ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2018 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Пешеходный маршрут «Красная линия Екатеринбурга»

Пешеходный туристский маршрут «Красная линия Екатеринбурга»

Что дают лайки?
Номинация: Культурно-познавательный маршрут (маршрут, включающий знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических объектов)
Пешеходный маршрут «Красная линия Екатеринбурга»
Полное название:

Пешеходный туристский маршрут «Красная линия Екатеринбурга»

Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург
  • Культурно-познавательный маршрут (маршрут, включающий знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических объектов)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Памятник Татищеву и де Геннину

Памятник основателям Екатеринбурга торжественно открыли в августе 1998 года, к 275-летию города. Автор скульптуры — московский скульптор П.П Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш». Его собрали из 19 составных частей. Надпись у подножия гласит: «Славным сынам России В.Н. Татищеву и В.И. де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год».

Многие краеведы восприняли появление памятника весьма неоднозначно. Причина в том, что в реальности отцы-основатели города, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Но на памятнике Василий Никитич Татищев и Вилим Иванович де Генин мирно стоят рядом, да еще и очень похожи.

В марте 1720 года на Урал приехал В.Н. Татищев. Перед ним стояла цель реформирования и развития горных заводов. В феврале 1721 года по течению реки Исети Татищев нашел место, подходящее для постройки нового крупного завода, который должен был превратиться в резиденцию горной администрации. Уже начали было расчищать площадку, но Берг-коллегия неожиданно отказала в разрешении на строительство. Сказался возникший конфликт Татищева с влиятельными Демидовыми. Дошло до того, что Никита Демидов написал на Татищева донос. В августе 1722 года Татищев был отстранен от должности и оказался под следствием. В итоге суд выяснил, что донос был ложным, и снял обвинения.

На замену Татищеву на Урал отправили генерала-майора В.И. де Геннина, ранее руководившего Олонецкими заводами. На выбранной ранее Татищевым площадке Геннин начал строительство завода. Именно под руководством Геннина был построен завод и новый крупный административный центр. Ему же город обязан и названием — Екатеринбург.

В.Н. Татищев смог снова вернуться на Урал лишь в 1734 году. В итоге основателями Екатеринбурга считаются эти две личности.

У памятника любят тренироваться скейтбордисты и роллеры, здесь нередко проходят концерты и праздничные мероприятия. Кстати, молодежь прозвала памятник Бивисом и Батхэдом.

Остановка - Площадь Труда

Площадь труда в Екатеринбурге — это одно из самых красивых и любимых горожанами мест города.

Посередине площади Труда в Екатеринбурге находится фонтан - «Каменный цветок». Здесь же находится Часовня Святой Екатерины.

Часовня освящена в 1998 году на месте, где в XVIII веке стояла первая церковь Екатеринбурга. 1 октября 1723 года на этом месте была заложена первая церковь будущей уральской столицы − часовня во имя Великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей горного дела. Позднее, к концу XVIII века, деревянную церковь сменил грандиозный Екатерининский собор − второй по величине в городе после кафедрального Богоявленского. С градостроительной точки зрения собор играл роль архитектурно-пространственной доминанты города, расположенной на левом берегу реки Исети и уравновешивающей вертикаль Богоявленского собора правого берега.

В 1930 году храм был закрыт, а потом взорван; его чугунные узорные плиты уложили на пол чугунолитейного цеха на строящемся заводе «Уралмаш». В 1991 году на площади появился первый памятный крест, а в 1998 году рядом с местом, где был когда-то расположен алтарь собора, была построена часовня Святой Екатерины с пятью куполами. В часовню поместили землю с захоронения Василия Татищева, одного из основателей города.

Интересный факт: престольный праздник день Святой Екатерины вплоть до революции оставался в Екатеринбурге для всех праздничным нерабочим днём. А трёхъярусная колокольня Екатерининского собора использовалась не только по прямому назначению, но и как дозорная и пожарная вышка, на ней же были установлены первые часы-куранты, по которым сверял время весь город.

Остановка - Нулевой километр

Знак «Нулевая точка отсчета километров» появился у здания Главпочтамта уральской столицы 23 сентября 1986 года. Он представляет собой круг, в котором изображена карта Свердловской области со звездочкой на месте областного центра. Правда, поскольку памятник создавался в советские годы, город на этой карте все еще носит название Свердловск. «Нулевой километр» - это географический центр Екатеринбурга, точка отсчета расстояний до других городов

Остановка - Памятник изобретателю Попову

Идея поставить памятник изобретателю радио Александру Попову появилась ещё в 1950-е годы. Однако реализация этой идеи началась только в 1970 году. За основу был принят вариант скульптора В. Е. Егорова, однако сложность изготовления памятника превышала возможности Уральского компрессорного завода, где предполагалось отлить памятник. Поэтому Попов изображён сидящим, хотя изначально предполагалось изобразить его стоящим. Памятник был собран при помощи электросварки из нескольких чугунных деталей и отполирован.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 мая 1975 года. Памятник сразу стал местной достопримечательностью, а у студентов и преподавателей радиофакультета Уральского Федерального университета уже много лет сохраняется обычай вечером седьмого мая, в День радио, совершать по проспекту Ленина шествие к памятнику, мыть его, возлагать цветы и демонстрировать ему своё почтение.

В 2005 году памятник был отреставрирован, покрашен под бронзу и освящён. Рядом с памятником разбит сквер Попова, работает фонтан.

Остановка - Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала

Идея создания музея, связанного с историей камнерезного дела на Урале, возникла еще в конце XIX века в Уральском обществе любителей естествознания. «Устроить в Екатеринбурге музей ископаемых богатств» страстно желал и знаменитый художник А.К. Денисов-Уральский, предлагая в дар будущему музею богатую коллекцию минералов, оригинальные ювелирные изделия, картины и ценный материал, относящийся к истории изучения Урала.

Очень долгое время все предпринимаемые попытки терпели неудачу, оставаясь лишь бумажными проектами. Реализовать востребованную и важную для имиджа города и региона идею музея раритетных и современных художественных изделий из драгоценных и поделочных камней удалось только в 1990-е годы.

Музей вырос из программы «Мир камня», разработанной Н.П. Пахомовой. В 1991 году были заключены первые договора намерений с профильными предприятиями «Русские самоцветы», «Уралкварцсамоцветы», «Ювелиры Урала» и «Завод ОЦМ» с целью поддержки нового музея. Официально о музее было заявлено 25 мая 1992 года.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства является единственным в России государственным музеем подобного профиля, представляющий полную рестроспективу художественного освоения уникальных естественных ресурсов региона, наглядно демонстрируя преемственность традиций обработки цветного камня и металла. Выставочная и методическая работа музея способствует сохранению этой традиции и поддержанию интереса к одной из основных имиджевых отраслей региона.

Остановка - Дом Севастьянова

Дом Николая Ивановича Севастьянова — одно из самых ярких и запоминающихся зданий Екатеринбурга. Первое упоминание о доме на этом месте набережной относится к 1817 году. Но основные черты своего убранства дом приобрёл в середине шестидесятых годов XIX века по заказу нового хозяина дома Севастьянова и под чутким руководством архитектора Падучева, ученика Михаила Малахова. Именно поэтому дом известен нам именно как Севастьяновский, а фамилии всех его прежних владельцев остались только в архивах.

«Падучев наложил на классицистическую объёмную композицию сложный декор в «готических» формах, дополненных «барочными» элементами. После перестройки здание стало одним из наиболее ярких образцов «неоготики» на Урале» — так поясняет ситуацию книга «Свод памятников истории и культуры Свердловской области».

Севастьянов свой дом обожал, о его любви к нему до сих пор ходят легенды. Одна из них гласит, что однажды хозяину чудо-особняка пришла в голову гениальная мысль позолотить купол угловой ротонды, о чём он неоднократно подавал прошения в соответствующие инстанции. В просьбе было отказано, более того — за такую дерзость, гордыню и тщеславие (только у Божьих храмов купола золотят!) Севастьянову было предписано ежедневно ходить в чугунных калошах в ближайшую церковь — каяться в грехах и упражняться в смирении. Благо Екатерининский собор был тогда через дорогу. Другая легенда гласит, что Севастьянов очень любил на досуге сидеть возле дома-дворца на скамеечке и наблюдать за восхищенными взглядами горожан и приезжих, время от времени лукаво спрашивая у прохожих: «А вы знаете, ЧЕЙ это дом?» Насколько правдивы эти байки, сказать сегодня трудно.

Впрочем, в одном Севастьянов был прав — дом действительно получился выдающийся, особенный. Сегодня он не только внесён в перечень объектов культурного наследия (памятников истории) федерального значения, но и в 2008 году был отчеканен в памятных серебряных монетах Центробанка серии «Памятники архитектуры России» — единственный из всех зданий города.

Остановка - Усадьба купца Тарасова

Усадьба Тарасова — историческое название комплекса зданий в центре Екатеринбурга, часть которого в настоящее время входит в архитектурный ансамбль резиденции губернатора Свердловской области. Купцы Тарасовы обосновались на набережной городского пруда в середине XIX в., купив старый каменный дом у наследников Г. Ф. Зотова — бывшего управляющего Кыштымского горного округа. С этого времени набережная называлась Тарасовской. Усадьба была возведена в пору господства в Екатеринбурге архитектуры классицизма.

Остановка - Литературный квартал

Парк Литературного квартала в самом центре Екатеринбурга идеален для прогулок, чтения книг на открытом воздухе, посещения концертов и проведения торжественных церемоний. А еще это одно из самых романтичных мест города. Именно здесь фотографы создают красивейшие love story для молодоженов, проводят живописные фотосессии

Остановка - Храм на крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших

Храм-памятник освящён в 2003 году на месте гибели семьи последнего российского императора Николая II в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Один из крупнейших храмов Екатеринбурга, место паломничества верующих со всей России. Это третий в России храм-на-крови: первый построен в Угличе на месте убийства царевича Дмитрия, второй — в Санкт-Петербурге на месте убийства императора Александра II. Храм воздвигнут на месте, где до 1977 года стоял печально известный дом инженера Ипатьева, в котором трагически оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, их дочерей Татьяны, Марии, Ольги, Анастасии и сына Алексея, придворного врача Боткина, лакея Труппа, горничной Демидовой и повара Харитонова.

Ссбор в русско-византийском стиле состоит из двух частей. Верхний храм освящён во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, нижний храм — во имя Святых Царственных Страстотерпцев. В цокольном этаже храма расположена мемориальная комната. Интересный факт С внешней стороны от нижнего храма к верхнему можно подняться по 23 ступенькам — ровно столько лет правил император Николай II и ровно столько ступеней в Ипатьевском доме вели с верхнего этажа на нижний, где находилась «расстрельная» комната.

Остановка - Свердловская государственная филармония

Свердловская государственная филармония начала свою деятельность в 1936 году концертом симфонического оркестра. В 1990 году Свердловский государственный оркестр был переименован в Уральский государственный филармонический оркестр, а в марте 1995 года получил звание «академический». Смена названия была продиктовано объективными факторами — город из «закрытого» превратился в «открытый», а в стране произошла смена политического режима. 26 мая 1998 года Приказом министерства культуры РФ № 294 концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».

Несмотря на перемены, Свердловская филармония осталась верна сформировавшимся за десятилетия новаторским традициям. Именно Свердловск, переименованный впоследствии в Екатеринбург, стал инициатором проведения на филармонической сцене первых авторских фестивалей современных композиторов — Софьи Губайдулиной, Валентина Сильвестрова, Авета Тертеряна, Арно Пярта, Гийя Канчели. В стенах филармонии состоялось несколько фестивалей фортепианных дуэтов и фестивалей гитарно-симфонической музыки. Получила развитие и история международных контактов в совместных российско-зарубежных проектах, в выступлениях зарубежных музыкантов с Уральским академическим филармоническим оркестром, в поездках оркестра в разные страны мира.

За последние годы екатеринбургская публика открыла для себя новые российские имена — Марк Дробинский, Алексей Любимов, Вадим Репин, Николай Луганский, Денис Мацуев, Борис Березовский, Игнат Солженицын.

Остановка - Дом -музей Метенкова

В экспозициях единственного на Урале фотомузея отображено полтора века развития фотографии в Екатеринбурге. Своим возникновением музей обязан Вениамину Леонтьевичу Метенкову. Вениамин Леонтьевич Метенков — известный на Урале фотограф-художник, член Русского географического общества и Уральского общества любителей естествознания, участник международных, общероссийских и уральских выставок, автор альбомов видов Урала, Екатеринбурга и других.

Благодаря работам Метенкова, одного из фотолетописцев Екатеринбурга конца XIX — начала XX века, можно узнать внешний вид многих несохранившихся зданий уральской столицы. В доме, где расположен музей, размещались квартира фотографа, ателье и магазин. Фотографический музей «Дом Метенкова» открылся 10 августа 1998 года. Музейная коллекция охватывает полтора века развития фотографии в Екатеринбурге: самый ранний снимок датируется 1863 годом, а самый поздний — 1999 годом. Главные темы экспозиции — история города и история страны глазами фотографов.

Один из залов музея воссоздает атмосферу старого фотографического ателье. Каждый месяц в выставочных залах музея сменяются две-три выставки современных фотографов. С 2005 года музей Метенкова проводит фотокроссы — творческие соревнования среди фотолюбителей. Виртуальные версии выставок публикуются на сайте музея.

Остановка - Музей истории Екатеринбурга

Музей истории Екатеринбурга ведет свою историю с 1940 года. После глобальной трансформации в 1995 году бывший Мемориальный музей Свердлова обрел новое имя и статус — музея истории города.

Миссия музея — изучать и популяризировать историю Екатеринбурга, способствуя консолидации городского сообщества. Для этого здесь проходят выставки, образовательные программы и научно-исследовательские инициативы по сбору, восстановлению и сохранению уникальных артефактов XVIII-XXI веков.

Музей истории Екатеринбурга активно работает с темами городской повседневности и городской культуры. Частные сюжеты и самые обычные предметы задают выставкам не-героическое, бытовое измерение, вместе с тем раскрывая историю города, передавая дух и смысл минувших эпох.

Традиционные способы музейного высказывания дополняются альтернативными способами работы с посетителями с задействованием самых различных каналов восприятия, вплоть до осязательных и обонятельных, углубляющих эксперимент по знакомству с городом.

Использование современных технологий позволяет посетителям музея совершать мгновенную «телепортацию», путешествуя из XVIII в век XXI; перевоплотиться в древнего художника и воспроизвести древнее наскальное изображение; познакомиться с феноменом «почетного гражданства» и выдающимися горожанами Екатеринбурга-Свердловска.

На базе музея работает Детский музейный центр — особое музейное пространство, стимулирующее творческую и познавательную активность детей. В его структуре объединены выставочный зал, театрально-исследовательскую зону и творческую мастерскую. Здесь проходят театральные и художественные мастер-классы, реконструкции народных праздников, интерактивные занятия по истории города.

Остановка - Фотографический музей "Дом Метенкова"

В экспозициях единственного на Урале фотомузея отображено полтора века развития фотографии в Екатеринбурге. Своим возникновением музей обязан Вениамину Леонтьевичу Метенкову. Вениамин Леонтьевич Метенков — известный на Урале фотограф-художник, член Русского географического общества и Уральского общества любителей естествознания, участник международных, общероссийских и уральских выставок, автор альбомов видов Урала, Екатеринбурга и других.

Благодаря работам Метенкова, одного из фотолетописцев Екатеринбурга конца XIX — начала XX века, можно узнать внешний вид многих несохранившихся зданий уральской столицы. В доме, где расположен музей, размещались квартира фотографа, ателье и магазин. Фотографический музей «Дом Метенкова» открылся 10 августа 1998 года. Музейная коллекция охватывает полтора века развития фотографии в Екатеринбурге: самый ранний снимок датируется 1863 годом, а самый поздний — 1999 годом. Главные темы экспозиции — история города и история страны глазами фотографов.

Один из залов музея воссоздает атмосферу старого фотографического ателье. Каждый месяц в выставочных залах музея сменяются две-три выставки современных фотографов. С 2005 года музей Метенкова проводит фотокроссы — творческие соревнования среди фотолюбителей. Виртуальные версии выставок публикуются на сайте музея.

Остановка - Колизей- первый городской театр

Здание кинотеатра «Колизей» – одна из интереснейших достопримечательностей Екатеринбурга: именно в этом здании располагался первый городской Театр и кинотеатр. Изначально городской театр в Екатеринбурге действовал в период с 1843 по 1912 годы в деревянном здании. Играла труппа антрепренера П. А. Соколова. В 1845 году по проекту архитектора К. Г. Турского для театра построили каменное здание. Средства на постройку были собраны екатеринбургским купечеством.

В ноябре 1896 года здесь прошел первый в Екатеринбурге сеанс кинематографа. Через год сюда приехали представители братьев Люмьер, давшие девять сеансов, которые покорили публику. В 1914 году театр был переименован в «Колизей», существующий в качестве кинотеатра и по сей день.

После революции «Колизей» переименовывается в кинотеатр «Октябрь». Прежнее название вернули лишь в 2002 году, когда компания «Киномакс» открыла здесь кинотеатр.

Остановка - Дом печати (типография)

Яркий образец конструктивизма, здание типографии «Уральский рабочий» было построено в 1930 году архитектором Голубевым. Композиция здания строится на объединении двух разных по протяженности корпусов вертикальным полукруглым объёмом лестничной клетки, выделенной на фасаде цветом. Возводился Дом печати с помощью инновационных по тем временам технологий — на железобетонном каркасе. Дом печати обладает узнаваемыми элементами конструктивистского стиля: длинным объёмом с плоской крышей, ленточными окнами, закругленным углом и опорой на столб.

Дом предназначался для размещения типографии «Уральский рабочий», образованной в 1926 году. Первоначально издательство осуществляло выпуск крупнейших на Урале газет — «Уральский рабочий» и «На смену!». После войны основной продукцией «Уральского рабочего», кроме газет, стали книги. В настоящее время «Уральский рабочий» — крупный медиа-холдинг. Его типография работает уже на другой площадке.

Интересный факт: здание Дома печати в 2010 году стало основной площадкой Уральской индустриальной биеннале современного искусства — проекта, переосмысляющего промышленное пространство в качестве культурного объекта и интегрирующего его в сферу искусства. Художники работают на действующих и пустующих промышленных производствах в Екатеринбурге — городе на границе Европы и Азии, на стыке индустриальной и постиндустриальной экономики.

Остановка - Университет

Уральский федеральный университет (УрФУ) имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Остановка - Театр оперы и балета

Городской театр оперы и балета построен по проекту В.Н. Семёнова. Театр открылся 12 сентября 1912 года оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя». Екатеринбургский театр оперы и балета — один из старейших в России. Здание театра начало строиться в 1903 году екатеринбургским архитектором К. Т. Бабыкиным по проекту петербургского архитектора В. Н. Семёнова, выигравшего открытый всероссийский конкурс. 12 сентября 1912 года состоялось торжественное открытие – давали оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя». Первой балетной постановкой нового театра в 1914 году стало произведение Риккардо Дриго «Волшебная флейта».

В 1919 году в сквере напротив Оперного театра был установлен памятник парижским коммунарам — пирамидальная деревянная стела, покрытая гипсовыми барельефами на темы Парижской Коммуны. В 1927 году обветшавшую стелу разобрали, а на её месте поставили памятник Якову Свердлову работы ленинградского скульптора М.Я. Харламова.

В советское время Свердловский театр оперы и балета стал одним из лучших в стране. В 1966 году получил статус академического. Дважды театр удостаивался государственных премий СССР. Здесь пели Александр Пирогов, Фатьма Мухтарова, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ирина Архипова, Юрий Гуляев, Борис Штоколов и многие другие. Сегодня Театр оперы и балета достойный столичного города – одна из ярких достопримечательностей Екатеринбурга.

Интересный факт: площадь, на которой располагается Театр оперы и балета, в XIX веке называлась Дровяной: здесь торговали дровами. Затем в 1896 году выстроили деревянный цирк, где наряду с цирковыми представлениями ставили драматические спектакли, а позже показывали кино. После установки в 1919 году памятника парижским коммунарам площадь получила новое название – площадь Парижской коммуны.

Остановка - Памятник Высоцкому

Памятник Владимиру Высоцкому в Екатеринбурге был установлен в феврале 2006 года неподалёку от гостиницы «Большой Урал». Место для памятника было выбрано неслучайно: именно в «Большом Урале» дважды останавливался Владимир Семёнович во время гастролей в 1962 году. В начале года он приехал в Свердловск в составе труппы московского Театра миниатюр, а к концу года Высоцкий перешёл в Театр имени Пушкина и снова отправился на гастроли по Уралу. «Кто может жить – здесь, тот ежеминутно совершает подвиг» – таким было первое впечатления Высоцкого о тогдашнем Свердловске. Впрочем, оно не лишило поэта вдохновения: именно здесь была написана одна из лучших песен Высоцкого «Весна ещё в начале».

Высоцкого, как и Пушкина, любят везде, и везде считают своим, потому и памятники им (или мемориальные доски, или названные их именами улицы) есть практически в каждом городе. Однако Екатеринбургский памятник - особенный. Он был одним из первых, изображающих Высоцкого не как борца, творца и трибуна, а как обычного счастливого человека – с гитарой и любимой женщиной.

Бронзовые фигуры Владимира Высоцкого и Марины Влади были выполнены в жанре городской скульптуры – без массивного постамента, в масштабе 1:1. Автор памятника – скульптор Александр Сильницкий, отливка фигур производилась кузнечной мастерской поселка Ново-Алексеевка Свердловской области. Автор идеи памятника (и его же главный спонсор) Андрей Гавриловский – владелец бизнес-центра Антей, у входа в который и поставили скульптуры. Приехали на открытие и друзья поэта.

В честь Высоцкого также названа одна из улиц Екатеринбурга и самое на сегодняшний день высокое здание (54 этажа, 188 метров) за пределами МКАД – небоскрёб Высоцкий, в котором несущие конструкции стилизованы под гитарные струны.

Остановка - Гостиница "Центральная"

Отель "Екатеринбург-Центральный" (ранее гостиница "Центральная") - это старейшая гостиница Екатеринбурга, которая была построена еще в 1926 году. В данное время отель "Екатеринбург-Центральный" полностью реконструирован и соответствует всем современным требованиям. Отель располагается на пересечении улиц Малышева и Белинского, в самом центре города, в 5 минутах ходьбы от исторического центра Екатеринбурга - Плотинки.

Остановка - Гостиница "Американские номера"

На новую ступень развития гостиничное дело Екатеринбурга перешло в 1839 году, когда Юлиян Новицкий и Богдан Брикнер впервые назвали своё заведение «гостиницей» и пообещали в рекламном объявлении: «Для приезжающих в здешний город равно и для проезжающих через оный мы предлагаем комнаты с освещением, отоплением и пристойной мебелью». ... В 1909 году гостиница получает новое название — «Американские номера». В 1915 году Екатеринбург посетил с гастролями Бальмонт и останавливался здесь

Остановка - Дом Скрябиной

Дом Е. Д. Скрябиной. Конец XIX века. Одноэтажный на цокольном этаже кирпичный дом расположен в центральной исторической части города в пойме реки Исеть, в квартале, ограниченном улицами Горького (бывшая 2-я Береговая), Малышева (бывший Покровский проспект). ... Образец жилой застройки города Екатеринбурга конца XIX века в формах эклектики.

Остановка - Центральная городская электростанция "Луч"

Это памятник не только исторический, но и архитектурный — изящное кирпичное здание выжило во многом благодаря своей красоте... История электрификации Екатеринбурга началась в 1885 году, когда в доме на улице Златоустовской, 5 (ныне улица Розы Люксембург) открылась первая контора «Товарищество П.Н.Яблочков и К° электрического освещения в России». ... До революции единственная крупная электростанция считалась городской достопримечательностью. Её даже размещали на открытках.

Остановка - Доходный дом купца Чувилдина

Косой дом — «дом Чувильдина» стоит в Екатеринбурге по адресу: по ул.Горького, 14а. Это бывший доходный дом купца Чувильдина, памятник истории и архитектуры. Косой дом, Екатеринбург. Он построен в начале XX века, его восточный фасад обращён на улицу Горького, а западный на реку Исеть. Вокруг Косого дома снесли всю историческую застройку и теперь стоит он один сиротой. Прямо рядом с ним расположен известный памятник клавиатуре, поэтому дом еще в шутку начали называть «Системным блоком».

Остановка - Памятник клавиатуре

Памятник клавиатуре, один из самых оригинальных памятников Екатеринбурга, создан в 2005 году по замыслу художника Анатолия Вяткина в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» и является первым в мире памятником клавиатуре. Открыт он 5 октября 2005 года.

Памятник представляет из себя 86 вкопанных в землю бетонных клавиш. Каждая клавиша весит от 80 до 500 килограмм. Как можно догадаться, самая тяжелая клавиша весом в полтонны — это пробел. На клавишах нанесены привычные для каждого пользователя обозначения. Общая площадь памятника составила 4 на 16 метров. Рядом с клавиатурой стоит старый кирпичный дом, который после появления памятника в шутку прозвали системным блоком.

Вокруг памятника вскоре после его открытия возникли свои приметы и поверья. Считается, что если прыгая с буквы на букву набрать на клавиатуре свое желание, а затем двумя ногами нажать на клавишу «Enter», то желание обязательно сбудется. Это не так-то просто, как может показаться. А те, кто хочет начать новую жизнь, «перезагружаются», набрав «Cntr», «Alt» и «Delete».

Культурологи рассматривают этот памятник как символическое соединение европейских и азиатских ценностей: фактически это не только памятник предмету пришедшей с Запада технологической культуры, но и ландшафтная композиция, своего рода восточный сад камней. Недалеко от каменной клавиатуры находится еще один интересный монумент — памятник группе «Битлз» — первый и пока единственный в России.

Остановка - Памятник группе «The Beatles»

Екатеринбургский памятник легендарной группе «The Beatles» - первый и пока единственный в России.

Памятник представляет собой силуэты участников группы «Битлз», вмонтированные в кирпичную стену. Их размер чуть больше реального человеческого роста. Рядом с памятником на стене выведены слова : «The love you take is equal to the love you make». Это слова из одной популярной песни ливерпульской четверки. Тут же на стене – надписи фанатов группы.

Деньги на композицию самостоятельно собирали энтузиасты - участники уральского «Битлз-клуба».

Монумент создан по проекту «Битлз на стене» Вадима Окладникова. По словам создателей памятника – участников уральского Битлз-клуба – памятник решили сделать контурным неспроста. Ведь для советских подростков 60-70-х годов группа «Битлз» была недостижимой мечтой, чем-то эфемерно-воздушным. Более того, за прослушивание их песен советская тоталитарная система нещадно карала.

Этот памятник – своего рода символ того, как мечта воплотилась в реальность.

Контуры легендарных музыкантов в 2007 году отлили из чугуна на заводе в небольшом городке Михайловск на юге Свердловской области, директор которого тоже оказался бывшим битломаном. Что любопытно, контур Джона Леннона отливали как раз в день его рождения.

После этого на берегу Исети специально для памятника построили кирпичную стену, а пространство перед памятником выложили из черного полированного гранита.

Торжественное открытие состоялось 23 мая 2009 года. Оно стало настоящим событием в культурной жизни Екатеринбурга. Открыть памятник доверили участникам известной группы «The Quarryman», которая была основана еще Джоном Ленноном.

Екатеринбургский памятник битлам можно легко найти на набережной реки Исети, на левом берегу чуть ниже моста по улице Малышева.

Остановка - Комплекс зданий ДОСААФ

Площадку для строительства зданий ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. — Прим. ред.) выбрали в районе старого административного центра города, на месте толкучего рынка, располагавшегося вокруг церкви Великомученика Максимилиана. Спортивному комплексу был отведён квартал в границах улиц Малышева, Воеводина, 8 Марта и проспекта Ленина. Именно на это время — начало 30-х годов — приходится пик возведения спортивных объектов в Екатеринбурге (комплекс «Динамо», например, строили в 1934 году). Так что и «Дом обороны» должен был стать мощным символом спорта и непобедимости советской армии и флота.

Изначально проект был очень внушительным. Помимо клуба и спортивного техникума, проектировали жилой сектор, спортивный зал и зрелищный павильон. Кстати, город действительно ждал появления нового городского символа. Планировалось, что комплекс займёт весь квартал, а архитектурной доминантой станет гигантский купол, под которым расположится стадион. Полностью реализовать проект не удалось — ограничились клубом и учебным корпусом. В итоге здание клуба решили выполнить в излюбленной форме конструктивистов — в виде корабля. Со стороны улицы Малышева он действительно его напоминает. Кроме того, на крыше выдвинутого вперёд первого этажа, образующего нос корабля, установили самолёт. Изначально это был первый советский учебный самолёт-биплан У-1, позже его заменили спортивным ЯК-55.

Сегодня здание оказалось зажатым в тиски новостроек, бизнес-центра и вновь возведённой церкви и немного потерялось на их фоне. С другой стороны, Дом обороны нельзя назвать незаметным, и любой желающий может легко ознакомиться с этим памятником конструктивизма, зайти внутрь и даже подняться по лестнице с типичным для этого архитектурного стиля сплошным остеклением.

Остановка - Храм- колокольня "Большой Златоуст"

Храм-колокольня во имя Святого Великомученика Максимилиана построен в 1876, разрушен в 1930 и воссоздан в 2006-2013 годах. Максимилиановский храм был заложен в 1847 году.

Своё народное название − Большой Златоуст – он получил в связи с тем, что изначально закладывался как колокольня действующей рядом небольшой церкви, один из приделов которой был освящён во имя святителя Иоанна Златоуста (эту церковь стали звать Малым Златоустом). Сыграли свою роль и звучные колокола храма, самый крупный из которых был четвёртым по величине в Российской империи.

После прихода советской власти храм действовал до 1930 года, хотя в его подвале разместилось овощехранилище, а в 1922 году состоялось изъятие церковных ценностей. В 1930 году храм был взорван. Освободившаяся после взрыва колокольни площадь не пустовала, там сначала поместили скульптуру «Ленин и Сталин в Горках», а затем 12-метровый памятник уральскому революционеру Ивану Малышеву, погибшему во время Гражданской войны. После принятия решения о восстановлении Большого Златоуста памятник Малышеву был перенесён на другое место. Первый камень возрождающегося храма Большой Златоуст был заложен 14 октября 2006 года. В 2008 году на колокольню был поднят главный колокол.

Интересно, что в старом Екатеринбурге Большой Златоуст был самым высоким зданием: высота его купола с крестом составляла 77,2 метра

Остановка - Дом контор

Дом контор — историко-архитектурный памятник (объект культурного наследия регионального значения), построенный в Свердловске (Екатеринбурге) в 1929 году.

Остановка - Улица Вайнера

Улица Вайнера — одно из самых популярных мест Екатеринбурга среди туристов. Это одна из немногих пешеходных улиц города, так называемый уральский Арбат.

Эта улица в самом центре города получила свое современное название в 1919 году по фамилии большевика Л.И. Вайнера, погибшего на фронтах Гражданской войны. До революции она была известна как Успенская. Такое название возникло от церкви Успения Божией Матери в Ново-Тихвинском монастыре, которая была хорошо видна с этой улицы. Это одна из самых старых улиц города. Сейчас о прежнем названии улицы напоминает расположенный здесь популярный торговый центр «Успенский».

В XIX веке эта улица превратилась в торговую, появились многочисленные магазины и лавки. Наиболее известны были магазины братьев Агафуровых, Ижболдина, Сытина и т.д. Торговый дом братьев Агафуровых в Екатеринбурге знали все. В настоящее время торговое значение улицы сохраняется.

На Вайнера немало памятников архитектуры: здания «Пассажа», типографии «Гранит», бывшее здание Русско-Азиатского банка, дома Е.А. Телегина, Е.А. Хребтовой, Н.В. Лазарева, Блиновых, Второва, Косминых и других.

На улице Вайнера находится музей изобразительных искусств. Мемориальная доска на этом здании напоминает, что здесь в военные годы хранилась эвакуированная из Москвы коллекция «Эрмитажа».

На улице Вайнера, чуть в стороне от туристической суеты, находится святая святых для краеведов – Государственный архив Свердловской области (ГАСО).

Улица не велика. Ее длина около полутора километров (пешеходная часть улицы при этом – примерно 970 метров). Улица вытянута с севера на юг, от улицы Антона Валека до улицы Куйбышева. При этом улица Вайнера вошла сразу в два района Екатеринбурга: Верх-Исетский и Ленинский.

Пешеходная часть улицы — от проспекта Ленина и почти до улицы Куйбышева. Под улицами Малышева и Радищева для удобства пешеходов построены подземные переходы.

Облагораживали улицу поэтапно: сначала от Ленина до Малышева, затем от Малышева до Радищева и уже в последнюю очередь от Радищева до Куйбышева. Пешеходная часть улицы вымощена плиткой, для жителей и гостей города установлено множество скамеек.

За последние годы на Вайнера установили множество оригинальных бронзовых памятников и их число постепенно растет.

Остановка - Площадь 1905 года

В ноябре 1919 года Кафедральную площадь переименовали в площадь 1905 года. Назвали ее так в память о событиях 14 октября 1905 года. В тот день в Екатеринбурге состоялась политическая стачка, в которой участвовали железнодорожники, рабочие Верх-Исетского завода, завода Ятеса и Злоказовской фабрики. В итоге молебен в Кафедральном соборе в честь выхода манифеста Николая II «К русскому народу» превратился в митинг с участием Якова Свердлова. Митинг был разогнан властями, в результате чего два человека получили смертельные ранения и еще 14 пострадали.

В 1930 году Кафедральный собор взорвали, заодно уничтожили и мраморный постамент. Примерно в то же время по площади проложили трамвайные линии и установили гранитную трибуну. В 1957 году трибуну реконструировали и установили памятник Ленину. Именно на этой трибуне всегда стояли местные вожди на особо важных парадах.

Площадь покрыта не асфальтом, как большинство площадей и улиц, а брусчаткой. Любопытно, что впервые площадь вымостили брусчаткой еще в XIX веке.

К площади обращено здание администрации Екатеринбурга, одна из главных достопримечательностей города. Когда-то на этом месте стоял самый обычный одноэтажный гостиный двор. В 1902 году он был уничтожен пожаром, но вскоре городские власти его восстановили, увеличив этажность в два раза.

Остановка - Дом актера в Екатеринбурге

Дом Актера – официальная резиденция Свердловского отделения – памятник истории и культуры, камерный особняк XIX века, построенный в 1890 году по проекту главного архитектора Екатеринбурга Юлия Дютеля. Особняк находится в пользовании Отделения с 1981 года. На средства театрального сообщества целиком восстановлен его исторический облик, вплоть до уникальных старинных паркета и лепнины потолков, рисунок которых не повторяется ни в одной из гостиных, а также большого камина – шедевра камнерезного искусства

Остановка - Мужская гимназия им. Александра II (гимназия №9)

Каменное трехэтажное здание гимназии расположено в историческом центре Екатеринбурга в границах бывшего города-крепости XVIII века. Первоначально здание предназначалось для Уральского горного училища. К 1840-м годам оно стало ведущим учебным заведением края по подготовке специалистов горного дела. Было решено выстроить для его размещения трехэтажный корпус. Согласно проекту, необходимо было «построить горное училище напротив Уральского горного правления… в здании училища устроить помещения для 100 учеников, с разделением его на две половины: одна для дворян, а другая для детей нижних чинов».

Строительство училища началось в 1849 году и завершилось в 1852 году по проекту архитектора К.Г. Турского. Официальное открытие здания училища состоялось в 1853 году. Через несколько лет училище было переведено в другое здание, а в корпусе разместилась мужская гимназия. В 1914 году по проекту архитектора К.Т. Бабыкина в восточной части участка был возведен гимнастический корпус гимназии.

В начале 1903 года с целью сплотить местные социал-демократические силы и упрочить влияние «Искры», на Урал в Екатеринбург прибыли: С. Залкинд, П.Г. Смидович, М. Лурье. Вокруг них объединились и местные сторонники «Искры». Ими были организованы кружки, которым отводилась огромная роль в идеологической закалке большевиков и передовых рабочих. Такого рода кружки были организованы в здании гимназии.

В 1918-1919 годах в здании находился штаб Сибирской Армии – воинское соединение, сформированное в мае-июне 1918 года и отступившее под ударами Красной Армии в Зауралье в июне 1919 года.

После 1919 года здесь какое-то время располагался штаб Уральского военного округа, в 1930-е годы находилась школа имени Горького Ежовского райсовета, а в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в здании размещался эвакогоспиталь.

Остановка - Набережная рабочей молодежи

На́бережная Рабо́чей Молодёжи — одна из старейших улиц Екатеринбурга, расположенная вдоль правого берега Городского пруда Екатеринбурга в жилых районах «Центральный» и «Визовский» (частично, к северо-западу и западу от улицы Челюскинцев) Верх-Исетского административного района города. До 1919 года современная набережная состояла из трёх частей. На участке от Главного проспекта (проспект Ленина) до Большой Съезжей улицы (улица Антона Валека) находилась Гимназическая набережная;

Остановка - Исторический сквер

Исторический сквер среди горожан называют Плотинкой. Именно с этого места начинался Екатеринбург; здесь весной 1723 года по указу императора Петра I началось строительство железоделательного завода.

Общая площадь сквера составляет 8 га. На левом берегу Исети была построена музейная зона, на правом берегу – мемориальная. В музейную зону входят сохранившиеся исторические здания: ворота, фрагменты ограды на верхней террасе восточной части сквера. Кроме того, сохранился и памятник гидротехнического искусства – плотина городского пруда. Здесь же разместили экспозицию старинной техники XIX века музея архитектуры и промышленной техники Урала. В старинных постройках зданиях железоплавильного завода находятся музей изобразительных искусств и отдел природы краеведческого музея. В водонапорной башне нашлось место для музея кузнечного дела.

Площадь, которая прилегает к подпорной стенке с барельефом – это мемориальная зона. Южнее располагается сад камней. Там продемонстрированы различные минералы Урала.

Ныне Исторический сквер – место народных гуляний и праздников. Здесь часто проводят городские мероприятия. Летними вечерами в сквере работают светомузыкальные фонтаны.

Остановка - Водонапорная башня

Водонапорная башня у плотины городского пруда построена в 1880-х годах для обслуживания екатеринбургских железнодорожных мастерских. Нижняя часть шестигранного объёма водонапорной башни выложена из гранитных блоков, верхний ярус — деревянный. Двухъярусный объём венчается фонарём. В 1972-1973 годах из башни был убран металлический бак, заменены деревянные части.

Водонапорная башня — один из узнаваемых символов Екатеринбурга. В летнее время в башне работает музей «Метальная лавка», посвященный кузнечной культуре Урала XVIII–XIX веков.

Железнодорожные мастерские Екатеринбурга работали в конце XIX века на месте механической фабрики и Монетного двора. Первая для Екатеринбурга железная дорога была построена в 1878 году: это был отрезок Пермь — Екатеринбург. Для ремонта локомотивов, работавших на паровых двигателях, было построено специальное ответвление от основной железнодорожной магистрали. Оно в то время проходило через весь центр города, от улицы Восточной вдоль Покровского проспекта (сегодня улица Малышева) до механических мастерских.

-
Пешком
Описание

В Екатеринбурге действует уникальный пешеходный туристский маршрут «Красная линия Екатеринбурга», включающий 35 достопримечательностей: памятники, купеческие усадьбы, улицы и площади. Все достопримечательности связаны красной разметкой на асфальте и отображают историю развития города через архитектурные памятники-объекты и современные здания.

Маршрут замкнутый, общей протяженностью 6,5 км и продолжительностью 2,5 часа начинается от памятника Татищеву и де Геннину. Среди объектов маршрута самое старое здание Екатеринбурга и нулевой километр, указывающий расстояние до столицы государства, легендарные особняки и интересные музеи, креативные памятники и оживленные улицы города.

Вы можете ознакомиться с объектами самостоятельно с аудиогидами на русском и английском языках, либо в составе экскурсионной группы. В период проведения Чемпионата мира по футболу будут организованы группы на регулярной основе с экскурсоводами, проводящими экскурсии на иностранных языках.

Форма организации маршрута
[ не задано ]
Форма организации по категории потребителей
[ не задано ]
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
[ не задано ]
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
[ не задано ]
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
[ не задано ]
Категория туристов на маршруте
[ не задано ]
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
[ не задано ]
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
[ не задано ]
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
[ не задано ]
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...