ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2024 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут «Вторая жизнь старинной усадьбы»

«Вторая жизнь старинной усадьбы»

Что дают лайки?
Номинация:
«Вторая жизнь старинной усадьбы»
Полное название:

«Вторая жизнь старинной усадьбы»

Северо-Западный ФО, Вологодская область, Никольский р-н, г. Никольск
  • Экскурсионные туры
Остановка - берег реки Юг

Дорогие гости нашего города! Мы находимся с вами на берегу северной реки с теплым названием ЮГ, в историческом месте Никольска. Наш город невелик, но он как человек, имеет свой облик, свою судьбу, свою историю. Поэт Евгений Евтушенко, побывав в нашем городе, сказал о нем так:

«Россия состоит из тысячи

Никольсков,

А потому Россия устоит!»

А ведь и действительно, уездный город Никольск был создан одновременно с сотнями других городов Российской империи в конце XVIII века для укрепления власти на местах в ходе проведения губернской реформы Екатерины II. По «Указу Нашему Сенату» за подписью императрицы от 25 января 1780года «… назначено переименовать городом…» Вологодского наместничества селение Никольская слободка, приписанное ранее к городу Сольвычегодску Великоустюжской провинции Архангелогородской губернии.

Откуда пошло название нашего города? Мы находимся неподалеку от того места, о котором легенда повествует, что в конце XV века крестьянин деревни Борисово, расчищая сенокос, обрел икону, на которой был изображен Николай Чудотворец. На месте, где она была найдена, жители близлежащих селений построили деревянную часовню, а затем и церковь, был открыт церковный приход и возник Никольский погост (сейчас на этом месте Сретенский Собор). Рядом с погостом, впервые упоминаемом в Писцовой книге 1623-1626 годов Устюга Великого, разрослась Никольская слободка. Расположилась она в живописной излучине реки Юг, проложившей свой путь среди невысоких , но очень древних гор, поросших лесами - Северных Увалов (Высшая точка Увалов - Исакова Гора 294 метра над уровнем моря в соседнем Бабушкинском районе). С Увалов берут начало множество речек, воды которых с северной стороны текут к Белому морю, а с южной – к теплому Касписпийскому. По берегам этих речек жили издревле фино-угорские племена: чудь, моря,пермь, занимавшиеся охотой и рыболовством. В XIII веке в здешние места проникают новгородцы по водным дорогам на легких лодках-ушкуях за пушным зверем, а затем и на жительство. Местные легенды сохранили память о том, что просторы бескрайней вековой тайги стали местом сражений между подданными Великого Новгорода и Ростово-Суздальских земель, а с XV века и Московского княжества. Потерпели жители Поюжья и от набегов войск Казанского Ханства. Отголоски этих далеких событий сохранились в фамилиях наших земляков: Новгородцевы, Московкины, Ордины, Черемисины…

В XVIII веке основным населением нашего края являлись государственные, лично свободные крестьяне, называемые, «черносошными» или «тягловыми великих государей крестьянами», подати с которых пополняли государственную казну. С образованием города Никольска стала формироваться структура уездных и городских административно-судебных учреждений. В 1781 году для Никольска учрежден герб. В 1784 – разработан I генеральный план застройки города. По этому плану центр города являл собою прямоугольную площадь с деревянной церковью. Вокруг площади располагались торговые лавк

Остановка - ЦТНК

В настоящее время здесь располагается Центр Традиционной Народной Культуры .

Мы вышли на старинную Соборную улочку, украшением которой является деревянный особняк с большим садом. Этот дом – памятник архитектуры начала 19 века, культуры, истории местного значения, но с этим домом связаны судьбы людей, много потрудившихся на благо нашего Отечества.

Время постройки дома неизвестно, принадлежал беспоместной дворянке, титулярной советнице Анне Андреевне Воротниковой. Она являлась вдовой чиновника 8 класса. Чиновничий титул распространялся в те года на жен и дочерей чиновников. По всей видимости Воротникова имела и другой жилой дом, а это здание она сдавала под квартиры государственным чиновникам, прибывающим на службу в Никольск. В начале 40-х годов в этом доме жила семья начальника окружного управления государственных имуществ и лесничеств Никольского уезда Владимира Михайловича Засодимского.

1 ноября 1843 года в этой семье родился сын Павел, который в будущем стал известным в России писателем-народником. П.В. Засодимский создал так же множество произведений для детей и юношества. Книги писателя в своё время считались украшением любой домашней библиотеки. В своих произведениях писатель выступал горячим поборником справедливости, правды, добра. Этому способствовало сочувственное отношение его родителей к людям низших сословий. «Каждый бедняк, нуждавшийся в деньгах или куске хлеба, каждый несчастный, искавший совета или утешения, всякий больной, убогий, странник - находили доступ к нам в дом». Одно из своих произведений –«Из детских лет» (воспоминания) он посвятил годам своего детства в Никольске.

Засодимские покинули Никольск в 1853 году. Воротникова продолжала сдавать свой дом под квартиры. В 1871 году Никольская Уездная Земская Управа вышла с предложением к Уездному Земскому Собранию об открытии в Никольске двухклассного училища с реальным отделением с целью усовершенствования ремесел и торговли. Под учебное заведение Управа предложила купить дом А.А. Воротниковой. Возможно, из-за высокой стоимости дом не был куплен, хотя училище было откроыто в другом здании.

В 1874 году Воротникова продала свой особняк купцу II гильдии Василию Павловичу Спирину, один из его сыновей – Владимир Васильевич стал пионером северного садоводства, последователем и другом И.В. Мичурина. В.В. Спирин вывел около 10 сортов яблонь, 8 сортов крыжовника, несколько новых видов малины и смородины, впоследствии получивших распространение не только в Вологодской области, но и во многих сопредельных регионах. После революционных событий 1917 года Спирины добровольно отдали большую часть дома под учреждения нового строя. В 1918 году здесь располагался военный комиссариат, а первым военкомом Никольского уезда утвержден Иван Степанович Конев, ставший впоследствии видным военачальником, Маршалом, Дважды Героем Советского Союза. Бюст нашему знаменитому земляку торжественно установлен 9 мая 1987 года в Городском парке.

В этом з

-
Пешком
Описание

Вторая жизнь старинной усадьбы.
(г.Никольск, Вологодской области)
Остановка 1 – площадка на берегу реки Юг.
Дорогие гости нашего города! Мы находимся с вами на берегу северной реки с теплым названием ЮГ, в историческом месте Никольска. Наш город невелик, но он как человек, имеет свой облик, свою судьбу, свою историю. Поэт Евгений Евтушенко, побывав в нашем городе, сказал о нем так:
«Россия состоит из тысячи
Никольсков,
А потому Россия устоит!»
А ведь и действительно, уездный город Никольск был создан одновременно с сотнями других городов Российской империи в конце XVIII века для укрепления власти на местах в ходе проведения губернской реформы Екатерины II. По «Указу Нашему Сенату» за подписью императрицы от 25 января 1780года «… назначено переименовать городом…» Вологодского наместничества селение Никольская слободка, приписанное ранее к городу Сольвычегодску Великоустюжской провинции Архангелогородской губернии.
Откуда пошло название нашего города? Мы находимся неподалеку от того места, о котором легенда повествует, что в конце XV века крестьянин деревни Борисово, расчищая сенокос, обрел икону, на которой был изображен Николай Чудотворец. На месте, где она была найдена, жители близлежащих селений построили деревянную часовню, а затем и церковь, был открыт церковный приход и возник Никольский погост (сейчас на этом месте Сретенский Собор). Рядом с погостом, впервые упоминаемом в Писцовой книге 1623-1626 годов Устюга Великого, разрослась Никольская слободка. Расположилась она в живописной излучине реки Юг, проложившей свой путь среди невысоких , но очень древних гор, поросших лесами - Северных Увалов (Высшая точка Увалов - Исакова Гора 294 метра над уровнем моря в соседнем Бабушкинском районе). С Увалов берут начало множество речек, воды которых с северной стороны текут к Белому морю, а с южной – к теплому Касписпийскому. По берегам этих речек жили издревле фино-угорские племена: чудь, моря,пермь, занимавшиеся охотой и рыболовством. В XIII веке в здешние места проникают новгородцы по водным дорогам на легких лодках-ушкуях за пушным зверем, а затем и на жительство. Местные легенды сохранили память о том, что просторы бескрайней вековой тайги стали местом сражений между подданными Великого Новгорода и Ростово-Суздальских земель, а с XV века и Московского княжества. Потерпели жители Поюжья и от набегов войск Казанского Ханства. Отголоски этих далеких событий сохранились в фамилиях наших земляков: Новгородцевы, Московкины, Ордины, Черемисины…
В XVIII веке основным населением нашего края являлись государственные, лично свободные крестьяне, называемые, «черносошными» или «тягловыми великих государей крестьянами», подати с которых пополняли государственную казну. С образованием города Никольска стала формироваться структура уездных и городских административно-судебных учреждений. В 1781 году для Никольска учрежден герб. В 1784 – разработан I генеральный план застройки города. По этому плану центр города являл собою прямоугольную площадь с деревянной церковью. Вокруг площади располагались торговые лавки купцов, присутственные места, дома горожан, в том числе и дома чиновников, присланных из губернии для исполнения служебных обязанностей.
Один из таких особняков и по сей день располагается неподалеку от Соборной площади со Сретенским собором, который был построен на месте сгоревших деревянных церквей в 1788 – 1835годах.
По старой липовой аллее Городского парка мы пройдем к объекту нашей дальнейшей экскурсии.
Остановка 2 – площадка перед старинной усадьбой с садом. В настоящее время здесь располагается Центр Традиционной Народной Культуры .
Мы вышли на старинную Соборную улочку, украшением которой является деревянный особняк с большим садом. Этот дом – памятник архитектуры начала 19 века, культуры, истории местного значения, но с этим домом связаны судьбы людей, много потрудившихся на благо нашего Отечества.
Время постройки дома неизвестно, принадлежал беспоместной дворянке, титулярной советнице Анне Андреевне Воротниковой. Она являлась вдовой чиновника 8 класса. Чиновничий титул распространялся в те года на жен и дочерей чиновников. По всей видимости Воротникова имела и другой жилой дом, а это здание она сдавала под квартиры государственным чиновникам, прибывающим на службу в Никольск. В начале 40-х годов в этом доме жила семья начальника окружного управления государственных имуществ и лесничеств Никольского уезда Владимира Михайловича Засодимского.
1 ноября 1843 года в этой семье родился сын Павел, который в будущем стал известным в России писателем-народником. П.В. Засодимский создал так же множество произведений для детей и юношества. Книги писателя в своё время считались украшением любой домашней библиотеки. В своих произведениях писатель выступал горячим поборником справедливости, правды, добра. Этому способствовало сочувственное отношение его родителей к людям низших сословий. «Каждый бедняк, нуждавшийся в деньгах или куске хлеба, каждый несчастный, искавший совета или утешения, всякий больной, убогий, странник - находили доступ к нам в дом». Одно из своих произведений –«Из детских лет» (воспоминания) он посвятил годам своего детства в Никольске.
Засодимские покинули Никольск в 1853 году. Воротникова продолжала сдавать свой дом под квартиры. В 1871 году Никольская Уездная Земская Управа вышла с предложением к Уездному Земскому Собранию об открытии в Никольске двухклассного училища с реальным отделением с целью усовершенствования ремесел и торговли. Под учебное заведение Управа предложила купить дом А.А. Воротниковой. Возможно, из-за высокой стоимости дом не был куплен, хотя училище было откроыто в другом здании.
В 1874 году Воротникова продала свой особняк купцу II гильдии Василию Павловичу Спирину, один из его сыновей – Владимир Васильевич стал пионером северного садоводства, последователем и другом И.В. Мичурина. В.В. Спирин вывел около 10 сортов яблонь, 8 сортов крыжовника, несколько новых видов малины и смородины, впоследствии получивших распространение не только в Вологодской области, но и во многих сопредельных регионах. После революционных событий 1917 года Спирины добровольно отдали большую часть дома под учреждения нового строя. В 1918 году здесь располагался военный комиссариат, а первым военкомом Никольского уезда утвержден Иван Степанович Конев, ставший впоследствии видным военачальником, Маршалом, Дважды Героем Советского Союза. Бюст нашему знаменитому земляку торжественно установлен 9 мая 1987 года в Городском парке.
В этом здании в XX веке располагались и другие учреждения. В декабре 1994 года администрация Никольского района постановила создать Центр традиционной народной культуры с целью сохранения местных традиционных ремесел, праздников, обрядов.
Добро пожаловать в наш Центр.
Остановка 3 – фойе здания
При входе в здание гостей встречают хлебом-солью сотрудники Центра в традиционных народных костюмах. (Погодные условия могут изменить порядок маршрута. В этом случае вся экскурсия будет проходить в здании Центра). Посетители при необходимости проходят в гардероб.
Остановка -4 фойе здания, где представлены материалы об истории здания и Центра традиционной народной культуры.
Деятельность нашего Центра началась в январе 1995 года. Прежде всего старинное здание было отремонтировано с сохранением его первоначальной архитектуры и истинной планировки, которые указывают на стиль, характерный для деревянных дворянских усадеб XVIII- начала XIX веков. Композиция переднего и заднего фасадов здания зеркально похожи. Балконы помещены под выносом кровли и поддерживаются двумя парами колонн. Внутренняя планировка позволяет пройти из одной комнаты в другую через весь дом. В фойе сохранен дубовый паркет, точеные балясины изящной лестницы ведущей в мезонин, а также конструкция и декор дверей и печей.
Этот дом многое повидал за два века своей жизни. Центр традиционной народной культуры располагается в нем уже 20 лет, можно сказать, дал ему вторую жизнь. Мы сохраняем не только этот дом, но и культуру наших предков. Прежде всего ремесленные традиции нашей земли. Никольский район – это только часть огромного Никольского уезда, образованного в 1780 году. В его состав входили части территорий соседних с нами Бабушкинского и Кичменгско -Городецкого районов Вологодской области, Подосиновского, Кировской, Вохомского, Павинского и Октябрьского районов Костромской области. Мы дружили с нашими соседями и по-прежнему считаем их своими земляками, участвуем в общих мероприятиях по сохранению народных традиций. Этому способствуют такие межрегиональные праздники как «Славяне Поюжья» и «Мы с Ветлуги реки».
Прочный фундамент по всем направлениям деятельности нашего Центра, в том числе и налаживании культурного обмена, заложила первый директор Костылева Галина Юрьевна. Под её руководством началась исследовательская деятельность, изучение опыта мастеров-ремесленников, сбор оборудования, формирование музейного фонда. Огромная роль в передаче секретов ремесла принадлежит наставникам. Сегодня в Центре трудятся 7 методистов- ремесленников, обучающих столярному ремеслу, берестоплетению, ткачеству, вышивке, лоскутному шитью, художественной обработке древесины, изготовлению сувениров изо льна. Эти специалисты ведут кружки, мастер-классы, занимаются изготовлением бытовой и сувенирной продукции, участвуют в районных, областных, межрегиональных ярмарках, фестивалях, конкурсах, таких как «Деревня -душа России», «Голос ремесел», «Единство» и многих других.
Изделия мастеров Центра, их учеников, а так же других мастеров Никольской земли демонстрируются на тематических выставках в Выставочном зале, куда мы сейчас и пройдем.
Остановка 5- выставочный зал.
Выставочный зал располагается в главной, парадной комнате этого здания. Когда-то стены этого помещения были обиты матерчатыми обоями и украшены красивыми картинами.
Помещение связано с духовными ценностями. Прежние хозяева дома справляли здесь большие праздники, именины, устраивали балы. В наше время мы проводим игровые занятия для детей и молодежи. Отмечаем важный праздник в истории нашей Родины – День Победы, чествуем и угощаем ветеранов Великой Отечественной войны.
П.В. Засодимский, описывая годы своего детства в Никольске, вспоминает об этом зале так: «Помню появление у нас в доме в зимнюю пору коробейников. У нас их звали разносчиками. Разносчик был всегда желанный гость, и приход его был для меня великим праздником – днем сильных душевных волнений и тревог. Короб вносился в залу, и товары раскладывались на большом круглом столе. По комнате распространялся приятный запах курительных бумажек, благовонного мыла, духов.
Мать, няня моя Тарасьевна, кое-кто из женской прислуги занимались рассматриванием материй, кружев, лент, платков, тесемок, пуговиц, наперстков, ножниц и тому подобных предметов. Отец интересовался галантерейными вещами: перстнями, табакерками, серьгами, кольцами… А я, не помня себя от восторга, разглядывал книги и картины».
Думаю, душевные волнения испытывают и наши посетители, рассматривая экспонаты выставок. В течение года мы оформляем 3-4 выставки, тематика которых связана с народной культурой и материальной, и духовной, а также ряд выставок из цикла «Мир наших увлечений». Выставки интерактивны. Экспонаты можно потрогать и даже примерить, на них можно посидеть, с орудиями труда –поработать. В интерьере выставок проводим мероприятия с играми, песнями, плясками. Названия выставок передают их характер:
« Мастер и подмастерья», «Шелками вышито судьбы моей простое полотно», «Песни петь – они всегда в чести», Изба красна углами, а стол – пирогами», «Берестоплетение - живое ремесло», «Научи меня, мати, на кроснах ткати» и множество других.
(Далее следует экскурсия по действующей выставке)
Остановка 6 - Берестоплетная мастерская.
(Наблюдаем за работой мастеров, общаемся).
Традиционная народная культура Никольского края уходит своими корнями в далекое прошлое. Когда-то здесь бытовали промыслы, связанные с наличием огромных лесных массивов - смолокурение, дектекурение, изготовление деревянных предметов домашнего обихода и сельскохозяйственных орудий. Развиты были плотницкое, гончарное, берестоплетные ремесла. Берестоплетение осталось живым ремеслом и по сей день. В нашем Центре работают два методиста, имеющие звание «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области» -
Ольга Александровна Чингаева и Ольга Ивановна Рыжкова. Опыт ремесла они переняли у мастеров старшего поколения, теперь уже свой опыт передают другим. Наш край богат березовыми лесами. Заготовку сырья проводят в начале лета. Хранится оно во влажном, прохладном помещении. Тщательно идет отбор материала на изделие. Бересту очищают, выпрямляют под прессом, нарезают лычки. Ширина лычек регулируется винтами резака. Задуманное изделие мастер плетет при помощи простого инструмента -коточига. Для эластичности изделия лычки смазывают растительным маслом. Ассортимент изделий очень многообразен. Это и бытовые изделия: корзины, пестери, рыбацкие сумки, хлебницы, солонки, лапти, ступни и т.д. Сувенирные – конфетницы, вазы, сумочки, бусы, фигурки людей и животных и т.д. Наши мастера обучают безработных граждан, направляемых к нам от Центра занятости, подростков от14 до 18 лет в трудовой бригаде, ведут занятия со школьниками, дают мастер-классы.
В этой же мастерской работает методист по изготовлению сувениров изо льна Дресвянина Елена Николаевна. Лен – традиционная техническая культура. Выращиванием его занимается акционерное общество «Никольсклён», где мы и закупаем сырьё. Лен обрабатывается при помощи щетей. Изо льна изготавливается кукла на деревянной основе. Куклы традиционно безликие, стилизованно отделаны украшениями под народный костюм. Елена Николаевна так же обучает безработных, подростков и всех желающих.
Остановка 7 - Столярная мастерская.
В нашем Центре обучают традиционным мужским ремеслам - столярному мастерству и резьбе по дереву. Древнее ремесло обработки древесины изучает и передает своим ученикам Сергей Васильевич Киркин. У мастеров старшего поколения он научился плетению из бересты и ивовых прутьев, резьбе по дереву, изготовлению деревянных санок, бондарных и столярных изделий. В распоряжении мастера отдельное здание со станками, инструментами, верстаками, заготовками древесины. Мастер выполняет столярные работы по заказу населения или организаций. Снабжает другие мастерские центра изделиями для дальнейшей обработки. Передает свой опыт молодежи, работы мастера и его учеников принимают участие в различных выставках. (Наблюдаем заработой мастера)
Остановка 8- Экспозиция «Лен- спутник женской судьбы»
В крестьянских семьях девочек с малых лет приучали к женскому труду, в том числе возделывать и обрабатывать лен. Традиции работ со льном передавались веками от поколения к поколению. Никольчане сеяли лёе на подсеках и на паровом поле от 15 по 25 мая (по старому стилю). Замечали, что от старого семени лен родится лучше, чем от свежего. В августе -сентябре теребили — вырывали с корнями и складывали в снопы. Хорошее волокно получалось от вытеребленого впрозелень льна. Снопы по 5, 10 штук ставили в поле для просушки. С высушенных снопов выколачивали семена льна на специальные подстилки. Околоченный лен стелили тонким слоем на стлище — скошеной пожне, лугу или в озимом поле. В сырую осень лен вылеживался скорее, чем в сухую. Готовность льна проверяли: брали горсть льна (опутень) и пробовали мять. Если кострица отделялась, пора снимать лен. Вылежавшийся лен сушили в банях, овинах. Мять лен начинали после огородных работ. Мяли с помощью деревянной мялки, которую делали из корчеванной ели. Измятый лен трепали деревянными трепалами. Горсть льна (повесмо) держали в левой руке, а правой трепали - ударяли по льну, стараясь отделить кострицу. Из отходов при трепании (отрепей) вили веревки, вожжи, ткали мешковину. Вытрепаный лен чесали, первый раз железной щетью, второй раз - ручной. Отходы при первом чесании (изгреби) шли для грубого полотна, из которого шили мужские портки, рукавицы. Отходы от второго чесания(пачеси) шли на уток, из нее ткали пестрядь, полотно.
Вычесаный лен (чистый лен) готовили для прядения . Льноволокно расстилали на столе, спрыскивали водой и скатывали в кудели. Куделю заправляли на прялку - прясницу. Никольские прялки были цельными, их делали из корчеванной ели. Такой тип прялок был очень древним.
Прясть учили девочек с семи лет. Пряли в основном по вечерам, собирались в одной избе на «беседы» (беседки). Девочки приходили со своей прялкой и куделью. На беседе нужно было напрясть целое веретено пряжи (простень). Мастерицы пряли по 2 веретенца. Пряли большую часть зимы. Ткали в марте, когда дни становились светлее и теплее. Из льняного полотна шили женские сарафаны, мужские рубахи, нижние портки, полотном обшивали зимнюю одежду: кошули, сибирки. Из тонкого полотна делали полотенца, женские исподки.
Демонстрируем экспонаты.

Остановка 9 - Мастерская по обучению ткачеству.
Хозяйка мастерской по обучению ткачеству – Слепухина Татьяна Петровна. Она постоянно совершенствует свое мастерство, осваивая различные технологии народного ткачества. В мастерской 5 деревянных ткацких станов – «кросны». Станы старинные, самодельные, на них работали мастерицы XIX – XX веков. Ученицами нашего мастера являются как взрослые, так и дети. Татьяна Петровна освоила ткачество половиков, поясов, бранное ткачество. В мастерской собраны коллекции старинных поясов, домотканной одежды, полотенец, образцы тканей. На основе фондовых материалов оформляются выставки. Изделия мастера и её учениц демонстрируются на выставках различных уровней.
(Наблюдаем за работой мастера, общаемся)
Остановка 10 - Швейная мастерская.
Мы наблюдали с вами как трудоемко создание домотканого полотна, поэтому в крестьянских семьях очень бережно относились к одежде. Старые вещи распарывали и перешивали, сохраняли даже маленькие лоскутки. Из них шили одеяла, занавески, коврики-половики. Хозяйка швейной мастерской Бурянина Татьяна Юрьевна. Она изучила народные традиции лоскутного шитья и использует их для создания своих изделий: одеял, скатертей, прихваток, сумочек. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым или ярким однотонным, а так же умелое использование в одном изделии тканей разных структур.
Мастер обучает и взрослых и детей не только лоскутному шитью, но и вышивке, пошиву народного костюма, созданию этнографических кукол, игрушек из тканей. Работы мастера и её учениц демонстрируются на различных выставках.
(Рассматриваем изделия мастера, желающие могут облачиться в народные одежды, сфотографироваться).
Остановка 11. Мастерская художника.
Мы поднялись на второй этаж нашего дома и вошли в мастерскую художников. Здесь мы видим точеные и резные деревянные изделия, выполненные в нашей столярной мастерской Киркиным Сергеем Васильевичем. Расписывает или производит какие-либо другие виды художественной обработки этих изделий Павлова Любовь Вениаминовна, художник с 20-летним стажем. Она изучила особенности росписей Вологодской, Архангельской областей и использует их при создании изделий. Нужно отметить, что в нашей местности не было традиций росписи предметов быта. Но почти в каждой крестьянской семье имелась какая -либо расписная вещица, будь то шкатулка или деревянная чаша. Захаживали в наши деревни и маляры-художники из соседней Костромской губернии. Их нанимали расписывать самодельные ковры, сундуки, прялки. Такие предметы ценили и передавали по наследству. Любовь Вениаминовна создает так же картины из природных материалов, в основном из бересты. Береста - благодатный материал для художественной обработки. Это может быть аппликация, декоративная роспись, живопись, выжигание. Работы художницы пользуются спросом, представлялись на областных и межрегиональных выставках.
(Наблюдаем за работой мастера, общаемся)
Остановка 12 – Проведение мастер-класса.
Посетителям Центра предлагаем на выбор мастер-классы по изготовлению сувениров из бересты и льна,ткани)
Остановка 13. Трапезная.
(Посетителей приглашаем в трапезную, к накрытому столу. Угощаем блюдами местной кухни.)
Сердце нашего дома находиться возле русской печи. Здесь, в этом помещении готовили пишу, давали приют путникам и прежние жильцы дома.
По традиции, осенив себя крестом, помолимся: «Дай, Господи, малой сытости!», а после трапезы поблагодарим: «Слава Богу, сыты, наелись, напились досыта!»
(Принятие пищи)
Вы заметили, что помещение трапезной напоминает нам об избе, где главное место занимала печь. Место между печью и стеной называлось «куть», оно отделялось или перегородкой, или занавеской. В кути стоял стол для приготовления пищи, на стене располагались полки и наблюдники, стояли шкафы для посуды - «суденки». Возле печи обряжались хозяйки – «большухи». Они использовали для приготовления пищи местную фоминскую глиняную посуду: горшки, кринки, плошки, роговики. В обиходе хозяйки была и деревянная утварь: кадки-водянки, ручные мельницы, маслобойки, подойники, блюда. (Все эти предметы демонстрируем). Деревянную утварь изготовляли мужчины в каждом хозяйстве, а глиняную покупали у гончаров деревень Большое и Малое Фомино, где 69 хозяйств производили гончарные изделия.
Стол для принятия пищи располагался в Красном углу под полкой – божницей. В Красный угол усаживали самых дорогих и почетных гостей. Распорядок приемов пищи был строгий, обычно вся семья собиралась к установленному времени. За столом у каждого было свое место. Хозяйка застилала стол холщовой скатертью, ставила хлеб и соль. Затем приносила общее для всех блюдо с пищей. Хозяин, «большак», резал каравай хлеба. Во время трапезы могли зайти соседи. Они желали хозяевам: «Хлеб да соль!», а те отвечали: «Садитесь с нами хлеба-соли кушать!» Этим приглашением проявляли гостеприимство, которое чаще называют хлебосольством.
В помещении трапезной сотрудники нашего Центра проводят занятия с молодежью, обучающейся в колледже. Будущие кулинары и технологи учатся готовить блюда местной народной кухни по программе «Традиции Никольской народной кухни».
Остановка 14 – Спиринский сад.
Сотрудники нашего Центра провели огромную работу по восстановлению сада, заложенного пионером северного садоводства Владимиром Васильевичем Спириным. После смерти хозяев сад пришел в запустение, поэтому он прежде всего был очищен от мусора, старых деревьев, дикой поросли. Разработана комплексная программа «Вторая жизнь сада Спириных»,которая предусматривает агротехническую, исследовательскую, просветительскую деятельность. Сад обновлен сотнями саженцев. Проложена экскурсионная тропа.
Посетите наш сад, чтобы увидеть все своими глазами!

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
0,5
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
0
Продолжительность (часов)
2-3
Категория туристов на маршруте
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 1 года
Размер группы (мин)
5
Размер группы (макс)
40
Периоды функционирования
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Пеший
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
  • Обед
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
[ не задано ]
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...