ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Маршрут с аудиогидом «Кунгур на Сибирском тракте»

Маршрут с аудиогидом «Кунгур на Сибирском тракте»

Что дают лайки?
Номинация: Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
Маршрут с аудиогидом «Кунгур на Сибирском тракте»
Полное название:

Маршрут с аудиогидом «Кунгур на Сибирском тракте»

Приволжский ФО, Пермский край, г. Кунгур
  • Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Пуп Земли и Кораблик

Наше путешествие по Сибирскому тракту, который проходил и через Кунгур, начинается от «Пупа земли», в самом центре города. Памятный знак был установлен в 2007 году и свидетельствует о любви и уважении кунгуряков к своему городу. В истории Кунгура были времена, когда он был центром – Пермской провинции с 1737 г., а после – Кунгурского уезда Пермской губернии.

Сегодня город Кунгур – один из известных культурных и туристических центров России, куда ежегодно приезжают тысячи гостей. Если Вы посмотрите на этот памятник, то увидите, что его окружает кольцо с названиями известных городов мира. На нем указано расстояние, которое разделяет этот старинный город от мировых столиц. С каждым из этих городов Кунгур связан экономическими или культурными связями. Местные жители и гости считают, что если прикоснуться к «Пупу земли» и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Место для знака «Пуп земли» выбрано неслучайно. Именно здесь пересекались основные торговые магистрали. Кроме Сибирского, через Кунгур проходили Бирский и Гороблагодатский тракты. Здесь же, на берегу реки Сылвы, располагались две пристани – пассажирская и грузовая, работали лодочная и паромная переправы. А теперь предлагаем продолжить наше путешествие по Сибирскому тракту – вверх по лестнице, по улице Гоголя до Кунгурской библиотеки им. Хлебникова. Именно здесь проходила большая часть Сибирского тракта. Вдоль неё были разбиты торговые площади, возведены магазины и гостиницы, купеческие и мещанские особняки, общественные сооружения. Все это Вы сможете увидеть, поднимаясь вверх по лестнице.

Сибирский тракт был известен не только как дорога купцов. По нему ехали военные, чиновники, путешественники и учёные. Через Кунгур пролегали маршруты научных экспедиций, одной из которых руководил Витус Беринг. По Сибирскому тракту ездили чиновники всех рангов. Осенью 1824 года с Урала в Петербург возвращался с многочисленной челядью Александр I, а в 1837 году пронеслись курьерские тройки будущего императора Александра II. Путешествие по российским дорогам так впечатлило Александра I, что по возвращению он утвердил новые правила по устройству трактов. Под дорогу отводили полосу шириной тридцать сажен (около шестидесяти метров), из них восемь-десять сажен - непосредственно для проезжей части, а по пять сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей.

Остановка - Библиотека Хлебникова

Трудно себе представить, что после революции в Кунгуре были закрыты библиотеки всех учебных заведений и действовала только одна библиотека – Хлебниковская. Началом ее послужило завещание известного путешественника Кирилла Тимофеевича Хлебникова, в котором он передавал свое личное собрание книг городу с целью открытия публичной библиотеки. В завещании он писал: «Я надеюсь, что кунгурское общество не будет невнимательно к желанию моему способствовать образованию нового поколения моих сограждан...». Кунгурская публичная библиотека была открыта в 1840 году и с самого начала носила имя Хлебникова. В советское время библиотека была названа в честь Мамина-Сибиряка, но жители города всегда называли ее «хлебниковской».

Остановка - Малый гостиный двор

Это нарядное здание появилось в конце XIX века. Его построил кунгурский купец Михаил Иванович Грибушин. Во время торжественного открытия нового магазина он передал его в дар городскому обществу. Этот подарок был связан со 100-летием со дня окончания осады города войсками Пугачёва. Согласно воле дарителя, половина доходов от сдачи лавок в аренду должна была идти «на содержание стипендиантов в высших учебных заведениях для детей беднейших граждан, чтобы на будущее иметь городу своих медиков, ветеринаров и бухгалтеров».

В архитектуре Малого гостиного двора видны восточные мотивы – на фронтоне расположены две башенки, напоминающие китайские пагоды. Свой капитал Михаил Иванович Грибушин заработал на торговле чаем, который возил из Китая. Сибирский тракт, главная дорога страны, в старину имел ещё одно название – чайный путь. По нему из далёкой забайкальской Кяхты ехали обозы, гружённые фактурами китайского чая, который постепенно из баснословно дорого и экзотического напитка превратился в традиционный напиток повседневного обихода, стал любим многими, невзирая на сословия. В 2007 году в Малом гостином дворе был открыт Музей истории купечества. Его экспозиция рассказывает о торгово-промышленной истории купеческого города, о том времени, когда Кунгур считался чайной столицей Российской империи.

Остановка - Городовой магистрат

Рядом с Малым гостиным двором стоит двухэтажное здание бывшего Городового магистрата (ул. Гоголя, 36). Это самое древнее сооружение гражданского зодчества Кунгура. Здание построено на Сибирском тракте в середине XVII века и напоминает крепость. Толщина его стен – больше метра. В старину здесь были Городовой магистрат – орган городского самоуправления, а также пересыльный острог. Улица, на которой он стоит, называлась Острожной, а Сибирский тракт в народе - «Великим кандальным путем». Каторжан вели в Сибирь по сто-двести, иногда по пятьсот человек. Их заковывали в кандалы и связывали друг с другом. Особо опасных преступников летом везли в открытых телегах, а зимой в розвальнях, усаживая друг против друга по три человека, сзади связывая веревками, а позади саней ехал надзиратель с ружьем. По Сибирскому тракту в ссылку через Кунгур проследовали декабристы и их жены, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский и тысячи неизвестных наших соотечественников.

В советское время здание Городового магистрата хотели снести. Для его спасения кунгурские краеведы сочинили легенду, что в нём по пути в сибирскую ссылку останавливался писатель-революционер Радищев. Сейчас здесь находится Краеведческий музей.

Остановка - Сквер Губкина

Рядом с Краеведческим музеем располагается небольшой сквер. В центре сквера установлен памятник кунгурскому купцу Алексею Семёновичу Губкину, крупнейшему чаеторговцу и меценату Российской империи.

Авторы монумента – пермяки Николай Хромов и Александр Шипигузов. До Губкина чай продавали большими ящиками – цыбиками, каждый весом в два-три пуда. Стоил такой ящик столько же, сколько небольшой деревянный дом. Именно Губкин придумал чай продавать сначала на развес, а потом расфасовывать его в красочные упаковки. О чае кунгуряки знали уже в XVII столетии. Из-за высокой цены широкого распространения этот напиток в среде кунгурских граждан в то время так и не получил. Даже в середине XIX века некоторые из кунгуряков пренебрежительно называли чай «китайскими вениками». Зато этот напиток снискал популярность у всех едущих по Сибирскому тракту, они могли побаловаться чайком на почтовых станциях, ожидая смены лошадей. Знаковой датой кунгурской чайной истории стал 1840 год, когда двадцатичетырёхлетний Алексей Семёнович Губкин основал свою чайную фирму. Для купца всё началось с крупного риска, но выгодный обмен с китайцами и долгий путь обратно все же оправдались. Ароматный товар был успешно реализован, вырученные деньги вложены в чайное дело, которое спустя несколько десятилетий стало считаться одним из крупнейших в России. Предпринимательское чутьё и природная смётка помогли купцу из уездного Кунгура стать лидером отечественной чаеторговли. На средства Губкина в Кунгуре было открыто первое на Урале техническое училище, распахнула двери Елизаветинская рукодельная школа. Всё это принесло ему славу одного из крупнейших меценатов России.

Остановка - Огромный самовар

Огромный самовар появился в Кунгуре в 2009 году в память о ремесленниках города. В XIX веке в городе работали самоварные фабрики, их продукцией торговали не только в Кунгуре, Перми, Екатеринбурге, но и на знаменитой Ирбитской ярмарке. Изготавливали в Кунгуре и специальные дорожные самовары. Путешественники, которым доводилось проезжать по Сибирскому тракту через Кунгур зимой, согревались чаем в трактирах, постоялых дворах и чайных, покупали в дорогу чай и самовары.

Остановка - Номера Щербакова

Рядом с самоваром расположено двухэтажное здание в стиле историзма. Здесь размещается администрация Кунгурского муниципального района (ул. Советская, 26), а в начале XX века была гостиница «Номера Щербакова».

В Кунгуре, как и в других российских городах, самыми распространёнными местами отдыха для приезжающих были постоялые дворы. Для более солидной публики, путешественников, артистов, купцов, а позднее и туристов, предназначались гостиницы. Одна из них была построена в начале ХХ века кунгурским купцом Щербаковым. Номера Щербакова находились в самом центре торгового Кунгура. Рядом проходил Сибирский тракт. Гостиничные номера были обставлены с роскошью: кровати с пружинными матрасами, мраморные умывальники, гардеробы, комоды, венская мебель. Для удобства приезжающих в здании открыли и ресторан. Осенью 1918 года дом оказался в центре военно-политической жизни Кунгура. Здесь находился штаб 30-ой стрелковой дивизии. Ею руководил Василий Константинович Блюхер. После гражданской войны здесь размещался Дом крестьянина. В городской газете «Искра» о нем писали: «Существует такой дом, где за 15 копеек в сутки каждый из приезжающих имеет теплую комнату, постель, комнату для умывания, бесплатный чай, дешевый обед, и совет, и справку по любому вопросу».

Остановка - Усадьба купца Дубинина (Администрация г. Кунгура)

Усадьба купца Дубинина (ул. Советская, 26), построенная в 1883 году. Особняк из красного кирпича с мезонином украшают декоративные детали из тёсаного камня. Балконы и крыльцо обрамлены ажурными металлическими решетками. Владельцем дома был купец I гильдии Ефим Яковлевич Дубинин. В настоящее время в Дубининском особняке находится Администрация города Кунгура.

От Дубининского особняка открывается замечательный вид на реку Сылву и засылвенскую часть Кунгура. Река в этом месте делает плавный поворот. Справа виден подвесной пешеходный мост через Сылву и горнолыжная база «Светлячок». Украшением засылвенской части города является приходский Спасо-Преображенский храм – белоснежный с лазоревыми главками на изящных шейках. Храм - памятник уральского барокко построен во второй половине XVIII века попечением кунгурских купцов Хлебниковых. На площадке у здания администрации города открывается одна из лучших панорам Кунгура. Напротив здания городской администрации установлена стела с гербом города Кунгура. Свой герб – официальный отличительный знак - Кунгур получил в 1783 году по указу Екатерины II. В центре геральдического щита изображен рог изобилия «с сыплющимися из него колосьями разного хлеба «во означение, что земледелие с успехом производится в уезде сего города», как было написано в указе императрицы.

Остановка - Тихвинский храм

Рядом с усадьбой Дубинина возвышается ансамбль Тихвинской церкви, построенной во второй половине XVIII века на средства кунгурского воеводы Матюнина. Главным сокровищем Тихвинской церкви была чудотворная икона Богоматери Тихвинской.

Она, согласно легенде, спасла Кунгур от пугачёвских войск во время последнего штурма города. Тихвинский храм - памятник двух эпох. Просторная трапезная, притвор и колокольня принадлежат концу XIX века. Их строительство финансировал именитый чаеторговец Алексей Семёнович Губкин. Оштукатуренный и побелённый четверик храма относится к XVIII столетию, а кирпичная часть возведена в традициях эклектики конца XIX века. Колокольня Тихвинской церкви – самая высокая в Кунгуре. С её смотровой площадки открывается удивительный вид на Кунгур с высоты птичьего полёта.

От Тихвинской церкви пройдите по улице Ситникова до пересечения с улицей Октябрьской и поверните направо на улицу Октябрьскую.

Остановка - Особняк Юхневых (Художественный музей)

Ремесленные традиции Кунгура уходят в глубь веков.

Искусными мастерами были местные оружейники, резчики по дереву, иконописцы, ювелиры, мастера по изготовлению колёс, дуг, колокольчиков. Их товар приобретали и местные ямщики, и те, кто ехал через Кунгур по Сибирскому тракту на запад и восток Российской империи. Славились своим искусством и кунгурские гончары. Далеко за пределы Пермской губернии увозили они на продажу красивую и прочную керамическую посуду. Зелёные чайники охотно покупали жители Бухары и Коканда. Они почитали зелёный цвет как священный для каждого мусульманина. О художественных промыслах и ремёслах как старого, так и современного Кунгура рассказывает экспозиция Художественного музея.

Здесь же можно стать участником мастер-классов по лепке из глины, взять в руки кисть и расписать пасхальное яйцо или сувенирный тепловой аэростат.

Остановка - Сквер воздухоплавания

В старину Кунгур притягивал торговый люд тремя ежегодными ярмарками: январской, июньской и ноябрьской.

С 2002 года многочисленных гостей города привлекает «Небесная ярмарка». Сейчас она является одним из брендов Пермского края. С этим фестивалем связано создание парка воздухоплавания. Его торжественное открытие состоялось 4 июля 2009 года.

В центре парка установлена бронзовая скульптура отрока Никитки. Легенда рассказывает, что во времена Ивана Грозного мальчик, мечтая летать как птица, прикрепил самодельные крылья и прыгнул с колокольни храма в Москве. За свой небывалый полёт он был жестоко казнен царём. В российской истории храбрец и мечтатель остался как Никитка-летун, а его образ стал символом всех видов воздухоплавания.

Авторы памятника – пермяки Алексей Залазаев и Геннадий Сорокин.

Остановка - "Кунгурские сладости"

На углу улиц Ленина и Октябрьская находится небольшой магазин «Кунгурские сладости». Здесь можно приобрести самые свежие и очень вкусные пряники, ирис, шербет, натуральный лимонад, сделанные местными производителями. Для Кунгура изготовление пряников – традиционный промысел, ведь пряник – лучшее дополнение к душистому чаю из самовара. В конце XIX века в городе было три пряничных завода. Особенно славились в городе колпаковские пряники, сделанные в мастерской купца Якова Колпакова.

В 2011 кунгурский пряник году занял достойное место в Музее Пряника города Городца, рядом с тульским, покровским и архангельским. Напротив магазина Кунгурские сладости – на перекрестке улиц Октябрьская и Ленина – Гончарная лавка. Здесь можно приобрести работы из камня, дерева, лозы, берёсты, текстиля, а также знаменитую на всю Россию кунгурскую керамику. Гончарный промысел – традиционное занятие жителей города. Кроме этого, в магазине можно выбрать сувениры из уральского «лунного камня» - селенита, ювелирные украшения, а также работы местных художников.

Остановка - Магазины Ковалевых

Слева – на перекрестке улиц Ленина и Советской выделяются два каменных особняка. Здания построены на рубеже XIX-XX веков в псевдорусском стиле. Они принадлежали купцам Ковалёвым. Здание, расположенное по ул. Ленина, 25, известно как мануфактурный магазин. Нижний этаж занимали торговые помещения, второй этаж был служебным. До революции улица Ленина назвалась Успенской и была намечена на первом плане Кунгура в конце XVIII века. Вдоль неё располагались торговые лавки и дома купцов и мещан. Сегодня здесь сохранилось немало зданий, построенных в XIX-начале XX веков. Одно и двухэтажные дома, каменные или полукаменные, почти все дома имели дворы, огороженные каменными стенами или деревянными заборами. Некоторые дома имели открытую веранду или балкон, на которых хозяева отдыхали в тёплое время года.

Остановка - Соборная площадь

Мы находимся в самом сердце старого Кунгура, на Соборной площади, где и зародился город. Есть разные объяснения происхождения слова «кунгур». По-татарски оно означает «бурый», «смуглый», что связано с темным цветом воды в реке, на которой впервые возник город. Но возможно, что это личное тюркское имя, которым обозначалась территория проживания рода.

Особенностью истории Кунгура является тот факт, что поселение с таким названием возникало дважды. В 1648 году в устье речки Кунгурки был построен острожек. Небольшое селение располагалось на территории нынешнего Кунгурского района. А через некоторое время, башкиры внезапно напали на Кунгур и сожгли его. Жители были убиты или уведены в плен. Но царь Алексей Михайлович не собирался отказываться от планов окончательного присоединения к Русскому государству этих земель. И в 1663 году в междуречье Сылвы и Ирени заложили новую деревянную крепость. Согласно преданию, здесь находилось русское село Мысовское. Сейчас, на Соборной площади, вы находитесь на месте бывшей крепости. Обратите внимание, что расположена она была на горе, возвышающейся над поймами рек Сылвы и Ирени. Соборная площадь получила своё название по двум главным храмам Кунгура. Но Благовещенский и Богоявленский соборы до нашего времени не сохранились, они были уничтожены в 30-е годы XX века. От православного ансамбля Соборной площади уцелела только Малая Алексеевская церковь. Она была перестроена в конце XIX века из одноимённой часовни. Храм вы можете видеть в левой части площади. Это одноэтажное здание, увенчанное главкой с крестом. Рядом с ней виден ажурный металлический крест на каменном постаменте, окруженный чугунной решеткой. Поклонный крест был установлен в честь двухтысячелетия христианства.

Остановка - Гостиный двор

Еще в конце XVIII века вдоль соборной ограды стояли церковные лавки. Они сдавались купцам в аренду. Здесь начинался знаменитый кунгурский рынок. Справа от вас на Соборной площади находится Гостиный двор – своеобразный символ купеческого Кунгура. Он был построен во второй половине XIX века по проекту архитектора Карвовского. Здание в плане имеет форму замкнутого восьмиугольника. Фасады торговых рядов окружены галереями. Они придают сооружению монументальность и торжественность. Сегодня в Гостином дворе расположены различные магазины, а жители Кунгура называют его «Круглый».

Остановка - Городская управа

Впереди, на краю площади вы видите трехэтажное светлое здание в стиле классицизм. Это бывшая Городская управа. Здание построено в XIX веке. В то время это здание было самым высоким в Кунгуре, уступало только храмам. Второй и третий этажи отвели для администрации. Их кабинеты заняли Кунгурская городская дума, городская, мещанская и ремесленная управы. Помещения первого этажа сдавались в аренду. В четырнадцати лавках торговали не только мануфактурой и галантереей, но и аптечными товарами. В советское время в здании размещались различные учебные учреждения. Здание городской управы – настоящее украшение Соборной площади.

Остановка - Обелиск Пугачеву

Перед зданием Городской управы вы видите обелиск из серого мрамора с ажурной металлической оградой. На нем установлены плиты с вензелями Екатерины II и Александра III, а также плита с надписью «Благодарные потомки храбрым предкам». Памятник был открыт в 1893 году, автор проекта Николай Воскресенский – первый городовой архитектор Кунгура. Обелиск сооружен в честь защиты города от войск Емельяна Пугачева, руководителя крестьянской войны второй половины XVIII века. Памятник защитникам Кунгура от пугачевских войск сохранился почти в первозданном виде. В советское время с верхней части обелиска был убран двуглавый орел. А сам монумент был объявлен памятником крестьянской войне и ее руководителю - Емельяну Пугачеву, народному герою. Но политкорректная надпись на обелиске «Благодарные потомки храбрым предкам», придуманная мудрыми жителями Кунгура, не делит предков на правых и виноватых, а просто хранит о них память.

Остановка - Площадь Победы

Рядом с Соборной площадью, напротив Гостиного двора, находится площадь Победы, на краю которой в честь кунгуряков, танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса, был установлен легендарный танк Т-34. В 1943 году в Кунгуре находился штаб танковой бригады этого прославленного соединения. От жителей города поступило более 300 заявлений с просьбой принять их в ряды танкистов. На стеле рядом с памятником – имена погибших кунгуряков – танкистов. Многие фронтовики были награждены орденами и медалями. Девять человек стали Героями Советского Союза, а Григорий Флегонтович Сивков – дважды. Недавно на площади Победы появилась памятная доска, посвященная жителям блокадного Ленинграда.

Остановка - Особняк Хлебниковых

В старину этот квартал был застроен купеческими и мещанскими особняками. В них на первых этажах находились лавки с широкими арочными проёмами окон. Первым жилым каменным домом нашего города является двухэтажный особняк купцов Хлебниковых (ул. Карла Маркса, 11). Он был построен в самом начале XIX столетия в стиле классицизм. За двести лет своей истории дом основательно врос в землю. Среди старожилов Кунгура бытует легенда, что в доме «блазнило», то есть чудилось, казалось что-то таинственное и опасное. Этим объясняется, по их мнению, и причина продажи дома. Его владелец, купец Никифор Хлебников, вёл торг различными российскими товарами, много путешествовал по российским дорогам не только по торговым делам, но и по зову души. В доме купца не раз был его родственник - Кирилл Тимофеевич Хлебников, исследователь Аляски, а потом первого хозяина дома - Александр Хлебников, путешествовал по миру с девятнадцати лет, а в 1914 году арендовал Кунгурскую ледяную пещеру и посвятил ей всю, оставшуюся жизнь, став первым экскурсоводом.

После революции в доме Хлебниковых размещались различные учреждения, а в пристрое особняка, где раньше были лавки, позднее открыли ресторан «Ермак». Именем Ермака, которого жители Пермского края считают своим земляком, названа скала в окрестностях Кунгура. Местное её название - камень Ермак. Покорителю Сибири посвящены песни и придания. В старину путешественники, побывавшие в Перми, отмечали, что портрет Ермака висит почти в каждом доме. Дорогами, по которым он шёл в Сибирь в XVI веке, были реки. Главная сибирская дорога или Сибирский тракт прошёл через Кунгур только в XVIII веке.

Остановка - Киттарский корпус

Напротив особняка Хлебниковых, в конце квартала, стоит двухэтажное здание Киттарского корпуса – ул. Гоголя 27. Раньше на этом месте находились ветхие рыбные лавки. Проект городского магазина был подготовлен кунгурским архитектором Николаем Воскресенским. Как только рядом устроили тротуары, магазин отдельными лавками стали сдавать в аренду сроком на пять лет. Среди первых арендаторов Киттарского корпуса был купец Яков Колпаков. Здесь он сосредоточил свою виноторговлю. Одновременно на прилавках были выставлены сотни наименований различных вин.

Остановка - Особняк Глушкова

На перекрестке улиц Ленина и Уральской вы видите деревянный дом на каменном цоколе (ул. Ленина, 43). Он выделяется асимметричной композицией и облицовкой фасада, оформлением наличников. Динамичные декоративные элементы придают особняку запоминающийся, индивидуальный облик. Этот дом был построен в начале XX века и принадлежал нотариусу Глушкову. Особняк Глушкова – один из лучших примеров стиля модерн, причем в деревянном исполнении.

Остановка - Усадьба Губкина

Впереди, на углу следующего квартала, находится усадьба самого знаменитого кунгурского купца уже знакомого нам Алексея Семёновича Губкина (ул. Гагарина, 7). Предки чаеторговца жили на этой земле ещё в XVIII веке. Они занимались извозом и владели небольшим кожевенным заводом. Алексей Семёнович на чайные деньги преобразил отцовскую усадьбу. В 1866 году по проекту пермского зодчего Николая Черницкого завершилось строительство каменного особняка. Просторный дом был возведён в традициях стиля классицизм. Главное украшение фасадов – строгая лепнина венчающего карниза. И в наши дни этот особняк словно зеркало отражает вкусы и характер его первого владельца. Такими же основательными были все дела Алексея Семёновича Губкина, а его слово считалось нерушимым. Внутри особняка сохранилась нарядная парадная лестница. Её украшают ажурные металлические решётки. В состав усадьбы входили склады для чая и чаеразвесочная фабрика. В начале ХХ века здесь располагалась контора торгово-промышленного товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и компания». Словно в память о том, что Губкин открыл первый в Кунгуре приют для девочек-сирот, его усадьба в годы советской власти была передана детскому дому.

Остановка - Пешеходная улица Карла Маркса

В старину она называлась Киттарской в честь учёного Модеста Яковлевича Киттары, одного из исследователей Кунгурской Ледяной пещеры. Хорошо виден мост через Сылву. В городе, где сливаются три реки – Сылва, Ирень и Шаква, мосты были неотъемлемой частью пейзажа. К Иренскому мосту подходил Сибирский тракт. Первоначально мосты строились деревянными, на сваях. Они были временными и иногда их сносило половодьем. В этом случае устраивались паромы, передвигались и на лодках. Долгое время правобережная часть города была отрезана от активной жизни. В девятнадцатом веке было сделано четыре попытки построить мост, но не смогли собрать необходимую сумму. И только в конце 1928 года было принято решение о строительстве, заказ на изготовление деталей был отправлен в город Харьков на завод «Стальмост». И уже в 1929 году детали начали доставлять в Кунгур. 29 ноября 1932 года были соединены берега реки, и мост был открыт для движения. В истории этого моста существует одна легенда - конструкции его арки предназначались для железнодорожного моста и прибыли на станцию Кунгур по ошибке. Шли в Курган, а пришли в Кунгур. Но это всего лишь легенда, хотя внешне он напоминает именно железнодорожный. Вечером мост подсвечен и живописно отражается в водах Сылвы.

Можете прогуляться по улице Карла Маркса, где расположены бывшие усадьбы известных кунгурских купцов. На улице Карла Маркса устроены скамейки, декоративные фонари, открыты кафе и магазины. А после прогулки – вновь встречаемся у «Пупа земли».

Остановка - Вознесенское кладбище

В России местами общей памяти о людях разных эпох, соотечественниках и иноземцах исстари были кладбища. Один из таких некрополей, Вознесенский, сохранился на окраине Кунгура. У «Пупа земли» можно взять такси или сесть в автобус № 3 и доехать до остановки «Литейка». Рядом с остановкой находится Вознесенский некрополь. Аудиогид поможет Вам продолжить путешествие вдоль Сибирского тракта и побывать на территории одного из старейших кладбищ города Кунгура. По пути к месту вечного покоя, за Никольской церковью, справа, останется территория бывшей загородной тюрьмы. Когда-то сюда по Сибирскому тракту колоннами доставляли тысячи арестантов из европейской части страны. Кто-то оставался здесь на весь срок, кого-то отправляли дальше по этапу. Те заключённые, которые умирали в Кунгуре или на подходах к городу были похоронены на Вознесенском кладбище. Дорога, идущая от него к Екатеринбургу, и теперь называется Сибирский тракт. Территория Вознесенского кладбища расположена в живописном сосновом бору. История Вознесенского некрополя уходит в начало XIX века. Тогда городские кладбища по всей Российской империи стали выносить за «селитебную черту». Так пытались бороться с распространением эпидемий чумы и холеры. Свое название Вознесенское, оно получило по имени кладбищенской церкви в честь праздника Вознесения Господня. Храм был построен в 1844 году. Сооружение церкви кунгуряки финансировали всем миром. Белый храм с ярусной колокольней был последним зданием Кунгура на пути в Зауралье и Сибирь. В 1940 году Вознесенская церковь была закрыта. Сначала хотели создать антирелигиозный музей, но этим планам помешала Великая Отечественная война. Здание церкви и территория кладбища были отданы эвакуированному в Кунгур Киевскому танковому училищу. После войны на этом месте устроили военный городок. Еще позднее территория была передана Пермскому телефонному заводу.

В январе 2002 года Вознесенский храм вернули верующим. За сто с небольшим лет своего существования, Вознесенское кладбище превратилось в настоящее место памяти. Здесь хоронили дворян, купцов, мещан и крестьян. Рядом с православным некрополем располагались могилы католиков, мусульман и иудеев. На католическом кладбище были похоронены поляки – участники польских восстаний 1860-х годов. В памяти кунгуряков старшего поколения Вознесенский некрополь остался как приют вечной тишины и покоя, место скорби по родным и близким.

Слева по центральной аллее сохранились руины надгробия кунгурского купца первой гильдии Василия Евдокимовича Фоминского и его супруги Августы Степановны. Рядом с ними в 1918 году были похоронены их дочь Таисия и её муж Арсений Агеев. Они стали первыми жертвами красного террора в Кунгуре. У Вознесенского некрополя есть и страничка военной истории. В его земле нашли вечное пристанище русские солдаты – участники походов Суворова, Кутузова, Багратиона, защитники героического Севастополя. Во время Гражданской войны здесь были похоронены четырнадцать чешских солдат. Они воевали на сторон

-
Пешком
Описание

Кунгур на Сибирском тракте - https://izi.travel/en/a67a-kungur-on-the-siberian-route/en
Кунгур был известен как богатый торгово-промышленный город, настоящая «купеческая республика». Такую славу он приобрёл благодаря выгодному расположению на важной государевой дороге – Великом Сибирском тракте. Это была самая длинная сухопутная дорога в мире – примерно восемь с половиной тысяч верст или девять тысяч километров. Более двухсот лет тысячи карет и купеческих караванов (или обозов) ехали по этой дороге из Москвы в Сибирь и дальше – в Кяхту на границу с Монголией. Из Европы везли мануфактуру и вина, из Азии – чай, шелк и пряности. Пушнина и соль определили интерес русских купцов к уральским и сибирским неизведанным землям. О богатстве земель ходили легенды, будто в этих краях «из облаков вместо дождя и снега падают белки, куницы и соболя, и разбегаются в огромных количествах по лесам». Пока осваивали земли за Уралом, туда везли так называемый «сибирский хлеб» - муку, крупу, толокно, ведь своего хлеба там не выращивали. Поиски путей через Уральские горы начались еще в XI веке, и все сибирские дороги проходили по пермской земле. После похода Ермака для заселения и обустройства новых территорий нужны были дороги, которые должны соединить части огромного государства. С конца XVI века главная государственная сибирская дорога проходила от Соликамска до Верхотурья. По имени ее первооткрывателя Артемия Бабинова ее называли Бабиновской. Царским указом предписывалось в Верхотурье создать таможню и брать десять процентов от провозимых товаров и наличных денег. Другие пути в Сибирь были объявлены незаконными, и за попытку миновать таможню купцов били плетями, а товар отбирали. Но нашлось немало бесстрашных и предприимчивых людей, которые искали новые пути в Сибирь, минуя Верхотурскую таможню. Уже в XVII веке купцы со своими караванами начали проезжать из центра Русского государства в Сибирь через Кунгур, на свои деньги и своим трудом обустраивая новую и тогда еще незаконную дорогу. По указу Екатерины II дорога из Москвы в Сибирь, проходившая через Кунгур, официально стала называться Московско-Сибирским трактом. В конце XVII века по обе стороны дороги стали сажать березы на расстоянии четырех аршин друг от друга. Они помогали путникам не сбиться с дороги снежной зимой и в осеннюю распутицу. Старые березы вдоль тракта во многих местах до сих пор называют «екатерининскими» и жители уверяют, что посадила их сама государыня! Город, стоящий на такой дороге, просто не мог не стать купеческим, торговым, ярмарочным, с особыми традициями, укладом жизни и отношением к путешественникам. По Московскому – Сибирскому тракту ежегодно проходили около ста тысяч подвод и проезжали десятки тысяч ямщиков. В весеннее - осеннюю распутицу Сибирский тракт становился настоящим испытанием для проезжающих. Дорогу критиковали все: чиновники, военные, мирные обыватели. Благодаря бездорожью Кунгур в девятнадцатом веке прославился как «самый большой город Российской империи». Такую славу он приобрёл благодаря одному случаю с иностранным путешественником. В губернской печати сообщалось: «Под вечер экипаж подъехал к городу, и сидевший в нём господин спросил: «Какой впереди город? – Ему ответили: «Кунгур». Проснулся господин ночью и опять спросил: «Какой город мы только что проехали?» Ему ответили: «Кунгур». Приехав по назначению, господин сообщает родным: «Всю Европу и Сибирь проехал, и самый большой город, который встретил, был Кунгур». Большим Кунгур показался потому, что экипаж всю ночь пробирался по улицам города.

Форма организации маршрута
Самодеятельный
Форма организации по категории потребителей
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2011
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
2
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
1,5
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Пеший
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
Средняя
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
1500
Качество разработанности маршрута
Среднее
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...