ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2024 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут «По семи мостам»

Велосипедная прогулка по семи мостам

Что дают лайки?
Номинация:
«По семи мостам»
Полное название:

Велосипедная прогулка по семи мостам

Северо-Западный ФО, Вологодская область, г. Вологда
  • Экскурсионные туры
Остановка - Красный мост

Добрый день)

Мосты - они всегда притягивают. Причем, совершенно без разницы в каком городе мы находимся - в Париже или в Вологде, или посреди какой-то пусть даже заброшенной деревни, на честном слове держащемся подвесном мостике.

Всегда ты чувствуешь себя как бы "между" мирами! Вот и мы сегодня посмотрим на семь вологодских мостов, увидим самый старый мост и узнаем, где находился "Новый". А еще вы узнаете, какие мосты разводились как в Петербурге и как с помощью мостов хитро пополняли городской бюджет! Поехали!

И наша первая остановка - Красный мост. Догадываетесь, почему он так называется? Нет-нет, он никогда не был полностью красным, хотя перила одно время и были такого цвета. На самом деле, назван он был так по древней традиции, по которой все "красивое" назвали красным! А вот вам и подтверждение - смотрите какая красота! И это - начало 20 века.

Конечно, он не сразу стал таким. Первоначально он был попроще и выглядел вот так (фотография). А построен был первый красный мост в 1847. Самое "инновационное", что в нем тогда было - это подъемный механизм. Да-да, представляете, у нас когда-то были разводные мосты, прямо как в Петербурге! Кстати, знаете, как раньше "открывали" мосты? А вот газетная вырезка: «5 сего апреля, в присутствии г. гражданского губернатора, по совершении молебствия и по окроплении святою водою, последовало открытие вновь построенного в нашем городе чрез р. Вологду Красного моста, который называется также Зосимовским. При этом находились все члены здешней губернской строительной комиссии, производитель работ строительного отряда и стеклось значительное количество народа". Представляете? Вот бы сейчас строители присутствовали при запуске новых объектов!

А еще мосты-это еще и место, рядом с которым устраивали "зрелища". Так, у Красного моста в 1910 году находился плавучий (!!) кинотеатр "Идея" , а зимой здесь устраивали каток и приглашали играть духовой оркестр.

Эх, вот жизнь была насыщенная! Едем дальше!

Остановка - Новый мост

Тот мост, который сейчас мы называем Октябрьским - раньше назывался Новым. И, действительно, инновации были "на лицо" . Первый железобетонный мост ставят на месте старого деревянного. Причем материалы берут от церкви, которая стояла неподалеку. Действительно, сырье строительное - дорогое, а тут - церковь рядом. Почему б и не разобрать? Видимо, так подумали и..разобрали. Получился мост, постройку которого назвали «новой победой на строительном фронте». А что еще более "ново" - это то, что для строительства моста впервые соорудили так называемые "парники", чтобы поддерживать необходимую температуру и, тем самым, перевернуть теорию о невозможности строительства зимой.

Кстати, мосты служили еще и средством пополнения городской казны! И правда, такое проезжее место - почему бы не брать денег за всех по нему проходящих и проезжающих? И вот вам доказательство! Мы порылись в челобитных и нашли такое вот любопытное "покаяние" несчастных мостовых целовальников:

***

"В нынешнем, государь, году выбраны мы, сироты великого государя, к збору, к мостовой денежной казне к пяти мостам. Збираем мы, сироты, с товарной двойной и с малой телеги – по две денги, а с верховаго человека– по денге, с пешего – по полуденге. И марта, государь, с 26-го числа июня по 19 число товарных телег ничего не бывало, и конных и пеших людей едет и идет мало, великого государя казны нам, сиротам, збирать не с кого, и у нас, сирот великого государя, збору мостной денежной казне чинитца недобор большей. Государь святитель, смилуйся, пожалуй".

****

А мостовыми целовальниками, как вы уже и догадались, называли "ответственных" за мостовой сбор) А целовальники - потому что вступая в такую ответственную должность, они давали клятву и целовали крест. Отсюда и пошло такое название.

Остановка - Рыбнорядский мост

Мы с вами у Рыбнорядского моста. Откуда такое название? Все очень логично и просто! Просто вся улица Мира представляла из себя когда-то огромный торговый центр. Проще говоря - вся она была наполнена торговыми рядами, ну а в период ярмарки вообще была, наверное, самой посещаемой и "проходимой" улицей в городе. А здесь находились рыбные ряды (опять же, все логично - рядом река). Деревянный пешеходный мост был построен здесь еще в 1863 году. Ну а уже в советское время здесь проложили асфальт и практически "закатали" мост в бетон, а речку Золотуху пустили через трубу. Сейчас о том, что это все таки мост, нам напоминает табличка с рыбой, почему то в солнечных очках.

И мы даже нашли газетную вырезку о жалобах горожан на деревянные мостки, которые были проложены здесь во время строительства этого моста. Так что, дорогами были не довольны и раньше!

А сейчас мы с вами проедем не только по мосту, но и одновременно, по самой короткой и единственной пешеходной улице нашего города. Вперед!

Остановка - Каменный мост

Мы с вами находимся на Каменном мосту - на том, который меньше всех похож на это слово. Отсюда не видно ни реки, ни, собственно, привычных нам "решеток". Но зато есть две белые стены. А для того, чтобы нам увидеть действительно опоры того самого старого моста - свернем во двор!

Согласитесь - место весьма атмосферное. Кстати, мосту этому исполнилось в этом году уже 227 лет! Мост задумывался в конце 18 века для того, чтобы соединить "город" с нижним посадом, с новым районом, который как раз таки активно начинали застраивать. Но был он не просто мостом, а еще и этаким "торговым комплексом". В него входили еще и четыре башни, а также разнообразные лавочки и магазины. Две башни мы как раз можем наблюдать и сейчас. А другие две были впоследствии перестроены в гостиницы.

Мост заасфальтировали в 1936 году, а вскоре приостановили по нему движение автотранспорта. И вот, сейчас - это единственная пешеходная и самая короткая улочка в нашем городе.

А мы направляемся к следующему мосту через Золотуху!

Остановка - Мяснорядский мост

Мяснорядский мост, как вы уже догадались, назван так абсолютно по логичным причинам. Все также, благодаря той самой ярмарке и мясным торговым рядам. По этому поводу, "на въезде" мы можем видеть табличку с мчащимся на нас быком "а-ля" испанская коррида.

Все мы видим строителей мостов современных. А теперь давайте посмотрим на фотографию и узнаем, как же выглядели строители сто лет назад! Смотрите, какие вдохновленные лица, сразу видно, что люди гордятся своей работой=)

Вспомним еще раз про "развлечения", которые устраивали рядом с мостами. Так, 30 мая 1941 года из волжского городка Кинешма в Вологду на гастроли приехал летний зверинец. Он расположился прямо здесь, у Мяснорядского моста. Горожанам демонстрировали львов, тигров, дрессированного слона и прочую живность. Цирк работал до начала Великой Отечественной войны. И тут еще раз призадумаемся о том, какой насыщенной культурной жизнью жили наши недавние предки=)

А мы сейчас с вами двигаемся дальше, по бывшей улицы под названием Осоавиахима! А пока мы едем до следующей точки, подумайте - как такое хитрое название расшифровывается=)

Остановка - Винтеровский мост

Итак, мы на улице, которая когда то носила название Осоавиахима - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

Не пожелала бы я нам оказаться сто лет назад в этом здании, которое сейчас занимает Налоговая инспекция. А все потому, что раньше здесь была пересыльная тюрьма. Вологда ведь была еще и городом "ссыльных" ! Ноэто уже тема другой экскурсии. А мы продолжим, про мосты.

И перед нами сейчас еще один "спрятанный" мост. Хотя здесь мы можем видеть и перила, и даже речку Золотуху! Мост назван "Винтеровский". А вот по поводу названия есть две версии: одна говорит, что назван он был в честь архитектора с фамилией Винтер, а вот другая версия рассказывает о том, что в начале 19 века губернатором был Иоганн Иоганнович Винтер. История второй версии, действительно, непростая. Когда он приехал в Вологду, его очень удивило состояние мостов и дорог. Вологда больше напоминала деревню, город находился в полном запустении. Поэтому он сразу "загорелся" строительством более крепкого моста на месте деревянного. Но финансовый вопрос, как и сейчас с дорогами, мешал реализации планов. 1816-17 годы выдались очень голодными, купцы собирали деньги крестьянам, чтобы помочь справиться с бедствием. Сумма получалась немаленькая. И вот, якобы, а часть этих средств Иоганн Иоганнович и построил мост через Золотуху в 1817 году.

Такая забота стоила ему дорого - губернатор лишился своей должности, да еще и донос на него написали, самому Александру 1. Тот случай, когда инициатива оказалась наказуема)

Остановка - Задворки Винтеровского моста или Городские джунгли

Конечно же, по мостам интересно не только проезжать, но иногда стоит и заглянуть под их "животы"! Вот как выглядит Винтеровский мост изнутри - только с этого ракурса мы сможем увидеть его бетонные опоры. И тут же мы с вами оказались в "городских джунглях". Забываем про дорогу и шум машин и едем в лесу! Слева - еще пока течет Золотуха, плод умственного труда ландшафтного дизайнера Ивана Грозного, который создал ее на пустом месте в виде рва для того, чтобы защитить свой "детинец", а по-нашему, Кремль.

Едем вдоль нее и одновременно думаем, сколько же рабочих рук нужно было для того, чтобы вырыть такой вот канал, да еще чтобы он и сохранился до наших дней!

Остановка - Утиный мост

Вот мы и в нашей последней точке!

Рядом с пешеходным, седьмым мостиком который, наверное, один из самых уютных в нашем городе. Я называю его "утиным" из-за его обитателей, которых здесь, благодаря незамерзающей Золотухе, видимо-невидимо круглый год!

А на месте этого мостика был когда-то мост деревянный. Газетная заметка 1913 рассказывает нам об одном конфузе, который произошел в этих местах во время храмового праздника Свято-Духова монастыря. Территорию монастыря лихо заменил стадион Динамо, а вот память в газете - осталась. Так вот, посмотреть на крестный ход собралось множество людей. Мостик через ручей под тяжестью толпы не выдержал — развалился в самый неподходящий момент. Два десятка вологжан с визгом и криками упали в воду. После вынужденного купания их костюмы и лица были настолько перепачканы грязью, что пострадавшие с трудом определяли личности друг друга. А одну особу собственный муж признал лишь по голосу. К счастью, обошлось без жертв.

Вот мы и завершили нашу поездку по семи мостам, и теперь вы знаете, что разводные мосты были и у нас, и где в нашем городе можно спрятаться от шума улиц! Ну и остается только благодарить всё и вся за то, что теперь нам не нужно платить за проезды по этим мостам:)

До встречи на новых мостах города Во!

-
Описание

"По семи мостам"                                                                                      

                                                     Описание:

Велосипедная прогулка по семи мостам с рассказом про историю их постройки и эволюции=)

Экскурсия была создана для того, чтобы показать город не только туристам, но и местным жителям, с другой, необычной стороны. Это является и главной ее целью - показать город под другим углом, отличным от обзорных экскурсий.

Почему это интересно или про оригинальность задумки:

Вологду, зачастую, показывают пешком, на автомобиле или автобусе. Обычно, в фокус зрения попадают одни и те же, но безусловно, важные места. Но с помощью велосипеда можно заехать в те места, в которые просто не попасть на автомобиле или автобусе. А пешеходный маршрут получается слишком длинный. Поэтому, велосипед иногда - это самое подходящее средство транспорта. Почему именно мосты? Даже в сравительно небольшом городе, они могут рассказать "другую" историю, а иногда и сильно удивить обстоятельствами их строительства. А еще, мосты - это всегда потрясающие виды в любое время суток? а значит, отличные фотографии! В нашем городе эта экскурсия - уникальная)

Почему это актуально: 

Согласитесь, что любителей активного отдыха и здорового образа жизни в стране становится все больше и больше. Отсюда появляется и интерес к велосипедным экскурсиям - это как раз тот случай, когда полезное совмещается с приятным. Приятным моментом является и то, что экскурсии пользуются спросом не только у приезжающих, но и у местных жителей. Таким образом, люди "знакомятся" с необычной стороны со своим собственным городом и заново в него влюбляются. 

Насыщенность программы: 

Маршрут включает в себя основные "центральные" мосты. Таким образом, участники проезжают по самым красивым местам, любуясь  "открыточными" видами города, но при этом, попадают и в некоторые "скрытые" от всех глаз места и видят мосты не только с их парадной стороны, но и непосредственно, их "подножье". Участники узнают не только увлекательные обстоятельства строительства мостов, в виде отнюдь не "инженерских" терминов, а настоящих историй, но также и про образ жизни того времени, и то, каким забавным, порою, образом, он был связан с мостами=)

Значимость перспективы (да-да, именно так)): 

Интерес к велопрогулкам в Вологде все возрастает. Люди все охотнее выбираются на экскурсии, семьей и друзьями. Наиболее важным показателем является то, что это становится интересно местным жителям. Ведь у многих "провинциальных" городов сейчас есть общая "проблема": люди из них уезжают в столицы. Иногда это мотивируется фразами "в городе не интересно", "мне нечем заняться вечером" и т.д. Конечно, это вопрос и личного (не)желания человека занять себя, а отправиться в большой город ради "иллюзорной" событийности последнего. Часто, перезжая в "столичцы", люди ведут такую же жизнь, что и в родных своих городах, так как не было и нет привычки искать мероприятия по душе. Но! В том то и прелесть экскурсий, в том числе и велосипедных - город "раскрывается" с необычной стороны, а люди смотрят на него большими удивленными глазами. Почему именно "значимость перспективы"? Потому что только проводя такие вот экскурсии (и особенно велосипедные, как более "молодежный" их вид) регулярно, мы, возможно, заново откроем для людей их родной город и он станет им  интереснее!

Мостов и историй настолько много, что их хватит на целую серию велопоездок=)

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2016
Сертифицированность
[ не задано ]
Категория сложности
1
Протяженность маршрута (км)
2,4
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
1,5 часа
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 11 лет
Размер группы (мин)
1
Размер группы (макс)
15
Периоды функционирования
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Велосипедный
Вид транспорта
  • Арендуемый туристом
  • Личный
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
300 руб/чел.
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
Да
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь

Велосипед и тяга к приключениям:)

Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...