Муниципальное учреждение «Дом-музей Германа Брахерта»

Муниципальное учреждение «Дом-музей Германа Брахерта»

Адрес: Северо-Западный ФО, Калининградская область
Тип: Музеи и музейные экспозиции
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


Экспонаты особой значимости:
Рельеф Г.Брахерта «Утренняя заря» (1993); 4 рельефа Г.Брахерта «Ткачи»(2001).
Краткая историческая справка:
Помещение - загородный дом семьи Брахертов построен в 1931 году архитектором Г.Хоппом, реконструирован в 1992-1993 для музея. Открытие Дома-музея состоялось в 1993 году.
Профиль музея:
Мемориальный музей
Краткая характеристика постоянной экспозиции:
Дом-музей Германа Брахерта - центр поиска и сохранения культурного наследия.
Режим работы:
свободный

*История Дома-музея Германа Брахерта под Калининградом*

Алла Семеновна Саруль

«Художник может красоту оспорить

И тишину за волосы схватить

И на вершине славы, задыхаясь

…Безудержно, царящий в мире хаос

В гармонию и ясность превратить».

Захариус Вернер

В живописном месте на берегу Балтийского моря, в поселке Отрадное (бывший Георгенсвальде) Светлогорского городского округа расположен Дом-музей Германа Брахерта (1890-1972) - известного немецкого скульптора и художника, четверть века прожившего в Восточной Пруссии (теперь - Калининградская область). 11 декабря 2010 года исполняется 120 лет со дня его рождения.

Восточную Пруссию Герман всегда считал своей настоящей родиной, хотя родился он в 1890 г. в Штутгарте и там же окончил восьмилетнюю школу. Тяга к творчеству проявилась у Германа еще в юности: в возрасте 15 лет он брал уроки у профессора П. Кристаллера как ученик гравера, а затем четыре года учился у чеканщика и резчика печатей Е. Рикерта. Не случайно в его ранних работах отчетливо ощущается влияние граверной техники, требующей точности линий и каллиграфической тонкости.

В последующие годы (1913 - 1915 гг.) Г. Брахерт проходил обучение в художественном училище в Вайсенхофе в школе скульптора и исследователя Роберта Кнорра. Бронзовый бюст учителя работы 1914 г. позволяет отметить способность придавать реалистически исполненному лицу отпечаток духовной индивидуальности путем крупной обработки выпуклостей и расстановки мощных динамических акцентов.

В 1917 г. Брахерт стал учеником архитектора Пауля Бонатца, прославившего себя зданием Штутгартского центрального вокзала. Одновременно он изучает архитектуру в Штутгартском университете. В этот период им были созданы три фигуры в мраморе и граните, явно несущие черты влияния великого француза Майоля. В книге «Искусство ХХ столетия» говорится: «…чтобы получить красивую форму, необходимо округлять (убирать лишние подробности)». И вот молодой швабский скульптор использует метод округления, преодолевая свой реалистический предыдущий период.

К этому же времени относятся и создание гранитной фигуры «Бегущий» (собственность доктора Роберта Боша) и трех мраморных фигур в саду Борст в Штутгарте-Вайингене.

В 1919 г. Герман Брахерт получил приглашение в Школу искусств и ремесел Кенигсберга, в которой он семь лет руководил мастерской декоративной каменной, металлической и деревянной скульптуры.

В первые годы жизни в Кенигсберге художник занимается чисто декоративными формами и выполняет рельефные фигуры из самых разнообразных материалов в различных масштабах; тем самым приобретается безупречное чувство соразмерности в художественном произведении.

В воскресенье, 24 октября 1926 г., в утреннем выпуске газеты «Кёнигсбергер Хартунгше цайтунг» выходит статья «Люди Восточной Пруссии». В ней подробно говорится об упадке искусств: «все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штуттгартский скульптор Герман Брахерт.

За эти семь лет он создал ряд значительных произведений, которые свидетельствуют о его немалом вкладе в развитие новых художественных принципов архитектуры и пластики. «Уже сегодня историческое значение Брахерта для художественной культуры столицы Восточной Пруссии определяется признанием личности, прежде всего ее произведений в этой когорте».

«Обращаясь к прошлому, я прихожу к мысли, что в моей жизни скульптора в Восточной Пруссии наиболее существенным – наряду с обучающей деятельностью – было то, что там, выполняя свои задачи, я участвовал в полемике по решению художественных проблем того времени» - вспоминал Г. Брахерт.

В последующие годы Герман Брахерт создал более 20 монументальных скульптур для Кенигсберга и провинций Восточной Пруссии. Среди этих работ были, в частности, мраморные и бронзовые скульптуры для кенигсбергского университета.

После прихода к власти в Германии фашистов для Германа Брахерта настали нелегкие времена. Причина этого заключалась, в частности, в том, что он (вместе с другими представителями кенигсбергской интеллигенции) поставил свою подпись под призывом против постройки нового военного крейсера и стал в глазах тогдашних немецких властей неблагонадежным. Работы скульптора были изъяты из собрания Королевского замка и из других экспозиций; фактически, Герман Брахерт был лишен права на профессиональную деятельность. А его жена Мария (Мия), работавшая в художественной галерее Кенигсберга фотографом, вынуждена была в эти годы даже не подписывать свои фотоработы.

Так, в 1933 г. были удалены такие работы скульптора как портрет Генриха Герца (перед техническими заводами Кенигсберга), портрет Фридриха Эберта в Кенигсберге, скульптура «Танцующая девочка» (на каскаде Замкового пруда), скульптура «Шагающая девочка» (перед женским ремесленным училищем в Кенигсберге), портрет-бюст заведующего городским отделом народного образования Штеттинера.

Очень интересная бронзовая композиция «Памяти Коринта» (1931 г.), по словам Томаса Брахерта (сына мастера), стояла еще некоторое время в углу сада в Георгенсвальде, чтобы ее никто случайно не увидел. Но в конечном счете все эти работы были безвозвратно утеряны.

Великие личности творят историю, и их имена становятся символами эпох. Но, к сожалению, время часто не щадит их труды. Судьба многих произведений Г. Брахерта оказалась весьма трагичной: то, что осталось после фашистских чисток, стало жертвой военных бомбардировок или расчисток уже в послевоенное время.

Например, во время бомбардировки в августе 1944 г. была утеряна памятная доска Захариуса Вернера, установленная на доме, где он родился (сам Брахерт назвал эту доску «Мадонна в серпе луны»), и фигура «Фортуна и Гермес» перед бывшим торговым двором Кенигсберга (сегодня это дом городского управления). Уже после 1945 г. были разрушены монументальная скульптура «Хронос на трех лошадях» над порталом Главного вокзала и рельефы на здании аэропорта Девау.

Вскоре после начала шонений Брахерт покинул Кёнигсберг и стал постоянно жить в своём летнем доме в Георгенсвальде (ныне Отрадное) на берегу Балтийского моря, ведя жизнь свободного художника.

После нескольких лет вынужденного бездействия Брахерту удалось устроиться консультантом и дизайнером Государственной янтарной мануфактуры в Кенигсберге, а также консультантом предприятия по художественному литью в силезском городе Гляйвице (в настоящее время - Гливице, Польша). В это время он особенно много работает с металлами. По словам самого скульптора, он "много лет искал единственно верное соединение металла с янтарем, будь то золото или серебро".

В 1944 г. Брахерт вместе с семьей эвакуировался из Восточной Пруссии и вернулся в Штутгарт, где весной 1946 г. был приглашен руководить местной Академией изобразительных искусств (он возглавлял ее в качестве ректора семь лет). Скульптуру пришлось вновь отложить на задний план.

В 1956 г. Герман Брахерт оставил свою преподавательскую деятельность в отделении скульптуры Академии изобразительных искусств Штутгарта и стал советником по культуре отделения художественного литья по металлу на швабском предприятии Вассеральфинген.

Примерами его активного творческого труда в эти годы стали выполненные на высоком художественном и техническом уровне медали с изображением Шиллера и Хойса, большой железный рельеф с голубем мира, а также рельеф с изображением пяти частей света.

Имея огромный жизненный опыт, Брахерт живо интересовался работами молодых скульпторов и весьма способствовал тому, что Вассеральфинген стал широко известен, как город знаменитого художественного литья. Профессор Брахерт стремился приспособить художественное литье к требованиям искусства текущего времени, но вместе с тем он поддерживал и старых мастеров, продолжавших традиции вассеральфингенских XIX века (например, таких как Вайтбрехт или Плок).

Герман Брахерт всегда предъявлял высочайшие требования к работе сотрудников художественного отделения Вассеральфингской литейной мастерской, и поэтому формовщики и чеканщики старались, со своей стороны, создавать изделия самого высокого качества. В 1961 г. знаменитый скульптор был награжден Федеральным крестом I класса,

Одной из последних работ Г. Брахерта стала большая медаль диаметром около 13 см, отлитая в Вассеральфингене. Эта работа была эксклюзивной, ведь лишь немногим литейным предприятиям в Германии было разрешено выполнять такого рода соединения разных металлов от железа до серебра на основе старинных ремесленных технологий.

Лицевая сторона медали представляет собой выполненный Брахертом знак VIK (Vereinigung Industrielle Kraftwirtschaft an den Kunstler - Объединение промышленников и художников) на плоском железном рельефе в тонкой линовке. На обратной стороне имеется лишь внешний круг, выполненный из серебра.

В память о кенигсбергском прошлом Брахерт создал в 1970 г. фигуру «Воспоминания о Восточной Пруссии», которая была установлена в 1987 г. перед музеем Восточной Пруссии в Люнебурге; этот памятник поражает своей трагической экспрессией. Его последняя работа – своего рода завещание; женская фигура с почти архаическими обобщенными формами вся будто превратилась в крик ужаса. Женщина, мать, сама земля словно устремлена к спасению и одновременно обречена на гибель. В 1972 г. Герман Брахерт скончался в городке Шлайтдорфе, в котором жил последние годы. Несколько лет, улица, где стоял его дом, была переименована в улицу профессора скульптора Германа Брахерта.

«Его дарование чрезвычайно многогранно - от монументальной скульптуры до медали. Эти многочисленные работы имеют совершенно определенный стилистический признак – в них жива еще традиция южно-немецкого классицизма» - писал профессор Рудольф Даудерт о творчестве своего учителя.

* * * * *

Между тем в Отрадном (прежнее название Георгенсвальде) сохранился дом, построенный в 1931 г. архитектором Х. Хоппом, в котором Герман Брахерт с семьей проживал в межвоенные и военные годы. Летом 1992 г. я впервые увидела этот дом ; его отыскал местный скульптор Николай Фролов по просьбе ныне покойного Юрия Иванова (в те годы - председателя Фонда культуры Калининградской области). Старые фото дома передал Ю. Иванову сын скульптора, доктор Томас Брахерт.

В послевоенное время дом был коммуналкой, но к 1990-м годам был уже расселен. Оставленный жителями, дом выглядел старым, пустым и, пожалуй, готовым для сноса. Власти уже решали вопрос о строительстве на этом месте грязелечебницы.

Но в 1992 г. Калининградская область стала открытой для посещения иностранцев, и сюда постепенно потянулась цепочка бывших жителей Восточной Пруссии и вездесущих журналистов; приезжали они в том числе и в Светлогорск.

Этот курорт был известен и до войны, многие приезжали сюда полюбоваться морем и скульптурами. Кроме самого дома, Г. Брахертом в Светлогорске были оставлены пять великолепных скульптур. К 100-летнему юбилею Германа Брахерта на обнаруженном доме была повешена мемориальная доска, выполненная скульптором Робертом Дербенцевым,

Пусть не сразу, но власти все же приняли решение создать музей на основе этого дома. Мне, как директору, была поставлена задача: готовить первую экспозицию, пока литовскими мастерами будет вестись реставрация самого дома. Первыми сотрудниками музея стали мой муж, Георгий Иванович Саруль, а также Нина Дмитриевна Литович.

Главным консультантом и заинтересованным человеком с немецкой стороны в подготовке экспозиции стал Дитрих Цломке, архитектор из Равенсбурга. Он был другом Германа Брахерта и после смерти скульптора стал распорядителем его творческого наследия. Д. Цломке одобрил проект реставрации дома и мы вместе стали готовить первую экспозицию. Первым экспонатом, им привезенным, стала бронзовая "Ниоба", сделанная в 1962 г. Она была передана в торжественной обстановке тогдашнему руководителю Светлогорской администрации Сергею Александровичу Рудобельцу.

А следующим экспонатом стала "маска Мии", как мы ее назвали. Любопытна история появления этого экспоната. Ее нашел в ходе реставрации дома слесарь, сказавший, удивительные слова: «Я отмыл ее, повесил на ковер и она мне светила». После недолгих переговоров работа вернулась в музей и мы радовались несказанно, поскольку это был подлинный экспонат. Находка представляла собой гипсовый рельеф, выполненный в «текучей» манере, напоминающей пластику итальянского скульптора – импрессиониста Модардо Россо (1858 – 1928).

Ряд рельефов, которые стояли в лиственничном парке Светлогорска, требовали реставрации, и большая содействие в этом деле было оказано заместителем директора Государственного Эрмитажа Владимиром Юрьевичем Матвеевым. Работы проводились в Калининграде художником-реставратором из Эрмитажа Татьяной Николаевной Чернышевой. Финансировние осуществлялось фондом «Памятники Кенигсберга», которым руководили Генадий Семенов и Беата Фолькердинг (с российской и немецкой сторон соответственно).

Были реставрированы мраморный рельеф "Парящая", изготовленный в 1940 г. (два его других названия - "Нимфа" или "Утренняя заря") и рельефы из песчаника "Рыбак и русалка» и "Три девушки с янтарем" (тоже 1940 г.). С одной из этих работ связана любопытная история.

Однажды мы встретились с немецким туристом Хансом Вебером, который сейчас живет в Америке. Он рассказал нам, что еще его отец и старший брат работали у скульптора Г. Брахерта каменотесами, а сам он помнит, как они трудились над рельефом "Три девушки с янтарем". Ханс Вебер подарил музею копии фотографий, на которых изображены его отец и брат за этой работой. У него на глазах при этом были слезы радости, а для нас эти фотографии - бесценный документ того времени, как своего рода послание от самого творца рельефа.

По всем вопросам связанными с фондами музея, его экспозицией, мы обращались за советом в Калининградскую художественную галерею к ее директору В. И. Коцебенковой и другим сотрудникам. Вера Ивановна щедро делилась знаниями; ее приветливость, доступность, умение вселить уверенность просто влюбляли в нее окружающих. Тогдашнюю оценочную стоимость коллекции музея произвели сотрудники галереи Татьяна Юрьевна Суворова и Эльвира Васильевна Емельянова.

После реконструкции мемориальный музей открылся в 1993 г. Дом-музей Германа Брахерта постоянно занимается поиском и сохранением творческого наследия немецкого скульптора Германа Брахерта и его супруги фотохудожника Марии (Мии) Брахерт.

Наша поисковая работа шла двумя путями. Одним направлением был поиск работ самого скульптора, так как из 20 одиночных и групповых монументальных работ в Калининграде осталась одна (Светлогорску в этом плане повезло больше: здесь сохранились целых пять работ Германа Брахерта). Основная часть творческого наследия скульптора находится в музеях и частных коллекциях Германии и Польши.

Другой важной задачей мы считали поиск сведений о Мии Брахерт, жене художника, которая была художником-фотографом и оставила бесценные материалы о культурной жизни Восточной Пруссии первой половины XX века. Она занималась фотопортретами, фотографировала архитектурные ландшафты для альбомов, экспонаты музея Королевского замка, выполнила фотографии для «Книги о янтаре» и книги «Кенигсберг» Альфреда Роде. Недавняя выставка фотографий калининградца Дмитрия Вышемирского «Кенигсберг, прости!» была специально посвящена Мии Брахерт.

Мия была нашей соотечественницей. В Санкт-Петербурге, в музее истории города, удалось отыскать некоторые данные о самой Мии (в девичестве фон Вистингхаузен) и ее семье. Ее род корнями уходил во времена Петра Великого, а после Отечественной войны 1812 г. фон Вистингхаузенам было пожаловано дворянство. Во всяком случае, во всех архивах Мия именовалась потомственной русской дворянкой. Накануне первой мировой войны ее семья переезжает в Штутгарт. Здесь-то, во время своей учебы в Академии художеств Герман Брахерт встречает Мию и в 1916 г. они заключают брак.

В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове мы нашли сохранившийся дом семьи фон Вистингхаузенов - № 33 на Среднем проспекте. Комок подступил к горлу, когда я вошла во двор и... ничего и никого... Удалось выяснить, что во время войны была разрушена часть дома, которая стояла перпендикулярно сегодняшней, сохранившейся.

История музея состоит на самом деле из множества маленьких историй, из встреч с замечательными людьми. Например, о годе бракосочетания Германа и Мии мы узнали из книги "Вклад семьи фон Вистингхаузенов в историю", с которой связана сложная и неожиданная цепь разговоров, встреч и событий. В одной из гостиниц Санкт-Петербурга дежурной оказалась милая старушка (т. н. "божий одуванчик"), которая с интересом расспрашивала о моих поисках и, когда я назвала фамилию Вистингхаузен, она задумчиво высказала предположение: "А не тот ли это фон Вистингхаузен, который был консулом при немецком посольстве в Санкт-Петербурге, а сейчас он переведен в Таллинн?"

Мы сразу же связались с музеем истории Таллинна и вскоре получили ответ, что господин фон Вистингхаузен уже переведен в Казахстан, но неподалеку от города сохранилось имение Вистамыз, которое некогда принадлежало семье Вистингхаузенов. После долгих и настойчивых просьб МИД России сообщил мне телефон консула фон Вистингхаузена. С самим консулом переговорить, правда, не удалось: моим собеседником оказался его помощник, сказавший, что сам господин фон Вистингхаузен плохо говорит по-русски. Но результатом этих долгих исканий и некоротких переговоров стала присылка в музей бесценной для нас книги "Вклад семьи фон Вистингхаузен в историю". И такие "счастливые подарки" мы, работая в музее, получали не однажды.

Вот еще пример интересной и кропотливой поисковой работы, которая обогатила нас новыми крупицами знаний о нашем знаменитом скульпторе.

После публикации в газете "Калининградская правда" в 1995 г. статьи Людмилы Ельцовой о Германе Брахерте в музей позвонил участник боев за Добровольск (бывший Шлоссберг), оставшийся после войны жить в этом городке. Он вспоминал, как в ходе разборки городских завалов, оставшихся после боевых действий 1945 г., он сбросил в подвал одного из разрушенных домов две части какого-то разбитого памятника, который стоял прежде возле кирхи. Свидетель утверждал, что помнит это место и готов помочь в поиске.

Центр по охране памятников Калининградской области выделил один миллион рублей (это было время, когда мы все были миллионерами) и научного сотрудника для руководства поисковыми работами. К сожалению, тщательные раскопки не дали никаких результатов. Памятник был выполнен из песчаника, а потому не действовал прибор-металлоискатель. В конце концов «источник информации» пришел к выводу, что все слишком изменилось за пятьдесят с лишним лет, и он уже сам сомневается в точности определения места...

Но нет худа без добра: группа немцев, бывших жителей Шлоссберга, регулярно приезжала к нам в музей, а ее руководитель Георг Шиллер подарил музею Г. Брахерта свою книгу о Шлоссберге со старыми фото, на которых тот самый таинственный памятник стоит целым и невредимым. Благодаря этому нам удалось идентифицировать этот памятник под названием "Вы умерли, чтобы мы жили" (он был посвящен жертвам Первой мировой войны); кроме того, стало известно о закладной капсуле, которая была в нем внутри, и даже получить ее копию.

На церемонии открытия музея 14 июля 1993 г. было оглашено приветственное письмо, присланное сыном скульптора Томасом Брахертом. В это письме говорилось: "Моя мать Мия Брахерт, урожденная фон Вистингхаузен, родилась в Санкт-Петербурге. Она владела русским языком, любила русскую историю, культуру и эту любовь прививала нам, своим детям. Мия была настоящей русской интеллигенткой. И сегодня одна из моих дочерей наряду с другими языками изучает русский язык."

Позже мы узнали, что Томас был внебрачным сыном Германа Брахерта, а Мия воспитывала его с восьмилетнего возраста, когда он стал стал жить в доме отца в Георгенсвальде. Не зря, разглядывая старые фотографии интерьера гостиной, мы обратили внимание на русскую икону на стене и точное объяснение, почему она в этом доме дать не могли. Теперь все вставало на место, это икона Мии.

В 1995 г., мы с Георгием Ивановичем побывали в местечке Шлайтдорф близ Штутгарта, где жила Ирмгард Брахерт-Зиглох. Мы увидели дом, последнюю обитель скульптора; очень надеялись получить для музея новые экспонаты, но не все тогда получилось. Зато в последующие приезды Ирмгард Брахерт-Зиглох в наш музей (а их, этих приездов, было много, и всегда в сопровождении Дитриха Цломке), она щедро дарила нам работы скульптора, в основном эскизы, документы, личные инструменты, книги. Мы также поддерживаем постоянную переписку с Фелицией, внучкой скульптора Г. Брахерта.

В музее есть афиша из музея янтаря города Рибниц-Дамгартена. В конце 1997 - начале 1998 гг. там состоялась выставка работ по янтарю под названием «Государственная янтарная мануфактура Кенигсберга (1926-1945 гг.)». Герман Брахерт проработал на этой мануфактуре художественным руководителем около двадцати лет с перерывами, и на афишу поместили работу Г. Брахерта в виде декоративной тарелки.

В 1998 г., к пятилетнему юбилею музея, удалось издать воспоминания Мии Брахерт. Впервые мы увидели их в машинописном варианте во время первой встречи в доме Томаса Брахерта в Нюрнберге. Жена Томаса, историк искусств Адельхайд передала мне эти мемуары в виде старенькой самодельной книжечки с вручную прошнурованными листами и двумя крошечными вклеенными фотографиями.

Позже потребовалось полтора года на получение официального разрешения от Томаса на издание дневника, в котором принял участие весь коллектив музея - Георгий Иванович Саруль (дизайн и оформление), Нина Дмитриевна Литович и Надежда Ивановна Коренькова (редактирование и корректура), Галина Михайловна Устименко (перевод на немецкий язык). Еще через пять лет были изданы и письма Мии Брахерт.

Раз уж зашла речь о сотрудниках музея, нельзя не упомянуть о большой вкладе, который вносит в архив музея наш молодой сотрудник Денис Дунаевский. Работая в различных архивах Германии, он находит редкие и неожиданные открытки, статьи, фотографии. Последняя такая его находка - фото подсвечника, из янтаря (приобретшего за многие десятилетия цвет старого коньяка) и серебра, изготовленного Г. Брахертом в 1935 г.

Скульптор Герман Брахерт за свою жизнь выполнил три предмета церковной утвари: подсвечник, алтарный крест и чаши для вина. Они находятся в Германии в музее близ Нюрнберга, часть экспозиции которого посвящена Восточной Пруссии. Эти предметы, благодаря Томасу и Адельхайд Брахертам, нам удалось увидеть и сфотографировать. Директор нюрнбергского музея Вольфганг Фрайберг в один из своих приездов передал цветную нам фотографию янтарной головки Траут (дочери скульптора).

К пятилетнему юбилею музея, кроме воспоминаний Мии Брахерт, мы получили еще один ценный дар: местный скульптор Игорь Заляльдинов выполнил копию «Алтарного креста» работы Г. Брахерта (янтарь, серебро, 1936 г.). Эскиз креста сделал друг Германа и наш консультант Дитрих Цломке, а финансировал проект Александр Альбертович Гирзекорн, ставший нашим первым меценатом.

Здесь уместно вспомнить и еще один весьма дорогостоящий проект, который финансировал А. А. Гирзекорн. Сегодня благодаря ему на территории музея стоят четыре рельефа работы Германа Брахерта, к ним сразу направляются входящие посетители. А ранее они были вмонтированы в стену вагоностроительного завода, директор которого, Михаил Дмитриевич Козин, отдал рельефы нашему музею бесплатно. Причем, когда стала понятна практическая трудность извлечения их из стены, он сказал: "Берите со стеной, только треугольные пустоты заделайте". Технически сложные работы были аккуратно выполнены в присутствии Владимира Юрьевича Матвеева - заместителя директора Государственного Эрмитажа и большого друга нашего музея, а также Дитриха Цломке, приехавшего на эту церемонию с больной ногой.

Этот проект получил неожиданный "полукриминальный" резонанс благодаря одной недобросовестной журналистке. В своей статье в газете "Калининградская правда" она так исказила историю извлечения этих четырех рельефов, что приписала нам чуть ли не продажу за рубеж культурного наследия. После этой публикации мы пережили проверку по линии ФСБ, которая, к счастью, подтвердила чистоту наших намерений и правильность оформления документов. Установка рельефов в музее состоялась через два года,

В 2008 г. Габриела Штосберг из Германии подарила музею Брахерта старинные фотографии и обещала прислать свои воспоминания, связанные с послевоенной жизнью скульптора. Она сдержала слово, и я вновь и вновь вчитываюсь в эти строки:

«Через полгода после смерти моей матери (в 1947 г.) умер и мой отец; тогда Мия Брахерт неожиданно вошла в мою жизнь. Она забрала меня в Шлайтдорф. Припоминаю, что у Брахертов я была один год. И сейчас я осознаю, как важна была тогда эта женщина для меня и мне ее теперь всегда недостает... Я никогда не была хорошей ученицей, но с помощью тети Мии я заканчивала каждый учебный год, хотя и с "большим скрипом"... В доме Брахертов я училась готовить и как-то сделала пирог, который вертела в воздухе. Но когда дядя Герман прервал свою работу, чтобы посмотреть на мое произведение, пирог неожиданно "приземлился" на пол... Дядя Герман хотел проверить мое мастерство и давал мне кусок глины или гипса для моделирования, но я смогла слепить только шарик и тем самым его разочаровала... Идеей Мии было отдать меня в обучение книготорговле, чтобы к 20 годам я могла бы оплачивать студенческую комнату и еду. Насколько могла, она помогала мне деньгами. Увы, до моего выпуска Мия не дожила. Думаю, что каждый кто знал Мию Брахерт, очень любил ее».

Увы, не всегда нам сопутствовала удача в деле получения новых экспонатов для музея. Еще в декабре 2007 г. Иван Дмитриевич Чечот из Санкт-Петербурга (большой друг нашего музея) отыскал в частной коллекции в Штутгарте три работы Германа Брахерта, которые скульптор продал Зигфриду Борсту в 1919 г., перед своим отъездом в Восточную Пруссию. Вначале все складывалось благополучно: внучка Борста согласилась продать музею одну из этих работ, консул Германии в Калининграде обещал помочь с финансированием. Однако, консул вскоре сменился, а Дитрих Цломке, к которому мы обратились за поддержкой, как к распорядителю творческим наследием Г. Брахерта, предпочел эту работу оставить в Германии, сказав, что "вам и так много досталось".

Позже Дитрих звонил в музей, извинялся, предлагал нам продолжить переговоры о приобретении скульптуры, но время уже было потеряно, "подоспел" финансовый кризис и пожертвование даже относительно скромной суммы в пять тысяч евро стало крайне проблематичным...

* * * * *

Дом-музей Германа Брахерта имеет прочные связи со скульпторами, реставраторами скульптуры, искусствоведами, специалистами Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, других российских и зарубежных музеев. Очень тесное и многолетнее сотрудничество установилось у дома-музея Германа Брахерта с Государственным Эрмитажем. Бывал у нас в Отрадном Михаил Борисович Пиотровский. Очень большую и регулярную поддержку нашему музею всегда оказывал и оказывает заместитель директора Эрмитажа Владимир Юрьевич Матвеев, который пестует наш музей с самого первого дня - он наш учитель, вдохновитель наших идей, человек, чьим вниманием мы горды.

Так, Владимир Юрьевич в 2001 г. обратил внимание на бедственное состояние мраморной скульптуры «Несущая воду» (также известной как «Девушка с кувшином»), которая является, пожалуй, самой известной работой Брахерта. Простоявшая долгое время в парке Светлогорска, она фактически стала символом города. Он написал письмо тогдашнему губернатору Калининградской области Егорову, в котором просил принять срочные меры для спасения скульптуры. Благодаря этому 15 октября 2002 г. скульптура была демонтирована и перевезена для реставрации в дом-музей Германа Брахерта в Отрадном, где и осталась в дальнейшем, поскольку состояние мрамора не позволяет больше размещать её под открытым небом. А на старом месте, в парке Светлогорска в 2005 г. была установлена ее точная копия.

В 2008 г. мы были включены в проект "Эрмитаж-Калининграду", в рамках которого нашему музею будет предоставлена виртуальная выставка "Античная скульптура в собрании Эрмитажа". Минувшей осенью В. Ю. Матвеев открыл в Калининградском музее янтаря созвучную нам по тематике выставку "Янтарь в древних культурах" из собрания Эрмитажа.

Активно готовится предстоящая научно - практическая конференция «Мия и Герман Брахерты в истории художественной культуры Кенигсберга – Калининграда», в которой примут участие сотрудники Эрмитажа и сам Владимир Юрьевич. Она пройдет несколько необычным образом: начнется в музее Брахерта, следующий день состоится в калининградской художественной галерее, а завершение будет в музее янтаря. Конечно, на этот форум приглашены сын скульптора - доктор Томас Брахерт, родственник Мии - консул Эстонии Хеннинг Вистингхаузен и сын ректора художественной Академии Штутгарта доктор Кристоф Бруди (отец которого был преемником профессора Германа Брахерта во главе Академии).

Фотографии, выполненные Мией, и ее дневники, скульптуры Германа, сам гостеприимный дом семьи Брахертов и их старый сад сохранили трогательную атмосферу любви и творчества, царивших здесь в середине прошлого века. Огромную роль в развитии музея сыграл Георгий Иванович Саруль: этот человек, имея природный художественный вкус, мог очень многое в музейной жизни: оформить выставку или рекламную тумбу, ухаживать за садом, домом и скульптурами. Казалось, с его "легкой" руки растения приживались просто сами собой.

Георгия Ивановича не стало теплым июньским днем 2006 г., но прекрасные розы, за которыми он ухаживал с такой любовью, цвели до декабря - наверное, чувствовали, что их любят - вот и цвели, отвечая на любовь. А сад, цветники на усадьбе были любовью и самого скульптора Германа Брахерта, который с удовольствием занимался составлением композиций из живых цветов.

Дом-музей Германа Брахерта уверенно существует как креативно-коммуникационное пространство в инфраструктуре курортного Светлогорска. Сотрудники музея стараются сохранить традиции гостеприимного дома, проводят экскурсии групповые и индивидуальные, выставки произведений калининградских, литовских, польских художников, художественные выставки из российских и зарубежных музеев, концерты, заседания творческих клубов, камерные встречи, профессиональные дебаты и развлекательные беседы.

По нашей инициативе в Светлогорске состоялись международные научно-практические конференции «Художник во времени» (1998), «Творчество Г. Брахерта в контексте современной культуры» (2003), «Роль музеев малых городов в повышении туристической привлекательности места» (2006). Международный симпозиум скульпторов, состоявшийся в музее в 1998 году, положил начало коллекции современной пластики.

Дом-музей Г. Брахерта видит свою дальнейшую миссию в том, чтобы хранить и популяризировать скульптурное наследие прошлого и создавать научно-практическую базу современной скульптуры, сделать Светлогорск международным центром современной скульптуры. Музей активно развивается и имеет широкие планы на будущее. Предполагается создание на территории поселка Отрадное большого музейного комплекса, который включит Дом-музей Г. Брахерта, Ателье скульптора на территории усадьбы, Международный центр скульптуры в здании водонапорной башни, Сад скульптуры «Георгенсвальде» вдоль Гаузупского ручья, экскурсионный поезд Калининград – Георгенсвальде и рекреационную зону вдоль пути.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...