ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2024 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Пермь. О, синема!

Мультимедийный аудиомаршрут «Пермь. О, синема!» (Первые кинотеатры Перми)

Что дают лайки?
Номинация:
Пермь. О, синема!
Полное название:

Мультимедийный аудиомаршрут «Пермь. О, синема!» (Первые кинотеатры Перми)

Приволжский ФО, Пермский край, г. Пермь
Остановка - «Иллюзион» (ул. Пушкина, 76)

Кинотеатр «Иллюзион» (клуб детского творчества «Муравейник», ул. Пушкина, 76)

Первый публичный киносеанс состоялся в парижском «Гран кафе» 28 декабря 1895 года. Тогда Луи и Огюст Люмьеры показали 10 короткометражек. Этот день принято считать официальной датой рождения кинематографа. Ее пытаются оспорить, потому что «движущиеся картинки» демонстрировали и раньше – разные изобретатели в разных странах. Но именно братья Люмьер устроили первый коммерческий кинопоказ для широкой публики. Скорость распространения кино была удивительной – уже в 1896 году появился свой кинотеатр в Перми. Он назывался «Иллюзион» и находился на углу улиц Кунгурской и Большой Ямской (сейчас это Комсомольский проспект и улица Пушкина). Тут стояло деревянное строение, принадлежавшее домовладельцам Михайловым. Кинотеатр «Иллюзион» существовал до 1904 года. Сегодня на этом месте – клуб детского творчества «Муравейник». Отсюда мы и прогуляемся по местам первых пермских кинотеатров.

Остановка - Кинотеатр «Отдых» (парк имени Горького, ул. Краснова)

Загородный сад Общественного собрания, как раньше назывался парк имени Горького, имеет самое прямое отношение к кинематографу. Здесь, начиная с 1907 года, работал летний кинотеатр «Отдых». Позже, с 1913 года, в теплое время года зрителей в Загородный сад зазывал филиал электротеатра «Триумф». На сеансы иллюзиона завлекали музыкой, а музыканты в Общественном собрании играли первоклассные! Речь идет не только о тапёрах – так называли пианистов, сопровождавших своей музыкой действие «великого немого». Слушать концерты сюда ходили специально. Во время своей пермской ссылки любил бывать в Загородном саду великий князь Михаил Александрович Романов.

В начале 1910-х в развитии молодой киноиндустрии произошел заметный спад, и не только в Перми, но и во всей Российской империи. Дело в том, что первые кинематографы открывались, как правило, в малопригодных для этого чуда помещениях. Покончить с «балаганным» периодом существования пришлось после страшной беды: на станции Бологое Николаевской железной дороги сгорел электротеатр, погибли около ста зрителей. Тогда по распоряжению министра внутренних дел Петра Столыпина и позакрывали все времянки.

Старожилы еще помнят деревянный пристрой дореволюционной поры, где располагался летний кинотеатр «Отдых». С начала 1930-х, когда появилось звуковое кино, тапёров уволили «по сокращению штатов», но свято место пусто не бывает! Своеобразных комментаторов заменили музыканты, игравшие перед началом сеанса, – они создавали соответствующий настрой публики. В числе первых таких киномузыкантов был Генрих Терпиловский, один из отцов отечественного джаза. В 1930-е годы он играл со своим оркестром в ленинградском кинотеатре рабочей молодежи (КРАМе), а в конце 1950-х – в пермском кинотеатре «Октябрь», который был только что введен в строй после сноса деревянного «Отдыха». Позднее Терпиловский играл со своей «джаз-бандой» также в кинотеатрах «Победа» и «Художественный». История кинотеатра «Отдых» помнит немало других знаменитостей – сюда приезжали на встречи со зрителем и актеры советского кино. В 1937 году здесь выступила блистательная Любовь Орлова.

Остановка - Электротеатр «Одеон» и другие (Педагогический университет, ул. Сибирская, 24)

На месте, где сейчас находится Пермский педагогический университет, был когда-то разбит земский сад. Под сенью его деревьев в 1907 году открыли летний электротеатр «Одеон». С греческого «Одеон» переводится как «песня» – в античные времена так называли здания, круглые в плане, для выступлений певцов. В саду пермского земства было построено легкое дощатое здание для «Одеона», но его песня оказалась короткой.

Электротеатр скоро погорел. Площадку освободили для строительства нового здания губернского земства, которое прозвали «пермским Капитолием». Оно оказалось более долговечным. Главное здание Педагогического университета под монументальным куполом до сих пор украшает город.

Скорая кончина «Одеона» не слишком повлияла на возможности пермяков смотреть новинки юного синематографа. Чуть ниже по той же стороне улицы Сибирской, в белоколонном здании Благородного собрания, работал другой электротеатр. Еще ниже, на другой стороне улицы, в большом краснокирпичном доме Синакевича, теперь расположена школа № 21. В 1907 году в первом этаже особняка городского головы были магазины и другие заведения. Тут и открылся новый очаг культуры – «Театр Парижского биоскопа» французского инженера Д`Аго. Заведение было устроено по образцу кинематографических театров западноевропейских городов. В рекламе, между прочим, сообщалось, что здесь «все картины имеют приличный сюжет». Оговорка существенная. Картины с неприличными сюжетами тоже встречались. Летом 1907-го местная газета сетовала, что «театр "Одеон" опять объявил представления "исключительно для взрослых". На эти представления публики собирается больше, чем в обыкновенные дни. Любителей пикантного у нас, как видно, немало», а ведь «гораздо интереснее обыкновенные картины, дающие снимки природы, жизни, а не представления с бесконечными раздеваниями».

Перед началом Первой мировой войны увлечение синематографом было повальным. Один за другим в Перми открывались новые электротеатры. Реклама бодро зазывала публику то в «лучший иллюзион Павлова» в доме Добродина на улице Оханской (ныне улица газеты «Звезда»), то в театр «Прогресс» в дом Зенкова на улице Большой Ямской (теперь – улица Пушкина).

Остановка - Дом Ковальского (угол ул. Ленина,34 и Сибирской, 4)

На углу улиц Сибирская и Покровская (так раньше называлась улица Ленина) стоял двухэтажный каменный дом Валерия Антоновича Ковальского. Кинотеатра тут не было, но первые киносеансы в Перми состоялись именно здесь. Ковальский владел небольшим мясоперерабатывающим заводом, и на первом этаже своего дома разместил колбасный магазин. Часть других помещений хозяин сдавал всем желающим. Так, например, в 1876 году здесь был открыт первый в городе специализированный книжный магазин Ольги и Иосифа Пиотровских.

5 октября 1896 года газета «Пермские губернские ведомости» оповестила пермяков о грандиозном событии: «Новость! "Кинематограф" – живая движущаяся фотография и микрофон. Ежедневно демонстрируется от 4 до 11 вечера. Сеанс каждый час. За вход 50 копеек, дети 30 копеек, нижние чины 20 копеек». Привез кино в Пермь легендарный «демонстратор» – так в то время называли людей, возивших по стране различные диковинки, – Станислав Маржецкий. В прессе того времени писали, что в Пермь прибыли «два изобретения короля электричества Томаса Эдисона»: кинематограф и микрофон.

Однако из привезенных новинок лишь одна принадлежала авторству Эдисона – микрофон. Что касается кинематографа, именем известного американского изобретателя Маржецкий воспользовался, скорее всего, с целью рекламы. Историки пишут, что первое кино было показано пермякам на дешевом аппарате, который назывался аниматографом. Его сконструировал английский ученый Роберт Пол. Что же увидели зрители первых пермских киносеансов в доме Ковальского? Это были короткометражки братьев Люмьер, имя которых при этом также не упоминалось. Но как бы то ни было, первый кинопоказ состоялся в Перми уже 6 октября 1896-го. Живые картины демонстрировались на втором этаже дома Ковальского. В дополнение к люмьеровским лентам были показаны сцены, снятые в России. Почти месяц крутили кадры коронации Николая Второго. Народ на сеансы кинематографа в дом предпринимателя Ковальского валом не повалил. Залы оказались полупустыми. Причина, вероятно, в неудачно выбранном месте – основные культурные мероприятия в Перми тогда проводились в городском театре и залах Общественного собрания.

Остановка - Кинотеатр «Триумф» (ул. Ленина, 44)

Самый знаменитый пермский кинотеатр открылся в 1911 году. Сначала он назывался электротеатр «Триумф». Прежде чем обосноваться почти на 100 лет в здании на улице Ленина, 44, «Триумф» работал в новом здании Инженерного товарищества на улице Пермской, 45. Новоселье отмечали в 1913 году в специально перестроенном для этих целей доме, принадлежавшем Вере Петровне Журавлевой. Им гордились, в газетах писали: «Элегантный первоклассный электротеатр "Триумф" устроен по образцу лучших заграничных театров. Роскошная обстановка. Грандиозное фойе. Электрический фонтан. Буфет. Всегда новая роскошная программа картин в сопровождении струнного оркестра».

Рекламировали себя «триумфаторы» изобретательно. Над входом вывесили фонарь, свет которого, падая на панель, рисовал световое пятно с теневой надписью «Театр Триумф». Публика была заинтригована. «Вечером у этой вывески-рекламы толпится много любопытных», – сообщала местная газета. Потолок зрительного зала был украшен лепкой, а в центре находился большой овал, поделенный на четыре части: в одной была цифра 3, в других – по букве У, М, Ф: получалось «Три-умф».

Кинопрограммы в «Триумфе» состояли из нескольких короткометражных фильмов (например, кинохроника, видовая картина, комедия и «салонная драма»). А сами фильмы делились еще на несколько частей. Проектор в те времена, как правило, был один на кинотеатр, и части фильма нужно было менять очень быстро. Между киномеханиками даже шло негласное соревнование – кто быстрее переставит части. В истории пермского кино сохранилась фамилия человека, который считался непревзойденным мастером этого дела, – киномеханик Казаков. Показ каждой части в «Триумфе» начинался с того, что две дамы в элегантных бархатных платьях, с одинаковыми прическами раздвигали бордовый занавес и приглашали зрителей. Так что можно было зайти в зал после окончания любой части и смотреть фильмы хоть весь день.

Среди знаменитостей, посещавших в разные годы «Триумф», был великий князь Михаил Романов. Будучи в Перми в ссылке, гражданин Романов посмотрел здесь фильм «Белые голуби», познакомился с восковым «паноптикумом».

За свою долгую историю кинотеатр пережил несколько кардинальных реконструкций. В 1932 году его приспособили под звуковое кино. Для пермяков это стало сенсацией: «великий немой» заговорил! С того же времени кинотеатр сменил имя – он стал «Художественным», вплоть до 1998 года, когда ему было суждено пережить второе рождение. С возвращением прежнего имени «Триумф» театр обрел неповторимое лицо, новейшую проекционную и звуковую аппаратуру. Здесь проходили премьеры, встречи с актерами и режиссерами. Например, Никита Михалков общался в «Триумфе» с первыми зрителями своей картины «Сибирский цирюльник». Увы, в наши дни в этом здании фильмы уже не демонстрируют. 2 апреля 2008 года «Триумф» закрыли из-за нерентабельности. Зрителей теперь больше привлекают мультиплексы – многозальные кинотеатры.

Остановка - «Колибри» (ул. Петропавловская, 39)

На Петропавловской улице, в доме № 39, в нарядном одноэтажном здании с растянутым по улице фасадом и большими проемами окон, находился кинотеатр «Комсомолец». Он, к сожалению, тоже не дожил до наших дней. В пору своего рождения в 1915 году он назывался синема-театр «Колибри». Открыт он был в специально перестроенном для этого доме наследниками купчихи Веры Козьминичны Михайловой. (До этого Михайлова открыла самый первый в Перми кинотеатр «Иллюзион» на углу Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.) Здание под синема-театр «Колибри» переоборудовали для состоятельной публики. Помещение отделали лепниной, в зале установили бархатные кресла. Реклама, напечатанная в местной газете, подчеркивала, что на прогрессивное увлечение потрачены немалые средства. «...Театр оборудован по последнему слову техники. Каждые два-три дня новая перемена картин из последних новинок кинематографии. Театр имеет единственный на Урале металлоэкран, усовершенствованный механиком Волковым». Сообщалось также, что директор Смирнов принимает «заказы на экран» прямо в помещении кинематографа.

В 20-е годы XX века на пермских экранах демонстрировалась «сенсационная картина» (так писали в рекламной афише) «Семья Грибушиных». Автором сценария и режиссером был наш знаменитый земляк – поэт-футурист и один из первых советских летчиков Василий Каменский. Правда, к пермским и кунгурским чаеторговцам Грибушиным герои «фильма» не имели никакого отношения, просто совпадение. Василий Каменский был также и одним из первых киноактеров «великого немого»: вместе с Владимиром Маяковским футурист снимался в ленте «Не для денег родившийся».

В середине 1920-х «Колибри» передали в ведение общества «Долой неграмотность!». Кинотеатр неоднократно менял свои названия. В 1926 году – КРАМ «Юнг-Штурм» (КРАМ расшифровывается как кино рабочей молодежи). Молодежная специфика репертуара усилилась, в 1933 году кинотеатру было присвоено имя «17-й МЮД» – в честь 17-летия Международного юношеского движения. В конце 1940-х кинотеатр стал называться «Комсомолец». Таким и запомнился пермякам. Он не пережил трудные 1990-е и прекратил свое существование.

Остановка - «Модерн» (угол Комсомольского проспекта и ул. Петропавловской, 51)

На углу Кунгурской улицы (нынешнего Комсомольского проспекта) и улицы Петропавловской когда-то находился электротеатр «Модерн». Он открылся в 1909 году на втором этаже дома купчихи Марии Михайловны Барановой. Владельцами этого третьего по счету электротеатра в Перми были купец Кудряшов и мещанин Рякин. Городская дума выдала им специальный разрешительный документ. В 1912 году по соседству специально для демонстрации фильмов было выстроено каменное одноэтажное здание. «Модерн» переехал по адресу улица Кунгурская, 11. А в 1917-м его переименовали в «Мираж». Так он назывался до 1925 года. Следующим названием кинотеатра стало «Красная Звезда».

Под этим именем он полюбился пермякам советской поры. В 1967 году кинотеатр «Красная Звезда» закрыли. На этой стороне Комсомольского проспекта построили многоэтажные дома с крупными магазинами на первом этаже.

Остановка - Клуб работников госторговли (ул. Куйбышева, 11)

На улице Куйбышева, 11 находится, можно сказать, сакральное место пермской истории кинопроката. Это сейчас здесь размещается театр «У Моста». А задолго до этого тут, на отшибе, под скромной вывеской «Клуб работников госторговли» таился один из лучших пермских кинозалов. Дело вовсе не в том, как он был оснащен. В «клубе госторговли» работал знаток мирового кинематографа и энтузиаст, киномеханик Владимир Самойлович. Благодаря ему пермская интеллигенция в глухие застойные времена могла смотреть так называемое «полочное» кино. Антониони, Бергман, Тарковский, Феллини, Куросава – вот его репертуар. Здесь был первый неформальный пермский киноклуб. Его называли иногда клубом Андрея Рублева – потому что каждый новый сезон Владимир Самойлович открывал фильмом Тарковского.

Давно нет клуба работников госторговли, нет в живых киномеханика Владимира. Но помнят о нем десятки людей. На стене театра «У Моста» смонтирован, может быть, единственный в своем роде памятник в России. Памятник киномеханику. Старый кинопроектор с мемориальной табличкой: «Владимиру Ивановичу Самойловичу, рыцарю киноискусства, благодарная Пермь».

Остановка - «Аквариум» (ул. Монастырская, 90)

В дореволюционную пору, наверное, в каждом крупном городе Российской империи существовал электротеатр с названием «Аквариум». В 1913 году появился такой и в Перми – на улице Монастырская, 90. Тогда по всей стране триумфально отмечалось 300-летие Дома Романовых. Поэтому среди первых лент демонстрировали в новом электротеатре хронику о том, как проводит свои дни августейшее семейство. А в 1926 году «Аквариум» превратился в простого советского работягу – «Пролетария». Под таким названием очаг культуры способствовал делу воспитания нового поколения патриотов. С 1945 года кинотеатр стал называться «Победа». История его примечательна тем, что в 1957 году здесь работал руководителем оркестра известный музыкант, «отец советского джаза» Генрих Терпиловский. Соседство с кафедральным собором (Слудской церковью) накладывало ощутимый «контрпропагандистский» отпечаток и на репертуар кинотеатра. Но по иронии судьбы даже такое идеологически выверенное название не помогло кинотеатру «Победа» выжить в переходное время. С 1990-х здание «Победы» стало собственностью церкви «Новый Завет». Теперь здесь магазины и офисы.

-
Пешком
Описание

Мультимедийный аудиомаршрут с мультимедийной программной оболочкой для ОС Windows, iOS, Android с возможностью просмотра текста, иллюстраций, карты, автоматического воспроизведения фонограммы при определении заданного местоположения с помощью системы GPS или по считываемому QR-коду (при наличии у пользователя GPS-модуля и встроенной видеокамеры) - https://izi.travel/ru/f324-perm-o-sinema/ru (платформа izi. TRAVEL).

Маршрут экскурсии проложен по местам, где начиналась история кинопоказов в Перми.

Кинематографу более ста лет, за это время поменялся и облик Перми. Многие здания, связанные с кино, не сохранились. Другие изменились вместе со сферой деятельности владельцев. Рассказ пойдет о самых первых кинотеатрах в городе, о домах и парках, где показывали фильмы до революции.

История о том, как рос интерес горожан к искусству кино и развивалась киноиндустрия, поможет больше узнать о жизни пермяков в целом. Процесс распространения раннего кинематографа – это еще и история становления знаний, культуры, вкусов предыдущих поколений. Участники тура узнают об условиях работы первых кинотеатров и репертуаре, о том, как были оформлены залы и сколько стоили билеты. Повествование включает имена тех, кто прививал пермякам любовь к кино.

Форма организации маршрута
Самодеятельный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2015
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
2
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
2
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Пеший
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
  • Ланч
  • Полдник
Услуги размещения
  • Индивидуальное
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
За дополнительную оплату
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
2500
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
1500
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
500
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
500
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
Да
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания

Мультимедийный аудиомаршрут с мультимедийной программной оболочкой для ОС Windows, iOS, Android с возможностью просмотра текста, иллюстраций, карты, автоматического воспроизведения фонограммы при определении заданного местоположения с помощью системы GPS или по считываемому QR-коду (при наличии у пользователя GPS-модуля и встроенной видеокамеры).

 
Загрузка...