Что дают лайки? |
Бранденбургские ворота – единственные ворота Калининграда, используемые сегодня по прямому назначению. И если свою защитную функцию они уже утратили, то до сих пор играют важную роль в транспортном отношении.
Возможно, особый вклад в сохранение достопримечательности внесли именно кинематографисты. Уже на начальных кадрах одного из первых фильмов, снятых в Калининградской области, можно узнать Бранденбургские ворота. Действие картины «Встреча на Эльбе», снятой в 1949 году, начинается в конце войны со встречи советских и американских войск. Именно через Бранденбургские ворота, на которых ещё реет фашистский стяг, торжественно въезжают советские танки, освобождая город. Соответствуя идеологии, фильм показывает все тяготы жизни немецкого населения на территории, занятой американскими войсками. Фильм, освещающий исторических события, сам является памятником истории времён начала Холодной войны. О звёздном актёрском составе говорят имена: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Владлен Давыдов. В результате громкого успеха режиссёр Григорий Александров и Любовь Орлова стали лауреатами Сталинской премии в 1950 году. Композитором фильма стал всемирно известный Дмитрий Шостакович.
Следующий раз в советских кинотеатрах Бранденбургские ворота появились в драме «Чистые пруды» в 1965 году. Действие фильма начинается ярким солнечным днём, когда четверо неразлучных друзей, заканчивая школу, обещают друг другу обязательно встретиться на Чистых прудах через 20 лет. Герои, как и миллионы людей, не подозревают о надвигающейся войне… Одна из сцен, где герой знаменитого актёра Александра Збруева ведёт бой, также снята на фоне Бранденбургских ворот. В фильме также снималась знаменитая советская актриса Светлана Светличная. Сценарий к фильму написала Белла Ахмадулина. Она же читает за кадром собственные стихи, которые иллюстрируют происходящее.
Впервые в советской кинохронике вокзал был отражен в уже упомянутой ленте «Встреча на Эльбе» сразу же после кадров с Бранденбургскими воротами. Танки советской армии врываются на перрон вокзала города Альтенштадт, естественной декорацией для съемок которого и послужил Южный вокзал.
В 1961 году в фильме «Украинская рапсодия» главный герой Антон уже в мирное время после долгого плена покидает Германию на поезде с вокзала, прототипом которого также стал Южный вокзал Калининграда. Фильм был снят Сергеем Параджановым. К работам знаменитого армянского режиссёра также относятся киноленты «Тени забытых предков», «Цвет граната».
В знаменитом фильме «Щит и меч» 1968 советский разведчик Александр Белов под именем Иоганна Вайса репатриируется из Риги в Кёнигсберг, прибыв на ныне известный Южный вокзал. Режиссёром картины стал Владимир Басов, также сыгравший одну из ролей. Кроме того, в фильме сыграли Олег Янковский, Станислав Любшин. Олега Янковского, выросшего в Саратове, по его словам, потрясло и мрачное великолепие вокзала, и вообще атмосфера нашего города - не похожего ни на один из виденных им доселе. В одном из интервью он говорил о том, как волновался, приступая к первой в своей жизни кинороли, как боялся, сумеет ли настроиться на нужный лад - но Калининград “настроил” его быстро. Едва вступив на перрон и взглянув на черные, еще закопченные своды вокзала, он почувствовал себя Генрихом, возвращающимся в свой “фатерлянд”.
В советском фильме 1979 года «Точка отсчёта» главный герой, младший сержант, прощается с девушкой также на перроне Южного вокзала. Несмотря на то, что киноповесть не пользовалась популярностью широкой аудитории, «Точка отсчёта» стала вестником перемен в жизни советского народа, показывая действительность молодежной жизни того времени.
В первом иностранном фильме, снятом на территории Калининградской области, «Детка» (2004 год) главная героиня, русская девушка Наташа, сбежав из-под венца, приезжает в Калининград, где знакомится с американцем Томом. Приезжает главная героиня в Калининград на поезде на вокзал Южный. Роль Тома исполнил голливудский актёр Генри Томас, сыгравший в таких знаменитых картинах «Банды Нью-Йорка», «Легенды осени», «Дорогой Джон», номинированный на премии «Золотой глобус» и «BAFTA».
Не остался без внимания режиссёров и символ Калининграда – Кафедральный собор. Впервые в советском кинематографе Кафедральный собор появился в фильме «Дорогой мой человек» в 1958 году. На фоне собора главный герой Владимир Устименко хоронит своих сослуживцев – врачей Зинаиду Бакунину и Ашхен Оганян. Алексей Баталов, сыгравший Владимира Устименко, является выдающимся деятелем советского и российского кино, сыграв персонажей Георгия Ивановича (Гошу) в фильме «Москва слезам не верит», Бориса в фильме «Летят журавли». Кроме того, в фильме также снимались Инна Макарова, Леонид Быков.
В похожем кадре Кафедральный собор предстает в фильме «Разведчики» 1968 года. В отнюдь не комедийной киноленте также сыграл Леонид Быков, известный своей ролью Алексея Титаренко в фильме «В бой идут одни старики», а также Алексей Смирнов, сыгравший в той же картине механика Макарыча. По сюжету главная задача героев – раздобыть карту заминированных участков Дуная, чтобы советские войска смогли прорваться в город, освободив его жителей. В качестве реки Дунай выступила река Преголя.
В эпилоге фильма «Женя, Женечка и «катюша»» собор появляется на заднем планы сцены, когда главный герой Евгений Колышкин, которого сыграл Олег Даль, опрокидывает канистру.
Более близко на экранах советских кинотеатров собор появился в 1969 году в фильме «На пути в Берлин». Действие фильма разворачивается на окраинах Берлина во время его штурма советскими войсками. Герои вспоминают о Родине, сравнивая знакомый им универмаг с сооружением, в котором находятся. Естественной декорацией в данной сцене и стал полуразрушенный Кафедральный собор. Одну из главных ролей играет Николай Трофимов, также сыгравший капитана Тушина в фильме «Война и мир» и полковника милиции в «Бриллиантовой руке».
В кинокартине 1988 года «Жена керосинщика» священник находится в разрушенном здании, прототипом которого стал Кафедральный собор, играя на баяне, за его спиной спорят два ангела – русский и немецкий. В фильме сыграли знаменитые российские актёры Александр Балуев, Евгений Миронов.
В 1991 году в фильме «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке», снятом по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», Кафедральный собор предстает в образе полуразрушенного замка, в который входит купец. Кинематографистам удалось запечатлеть исторический момент, так как уже через год после съемок начались работы по восстановлению собора.
В самом начале XX века в Кенигсберге возникла проблема. Было что делать и чем полюбоваться, но не было только одного — достойного места для проведения концертов на берегу Замкового пруда, ставшего зоной отдыха для горожан. Штадтхалле, что в переводе означает «Городской Зал», построенный в 1912 году по проекту берлинского архитектора Рихарда Зееля после открытия стал одной из основных сценических площадок Кенигсберга.
Здание бывшего Штадтхалле отметили деятели кинематографа. Впервые полуразрушенное сооружение появилось в кадре фильма 1967 года «Генерал Рахимов». Именно на фоне Штадтхалле происходит бой за город, в котором немцы отступают под натиском советских солдат.
В Штадтхалле снимали и киноленту 1976 года «Венок сонетов». Один из очевидцев съёмочного процесса, краевед Николай Чебуркин, поделился в одном из интервью: «На первом этаже - груда кирпича. Своды... я таких раньше не видел: особой конфигурации кирпичи, нанизанные на прутья, образовывали перекрытия. Внутри Штадтхалле был как бы вокзал. Вагон, остатки другого вагона, рельсы, окна, скругленные желтой фанерой, большие часы... какие-то дамочки в капроновых чулочках, кокетливых шляпках, немцы, чемоданы, детские коляски... Меня никто не останавливал. Но я понял, что это не сон и не случайный прыжок назад на машине времени, когда увидел на стене Штадтхалле табличку “Охраняется государством” (русскими буквами!)... и когда подъехал автобус “ЛАЗ” с надписью на боку: “Беларусьфильм”. Оказывается, снимался фильм “Венок сонетов”».
Впервые в советском кинематографе ворота появились в уже упомянутом фильме «Украинская рапсодия» в 1961 году. Внимание режиссёра остановилось на барельефах короля Чехии Отакара II, короля Пруссии Фридриха I и герцога Пруссии Альбрехта I. Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии. Любопытно, что в фильме барельефы запечатлены с отбитыми головами – свой довоенный облик они обрели только в 2005 году.
Режиссёры «Встречи на Эльбе», конечно же, не могли пройти мимо легендарного оборонительного сооружения. Башня «Дона» выступила в качестве места заточения, заключенных которого освобождают советские войска, взявшие город. Горожане срывают со стены ещё оставшиеся элементы свастики и дружным строем со знаменами следуют на встречу солдатам-освободителям.
В также упомянутом фильме «Генерал Рахимов» башня «Дона» ещё раз выступила в роли неприступного бастиона. В финальной части советским солдатам всё же удаётся одержать победу над фашистами, захватив укрепление.
Внимания заслуживает и калининградская скульптура «Борющиеся зубры», пережившая бомбардировки Второй Мировой войны, сохранившись в первозданном виде. Две бронзовые фигуры зубров были отлиты в 1911 году немецким скульптором Августом Гаулем.
Фоном именно начального кадра фильма «Жена керосинщика» стала скульптура «Борющиеся зубры» - герой Василий Петрович идёт в сторону фонтана для того, чтобы разбить стекло в здании горисполкома. Скульптура появляется в фильме несколько раз, так как один из главных героев – Сергей Удальцов, которого сыграл Александр Балуев – является председателем горисполкома.
Богатое футбольное прошлое города заинтересовало кинематографистов, и в 1962 году в Калининграде был снят фильм «Третий тайм». В основе фильма реальный факт — «матч смерти», футбольный матч между немецкой командой и командой советских военнопленных, бывших «Динамовцев». Это произошло в Киеве 9 августа 1942 года. В качестве входа на киевский стадион в фильме предстаёт входная арка стадиона «Балтика», обвешанная немецкой свастикой. Колонны немецких солдат под звуки оркестра маршируют на просмотр матча, который не оправдает их ожиданий. Сцены матча снимались на калининградском стадионе «Локомотив».
Цель экскурсии – познакомить экскурсантов с местами съемок известных картин, а также привлечь внимание к проблеме сохранения памятников природы и культуры на территории Калининградской области.
Задачи:
Основная тема экскурсии: вклад Калининградской области в советский и российский кинематограф.
Подтемы экскурсии:
Целевой группой экскурсии являются люди старшего поколения, а также дети школьного возраста.
К основным объектам показа относятся:
К дополнительным объектам показа относятся: