ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2024 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Квест «Горная сторона»

Квест по местам Гражданской войны (Верхний Услон) с элементами военной игры

Что дают лайки?
Номинация:
Квест «Горная сторона»
Полное название:

Квест по местам Гражданской войны (Верхний Услон) с элементами военной игры

Приволжский ФО, Республика Татарстан, Верхнеуслонский р-н, с. Верхний Услон
  • Спортивный и экстремальный туризм
  • Экскурсионные туры
  • Детский и молодежный отдых
Остановка - Старт квеста: площадка около пристани "Верхний Услон"

Концепция маршрута игры состоит в постепенном подъеме на гору Соколку - стратегическую высоту времен Гражданской войны. Мы начинаем от пристани Верхнего Услона (желающие могут добраться в Верхний Услон по Волге на рейсовом скоростном теплоходе "Восход", желающие - приехать на личном авто, дорога на "Восходе" от речного порта Казани занимает 15 мин, на автомобиле - 1 час).

Команды встречают организаторы игры, объясняют сюжетную вводную, правила игры, выдают задания первого этапа, а также объясняют правила стратегической игры. Участникам за время квеста необходимо не только выполнить классические квестовые задания-загадки, но и правильно провести развед.операцию

Остановка - Свято-Николо-Ильинская церковь

Рядом с церковью располагается исторический центр села. Участники, выполняя на местности квестовые задания-загадки, знакомятся с историей и основными достопримечательностями Верхнего Услона, в том числе узнают, что здесь закончила свой путь Дарья Меншикова - жена сподвижника Петра Первого, узнают, где располагалась волжская переправа (которая также как и гора Соколка имело важное стратегическое значения во времена Гражданской войны)

Остановка - Краеведческий музей

Маршрут игры проходит через краеведческий музей Верхнего Услона. Участники выполняют поисковые задания по экспозиции музея, знакомятся с историей села и Верхнеуслонского района РТ. Важно отметить, что часть экспозиции музея посвящена событиям Гражданской войны на Волге и битвам за Верхний Услон в августе-сентябре 1918 года.

В музее участники получают задания 2 этапа игры и дополнительные сведения для стратегической игры

Остановка - Мемориал павшим воинам

Маршрут квеста (постепенный подъем на гору Соколку) проходит через мемориал, посвященный павшим воинам. С ним также связаны квестовые задания.

Остановка - Парк Победы

Маршрут квеста проходит через Парк Победы. Участники знакомятся с имена героев, вышедших с этой земли, образцами военной техники разного времени.

Остановка - Улица Боевая

Маршрут игры - подъем на гору Соколку - проходит по улице Боевой. Название улицы связано с событиями Гражданской войны.

Остановка - Гора Соколка: финал квеста

Гора Соколка является финальной точкой игры. Именно за нее велись ожесточенные бои августа-сентября 1918 года. Высота господствует над Казанью и позволяет контролировать весь город и железнодорожные пути.

Здесь сохранились окопы времен Гражданской войны, бетонное основание для артиллерийских орудий. Сейчас здесь формируется мемориальная зона, находится памятник белочехам и поклонный крест всем "сыновья великой России 1918 года".

На горе Соколке в качестве финала квеста происходит тактическая военная игра. В тактической игре используются реальные военные окопы времен Гражданской войны.

Тактическая игры состоит в следующем:

Играют две команды (пары определяются по результатам стратегической игры). У каждой команды есть своя база, где находится командный флаг. Участники игры распределяют между собой роли. Есть разведчики и штурмовики. Разведчики находятся на возвышении, рядом с базой. У них есть свистки, с помощью которых они могут подавать своим штурмовикам сигналы о приближении вражеского штурмовика. Штурмовики передвигаюются по траншеям (окопам времен Гражданской), задача штурмовика - захватить вражеский флаг и защитить свой собственный. Штурмовики вооружены безопасным оружием - нерфами. В случае попадания из нерфа в штурмовика - он возвращается обратно на базу, флаг остается на том месте, где находился штурмовик. Раунд длится 4 минуты. Побеждает команды, захватившая вражеский флаг и доставившая его на свою базу.

-
Пешком
Описание

"Горная сторона" - квест с элементами военной игры (как тактической, так и стратегической) на живописном высоком берегу Волги по местам Гражданской войны. 

Горная сторона - самый таинственный край правобережья Волги. Такое название закрепилось в XVI веке за Правым высоким берегом Волги после завоевания Казнаи Иваном Грозным. Высокие Услонские горы скрывают в своей толще давно забытые лабиринты. По берегу тянутся старинные села XVI века, где жили речники, бурлаки, лоцманы, капитаны пароходов. Многие знаменитые люди побывали в Горной стороне, некоторые из них - в кандалах, по пути на каторгу, в Сибирь. Именно здесь находилась старинная волжская переправа.

Здесь, в Услонских горах, во время Гражданской войны в 1918 году, разворачивались ключевые события битвы за Казань. Ведь именно здесь расположена господствующая высота - гора Соколка. Говоря простым языком, кто поставит на Соколке свою пушку - тот будет контролировать Казань (Казань в тот момент - крупный промышленный центр, здесь располагался первоклассный пороховой завод, а также хранился Золотой запас Российской исперии) и железнодорожные пути московского направления. Именно за гору Соколку шли ожесточенные бои в августе-сентябре 1918 года.

В начале августа 1918 года снизу Волги, со стороны Самары и Симбирска к Казани подошли силы "белых" - волжская флотилия под руководством Каппеля и легион белочехов. 5 августа они захватывают Соколку и Верхний Услон, 6 августа начинается решающая битва за Казань. Захват Казани стал возможен именно из-за того, что "белые" контролировали господствующую высоту Верхнего Услона. В сентябре "красные" подтянули к Казани большие силы, в том числе привезли с Балтики миноносцы (до этого вся Гражданская война на Волге шла на обычных гражданских пароходах) и начинается штурм Верхнего Услона "красными". 10 сентбяря "белые" покинули Казань и Верхний Услон. 

Собственно гора Соколка и является финальной точкой игры. Здесь сохранились окопы времен Гражданской войны, бетонное основание для артиллерийских орудий. Сейчас здесь формируется мемориальная зона, находится памятник белочехам и поклонный крест всем "сыновья великой России 1918 года". 

Одна из задач игры - дать участникам прочувствовать, как жили люди в те времена, дать понять масштаб и абсурдность такого явления, как Гражданская война. А также познакомить с историей удивильного села Верхний Услон.

Игра командная, участвуют команды от 1 до 4 человек (как правило бывает от 2 до 4 чел в команде), в ходе игры есть как поисковые вопросы, так и командные задания (это способствует сплочению команды).

Концепция маршрута игры состоит в постепенном подъеме на гору Соколку. Мы начинаем от пристани Верхнего Услона (желающие могут добраться в Верхний Услон по Волге на рейсовом скоростном теплоходе "Восход", желающие - приехать на личном авто, дорога на "Восходе" от речного порта Казани занимает 15 мин, на автомобиле - 1 час). Команды встречают организаторы игры, объясняют сюжетную вводную, правила игры, выдают задания первого этапа. 

Игра состоит из нескольких этапов. Участники переходят от задания к заданию, в которых зашифрованы определенные объекты на территории Верхнего Услона, небходимо догадаться, о каком объекте идет речь, подойти к нему и найти ответ на задание-загадку на зданиях, памятниках, мемориальных табличках. В ходе игры участники посещают краеведческий музей Верхнего Услона, часть коллекции которого в том числе связана с эпохой Гражданской войны. 

Сюжетная состовляющая игры базируется на дневниках участников событий августа-сентября 1918 года. Продвигаясь по игровому маршруту, участники постепенно узнают развязку происходивших событий со слов очевидца. Нами были выбраны два дневника.

Первый из них принадлежит Г.Мейеру - участнику "белого" движения, который лично был в белой Волжской флотилии и участвовал в продвижении "белых" по Волге и в битве за Верхний Услон. В дневниках всречается немало интересных бытовых замечаний (например, как при подходе к Верхнему Услону у села Нижний Услон "белыми" была обнаружена баржа, нагруженная шоколадом и бакалейными товарами, что позволило накормить голодных матросов, интересные бытовые подробности о легендарной личности - Каппеле и др), и, что особо ценно, рассуждения участника событий и их последующее осмысления спустя время. Например, автор рассуждает, что " речная война похожа на действия двух бронепоездов, находящихся на том же пути. Уйти от боя можно, лишь отступая в одном направлении — на свою базу. Маневрировать в бою можно лишь в пределах ширины реки. Таким образом, и в стратегическом, и в тактическом отношении можно лишь двигаться в двух направлениях: вперед и назад". 

Второй из дневников принадлежит представителю противоположного лагеря - "красных" - Н.Сапковичу, который впоследствии напишет целую книгу о Волжской флотилии "красных". Им описываются мелкие детали захвата "красными" Казани 10 сентября, а также сложности и различные организационные мелочи, возникшие при организации Волжской флотилии (до прихода миноносцев ставили пушки на буксиры, с таким вооружением вести речную войну было практически нереально).

Тем самым у участников в ходе игры есть возможность оценить две полярные точки зрения (и что важно - точки зрения очевидцев!) и составить свою картину происходящего.

Помимо классических квестовых заданий (сбор и поиск информации на местности, исследование экспозиции музея, зданий села, мемориального комплекса) в игру включен элемент военной игры.

Военная игра состоит из двух частей - стратегической и тактической.

Стратегическая часть игры происходит в течение всего квеста. принимать решения в стратегической игре, где вам нужно будет как можно быстрее обнаружить и разоружить ведущую огонь артиллерию. На успех ваших действий будут одновременно влиять ваша стратегия, ваша скорость продвижения по основному квесту и правильность ваших ответов.

 Краткие правила стратегической игры:
* Каждая команда получает план-схему ключевых точек и соединяющих их дорог
* Артиллерийские взводы могут быть укрыты только в ключевых точках
* Роты и батальоны занимают несколько ключевых точек, обязательно соединенных дорогами
* Вы можете отправлять разведчиков в ключевые точки, снабжая их предварительными разведданными - ответами на вопросы квеста. 1 вопрос - 1 ключевая точка
* Разведчики сообщают вам результат разведки - обнаружен ли артиллерийский взвод и является ли он последним в формировании
* Если предварительные разведданные неверны, разведчики не обнаружат взвод в ключевой точке, вне зависимости от реальной ситуации
* Полностью обнаруженное формирование прекращает огонь

Команде необходимо обнаружить все артиллерийские взводы до конца игры.

Тактическая игра происходит на горе Соколке. В тактической игре используются реальные военные окопы времен Гражданской войны.

Тактическая игры состоит в следующем:

Играют две команды (пары определяются по результатам стратегической игры). У каждой команды есть своя база, где находится командный флаг. Участники игры распределяют между собой роли. Есть разведчики и штурмовики. Разведчики находятся на возвышении, рядом с базой. У них есть свистки, с помощью которых они могут подавать своим штурмовикам сигналы о приближении вражеского штурмовика. Штурмовики передвигаюются по траншеям (окопам времен Гражданской), задача штурмовика - захватить вражеский флаг и защитить свой собственный. Штурмовики вооружены безопасным оружием - нерфами. В случае попадания из нерфа в штурмовика - он возвращается обратно на базу, флаг остается на том месте, где находился штурмовик. Раунд длится 4 минуты. Побеждает команды, захватившая вражеский флаг и доставившая его на свою базу.

Тем самым квест "Горная сторона" знакомит участников с таким явлением, как Гражданская война, сразу на нескольких уровнях:

  • сама местность игры (Верхний Услон и гора Соколка) является реальной местностью, где проходили военные действия
  • краеведческий музей, часть экспозиции которого посвящена Гражданской
  • дневники участников событий (представителей лагеря и "белых", и "красных"), отрывки из которых вплетены в сюжет иры
  • стратегическая игра (где необходимо рассчитывать правильно ресурсы команды и вести разведку на местности)
  • тактическая игра (участники не просто увидят окопы Гражданской войны, но и прочувствуют на себе, что такое вести на этой местности военные действия)

Организационные моменты:

Продолжительность игры - 3 часа.

Место начала игры - площадка перед пристанью Верхний Услон. Участники самостоятельно добираются до Верхнего Услона (или на скоростном теплоходе "восход", или на личном авто). По заявке может быть организован трансфер в Верхний Услон и обратно со стороны организаторов мероприятия (за доп.плату).

Игра командная - состав команды от 1 до 4 человек. Организационный взнос - 700 руб с команды. При индивидуальном заказе квеста цена обговаривается с заказчиком. Включены все игровые элементы, посещение краеведческого музея, квест, стратегическая и тактическая игра.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
сентябрь 2016
Сертифицированность
[ не задано ]
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
3
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
3
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Дети (с 7 до 11 лет)
Размер группы (мин)
1
Размер группы (макс)
200
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
  • Пеший
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
  • Прочее
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Инструктор
  • Др. сопровождающие лица
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
700 руб с команды от 1 до 4 человек
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
91 руб (билет в одну сторону на скоростное судно
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Апробируется
Количество проведенных маршрутов за год

Маршрут был запущен 25 сентября 2016 года. Предварительно в 2015 году была проведена краеведческая игра для учащихся школ Верхнеуслонского района.

Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь

Каждой команде: комплект заданий, бланк ответов, карандаш, карта для стратегической игры, краткие правила

Для стратегической игры: каждой команде необходим телефон с функцией отправки смс-сообщений

Для тактической игры: 2 флага, 4 нерфа, безопасные снаряды для нерфа, свистки, военные костюмы для игротехников

Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
Видеоролик об игре
 
Загрузка...