ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Легенды и были древнего города

Легенды и были древнего города

Что дают лайки?
Номинация: Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
Легенды и были древнего города
Полное название:

Легенды и были древнего города

Приволжский ФО, Республика Татарстан, Елабужский р-н, г. Елабуга
  • Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
  • Экскурсионные туры
Остановка - площадь Ленина

Мы находимся на площади, которая до Октябрьской революции носила название Хлебной. В советское время ей было присвоено имя В.И. Ленина. Ныне площади вернули её историческое название. «Вятские губернские ведомости» за 1900-1903 гг. сообщают, что Елабуга вела оживленную торговлю хлебом, являлась «хлебной биржей» России.

Остановка - Елабужское (Чертово)городище

Символом города является памятник археологии и архитектуры федерального значения, датирующийся X-XII в. н.э. – Елабужское городище. Одинокая башня на краю горы – остаток древне-болгарской крепости-мечети. Древние болгары – далёкие предки современных казанских татар пришли сюда, на среднюю Волгу, с предкавказья, из приазовско-донских степей.

-
На автомобиле
Описание

Экскурсионный маршрут «Легенды и были древнего города»

Исторические корни Елабуги уходят в далекое прошлое, и этот маршрут предоставляет возможность совершить путешествие вглубь веков, познакомиться с легендами и реальными историческими событиями этого края.

Елабуга - один из древнейших городов Восточной Европы. Уникальность города в том, что историческая его часть сохранилась в неизменном виде с середины XIX в. Это настоящий музей под открытым небом. По экспертным оценкам специалистов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Елабуга входит в число 30 наиболее сохранившихся малых и средних исторических городов России. С целью сохранения историко-культурного наследия в 1990 г. был образован Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, общая охранная площадь которого 491 га. На этой территории 195 памятников архитектуры и градостроительства федерального, республиканского и местного значения.

На основе комплексных археологических исследований, исторических данных Президиум Академии наук Республики Татарстан 18 сентября 2003 г. принял решение считать научно обоснованным и доказанным, что Елабуга возникла на рубеже X-XI вв. н.э. и сформировалась как поселение городского типа к 1005-1010 гг. Выводы татарстанских ученых были подтверждены ведущими археологическими центрами России.

Символом города является памятник археологии и архитектуры федерального значения, датирующийся X-XII в. н.э. – Елабужское городище. Одинокая башня на краю горы – остаток древне-болгарской крепости-мечети. Это единственный в мире дошедший до наших дней памятник, построенный руками древних болгар домонгольского периода. Это место поистине великое, одно из самых мистических мест Республики Татарстан. Древние болгары – далёкие предки современных казанских татар пришли сюда, на среднюю Волгу, с предкавказья, из приазовско-донских степей. Без труда подчинили местные народы, финоугорские племена. Возникает сильное по тем временам государство – Волжская Болгария, которое славилось, как Гардарика, т.е. страна городов. Города Волжской Болгарии были достаточно большими и известными. Для сравнения Биляр – столица государства – имел площадь более 600га, тогда как Киев в Древней Руси достигал площади чуть более 100га.

Одним из городов Волжской Болгарии и был город Алабуга, который являлся северным форпостом государства, защищал государство с севера. Название города Елабуга на Татарском языке звучит «Алабуга». 1000 лет тому назад здесь, в этом регионе произошло сильное землетрясение, достигавшее 9 баллов. В результате в реке Каме образовался огромный каменистый порог, который очень мешал судоходству. Плывущие по реке суда натыкались на этот камень, терпели крушение, т.к. Кама в то время имела сильное течение, были даже человеческие жертвы. Камень получил название «ала бугай», что в переводе с древнетюркского означает «пестрый, злой бык». По названию камня и был назван город, который здесь стоял Алабуга, предполагают учёные. Кроме того Алабуга переводится также как окунь-рыба.

Волжская Болгария процветала до нашествия монголо-татар. Войсками Темирлана в XIV веке крепость была разрушена. На развалинах крепости поселяются жрецы, предсказатели судеб. Они рассказывают легенду о том, что будто бы в горе живёт бес в виде огромного змея, которому надо приносить дань, чтобы его задобрить, чтобы он указал безопасный фарватер реки, и, кроме того, будто бы змей обладал даром оракула, т.е. предсказывал судьбы. Шли и шли к жрецам люди, неся дары. Настолько широко разнеслась весть об этих жрецах, что дошла она до казанской царицы Сююмбике. Сююмбике отправляет своих гонцов, чтобы узнать, как закончится её война с русским царём Иваном Грозным. На вопрос посланников Сююмбике раздался голос из-под земли, говорящий о том, что Казань падёт, придут сюда иноверцы. После этих слов змей якобы взвился в небо. С тех далёких времен это место стали называть Чертово городище. Эта легенда описывается в казанской летописи. Может потому, так прочно закрепилось это название за городищем, что место считалось недобрым, гиблым, потому что у этой горы терпели крушение корабли; «шайтан черык» звучало название на удмуртском языке, «шайтан каласы» - на тюркском, «чёртово городище» - на русском.

Так же известна легенда о том, что у местного попа была очень красивая дочь. Посватался к ней водяной дух, обитавший в р. Каме – князь Вумуртов. Православный поп не хотел отдавать свою дочь за князя нечистой силы. Он придумал такое условие, которое вумурты не могли выполнить – построить за одну ночь на крутом камском берегу церковь, что бы ее было видно отовсюду.

К его удивлению вумурты согласились на эти условия, видно дочь поповская была очень хороша. И бедный поп с ужасом видит, как быстро, ладно и складно идут дела у вумуртов. Ясно, что к утру церковь будет достроена. Тогда поп в панике кинулся в курятник, выбрал самого голосистого петуха и начал щекотать его, чтобы он запел, возвещая о наступлении утра. Но петух не пел… Только с первыми лучами солнца он наконец закукарекал. И с первыми лучами солнца, с пением петуха нечистая сила с писком и визгом провалилась сквозь землю! Так крепко держались вумурты за уступы и выемки свежепостроенных стен, что до сих пор археологи находят на этом холме «чертовы» пальцы. Но это, конечно, не «чертовы» пальцы, а заржавелые наконечники копий и стрел ананьинского периода (8-5 вв. до н.э.).

После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году по его указу, правда, уже после его смерти в 1614 году здесь был основан мужской Троицкий монастырь. Монахами были выстроены 2 деревянные церкви. Служки монастыря жили под горой, там была территория Подмонастырской слободы. Поэтому до сих пор район города, находящийся под горой, елабужане называют Помонастырка. Все близлежащие деревни были вотчиной Троицкого монастыря. Он просуществовал 150 лет, был упразднён в 1764 году царицей Екатериной II. Дело в том, что, когда Екатерина II взошла на престол, она с удивлением обнаружила, что монастырям принадлежат огромные территории. Она стала их упразднять. Эта участь постигла и Елабужский мужской Троицкий монастырь.

Неоднократно, начиная с XIX века, на территории городища проводились археологические раскопки. Самые обширные раскопки были проведены в 1993 году под руководством профессора Казанского университета Альфреда Хасановича Халикова. (Показ фотографии раскопок). Именно тогда был вскрыт фундамент крепости-мечети. Оказалось, что крепость имела подквадратную форму, 8 башен были соеденены крепостной стеной. По углам стояли круглые башни (одна восьмигранная), по сторонам – полубашни. Одна из них оказывается треугольной. Когда учёные взяли компас, оказалось, что угол башни направлен строго в сторону Мекки,205градусов направление башни. Треугольная башня служила михрабом, компасом. Вы, наверное, знаете о том, что когда мусульмане молятся, они садятся лицом к Мекке. Таким образом, крепость имела три назначения: была оборонительным сооружением, выполняла функции мечети, и, кроме того, служила караван-сараем, т.е., купцы которые проплывали на кораблях по реке Каме (а Кама была ответвлением Великого торгового Волжского пути), могли оставить свой товар в башнях и, отдохнув и переночевав, могли двигаться дальше.

Древними болгарами были прорыты подземные ходы сквозь гору к Каме. Это облегчало доступ к воде и, кроме того, по этим ходам при опасности можно было спастись. Ходов было два. Они существовали плоть до 70-х годов ХХ века. Но так как было много несчастных случаев, особенно среди детей и подростков, они были завалены.

Ученые проводят наиболее близкие аналоги с ранне-мусульманскими мечетями Средней Азии и Ближнего Востока. Перед вами изображение мечети Рибат в тунисском городе Суса, датирующаяся VIII веком н.э. Наша мечеть Алабуга датируется датируется X-XIIв. н.э. Есть предположение, что когда болгары принимали ислам в 922 г., вместе с посланниками из Багдада, сюда прибыли и посланники из Багдада, которые помогли заложить фундамент будущей крепости-мечети.

Общая площадь городища 4,1 га. Со стороны суши городище было укреплено 3-мя рядами валов и рвов. Со стороны реки – естественным обрывом. Очень удобно было выбрано местоположение крепости – с этой горы просматривается территория на 30 км - это расстояние дневного вёсельного пути. То есть приближающегося неприятеля можно было увидеть заранее.

И по данным археологических исследований, проведенных на территории Елабужского городища и исторической части города Академия наук Республики Татарстан совместно с Академией наук Российской Федерации пришла к выводу, что возраст города Елабуга не менее тысячи лет.

Так как городище – памятник федерального значения, он вошёл в Федеральную адресную инвестиционную программу. Была проведена реконструкция памятника – восстановлены валы и рвы, обустроены смотровые площадки, фрагментально были подняты стены, обустроены пешеходные дорожки вдоль обрыва. Также был открыт памятника 1000-летия города в виде древнего болгарина на коне. С этим памятником связано предание о том, что булгарский хан стоя на отвесной берегу реки и увидев прекрасные места воткнул в землю бунчук, это символ ханской власти, и рукой указал в стону основания будущего города. И именно на этом месте был основан город Елабуга.

Сейчас мы направляемся в исторический центр города, где сохранились дома и целые кварталы с 19 вв.

Мы находимся на площади, которая до Октябрьской революции носила название Хлебной. В советское время ей было присвоено имя В.И. Ленина. Ныне площади вернули её историческое название. «Вятские губернские ведомости» за 1900-1903 гг. сообщают, что Елабуга вела оживленную торговлю хлебом, являлась «хлебной биржей» России.

Елабуга всегда была центром торговли в Прикамье. Во 2-й половине XIX в. на 10 тысяч населения Елабуги приходилось более 600 купцов. По богатству и количеству людей торгового сословия Елабуга превосходила даже губернскую Вятку (современный Киров). Хлебная торговля в Прикамье была сосредоточена в руках елабужских купцов Стахеевых, по объему своих капиталов, не уступавших купеческим династиям Рябушинских, Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых.

Для архитектуры купеческой Елабуги был характерен металлический ажур. Сегодня елабужские кузнецы возродили ручную художественную ковку. Площадь украшена ажурными арочными проходами, беседками.

6 декабря 2008 г. перед зданием гостиницы «Тойма» открыта скульптурная композиция «Самовар». Двухметровый красавец из красной меди стоит на украшенном кованым узором постаменте в окружении оригинальных скамеечек и фонарей, выполненных искусными мастерами. Самовар олицетворяет радушие и гостеприимство елабужской земли.

В самом широком месте диаметр самовара составляет 1 м. 80 см. За основу его был взят старинный самовар, из которого пили чай ещё в XIX в. Примечательно, что внизу, где у прежних самоваров обычно были угли, у памятника горит подсветка, очень напоминающая их раскалённое мерцание.

Также в маршрут входит посещение Краеведческого комплекса который был открыт в год 1000-летия Елабуги в великолепной купеческой усадьбе, на ул. Казанской.

Экспозиция Музея истории города посвящена далекому прошлому Елабужского края и раскрывает особенности развития региона в разные исторические периоды.

В зале природы и археологии, где можно увидеть фильм «Легенды и были Елабужского городища» оснащенном современным аудио-визуальным и звуковым оборудованием, есть возможность воспроизведения звуковых эффектов природы, а археологическая экспозиция зала повествует о далеком прошлом Елабужского края с конца первого тысячелетия до нашей эры, воссозданном на основании изучения археологических находок.

Зал истории города, состоящий из экспозиционных комплексов «Село Трёхсвятское», «Елабуга купеческая», «Развитие культуры и образования в н.ХХ в.», «Елабуга в 1-й половине ХХ в.», «Развитие города во 2-й половине ХХ в.» представляет историю города с XVI века до наших дней. В зале установлен электронный макет исторической части города и сенсорный киоск с программой «Елабуга современная».

Живой уголок Музея истории города рассказывает о представителях флоры и фауны Елабужского края, а также представляет животных и птиц, не характерных для нашего края (попугаи, хомяки, шиншиллы, морские свинки и т.д.), но вызывающих неподдельный интерес у детей.

Придя в Интерактивные мастерские, можно увидеть как из глины, лозы, дерева, простого лоскутка или пряжи получаются изделия, создающие тепло и уют в каждом доме. Здесь же есть возможность приобрести на память о Елабуге различные сувениры: корзины, вазы, подсвечники, чехлы для сотовых телефонов, «узелки счастья», картины, вышитые вручную, матрешек, шкатулки и многое другое.

Экспозиция Музея-театра «Трактир», представляет обстановку трактирных заведений XIX века. Экспозиция «Трактира» знакомит посетителей с обстановкой трактирных заведений позапрошлого столетия. Здесь проводятся традиционные русские праздники, организуются мероприятия и встречи, а посетители музея могут отведать традиционные блюда и выпечку русской национальной кухни.

В ходе экскурсии, нам предоставляется возможность, познакомится с Соборами и церквями Елабуги. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного образа - один из самых величественных памятников в стиле классицизма среди храмов Прикамья, - был построен в 1816г., колокольня в 1864г. В росписях участвовали известные художники-академисты И.А.Осокин, В.П.Верещагин, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа – Спасителя. Существует предание рассказывающее о том, что в первой половине XVII в. одному безвестному живописцу в с. Красном, стоящем на берегу р. Вятка, в сонном видении было приказано написать икону образа Спаса Нерукотворного для того человека, который приедет за нею издалека. Приняв это повеление как откровение свыше, живописец, приготовив себя постом и молитвою, тотчас принялся за работу. Едва только он окончил писать икону и положил кисть на место, как к нему явился приезжий житель с. Трехсвятского по фамилии Остальцов и спросил, готова ли икона. Ему также в сонном видении приказано было выехать в село Красное и привезти икону. Принимая сновидение за бред воображения, старец Остальцов не придал ему никакого значения. Повеление повторялось 3 раза. На 3-й раз ему было приказано ехать, ибо в противном случае подвергнется большому несчастью. Вскоре старец заболел и по выздоровлению решился исполнить провидение и отправился за иконой. При виде приезжего живописец был крайне удивлен желанию получить именно ту икону, которая была написана им по особому внушению. Убедившись в святости явленного им обоим откровения, они с трепетом перенесли икону на струг, на котором она и была перевезена по воде в г. Елабугу. Старец встречает большие неприятности на своем пути от жителей некоего прибрежного селения и даже подвергается опасности лишиться самой иконы. Но промыслом божьим все неприятности и опасности прекращаются чудесным знамением от иконы, и они благополучно достигают Елабуги. Уверенность в том, что икона написана по воле Божьей, вызвала среди жителей Елабуги желание построить особый храм во имя Спаса Нерукотворного. Икона Спаса Нерукотворного неоднократно спасала жителей Елабуги, например, во время Акаевского бунта (1735-1736 гг.) или Пугачевского восстания (1773-1774 гг.).

В 1876-1878 гг. рядом с собором на средства купца Гирбасова построена часовня в честь святого Александра Невского. Она представляет собой простое квадратное в плане сооружение со срезанными углами, поставленное на высокой площадке. Постройка, расположенная среди зданий классицистического стиля, вносит живописный контраст в архитектуру соборной площади. Памятник культовой архитектуры в псевдорусском направлении эклектики.

Мы находимся на улице Большая Покровская, которая ведет к Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В народе эту улицу называли улицей «миллионщиков», так как здесь проживали купцы-миллионеры.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы тоже окутана былями. По преданию основание храма во имя покрова Пресвятой Богородицы связано с именем Ивана Грозного. В 1570 году в селе Трёхсвятском основана покровская церковь, первоначально она была деревянная. Этой церкви Иван Грозный подарил икону «Трёх святителей» - Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. По названию иконы село стало называться Трёхсвятским.

Каменная Покровская церковь выстроена на пожертвования прихожан в 1813 – 1820 году. Окончательно строительные работы были завершены в 1820 году.

Церковь во имя покрова Пресвятой Богородицы одноэтажная, с летним и зимним приделами: главный – Покровский и два других – Трёх Святителей и Ильи пророка. Внутренний и внешний вид храма подтверждает стиль Александрийской эпохи: это церковь одноэтажная с летним и зимним приделами, большой византийский купол холодной церкви и колокольня с тремя приделами по бокам создают впечатление массивности и величественности. Изображения святых угодников на царских вратах были выполненные Василием Верещагиным. По приглашению Городского земства храм расписывали художники В.П. Верещагин и К. Гун, который исполнил для иконостаса местный образ Богоматери, фигуры двух евангелистов, царские врата, один образ для малой двери в алтаре.

По воспоминаниям елабужан в 1918 году имущество Покровской церкви было описано представителями новой власти. Серебряных вещей в ней числилось тогда на 10 пудов 37 фунтов. Пожарной охране горсовет дал приказ уничтожить иконостас; ещё до разрушения которого приехавшая из Москвы комиссия смыла с него 200 грамм золота. Пожарные ретиво взялись за дело: сбрасывали иконы со стен, вытаскивали на улицу, где складывали поленницей, как дрова. Всё это было продано за 500 рублей на топливо. Многие иконы пошли на ремонт потолков в домах. Из распроданных и пущенных в дело образов один удалось выпросить членам упомянутой выше комиссии. Это и была икона Трёх Святителей. Её спрятали у Покровской церкви, засыпав листьями. Место нахождения иконы до сих пор неизвестно. Скорее всего она была вывезена из Елабуги.

В 1939 году церковь была закрыта для богослужения и превращена в складские помещения.

Вновь, впервые за долгие десятилетия, зазвучали над городом колокола Покровской церкви 2 октября 1988 года.

Интересна история обретения большого колокола для Покровской звонницы, который в августе 1990 года был поднят со дна реки Камы, где он пролежал более ста лет. Этот колокол был назван – «Утопленником». Из надписи тало ясно, что был отлит он в 1868 году братьями Афанасием и Александром Шишкиными специально для церкви села Пьяный Бор. Но по неизвестным причинам он затонул близ села Бетьки. Вес колокола – 291 пуд (4656 кг.), размеры – более двух метров в высоту и такого же диаметра. В августе 1990 года колокол «Утопленник» был установлен на колокольне покровской церкви. С этого времени старинный город погружается в чарующий бархатный звон и малиновый перезвон во имя покрова Божьей Матери.

Улица Казанская проложена согласно генеральному плану 1780 г. – самая красивая улица исторической части города. Она носила преимущественно торговый характер. Большая часть магазинов, бакалейных лавок, винных погребков располагалась именно на центральной торговой улице. Квартал Казанской, Гассара, Большой Покровской и Спасской улиц образует исторический центр Елабуги – здесь располагается наибольшее количество архитектурных ансамблей, памятников истории и культовых сооружений. Обратите внимание, что все памятники архитектуры отреставрированы, находятся в прекрасном состоянии. Широкие тротуары, выложенные брусчаткой, фонари, стилизованные под XIX в. - все возвращает нас в уютную старину, здесь будто время течет иначе, чем в стремительных мегаполисах. Улица Казанская в настоящее время является основной магистралью туристско-экскурсионного маршрута – своеобразный елабужский Арбат. Идея воссоздать «историческое ядро» Елабуги, сделать её пешеходной, прогулочной, привлекательной для отдыха, принадлежит администрации Елабужского муниципального района и Генеральному директору Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко.

На окраине улицы Казанской располагается Здание Елабужского Епархиального женского училища которое было построено в 1903 г. на средства елабужской купчихи Глафиры Федоровны Стахеевой по проекту Вятского губернского архитектора I степени Ивана Аполлоновича Чарушина. Торжественная закладка училищного здания была совершена в 1898 г., сумма благотворительного взноса на строительство составила 400 тыс. руб. серебром.

Когда закладывался фундамент, Глафира Федоровна в каждом углу под первый кирпич положила по золотой монете – чтобы здание крепко стояло, долго служило. Примета оказалась верной. Более 100 лет из этих стен выпускаются учительские кадры.

В настоящее время здесь находится Елабужский государственный педагогический университет. Сегодня он является одним из ведущих региональных центров просвещения, науки и культуры России. Университет сотрудничает с учебными заведениями Германии, США, Италии, Японии, Испании и других стран.

Памятник одному из представителей славной купеческой династии, сыну богатейшего елабужского купца миллионера – писателю Д.И.Стахееву (1840-1918 гг.) открыт в сентябре 2003 г. На открытии присутствовали потомки Стахеевых из России, Сингапура, Австралии, Англии.

В стенах университета один раз в 2 года проходят Международные Стахеевские чтения, где поднимаются вопросы жизнедеятельности знаменитых купеческих династий России и истории благотворительности.

Проехав по маршруту «Легенды и были древнего города» вы ощутите уют и великолепие старинной купеческой Елабуги и познакомитесь с тайнами и преданиями, сохранившимися с давних времен до наших дней.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
1989
Сертифицированность
Сертифицирован
Категория сложности
3
Протяженность маршрута (км)
18
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
2
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
  • Доступно для людей с ограниченными возможностями
Размер группы (мин)
1
Размер группы (макс)
50
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
  • Пеший
Вид транспорта
  • Арендуемый туристом
  • Личный
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Без питания
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Гид-переводчик
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
3000
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
700
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
250
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
100
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

1350

Наличие технических условий на маршрут
Да
Наличие технологической карты
Да
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
Да
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...