ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2024 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Путешествие в Заоблачный мир

Приключенческий экскурсионный маршрут «Путешествие в Заоблачный мир»

Что дают лайки?

Путешествие в Заоблачный мир
Полное название:

Приключенческий экскурсионный маршрут «Путешествие в Заоблачный мир»

Северо-Кавказский ФО, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
  • Экологический туризм
  • Экскурсионные туры
  • Детский и молодежный отдых
Остановка - г. Владикавказ
Остановка - пос. Тамиск
Остановка - с. Верхний Биз
Остановка - с. Цамад
Остановка - с. Дагом
Остановка - с. Донисар
Остановка - с. Горный Урсдон
Остановка - с. Зинцар
-
Общественным транспортом
Описание

1. Тамиск

Тамиск – бальнеологический курорт на южной окраине города Алагира.

Основной природный лечебный фактор – минеральные воды, содержащие цинк, медь, йод, бром. Воду используют для ванн, орошений и питьевого лечения при заболеваниях органов опорно-двигательного аппарата, нервной системы, кожи, гинекологических, желудка и кишечника, печени и жёлчных путей. Наряду с бальнеотерапией применяют и климатотерапию.

Курорт основан в 1937 году.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

В народе местность за курортом Тамиск именуют «Ныхасы Уастыржи».

Это комплексное название, одновременно предполагающее наличие в этом месте и святилища, посвященного наиболее почитаемому издревле представителю осетинского пантеона – Уастырджи, и народного собрания.

По преданию, во времена катастрофического перенаселения Алагирского ущелья, именно в этом месте несколько дней и ночей решалось – каким фамилиям оставаться жить в ущелье, а каким и куда переселятся, ибо земли стало так мало, что брат поднимал руку на брата. Именно к этому времени относят переселение большого количества осетинских фамилий в местность по другую сторону от Главного Кавказского Хребта.

Здесь же стояли древние каменные плиты-памятники (осетинское – цыртыта), посвященные наиболее отличившимся защитникам ущелья, которые уже в наше время, к сожалению, были безвозвратно утеряны.

2. Биз

Село Биз – одно из древнейших поселений на территории Алагирского ущелья. Это село, расположенное на скальном уступе над рекой Ардон является наиболее показательным примером того катастрофического безземелья, которое наблюдалось здесь после того, как остатки алан – предков современных осетин, после поражения от войск Тамерлана в 1395 году, были вынуждены уйти высоко в горы Северного Кавказа.

В силу расположения Биз имел стратегическое значение для всего ущелья. С севера, откуда чаще всего появлялся враг, село фактически не просматривается, с юга же его видно издали, а, следовательно, жители верховьев ущелья вовремя получали сигнал о приближении неприятеля.

Ниже селения Биз, на правом берегу реки Ардон, сохранились остатки средневековой таможенной заставы Цахиловых – Чырамад (в переводе с осетинского – стена, сложенная из известняка). По одной из версий – это первая из трех стен, в разных местах перегораживавших поперек все Алагирское ущелье.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

Высоко над селением Биз, в стенах Скалистого хребта проглядывает пещера Черного всадника – покровителя благородных абреков. Издревле в Осетии абреки делились на 2 категории. Одна из них – люди без чести и совести, которые не чурались отнимать последнее у бедных горцев – эта категория абреков была презираема и порицаема. Однако существовала и другая категория абреков – эдакие Кавказские Робин Гуды, которые угоняли княжеский скот или лошадей, как правило – в соседней Кабарде и раздавали их народу, тем самым спасая их от голода. Понятное дело, что и отношение к таким абрекам было соответствующее.

По легенде, именно этой категории абреков и покровительствовал Черный всадник, чья обитель возвышается над селом Биз.

Пещера находится высоко. Считается, что оттуда Черный всадник наблюдает за искателями ночной добычи. Подниматься туда запрещено – еще на слуху история об ослепших геологах, попытавшихся забраться в обитель. Молитву о защите и покровительстве принято произносить у подножия пещеры.

3. Цамад

Село Цамад – одно из наиболее древних поселений Алагирского ущелья. По одной из версий село было основано потомком легендарного Ос-Багатара (XIII век) – последнего из аланских царей.

В центре села на скальном выходе высятся развалины замка Черчесовых. Этот, внушительных размеров, горский замок, помимо прямого предназначения, выполняла еще и сторожевую функцию, принимая сигнал о приближении неприятеля из села Биз, находящегося в прямой видимости и транслируя его дальше в верховья Алагирского ущелья, где сигнал принимала уже башня Елоевых из Верхнего Мизура.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

Существует версия, что в начале XVII века, после покорения большей части Грузии, шах Аббас Великий предпринял экспедиционный поход через Кавказский хребет, тем самым вторгшись на территорию нынешней Северной Осетии.

Бытует весьма распространенное предание, связанное с этим событием и повествующее о том, что, в ходе экспедиции, войска Аббаса I пытались взять три неприступные осетинские крепости, которые, несмотря на все ухищрения, так и остались непокоренными. Второй из этих неприступных крепостей, по легенде является замок, ныне приписываемый фамилии Черчесовых, однако ранее, по всей видимости, бывший общесельским оборонительным сооружением.

Согласно преданья, после нескольких недель безуспешной осады, защитники замка, видя, что в стане врага разразился голод, решили пойти на хитрость и зарезали последнего бычка, оставшегося в их распоряжении, учинив в стенах замка якобы пир. А ближе к вечеру с вершины замка один из его защитников, со словами: «А это вам ваша доля гостя» – бросил в гущу врагов бычий окорок, чем вызвал среди них жестокую драку за кусок мяса.

Как гласит легенда, после этого случая войска шаха Аббаса сняли осаду и ушли на равнину.

Помимо легенды о башне Черчесовых существует весьма интересный факт, связанный с селом Цамад. Здесь в довоенные годы известной ленинградской исследовательницей Е.Г. Пчелиной был обнаружен и выпрошен у местных жителей уникальный сасанидский кубок, который, по всей вероятности, попал сюда в качестве платы за проезд через таможенную заставу Цахиловых – Чырамад.

В настоящее время кубок хранится в Эрмитаже.

4. Дагом

Село Дагом – еще одно древнейшее поселение Алагирского ущелья, основание которого также приписывают потомкам Ос-Багатара.

Согласно устной традиции, жили здесь в довольстве и богатстве. В Дагоме со временем «стало так много домов, что по их крышам можно было перебежать от одного края села до другого».

Большой интерес представляет расположенное на окраине села святилище Зæронд Уастырджийы дзуар (в переводе с осетинского – Древнее святилище Уастырджи), которое представлял собой небольшую часовню, построенную на вершине огромного отдельно стоящего камня. По мнению специалистов, данное святилище носило чисто военный характер: после проведенного возле него пиршества, отсюда отправлялись в поход отряды воинов. Эти своеобразные дружины формировались из расчета по одному мужчине с каждого двора. Причем, в походе запрещалось участвовать самому старшему и самому младшему мужчине каждого дома.

Дагом играл важнейшую роль в общественной жизни средневековых осетин. Рядом с селом находился Мадизан – своеобразный судебный орган Центральной Осетии. Местное население так и называло его – Дагомы тархондон (в переводе с осетинского – Дагомский суд). Подробное описание данного института привел известный российский ученый М.М. Ковалевский: «Особенным почетом у всех северных осетин пользовались посредники из 3-х соседних друг с другом селений: Дагома, Цамада и Урсдона; они заседали в Дагоме, в священном месте, именуемом Мадизæд (Ангел матери, вероятно, Божьей матери). Место это расположено среди двух (очень глубоких) ущелий... Площадка, на которой располагались посредники, могла вместить весьма ограниченное число лиц, что и требовалось для устранения всякой возможности вооруженного вмешательства заинтересованных сторон в деятельность судей. Площадка эта лежала на таком расстоянии от места нахождения сторон, что переговоры судей не могли быть услышаны тяжущимися. Все эти обстоятельства вместе взятые, равно как и близость одного из наиболее чтимых святилищ, в котором обвиняемая сторона могла принести очистительную присягу, делали суд в Дагоме наиболее популярным в глазах Иронов...».

Факты/легенды, связанные с объектом показа

Согласно преданий авторитет Дагомского суда был настолько велик, что тяжущиеся с самыми запутанными делами приходили сюда не только из Осетии, но и из соседней Кабардино-Балкарии.

Существовала поговорка: «Если дело не решится в дагомском Мадизане, то не решится и на том свете».

Коль скоро было произнесено решение дагомских стариков, никто более не мог ему противоречить. Ослушнику грозил гнев всей Осетии.

5. Донисар

Село Донисар (в переводе с осетинского – Исток реки), наиболее высокогорное село в Урсдонском ущелье. Фактически, еще один музей под открытым небом.

Наибольший интерес в Донисаре представляет боевая башня, на которую претендует две фамилии – Хестановых и Дзуттаговых. Эта башня, построенная в лучших традициях горского фортификационного искусства, по праву считается еще и одной из наиболее красивых башен на всем Северном Кавказе. Такого обилия архитектурного декора на фасадной части боевой башни нельзя встретить более нигде на территории Осетии. Не менее интересным являются и конструктивные особенности башни, фактически превращающие первый этаж в каменный мешок для неприятеля, которому все же удастся проникнуть туда.

Довольно большой интерес представляет и башня Бизиковых в Донисаре, которая, во-первых имеет около 7 метров в поперечнике, что необычайно много для боевых башен Осетии, а во-вторых сложена без связующего материала между камнями. Однако наибольший интерес представляет арочный вход в башню, вырубленный из цельного камня. Такое решение также уникально для башенной архитектуры Осетии.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

По преданию Донисар основал младший сын Цахила, который, в свою очередь, сам был младшим сыном последнего аланского царя Ос-Багатара.

В предании о возникновении с. Донисара, записанном Е.Г. Пчелиной, говорится, что как-то младший сын Цахила пошел охотиться и, добравшись до горы Кариу-хох, убил там оленя. Олень свалился в пропасть вниз по откосу. Спустившись за ним, младший услышал шум воды и увидел вытекающую из расщелины белой скалы реку. Из кожи убитого оленя он сделал себе шалаш. Впоследствии он построил здесь село и назвал его «Доны cap» (Исток реки).

6. Урсдон

В предании, сохранившемся в народном творчестве, говорится, что Урсдонское ущелье в качестве «доли младшего» перешло к Цахилу, младшему сыну последнего аланского царя Ос-Багатара. На занимаемых потомками Цахила землях археологи еще в начале XX в. отмечали целый ряд развалин, относящихся к различным эпохам, включая средневековье. Они представляют собой остатки крепости, отдельные боевые и жилые башни, а также святилища.

Наибольший интерес вызывает крепость «Урсдоны уаллаг кау фидар» (в переводе с осетинского – Крепость верхних ворот Урсдона). Она располагалась на правом берегу реки Урсдон, представляя собой целую систему оборонительных укреплений – прикрытые заградительными стенами пещеры, приспособленные для нужд обороны и жилья. На западном участке крепости стояла четырехъярусная башня. Еще 4 башни прикрывали подступы к жилым и хозяйственным строениям. По сведениям известной еще в довоенное время ленинградской исследовательницы Е.Г. Пчелиной, найденные ею в крепости трехгранные наконечники стрел были явно аланского типа.

Факты/легенды, связанные с объектом показа

Согласно легенде, сохранившейся до наших дней в Урсдонской наскальной крепости, между двумя боевыми башнями, находится усыпальница греческой царевны – Елены.

Никакой другой информации по этому поводу народное творчество, к сожалению, не сохранило. Никто более не помнит ни то – кем она была, ни то – как она вообще оказалась в верховьях Урсдона. Сохранилось лишь то, что звали ее Еленой и была она по происхождению греческой царевной.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2014
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
85
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
0
Продолжительность (часов)
9
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
8
Размер группы (макс)
45
Периоды функционирования
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
  • Ланч
  • Полдник
Услуги размещения
  • Прочее
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Гид-переводчик
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
500-1000
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
-
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
-
Дополнительные расходы на питание (руб)
250-1000
Дополнительные транспортные расходы (руб)
-
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
-
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...