Что дают лайки? |
Мифологическая тропа «Тропою предков»
Маршрут пролегает близ кордона Новенький на территории Мордовского заповедника. Планируется монтаж тропы в 2015-2016 гг. Конечный пункт экскурсии – большая смотровая площадка на оз. Вальза. Эта площадка будет возвышаться на 2,5 м над водой. С нее открывается прекрасный вид на все озеро, на котором обычно держится много водоплавающей птицы.
Тропа не закольцована. Настил деревянные, закреплен и выполнен на винтовых сваях. Окраска настил темно-серая, "под старину".
На тропе посетители знакомятся с легендами и мифами древней мордвы. Визитной карточкой тропы является избушка сказок, где присутствует таинственная атмосфера, погружающая взрослого человека в далекое детство, а ребенка – в волшебный мир сказок.
Еще одной визитной карточкой тропы служит поляна мордовских богов (или кереметь). Мордва никогда не имела особых храмов для совершения богослужения. Нигде нет остатков их. Ни в летописях, ни в других письменных памятниках нет ни малейшего о них упоминания. У самой мордвы не сохранилось о них никаких преданий. Наконец, в мордовском языке нет даже слова, означающего храм. Зато в разных местах, где живет мордва, указывают на места старинных мольбищ: в лесах, на полях, на кладбищах. Здесь доселе иногда и давно уже крещеные тайно совершают жертвоприношения старинным своим божествам. В некоторых местах, особенно же в Симбирской, Пензенской, Самарской и Саратовской губерниях, мордовские места моления называются кереметями. Когда мордва еще не была крещена, волостные, а местами и деревенские керемети огораживались. В лесу или роще избиралась небольшая четырехугольная ровная площадка, сажен в 20-30 длины и столько же ширины; ее огораживали высоким тыном. Загороженный таким образом кереметь имел трое ворот (орта), обращенных на восток, на юг и на север. Люди входили через южные ворота; назначенный для жертвоприношения скот вводился в восточные, а в северные ворота носили воду для варения жертвенного мяса. Внутри керемети, у восточных ворот, обыкновенно врывали три столба: один из них назначался для привязывания приносимых в жертву лошадей, другой для привязывания жертвенных быков, третий для привязывания жертвенных овец. Эти столбы назывались тер-жигать. Посредине его врывали небольшие столбики с поперечно положенным на них брусом, на этот брус навешивались котлы. У южных дверей ставилась хума, стол, устроенный в род банного полка; на нем разрезывали сваренное жертвенное мясо на столько кусков, сколько человек участвовало при богомолье. На восточных столбах (тер-жигать) были развешиваемы кожи, снятые с приносимых в жертву животных. В старину все кожи оставались навсегда на этих столбах, а в последнее время их продавали и на вырученные деньги покупали соль к следующему богомолью. Здесь представлены деревянные тотемы богов, а также информационные стенды, рассказывающие обо всех богах мордовской мифологии.
Экскурсия длится около 3-4 часов. Она повествует о мифах, легендах, обрядах, быте древней мордвы.
0