ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут В их именах величие России

В их именах величие России

Что дают лайки?
Номинация: Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
В их именах величие России
Полное название:

В их именах величие России

Приволжский ФО, Республика Татарстан, Елабужский р-н, г. Елабуга
  • Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
  • Экскурсионные туры
Остановка - площадь Ленина

Мы находимся на площади, которая до Октябрьской революции носила название Хлебной. В советское время ей было присвоено имя В.И. Ленина. Ныне площади вернули её историческое название. «Вятские губернские ведомости» за 1900-1903 гг. сообщают, что Елабуга вела оживленную торговлю хлебом, являлась «хлебной биржей» России.

Остановка - Елабужское (Чертово)городище

Символом города является памятник археологии и архитектуры федерального значения, датирующийся X-XII в. н.э. – Елабужское городище. Одинокая башня на краю горы – остаток древне-болгарской крепости-мечети. Древние болгары – далёкие предки современных казанских татар пришли сюда, на среднюю Волгу, с предкавказья, из приазовско-донских степей.

-
На автомобиле
Описание

Экскурсионный маршрут «В их именах величие России»

История города свято хранит в своей памяти имена многих известных людей: останавливался у берегов Елабуги Ермак, следуя в Сибирь; штурмовало крепость Городища крестьянское войско Пугачева; прославили Елабугу своей торговлей и меценатством купеческие династии Стахеевых, Гирбасовых, Ушковых, Черновых.
Елабуга – родина И.И.Шишкина, выдающегося художника-пейзажиста 2-й половины XIX в., профессора С.-Петербургской Академии художеств, В.М.Бехтерева, великого ученого психоневролога, Н.В. Пинегина, первоисследователя Арктики, художника, писателя. Героиня Отечественной Войны 1812 года, ординарец М.Кутузова, знаменитая кавалерист-девица Н.А.Дурова прожила здесь более 30 лет. Волею судьбы навсегда оказалось связано с Елабугой имя М.И.Цветаевой – поэта, поклониться праху которого едут тысячи поклонников её таланта. Помнит Елабуга пребывание здесь А.Радищева, В.Г.Короленко, М.Пришвина. А.Толстого, Т.Гиззата, С.Я.Лемешева, Д.И. Менделеева, маршала Советского Союза Л.А. Говорова.
Маршрут предполагает посещение единственного в мире Мемориального Дома-музея И.И.Шишкина, музея-усадьбы Н.А.Дуровой, знакомство с Мемориальным комплексом М. Цветаевой, в который входит Дом Памяти, где жил поэт, сквер у дома, памятник поэту, литературный музей М.И. Цветаевой, библиотека Серебряного века, кафе «Серебряный век». Единственный в стране Музей уездной медицины им. В М. Бехтерева рассказывает о развитии медицины в России на примере Елабужского уезда, один из экспозиционных залов посвящен его биографии и жизнедеятельности.

Елабуга - один из древнейших городов Восточной Европы. Уникальность города в том, что историческая его часть сохранилась в неизменном виде с середины XIX в. Это настоящий музей под открытым небом. С целью сохранения историко-культурного наследия в 1990 г. был образован Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, общая охранная площадь которого 491 га. На этой территории 195 памятников архитектуры и градостроительства федерального, республиканского и местного значения.
Мы находимся на площади, которая до Октябрьской революции носила название Хлебной. В советское время ей было присвоено имя В.И. Ленина. Ныне площади вернули её историческое название. «Вятские губернские ведомости» за 1900-1903 гг. сообщают, что Елабуга вела оживленную торговлю хлебом, являлась «хлебной биржей» России.
Елабуга всегда была центром торговли в Прикамье. Во 2-й половине XIX в. на 10 тысяч населения Елабуги приходилось более 600 купцов. По богатству и количеству людей торгового сословия Елабуга превосходила даже губернскую Вятку (современный Киров). Хлебная торговля в Прикамье была сосредоточена в руках елабужских купцов Стахеевых, по объему своих капиталов, не уступавших купеческим династиям Рябушинских, Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых.
Для архитектуры купеческой Елабуги был характерен металлический ажур. Сегодня елабужские кузнецы возродили ручную художественную ковку. Площадь украшена ажурными арочными проходами, беседками.
6 декабря 2008 г. перед зданием гостиницы «Тойма» открыта скульптурная композиция «Самовар». Двухметровый красавец из красной меди стоит на украшенном кованым узором постаменте в окружении оригинальных скамеечек и фонарей, выполненных искусными мастерами.
Самовар олицетворяет радушие и гостеприимство елабужской земли.
В самом широком месте диаметр самовара составляет 1 м. 80 см. За основу его был взят старинный самовар, из которого пили чай ещё в XIX в. Примечательно, что внизу, где у прежних самоваров обычно были угли, у памятника горит подсветка, очень напоминающая их раскалённое мерцание.
Здесь же, на площади Ленина находится дом купца Тарасова - Дирекция Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В доме купца Тарасова (построен по проекту казанского архитектора Романова, 1868 г.) в настоящее время располагается дирекция Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и несколько его структурных подразделений. Всего наша организация имеет 25 структурных подразделений.

О елабужских купцах Стахеевых ходили легенды, что капитала у них больше, чем у семьи Романовых. У Стахеевых были золотые прииски в Западной Сибири, каменноугольные копи на Сахалине, нефтяные промыслы в Баку, магазины по всей России, доходные дома в столицах. Их фирмы торговали с Англией, Голландией, Германией. Это были крупнейшие судовладельцы на Каме и на Волге. По данным журнала «Форбс» в 1913 г. Стахеевы входили в число 20 самых богатых людей России.
По улице Гассара (в XIX в. – ул. Полевая) стоят дома, построенные Стахеевыми: «Усадьба Стахеевых» построена во второй половине XIX в. одним из представителей купеческой семьи Стахеевых. «Ресторан «Зельва» (сегодня Типография ОАО «Алмедиа») - здание является архитектурным памятником второй половины XIX в. – это бывший ресторан «Зельва», принадлежавший купеческой династии Стахеевых. После революции здесь разместилась типография, печатались первые газеты на национальных языках: татарском, удмуртском.

На улице Б.Покровской жили самые богатые купцы, в основном 1-ой и 2-ой гильдий. В народе эту улицу называли улицей «миллионщиков», так как здесь проживали купцы-миллионеры. Большая часть улицы в 1948 г. была отведена под территорию Елабужского военно-политического училища, преобразованного в 1953 г. в Елабужскую среднюю специальную школу милиции. На её территории оказались величественные по своей архитектуре здания: Городская дума, Купеческое собрание, Реальное училище, Никольская церковь. Сегодня здесь располагается Елабужское Суворовское училище.
На средства елабужского купечества в 1878 г. было построено здание Реального училища. Священнослужитель, автор книги «История города Елабуги с древнейших времён» Николай Иванович Шишкин отмечает, что «по своей архитектуре, красоте и обширности здания, Елабужское реальное училище производит самое величественное впечатление; это одно из самых лучших зданий в городе”. К началу ХХ в. реальное училище – крупнейшее учебное заведение Вятской губернии: в нем обучалось 270 студентов и работало 11 преподавателей. В 1916 г. Л.А.Говоров, будущий маршал Советского Союза с отличием закончил Елабужское реальное училище. Более полувека там располагались учебные корпуса школы милиции.
Здание бывшего Елабужского уездного училища – первого в городе учебного заведения, открытого 25 августа 1809 г. В это учебное заведение принимались выпускники приходских школ, а в 1821 г. был открыт благотворительный класс. После пожара 1850 г. это здание выкупил Стахеев, его достроили и, чтобы увековечить память о том, что здесь был храм просвещения, между вторым и первым этажом появились три барельефа с изображением Ломоносова. В 1860 г. уездное училище переместилось в новое здание, построенное и пожертвованное городским головой К.Я. Ушковым по улице Казанской, 23.
В середине XIX в. для удобства торговли, на средства купцов Стахеевых, по типу Петербургского Гостиного двора были выстроены комплексы каменных торговых рядов. В 1850-1854 гг. был выстроен восточный корпус, в 1865–1868 гг. - западные ряды.
«Банк Стахеевых» (сегодня ОАО «Татфондбанк») - это уникальное по своей красоте здание связано с именами богатейших елабужских купцов – и сегодня его называют «Стахеевским банком». В конце XIX - начале XX вв. здесь располагалось Елабужское Отделение Русского Торгово-промышленного банка. Самый большой денежный вклад в него внесли Стахеевы. Фасады представляют довольно редкий для Елабуги пример соединения различных стилистических систем. Ярким дополнением служат и малые архитектурные формы: ажурные козырьки входов, а также относящиеся к числу лучших, и, пожалуй, единственных в своем роде, чугунные узорные решетки ворот и калитки.
Управление социальной защиты - дом построен в первой трети XIX в. Здесь размещалась главная контора Торгового Дома «И.Г.Стахеев и сыновья». Торговая фирма имела валовой оборот 80 млн. руб. Товариществу принадлежала большая торговая флотилия, состоявшая из 12 пароходов и 120 барж, которая размещалась в собственном стахеевском порту у «Святого ключа» на Каме.
Торговая контора Ивана Григорьевича Стахеева - Двухэтажный дом с характерным декором из фигурной кладки построен в середине XIX в. Дом являлся доходным: здесь размещались конторы различных заведений города. Планируется открыть в этом здании «Творческую дачу», гостиницу для художников, творческой интеллигенции.
Квартал Казанской, Гассара, Большой Покровской и Спасской улиц образует исторический центр Елабуги – здесь располагается наибольшее количество архитектурных ансамблей, памятников истории и культовых сооружений.
В 1875 г. был учрежден Пивоваренный завод Торгового дома «Г.И. Стахеев и сыновья» и считался одним из крупнейших предприятий Вятской губернии. В конце XIX в. здесь вырабатывалось 25 тысяч вёдер пива и 3 тысячи вёдер медового вина в год, которые сбывались в Елабужском уезде, а также Казанской и Уфимской губерниях. Комплекс представляет собой типичный образец промышленной архитектуры конца XIX в.
В 1903 г. на средства елабужской купчихи Глафиры Федоровны Стахеевой было построено Елабужское Епархиальное женское училище по проекту Вятского губернского архитектора I степени Ивана Аполлоновича Чарушина. Торжественная закладка училищного здания была совершена в 1898 г., сумма благотворительного взноса на строительство составила 400 тыс. руб. серебром. Руководил строительством художник-архитектор Артемий Иванович Горохов, а хозяйственно-экономическое наблюдение за работами вел сын Г.Ф. Стахеевой, инженер-механик Федор Васильевич Стахеев.
Когда закладывался фундамент, Глафира Федоровна в каждом углу под первый кирпич положила по золотой монете – чтобы здание крепко стояло, долго служило. Примета оказалась верной. Более 100 лет из этих стен выпускаются учительские кадры.
В настоящее время здесь находится Елабужский государственный педагогический университет. Сегодня он является одним из ведущих региональных центров просвещения, науки и культуры России.
Памятник одному из представителей славной купеческой династии, сыну богатейшего елабужского купца миллионера – писателю Д.И.Стахееву (1840-1918 гг.) открыт в сентябре 2003 г. На открытии присутствовали потомки Стахеевых из России, Сингапура, Австралии, Англии.
В стенах университета один раз в 2 года проходят Международные Стахеевские чтения, где поднимаются вопросы жизнедеятельности знаменитых купеческих династий России и истории благотворительности.
Интересный факт:
В 1942 г. в Елабугу были эвакуированы Ленинградский государственный политехнический университет и Воронежский государственный университет.
В состав филиала ЛГУ входила группа ученых, представителей четырех факультетов: математико-механического, физического, химического и биологического. Они выполняли работы, имевшие важное военное значение. Возглавлял филиал профессор Виктор Амазаспович Амбарцумян. В стенах пединститута В.А. Амбарцумян сделал открытие принципа инвариантности, за это открытие он был награжден Сталинской премией. В составе ЛГУ работали будущие академики: Владимир Иванович Смирнов заведовал лабораторией математики и механики, юрист Анатолий Васильевич Венедиктов, доктор исторических наук Сергей Иванович Ковалев. Виктор Викторович Соболев (астроном, впоследствии академик, основные труды по теоретической астрофизике) свидетельствует, что после возвращения в Ленинград «бывшие елабужане стали сотрудниками тех факультетов, на которых они работали до войны… Однако в течении всей дальнейшей жизни сохранялись близкие отношения между ними, согретые воспоминаниями о совместной работе в Елабуге».

В годы Великой Отечественной войны в Елабугу были эвакуированы сразу несколько групп советских писателей и поэтов. Среди них Татьяна Сикорская, которая в 1937 году перевела на русский язык грузинскую песню "Сулико" и Нина Саконская, которая написала детское стихотворение "Маша варежку надела, ой, куда я пальчик дела?".

В 1868 г. на средства елабужских купцов – братьев Григория Ивановича и Ивана Ивановича Стахеевых выстроен комплекс Казанско-Богородицкого женского монастыря по проекту архитектора Г.А. Боссе. На строительство монастыря было затрачено 300 тысяч рублей серебром. Здания, построенные по проекту архитектора Боссе и сегодня украшают Исаакиевскую площадь в Санкт-Петербурге, сохранились в Михайловском. Внутренние помещения храма расписывали художники-академисты из Санкт-Петербурга - братья Верещагины, Карл Гун, Бруни. В монастыре располагались известные мастерские: золотошвейные, иконописные, башмачные.
Собор во имя Казанской Божьей матери, выстроенный в 1857-1868 гг. в центре монастырской территории, в 30-е годы XX в. был разрушен. Сохранилась часть ворот с архитектурными элементами, по бокам ворот располагались шатровые восьмигранные башенки.
С 1993 г. монастырь возрождается, в домовой церкви проводится служба. На территории монастыря ведутся восстановительные работы.

В 1872 г. на средства Ивана Григорьевича Стахеева были выстроены Пантелеймоновская богадельня и нищенский приют. Сегодня здесь располагается Елабужский психоневрологический интернат, проживают и лечатся около 500 человек со всей Республики.

Улица Казанская проложена согласно генеральному плану 1780 г. – самая красивая улица исторической части города. Она носила преимущественно торговый характер. Большая часть магазинов, бакалейных лавок, винных погребков располагалась именно на центральной торговой улице. Обратите внимание, что все памятники архитектуры отреставрированы, находятся в прекрасном состоянии. Широкие тротуары, выложенные брусчаткой, фонари, стилизованные под XIX в. - все возвращает нас в уютную старину, здесь будто время течет иначе, чем в стремительных мегаполисах.
Улица Казанская в настоящее время является основной магистралью туристско-экскурсионного маршрута – своеобразный елабужский Арбат. Идея воссоздать «историческое ядро» Елабуги, сделать её пешеходной, прогулочной, привлекательной для отдыха, принадлежит администрации Елабужского муниципального района и Генеральному директору Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко.
Начинается улица Казанская с Дома купца Гирбасова, (ул. Казанская, 17). Дом выстроен одним из крупнейших хлеботорговцев Камского региона, купцом первой гильдии Федором Прохоровичем Гирбасовым в 1851-1854 гг. по проекту «вольного чертежника» архитектора Апарина. Ф. Гирбасов пожертвовал дом «С принадлежащими к нему двором, постройками и садом для помещения в нем родовспомогательного и для призрения подкидышей заведения».
Ф.П. Гирбасов прославился своей благотворительностью. На его средства в Елабуге построено 7 учебных заведений: городское приходское училище, три земских училища, училище для слепых детей, одноклассная церковно-приходская школа, комплекс зданий Александровского ремесленного училища.
В 1918 г. в здании располагался штаб группы войск Красной Армии под командованием героя гражданской войны Владимира Мартыновича Азина.
Ф.П. Гирбасов (купец второй гильдии, избиравшийся городским головой) построил так же в городе «Городское училище» в 1886 г. При городском училище Гирбасов учредил стипендию для 10 беднейших «благонравнейших» учеников. Снабдил это учебное заведение книгами, учебными пособиями, мебелью. К настоящему времени на дворовой территории сохранилась садовая беседка с деревянными резными столбами и килевидными арочками - образец парковой архитектуры конца XIX в.
Еще в 1896 г. в Елабуге открыто училище для слепых детей, построенное на средства Сергея Федоровича Гирбасова. Оно состояло в ведении попечительства императрицы Марии Александровны. В числе учащихся - 12 мальчиков. Годовой расход училища составлял 4634 рублей 8 коп., в том числе до 1500 рублей на ремонт здания.
Далее по улице Казанской располагается Краеведческий комплекс. Дом построен в 60-е гг. купцом Николаевым. В декоративном убранстве здания использованы почти все приемы и мотивы декорирования фасадов города. Декоративная обработка коснулась всей поверхности стен и выполнена из местного материала так тщательно, что и сегодня сохранилась тончайшая профилировка орнаментального фриза и карниза, фронтонов сложного силуэта в сандриках. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики классицистического направления с элементами барочной архитектуры.
В состав Краеведческого комплекса входят: Музей истории города, экспозиция которого, носящей название «На пути к тысячелетию», раскрыта богатая именами и событиями история края, представлены археологические материалы и исторические документы. Только в музее можно увидеть фильм «Легенды и были Елабужского городища»; Интерактивные мастерские, где можно попробовать себя в роли ремесленника под руководством мастера, а также Музей-театр «Трактир», где воссоздана обстановка, характерная для трактиров позапрошлого века: деревянные столы и стулья, посудные полки и шкафы-горки. Экспозиционное пространство «Трактира» заполнено лубочными картинами, литографиями, отражающими народные будни и праздники XVIII-XIX вв. Тут же вы сможете познакомиться с виновницей происхождения выражения «ходить под мухой!»
Напротив Краеведческого комплекса мы видим Институт дополнительного профессионального образования, филиал Союза краеведов России – Уездное и женское училища в XIX в.(ул. Казанская, 23). «Дом этот пожертвован Уездному и женскому училищам, елабужским, Потомственным и Почетным гражданином, первой гильдии купцом Капитоном Яковлевичем Ушковым 8-го сентября 1860 г.». Строительство обошлось Ушкову в 30 тысяч рублей серебром. В 1914 г. в женском училище обучалась будущая звезда советского кинематографа Марина Ладынина (фильмы «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны»).
Далее по улице Казанской можно проехать по мосту через реку Елабуга. В XIX в. под этим мостом был городской каток – излюбленное место свиданий горожан. Сегодня это место елабужане называют «Мост молодоженов»: по традиции, в день свадьбы через этот мост жених на руках переносит невесту. К 1000-летию нашего города елабужские кузнецы специально для молодоженов выковали «Дерево любви» из бронзы, а рядом - скамеечку для влюбленных. Теперь «Дерево любви» украшают именные замки и ленточки, завязанные на крепкий узелочек в знак крепости новой семьи.
Здание почтамта находится на ул. Казанской с XIX в. Перед зданием почты 23 августа 2007 г. состоялось открытие скульптурной композиции «Почтальон и связист» работы московских скульпторов Александра Головачева и Владимира Демченко.
Рядом со скульптурной композицией находится бывшая Рыбная площадь – некогда один из торговых центров г. Елабуга.
В Елабуге основным занятием было рыболовство. Отсюда поставляли живую рыбу к царскому столу еще со времен Ивана Грозного. Камская рыба высоко ценилась, о чем говорит тот факт, что старшие рыбацких артелей («мордяные уставщики») награждались сенными покосами еще отцом Петра I, Алексеем Михайловичем. Само название города «Алабуга» переводится с татарского как «окунь». Но в Москву, к царскому столу поставляли, конечно, не окуней, а живых осетров и белугу.
Здание рыбных рядов представляет собой памятник градостроительства, т.к. организует пространство площади, удачно участвует в застройке 2-х улиц: Казанской и Тойминского переулка. Здание имеет длину почти 100 метров.
В 1925 г. на этой территории установлен Памятник-бюст Владимиру Ильичу Ленину на средства жителей города, которые составили 3000 руб. Открыт в день празднования 8-ой годовщины Октября.
Автор скульптуры – Сергей Дмитриевич Меркуров, которому было доверено снять посмертную маску с В.И.Ленина.
Импровизированная кремлевская стена дополнила сквер имени В.И. Ленина и памятник вождю пролетариата.
На средства елабужского купечества строились и все церкви в городе. На сегодняшний день их в Елабуге три – Спасский Собор, Покровская и Никольская церкви.
Кафедральный Спасский собор, один из крупнейших и красивейших храмов Прикамья. Не каждый губернский город в XIX в. имел такой величественный храм. После серии перестроек, предпринятой по проекту 1864 г., соборный комплекс приобрёл свой теперешний вид. Это пятиглавый храм с высокой пятиярусной колокольней высотой 57 м, на одной продольной оси, протяженность в длину 100 м. Обращает на себя внимание необычно длинная трапезная (западная галерея). Выстроен храм в стиле провинциального русского классицизма. Спасский Собор расписывал классный художник И.А. Бруни. Им было написано 39 образов для иконостаса. На иконостасе были также работы известного русского художника Василия Верещагина. Первый колокол для собора весом в 300 пудов (4600 кг) отлил собственноручно дед знаменитого художника Василий Афанасьевич Шишкин. Позднее, в Ярославле у купца Оловянникова был приобретен колокол весом 520 пудов и 3 фунта (8320 кг).
В 1900 г. в Спасском соборе было устроено духовое или калориферное отопление, стоившее 15 тысяч рублей. Интерьер храма богато декорирован ионическими пилястрами, имеет отделку стен под искусственный мрамор. Сохранились фрагменты настенной живописи.
Особенно поражает своим незатейливым узором пол, выложенный плиткой, изготовленный на заводе купца и промышленника Ушкова. По совету Д.И.Менделеева на заводе Петра Капитоновича было организовано производство изразца, который отличался особой прочностью. В его состав входила мраморная крошка, истолченная до мукообразного состояния. Плиткой Ушкова, красивой и прочной, выложены полы Спасского собора, бывшего епархиального училища (ныне педуниверситет), женской гимназии, пол здания Казанского железнодорожного вокзала в Москве и пол центрального вокзала в Вене.
В 1997 г. Спасский собор передан елабужскому благочинию. В августе 2007 г. на колокольне Спасского собора торжественно установили 12 колоколов, отлитых на средства благотворителей Елабуги. В августе 2008 г. на Спасской площади в рамках Спасской ярмарки прошел Всероссийский фестиваль колокольного звона в Елабуге.
Церковь во имя святителя и чудотворца Николая построена на пожертвования прихожан в 1813-1818 гг. Многие годы в церкви располагалась богатейшая юридическая библиотека школы милиции. В Никольской церкви хранилась икона Николая Чудотворца. С этой иконой ежегодно совершали крестный ход в г. Мамадыш водным путем (по Каме и Вятке). Никольская церковь является памятником культовой архитектуры республиканского значения. Здесь сохранились росписи художника Первунина. Закрыта Никольская церковь была позже других елабужских церквей – в 1938 г.
Каменная Покровская церковь выстроена по храмозданной грамоте 1806 г. на пожертвования прихожан в 1813-1820 гг. По приглашению Городского земства того времени расписывали церковь Верещагин Василий Петрович и Карл Федорович Гун, классные художники 1-й степени, профессора, академики живописи.
По преданию основание храма во имя Покрова пресвятой Богородицы связано с именем Ивана Грозного. Один из первых краеведов Елабуги Иван Васильевич Шишкин в книге «История города Елабуги» (1871 г.) сообщает: «В Справочном Энциклопедическом словаре издания Старчевского значится – не знаю, сколько справедливо – под словом «Елабуга» следующее: царь Иван IV Васильевич после покорения Казани, отправился по реке Каме в Соликамск, но на пути сделался болен и принужден был остановиться при устье Тоймы, на том месте, где теперь стоит город Елабуга. По воле Иоанна здесь заложена Покровская церковь, и им пожертвована икона Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), отчего Елабуга первоначально и называлась селом Трехсвятским. Этот образ хранится в Елабуге до сих пор в Покровской церкви. Живопись его не пострадала от времени и принадлежит к древнему греческому стилю».
После революции церковь была закрыта. В годы советской власти икона Трех Святителей – главная ценность Покровской церкви бесследно исчезла.

В 2002 году в Елабуге был открыт единственный в мире Мемориальный комплекс знаменитого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.
В состав мемориального комплекса М.И. Цветаевой входит: Дом памяти М.И. Цветаевой, Литературный музей М.И. Цветаевой, Библиотека Серебряного века, площадь и памятник-бюст М.И. Цветаевой, платьемойня, кафе «Серебряный век», Покровская церковь, могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище. Открытие площади Памяти М.И. Цветаевой состоялось в августе 2002 г. В эти дни в Елабуге проходили Первые Международные Цветаевские чтения, посвященные 110-летию со дня рождения поэта.
Перед нами памятник-бюст М.И. Цветаевой в окружении белой полуротонды, которая символизирует часть прожитой поэтом жизни. Авторы – московские скульпторы А.И. Головачев и В.А. Демченко. Этот Мемориальный комплекс создан в память о женщине-поэте, в судьбе которой отразились и величие нашей эпохи, и её трагедия. «Это не памятник смерти, а памятник бессмертия и покаяния за то зло, которое люди причинили Марине Ивановне вольно или невольно» - сказала Л. Либединская на открытии мемориала.
Мемориальные доски установлены почти на всех домах, где проживала Марина Ивановна, в Москве, за границей (Германия, Чехия, Франция). Но первая мемориальная доска, посвященная поэту, появилась в Елабуге на доме Бродельщиковых, где квартировала эвакуированная в Елабугу Марина Ивановна Цветаева.
Дом Памяти Марины Цветаевой был открыт 4 июня 2005 г. в бывшем доме Бродельщиковых, куда Марина Ивановна с сыном Георгием была расквартирована местными властями. Здесь прошли её последние дни, и трагически оборвалась жизнь. Экспозиция Дома Памяти в деталях воспроизводит обстановку елабужского дома начала 40-х гг., представлены сохранившиеся предметы быта семьи Бродельщиковых. Самым ценным экспонатом является маленькая записная книжечка из Франции в темно-красном сафьяновом переплете с императорскими лилиями. Она принадлежала Цветаевой и была вынута из кармана фартука Марины Ивановны уже после смерти. На открытии Дома Памяти М.И. Цветаевой в Елабуге присутствовала внучатая племянница Марины Ивановны Цветаевой – Ольга Андреевна Трухачева. Литературный музей М.И. Цветаевой посвящен жизни и творчеству этого выдающегося поэта-романтика XX столетия. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Первый зал музея рассказывает о её детстве, о том, как росли Марина и её сестра Анастасия – в мире книг, материнской музыки, строящегося отцовского музея (ныне Российский Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Экспозиция Литературного музея рассказывает о творчестве поэта с самых первых её публикаций – сборника «Вечерний альбом» - до советских и современных изданий, вышедших на многих языках мира. Здесь посетитель узнает о жизни Цветаевой в эмиграции в Чехии и Франции, о ставшем роковым возвращении на родину. Прижизненные издания, личные вещи поэта передают то катастрофическое несходство между непостижимой высотой творчества Марины Ивановны и обыденностью быта.
Библиотека Серебряного века является своего рода культурным центром старого города. Библиотека создана в одном из исторических зданий города и открыта 4 июня 2005 г. Ядро её фонда составляют произведения поэтов и писателей – современников М.И. Цветаевой – Б.Пастернака, О.Мандельштама, Н.Гумилева, А.Ахматовой и других авторов, а так же литературные и биографические исследования. Это более 6000 книг, аудио и видеозаписей, представляющих период конца XIX - начала XX вв. Основатель Русского общественного фонда Александр Исаевич Солженицын подарил Елабужскому государственному музею-заповеднику специально для библиотеки много своих книг и автограф с добрыми пожеланиями. Благодаря библиотеке у елабужан и гостей города появились новые возможности для творческого общения. «Литературная гостиная» Библиотеки Серебряного века всегда рада принять ценителей российской словесности, создать для них особый комфорт и атмосферу душевности. Уютный читальный зал, современное техническое оснащение позволяют проводить литературные и музыкальные вечера, музейные занятия, а также видеосеансы об истории, искусстве и литературе серебряного века.
Имя Цветаевой, одного из крупнейших и талантливейших поэтов ХХ в., связывает Елабугу со всем миром. Ежегодно в конце августа проходят дни памяти М.И. Цветаевой. С 2002 г. – Международные Цветаевские чтения, собирающие почитателей творчества Поэта Серебряного века не только из российских городов, но и из разных стран мира. В рамках проведения Цветаевских чтений работает научно-практическая конференция, участники посещают музеи Елабуги, собираются у памятника М.И. Цветаевой, приходят на кладбище к могиле Поэта. Третьи Международные Цветаевские чтения проводились на теплоходе «Герой Александр Головачев». Участники чтений повторили путь Марины Цветаевой из Москвы в Елабугу, которым она вместе с сыном Георгием следовала в августе 1941 г.

29 октября 2009 года состоялось открытие нового музейного объекта «Портомойня». Здесь, после реконструкции, была размещена очень необычная экспозиция, рассказывающая о том, как в старину стирали белье и чем при этом пользовались. Создание экспозиции было профинансировано Министерством культуры РФ, а благоустроительные работы мэрией города Елабуга.
Словарь Ушакова определяет слово «портомойня» следующим образом: Прачечная (при военных, рабочих или арестантских казармах) или место на берегу реки, приспособленное для полоскания белья. От старинного слова "порт" - одежда.
«Портомойни», или «платьемойни» - названия сооружений, которые служили елабужанам прачечными. До середины XX века в городе их было несколько. До настоящего времени сохранились только две – деревянная на территории бывшей Подмонастырской слободы и каменная на Малой Покровской.
Примечательно, что данную портомойню в августе 1941 года по хозяйственным нуждам посещала и поэт Марина Ивановна Цветаева, которая снимала квартиру напротив, в доме Бродельщиковых, и бывала здесь:
…Бога просила молитвенно, ранено,
Чтобы ей дали белье постирать…
(Е.Евтушенко)
Музеефицирование этого объекта стало гармоничным завершением Мемориального комплекса Марины Цветаевой.
Дата постройки портомойни - середина XIX века. Первый водопровод в Елабуге был проложен Иваном Василевичем Шишкиным в 1833 году. Он исследовал территорию города в поисках родников и разработал проект подачи воды и слива. Обильные источники позволяли обеспечить город водой для хозяйственных нужд.
В книге «История города Елабуги» И.В.Шишкин не без гордости писал: «Этот водопровод имеет важное значение для жителей, каковым удобством пользуются немногие города России».
Избыток воды по проложенным трубам был направлен в специально устроенную портомойню.
Этой-то чистейшей артезианской водой и стирало белье местное население в низком прямоугольном одноэтажном сооружении из природного камня-бута. Оно было покрыто металлической крышей. Низкие окна со ставнями начинались возле самой земли.
Внутри прачечной вдоль центральной стены проходила деревянная труба, по которой «самотеком» поступала вода. От трубы были сделаны небольшие отводы («соски») к четырем деревянным колодам для полоскания и стирки белья. Через отверстие-слив, расположенное внутри каждой колоды вытекала вода в общий желоб. По нему вода сливалась в водоотвод, затем в овраг.
Чтобы обувь не намокала, между чанами на полу располагались деревянные настилы. Женщины перед началом стирки затыкали слив внутри чана деревянной пробкой, для герметичности завернув ее в тряпицу. Когда вода наполняла чан-ванну, можно было стирать или полоскать белье.
Одновременно могли заниматься стиркой четыре женщины.
Услуги прачечной в XIX в. были платными. Оплата была символической. Здесь постоянно находилась женщина-кассир, она выполняла обязанности уборщицы и истопника. В зимнее время ей приходилось топить печь, чтобы не перемерзла вода. «Кассовое помещение» находилось за высокой печью в дальнем правом углу помещения.
Ну, а какая же стирка без мыла? Побывав на нашей Портомойне, Вы можете узнать о том, как человечество изобрело такую необходимую вещь – МЫЛО.
Ученые-археологи установили, что мыло изготавливали уже шесть тысяч лет назад! В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира с примесью золы букового дерева. Было оно трех сортов: твердое, мягкое и жидкое.
В России мыловарение развивалось самобытным путем. Жители рубили деревья и жгли их прямо в котлах, золу заваривали, делали щелок путем смешивания золы и воды в определенных пропорциях.
Щелок выпаривали, получая поташ (карбонат калия – кристаллы, используемые при производстве мыла). «Поташным делом» занимались в России целые деревни. В 1659 году поташное дело, как прибыльное, передали в ведение царской казны. Открытие заводского способа получения кальцинированной и каустической соды значительно удешевило производство мыла. К XVII в. мыло было уже достаточно распространено в Европе.
Промышленное производство мыла в России было налажено при Петре I. Однако до середины XIX века мылом пользовалась только знать, крестьяне же стирали и мылись щелоком.
Мыловаренное производство в Елабуге.
На рубеже XIX-ХХ веков в Елабуге работало 4 мыловаренных завода: 2 из них принадлежали татарским купцам Абрешитовым, мыловаренный завод наследников И.Г.Стахеева и завод купца Баутина. В те времена мыло варили из сала различных животных, даже ездили за тюленьим жиром в северные районы России. Сало растапливали в больших котлах, кипятили, затем добавляли в него соль, золу, и кипятили дальше. Иногда в полученную смесь добавляли цветочные и фруктовые масла, после чего мыло приобретало приятный запах и использовалось как туалетное.

Литературную премию имени М.И. Цветаевой учредил глава Елабужского муниципального района, мэр города Елабуги – Ильшат Рафкатович Гафуров в целях развития лучших культурных традиций России и увековечивания имени поэта Марины Цветаевой, чья судьба навеки слилась с историей нашего города.
Премией награждаются поэты и писатели-исследователи, чье творчество оценивается как обладающее высокими художественными и исследовательскими достоинствами, вносящее вклад в поэтическое наследие России и пополняющее современное цветаеведение.
Дополнительная информация:
В начале Великой Отечественной войны члены Литературного фонда были эвакуированы из Москвы в тыл. 17 августа в числе небольшой группы писателей Марина Ивановна прибыла в Елабугу. По разнарядке от горсовета эвакуированных расселяли по квартирам. 21 августа, по воспоминаниям Анастасии Ивановны Бродельщиковой, к ним пришла группа людей, среди которых была женщина, в длинном пальто, в берете горохового цвета. Пройдя в дом, она сказала: «Я здесь останусь, больше никуда не пойду» (то ли от усталости, безразличия, то ли от настроя на Чистополь, это жилье ей представлялось временным).
24 августа Цветаева едет в Чистополь с целью получить прописку и работу.
28 августа вернулась в Елабугу. 31 августа 1941 г, в последний день лета, М.И. Цветаева ушла из жизни. Это был выходной день. Елабужский горсовет призвал всех елабужан выйти на расчистку посадочной площадки под аэродром (обещали выдать по буханке хлеба). От Бродельщиковых на воскресник пошла Анастасия Ивановна, от Цветаевых - Мур. Хозяин ушел на рыбалку. Марина Ивановна осталась одна в доме, написала три предсмертные записки, адресованные Муру, Н.Асееву, эвакуированным.

В 1887 г. по инициативе купца Стахеева Ивана Ивановича к северо-востоку от города было открыто новое Петропавловское кладбище. Его территория обнесена каменной оградой с арочными трехпролетными воротами. У ворот, в линии ограды, возведена небольшая каменная церковь – часовня в честь святых апостолов Петра и Павла, отсюда название – Петропавловское.
2 сентября 1941 г. обрела на этом кладбище покой М.И. Цветаева. Хоронили ее за городской счет, и тело из больницы на обыкновенной крестьянской подводе было перевезено на кладбище. Георгий записал в дневнике: «Долго ждали лошадей, гроб».

История Елабуги связана с такими знаменитыми именами, как:

Емельян Иванович Пугачев (1742-1775) - донской казак предводитель Крестьянской войны 177

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
1989
Сертифицированность
Сертифицирован
Категория сложности
3
Протяженность маршрута (км)
18
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
6
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
1
Размер группы (макс)
50
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
  • Пеший
Вид транспорта
  • Арендуемый туристом
  • Личный
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Без питания
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Гид-переводчик
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
3000+200 руб на 1 человека
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
700
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
250
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
100
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

1350

Наличие технических условий на маршрут
Да
Наличие технологической карты
Да
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
Да
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...