мечом и копьем самого почитаемого представителя осетинского пантеона – Уастырджи, который узнав о том, что у горцев хитростью выкрали месторождение соли, в гневе показал, как надо было поступать с вором ударив по скале своим мечом и пронзив скальную стену копьем.

И, наконец, в самом селе Задалеск находится дом-святилище Задалески Нана, зайдя в который можно увидеть экспозицию, посвященную жизни этой удивительной женщины.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце 14 века походы Тимура на Аланию завершились почти поголовным истреблением непокорного народа. Сжигались до тла селения, города разрушались до основания, не щадился ни стар ни млад.

По преданию, бережно передаваемому из поколения в поколение, в те черные для Алании дни по пепелищам ходила женщина аланка – нана, как было принято, называть женщин ее возраста. Она дабы не исчез с земли род аланский, пошла по земле разоренной Алании собирать осиротевших детей. Собрала она их и увела тайными тропами в горы.

Кормила Нана детей дикими фруктами и кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана в поисках пропитания для детей спустилась в село Задалеск, к роду Текиевых. Жители села помогли женщине чем смогли. Кто-то предложил распределить детей по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так почиталась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище.

С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд (праздник) по барану, варят пиво, готовят араку, – прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, приводят к святилищу жертвенное животное, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.

В праздник Задалески Нана все молитвы – о счастье и благополучии семьи, о счастливом будущем детей.

3. Ханаз

Недалеко от селения Задалеск расположилось живописнейшее поселение на территории Северной Осетии – село Ханаз с легендарным Замком-фрегатом в центре. Этот замок, некогда принадлежавший фамилии Цаллаевых просто поражает воображение своей архитектурой и размерами, вполне приближаясь в этом к средневековым европейским рыцарским замкам.

О могуществе феодала, владевшего этим замком, свидетельствует расположившееся под защитой крепости поселение огромных, по горским меркам, размеров и при этом весьма богатое, судя по остаткам строений. Это, наверное, единственное поселение в Осетии, где в стенах домов встречаются уникальные каменные памятники их владельцам.

Однако Замок-фрегат не единственное сооружение подобного рода в Ханазе. Недалеко от села, буквально, в 15-ти минутах ходу находится еще один замок – семи братьев Седановых, который иначе как Орлиным назвать нельзя. Крепость, непонятно каким образом, воздвигнутая на скальной вершине, с трех сторон обрывающейся в глубокую пропасть, а с четвертой имеющей узкий как нож проход, который можно преодолеть лишь с использованием альпинистского снаряжения, поражает воображение не меньше величественного Замка-фрегата. Можно только гадать – каких трудов стоило Седановым построить на этом месте неприступную крепость, которую так никому и не удалось взять за всю историю ее существования.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

По преданию крепость семи братьев Седановых охраняла проход через перевал в верховья Горной Дигории. Согласно версии местных жителей, в XIII веке войска иранского Надир-шаха попытались захватить крепость, однако приступом этого сделать не удалось. Тогда войска шаха осадили крепость в надежде на то, что у ее защитников закончится вода и защитники будут вынуждены сдаться.

Однако каждую ночь трое сестер Седановых по тайной тропе доставляли братьям воду. Узнав об этом войска шаха подкараулили и схватили сестер. После безуспешных попыток заставить показать проход к крепости они убили их, а тела бросили у подножия крепости. Увидев это братья хотели немедленно броситься на войска шаха и погибнуть, но отомстить за сестер. Однако у выхода из крепости их остановил убитый горем отец, который запретил сыновьям покидать стены замка и приказал вместо этого стрелять в одну из скальных стен, окружавших крепость. Враги, увидев, что братья обстреливают скалу, решили, что те сошли с ума от горя. Братья же раздробив выстрелами камень, удерживавший от падения огромный валун, вызвали горный обвал, похоронивший под собой войска шаха.

Сегодня о подвиге сестер Седановых напоминают три придорожных каменных цырта (памятника) у подножия скалы, на котором до сих пор возвышается так никем и не побежденная крепость.

4. Мацута

Селение Мацута расположена у слияния рек Айгамугидон и Харес, в южной части Задалесской котловины.

Мацута – последнее селение Тапан Дигории (Равнинной Дигории). Отсюда Дигорское ущелье раздваивается. Левая ветвь уходит в так называемый Уаллагком (Верхнее ущелье), а правая – в Стур Дигорию (Большую Дигорию).

Главный интерес в Мацуте представляет Склеповое захоронение, которое согласно устной традиции принадлежит легендарному Нарту Сослану, одному из главных героев Нартовского эпоса осетин.

Чуть выше склепа можно увидеть большие ровные углубления в земле, уходящие цепочкой до самого леса. Считается, что это следы Сослана, оставленные им во время богатырских игрищ.

Весьма большой интерес представляют также впечатляющих размеров каменные цырты (памятники), которых, по сведениям Всеволода Миллера, изначально было 12, однако на сегодняшний день сохранилось всего 8.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

По легенде, стоило только врагу приблизится к Дигорскому ущелью, как местные жители бежали к склепу Нарта Сослана и громко кричали: «Сослан, фадис!» («Сослан, тревога!»), на что Сослан в тот же миг выскакивал из склепа с одним единственным вопросом – с какой стороны враг. Народу оставалось только указать направление и враг бывал разбит.

Как-то один из сельских мальчиков решил пошутить и, подкравшись к склепу, громко крикнул: «Сослан, фадис!». Выскочивший из склепа Сослан, увидев смеющегося мальчика, развернулся и молча ушел обратно в склеп. С тех пор легендарный богатырь больше не откликался на зов людей.

5. Камунта

Село Камунта располагается в верховьях Дигорского ущелья на левом берегу реки Комидон в так называемой области Уаллагком (в переводе с осетинского – Верхнее ущелье).

В древности на территории Камунты находилось поселение, относящееся к культуре бронзового и железного веков, так называемой – кобанской культуре (XIII/XII – III вв. до н.э.). Непосредственно Камунтское поселение относиться к позднебронзовой эпохе.

Вокруг села археологами обнаружены различные могильники, где, среди прочих артефактов, была найдена знаменитая бронзовая фигура оленя. Помимо кобанских, здесь присутствуют археологические памятники культуры алан V/VI – XI веков. В катакомбных захоронениях родовой аланской знати обнаружена керамика, ювелирные изделия, фрагменты орнаментированных тканей, золотые украшения и монеты из различных регионов мира: византийские V—IX веков, сасанидские VI века и аббасидские серебряные дирхемы VIII века.

6. Галиат

Галиат – последнее, самое крупное поселение по дороге к Згидскому перевалу. Это удивительный средневековый архитектурный комплекс. Дома здесь строились ярусами. Вряд ли еще где-то в горах Кавказа можно увидеть жилые «многоэтажки», датируемые X веком.

В Галиате все говорит о былом величии. Археологи утверждают, уже в X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские. Местная знать торговала скотом. Галиатские бычки и барашки славились далеко за пределами Древней Осетии. Через Уаллагкомкое ущелье, где расположен Галиат, пролегал знаменитый Шелковый путь.

Вокруг Галиата, на отрогах хребта, расположены несколько культовых комплексов. Наиболее интересный из них – святилище «Авд дзуары», восходящий еще к скифскому семибожному пантеону.

Удаленность от главных дорог и разрушительной цивилизации позволила сохранить в Галиате средневековый дух поселения. Бродя по его узким улочкам, касаясь камней, глядя на раскинувшиеся вокруг сдержанные просторы легко представить себе как, неспешно, размеренно и аскетично текли здесь дни, года, столетия.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2014
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
120
Продолжительность (дней)
1-2
Продолжительность (ночей)
0-1
Продолжительность (часов)
9-48
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
8
Размер группы (макс)
45
Периоды функционирования
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
  • Ланч
  • Полдник
Услуги размещения
  • Гостиница
Категория средства размещения
3
Число мест в номере
2
Источник оплаты услуг средства размещения
За дополнительную оплату
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Гид-переводчик
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
800-1500
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
1200-3500
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
-
Дополнительные расходы на питание (руб)
500-1500
Дополнительные транспортные расходы (руб)
-
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
200
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...