ВCЕРОССИЙСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТ ГОДА» 2017
WEB-сервис для участников и экспертов премии

Маршрут ДОНСКОЙ ВАВИЛОН

Что дают лайки?
Номинация: Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
ДОНСКОЙ ВАВИЛОН
Полное название:
Южный ФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону
  • Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
Остановка - Покровский сквер (начало экскурсии)

Покровский сквер расположен в историческом центре Ростова, когда-то здесь была центральная площадь крепости Димитрия Ростовского. Например, на месте нынешней гостиницы «Дон-Плаза» располагалась гауптвахта, на месте будущего Конгресс центра были обнаружены остатки солдатской крепостной казармы – землянки. Пороховые погреба и госпиталь находились на месте нынешнего строительного университета, пекарни располагались почти на берегу Дона. Один арсенал располагался в центре крепости, второй – ближе к Богатяновскому источнику. Все дороги между зданиями были мощёнными.

В указе об основании крепости были названы цели строительства - «для защиты населения от турок, татар и ногаев» и «дабы держать в страхе донских казаков».

Остановка - Театр кукол

Мы находимся в центре греческих кварталов дореволюционного Ростова. На этом месте располагалась греческая Благовещенская церковь, построенная на средства пароходчика Харлампия Феофани. Построена в 1909 году по проекту архитектора Ивана Злоблина, расписал нахичеванец Евгений Черепахин. Церковь строилась, как уменьшенная копия афинского Парфенона. Рядом переулок Греческий. Тут же находился целый эллинский квартал – благотворительное общество, библиотека, двухэтажное здание двухклассной школы на месте нынешнего Дворца бракосочетаний (тут же переулок Греческий).

Остановка - Городские бани

Принадлежали торговым казакам Михаилу и Фёдору Дутиковым. Здание построено в середине 1870-х гг. В 1899 - 1900 гг. при проведении капитального ремонта был надстроен технический, аттиковый этаж здания. В это же время баня оборудуется новейшими по тому времени системами водоснабжения, отопления, освещения. В ходе ремонта была проведена частичная перепланировка обоих этажей. Так центральный внутренний двор был переоборудован в атриумный зал, освещенный зенитным фонарем. На верхние этажи теперь вела двухмаршевая, металлическая лестница из фигурных элементов. Вокруг нового лестничного холла располагались рабочие помещения: на первом этаже общие купальные отделения и раздевалки, вспомогательные, служебные комнаты, буфетная, на втором этаже - отдельные номера с ванными. Впоследствии в северной части цокольного этажа тоже были устроены общие купальные отделения с подсобными. Окончательный архитектурный облик здания, с характерными для эклектики формами сложился к 1900-м годам.

Остановка - Музей ИЗО

Дом на Пушкинской, 115, архитектор Дорошенко строил как «выставочный» для купца Домбровского, однако дела у купчины пошли неважно, и он, дабы покрыть долги, вынужден был продать влетевший ему в копеечку особняк богатой Владикавказской железной дороге.

В конце же века XIX дорога погрязла в судебных процессах. Местные жители поняли, какую выгоду сулит им отчуждение земельных участков для строительства новых веток и ломили цены на свои клочки. А дабы хоть как-то минимизировать потери, руководство дороги нанимало пронырливых адвокатов, которые бы в судах за известную сумму отстаивали интересы казны железнодорожного АО. Многолетние тяжбы конца века вынудили «железных генералов» пойти на отчаянный шаг – Иван Иноземцев при свидетелях поклялся отдать тому адвокату, который выиграет для ВлЖД несдвигаемый камень преткновения – земельный надел на участке строительства линии Тихорецкая-Царицын – жемчужину своей собственности в качестве гонорара. Тот самый барочно-классицизмовский особняк на Пушкинской с маленьким садиком.

Желающих особенно не было – по опыту знали, что придется годами торчать в судах различной инстанции. Известные адвокаты как-то обошли стороной заманчивое предложение. Зато объявился малоизвестный ростовский стряпчий Аполлон Петров, взявшийся отбить землю для железнодорожников. За полгода он выкричал, выстрадал, выжилил в процессах разрешения для ВлЖД на строительство ветки, чем сэкономил ей несколько миллионов рублей, а себе – несколько тысяч на особняк, о котором до того не мог и мечтать.

Остановка - Дом Шпильрейн

В 1897 году здесь возник доходный дом Евы Шпильрейн, известного российского психиатра, ученицы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. В начале XX века здесь находилось бельгийское консульство с консулом Карлом Мишелем, жил турецкий консул Дервиш Акис-Бей.

Остановка - Пушкинская, 105

Здесь жил потомственный почётный гражданин, представитель бельгийского АО «Трамвай» Моисей Файн. Вместе со Львом Волкенштейном они были совладельцами театра Асмолова. Был представителем Русского театрального общества в Ростове.

Остановка - Завод "Южная Бавария"

Пивной промышленностью в Ростове рулили традиционно немцы. Один из старейших в городе пивзавод ТД «Карл Стукен и Ко» построил в 1874 году пивоварню под названием «Южная Бавария» (до недавнего времени завод «Новая Заря» на Буденновском). В 1896 году его перекупил также тевтон Эрнест Профет, баловавший дончан янтарным напитком до самой революции.

Остановка - Пединститут

В 1912 году на этом месте городская дума решила построить доходный дом, который был сдан в эксплуатацию через два года. Как раз к этому времени в Ростов переехал эвакуированный из Варшавы университет, который решено было поместить в этот дом. В нём разместились историко-филологический, физико-математический, юридический факультеты.

Остановка - АО "Карл Зигель"

Здесь на целый квартал располагался дом АО «Карл Зигель», владельца петербургской фирмы, купца II гильдии, инженера Годфрида Курта Богданович Зигеля, которого называли «отцом ростовского телефона». В мае 1886 года он получил концессию на телефонизацию сроком на 20 лет и к началу нового века сумел провести в городе уже более тысячи номеров. В сутки, в среднем, на них приходилось 1200 переговоров. Многие ростовские купцы, такие как Панченко, Асмолов, имели телефонные аппараты не только в городских домах, но и на дачных участках. По этой концессии была предусмотрена фиксированная плата за установку телефона - не свыше 150 рублей серебром в год с частных абонентов и 125 рублей с правительственных и городских учреждений. 1-я телефонная станция размещалась в доме доктора Ященко по Николаевскому переулку (ныне переулок Семашко) на углу Казанской улицы (ныне ул. Серафимовича – до недавнего времени телефонный переговорный пункт), а телефонная контора, тоже в доме Ященко, но по Казанской улице № 63 (до недавнего времени почтамт). «Зигель» владела в городе также водопроводной и электрической компанией, а также механическим заводом на улице Дмитриевской (ныне – Шаумяна).

Остановка - Темерницкий форпост

После первого неудачного Азовского похода 1695 года в устье Темерника царь Петр устроил три больших барака и несколько палаток «гошпитального двора», а в версте от впадения в Дон на месте бывших валов античной крепости - судоверфи для мелкого ремонта и дооснастки галер, аккурат напротив нынешнего Пригородного железнодорожного вокзала в начале Большой Садовой.

В 1713 году здесь был учрежден Темерницкий форпост, выполнявший таможенные функции, возникли временные поселения охотников и рыболовов. У таможни устраивались "татарские базары" - ногайцы пригоняли стада овец, коров, лошадей, черкесы торговали бурками, седлами, изделиями из кожи, крымцы - солью, русские купцы - мануфактурой, изделиями из металла. На Темернике возникло некое подобие «степной ярмарки».

16 декабря 1749 года императрица Елизавета подписала указ об учреждении таможни в устье Темерника. Управлять ей назначался московский фабрикант и купец Василий Макарович Хастатов, подчинявшийся коменданту крепости св. Анны генералу фон Венделю.

Остановка - Ростовский порт

В 1909-1913 годах через донские порты ежегодно вывозились 225,7 млн пудов - в среднем 42% валового российского сбора зерна. Только в 1910 году с Дона было вывезено хлеба на 138 млн рублей. По объему хлебного экспорта ростовский порт опережал все другие порты России. 300 судов ежегодно находилось в постоянном плавании по Дону, еще 300 иностранных каждый год швартовалось в Ростове. Главным образом через него экспортировалось зерно, уголь, лес, пенька. По своему грузообороту (400 млн рублей в год в натуральном выражении) он опережал все морские порты России – Петербург, Одессу, Херсон, Новороссийск, став основными «судоходными воротами» Империи.

К 1906 году в городе насчитывалось около 30 пароходств, состоящих от одного до нескольких десятков плавъединиц («Русское общество вывозной торговли», «Константин Диамантиди и Ко», «Луи Дрейфус и Ко», «Степан Греков», «Димитриос Негропонте», «Фридберг», «Станио», «Братья Парамоновы», «Аким Ходжаев», «Сельскохозяйственный и промышленный банк», «Товарищество Флуч и Ко», «Людвиг Конке и Ко», «Эвморфопуло», «Диамантиди и сыновья», «Папагеоргокопуло», «Георгиос Родопулос», «Елпидифор Парамонов», «Общества пароходства на Дону, Азовскому и Черному морям», «РОПиТ», «Константин Маврогордато», «Евстафий Маврогордато», «Звороно», «Иван Калута», «Харлампий Феофани», «Феодор Феофани», «Георгий Пустовойтов», «Черников», «Иван Франгопуло», пароходство братьев Нобелей). Несложно заметить, что половина пароходчиков были греками.

Остановка - Солдатская синагога

Центр еврейских кварталов дореволюционного Ростова.

Поскольку Ростов до конца XIX века входил в состав Новороссийской губернии и не имел отношения к Области войска Донского, на него распространялась так называемая «черта осёдлости» евреев, имевших право здесь жить и работать. Интересно, что и после присоединения Ростова к Области Войска Донского проживание на этих территориях иноверцев и представителей некоренной национальности было проблематичным и требовало специального разрешения, но Городская Дума обратилась к императору с просьбой не выселять из Ростова 10 тысяч евреев, поскольку это "имело бы весьма грустные последствия для города и его обывателей…".

Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в середине первого десятилетия XIX века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины, присоединенных к России после трех разделов Польши. По 6-й ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 года, здесь проживало 20 еврейских семей-мещан общей численностью не менее 150-200 человек. Первым еврейским негоциантом, поселившимся здесь в 1817 году был купец 3-й гильдии Герберг. Первый молитвенный дом зарегистрирован в 1849 году во главе с раввином Вульфом Калиной, но каменная синагога – лишь в 1855 году.

Главным образом еврейские торговцы и коммерсанты были задействованы в промышленности и ремесленном промысле (42%), торговле и обслуживании (44%), остальные – в транспорте и связи, непроизводительном труде, государственной и общественной деятельности или состояли на частной службе. С 1892 г. действовали многочисленные хедеры (начальные школы), позднее открывались общественные и частные школы и училища различных типов. В ростовских гимназиях в 1883-1885 гг. евреи составляли в среднем 33,8 % всех учеников.

Остановка - Старообрядческая церковь

На этом месте находился дом купца-старовера «гвоздильного короля» Николая Панина, усилиями которого построена здесь же Покрово-Ильинская старообрядческая церковь, у которого арендовал помещения для табачной фабрики Шлёма Файерман.

Остановка - Дом Врангелей

В этом доме в конце позапрошлого века проживала семья баронов Врангелей. Отец знаменитого белого генерала барон Николай Егорович Врангель в начале 70-х годов позапрошлого века был назначен уполномоченным Российского общества пароходства и торговли на юге России, для чего переехал с сыновьями Петром и Николаем в Ростов в просторный двухэтажный особняк, где родился его третий сын Всеволод, младший брат будущего генерала.

В 1873 году энергичный Николай Врангель первым обратился в ростовскую городскую думу с предложением о концессии на строительство «конножелезной дороги», конки, популярность которой была велика в столицах. Вскоре он становится гласным ростовской думы. Врангель входит в состав финансовой подготовительной юридической комиссии и комиссии по проверке думских отчетов. Его активность была отмечена обывателями и гласными, продвигавшими его вверх по общественной лестнице. В 1894 году энергичный барон стал даже почетным членом ростовского съезда мировых судей, председателем правления местного Общества спасения на водах, членом совета Общества 1-й ростовской библиотеки-читальни имени А.В. Кольцова.

Сыновья здесь же получили образование. Петр и Николай учились в Петровском реальном училище (здание находилось рядом с нынешней мэрией). Старший поступил в него 6 августа 1892 года и за два года окончил полный курс по основному отделению. Будущий полководец особыми знаниями не блистал – преуспел лишь в немецком и французском языках. Закон Божий, историю, черчение, алгебру и тригонометрию знал «посредственно». С ростовским багажом знаний он и поступил в столичный Горный институт, откуда уже и пошел вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк. Кстати, Николай Врангель в 1897 году даже баллотироваться на пост городского головы. Его поддерживало «пароходное» купечество и «ропитовское» лобби, однако проиграл во втором туре тогдашнему главе Евсигнию Хмельницкому. Во время Гражданской войны генерал Врангель неоднократно бывал в Ростове и даже захаживал в сохранившийся дом, но всегда останавливался в гостиницах.

Остановка - Собор

Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Инициаторы строительства - два ростовских купца из торговых казаков - Семен Кошкин и Федор Нефедов. В начале 1854 года они обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за их личный счет. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.

Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры Константин Андреевич Тон (главное детище — храм Христа Спасителя в Москве).

Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. День рожденья колокольни Ростовского кафедрального собора - на празднование Казанской иконе Божией Матери 4 ноября.

Перед собором, с ее северной стороны располагалась просторная площадь, на которой проходили городские праздники, парады, народные гуляния. Посреди площади был установлен памятник императору Александру II.

Остановка - Дом обуви

Доходный дом купца Петра Хахладжева, в котором поселилась гостиница «Астория». Построенная позже других она считалась одной из самых респектабельных в городе, и в ней селились те, кому не все равно было, как знакомые посмотрят на место их временного обитания.

В ноябре 1917 года в ней жили бежавшие из быховской ссылки генералы Корнилов, Деникин, Алексеев, Лукомский, ежедневно пешком прогуливавшиеся по достаточно мирному тогда еще Ростову в штаб формирующейся Добровольческой армии на Пушкинскую, в дом Парамонова (нынешняя библиотека РГУ).

В этом же здании располагалась гимназия Зинаиды Ширяевой. На противоположной стороне по улице Серафимовича находился дом купца Платона Троянкина, завещавшего его городу для благотворительных целей.

Остановка - Квартал консульств

В этом доме располагалось консульство Бразилии. В следующем доме – консульство Франции.

Вообще в 1913 году в городе функционировали консульства 13 иностранных держав - Бельгии, Великобритании, Греции, Данин, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Персии. Турции, Швеции и др.

В здании гостиницы "Московская" располагалось Армянское попечительское общество.

Остановка - Дом Генч-Оглуева

Доходный и торговый дом Генч-Оглуевых до революции считался одним из самых богатых и красивых в Ростове частных зданий. Его владелец начинал мальчиком в галантерейном магазине, став впоследствии крупнейшим в регионе торговцем шелковыми изделиями, косметикой, изделиями кустарных промыслов, предметами роскоши. Под стать своему бизнесу он хотел и дом.

Остановка - Береговая

К концу XIX началу XX века от Нахичеванской межи набережную отделял широкий «производственный блок»: паровая мельница крупнейшего негоцианта и заводчика Елпидифора Парамонова, электростанции инженера Смирнова и трамвайного общества, литейный завод Дмитрия Пастухова, чьи чугунные кнехты с клеймами до сих пор намертво вбиты в асфальт Береговой. Ярославские купцы братья Дмитрий и Николай Пастуховы, владельцы металлургического завода в Сулине, в 80-х годах XIX века основали здесь механический завод для изготовления метизделий для машиностроения.

Здесь же располагалась и главная станция ростовского водопровода (на месте Богатого источника).

Далее по набережной до Гниловской на запад шли 15 купеческих «кварталов».

Железнодорожная станция ЮВЖД «Ростов-Пристань». Три корпуса магазинов братьев Максимовых до водосточного желоба в Дон. Их ныне народ упорно именует «парамоновскими складами».

Далее шли магазины Мильтиада Зиффо и пароходные конторы братьев Александра, Ивана и Федора Парамоновых, сыновей неугомонного Елпидифора, купца Стороженко и РОПИТ (Российское общество пароходства и торговли), агентом которого состоял Николай Врангель, отец «черного барона». А также пароходство греческого негоцианта Харлампия Феофани, известного мецената, построившего на собственные средства в Ростове эллинское благотворительное общество, греческую церковь и двухэтажное здание школы, на месте которых сейчас Театр кукол и Дворец бракосочетаний.

Ниже шли магазины еще одного судовладельца Георгия Пустовойтова, строителя могучего Ново-Покровского храма, на месте которого неблагодарные потомки наконец-таки начали возводить церквушку, и грека из Керчи Павла Петрококино.

От Ворошиловского проспекта до Газетного – еще одни пакгаузы Петрококино, Штурбина, Осипова, Скараманги и Волго-Донского общества.

От Газетного до Семашко склады арендовали Лука Мордовцев (отец знаменитого писателя Даниила Мордовцева) и малоизвестные зерноторговцы Муссури, Емес, Кобылин, Грибанов.

От Семашко до Соборного и далее до Таганрогского друг на друге были натыканы пакгаузы Мальцова, потомков основателя в 1723 стекольно-хрустального дела в России (Можайский уезд) Василия Мальцова. Правнуки обосновались на Юге и в 1894 году на Таганрогском, дом 2 открыли ростовское отделение АО Мальцовских механических и металлургических заводов (хрусталь, первая в России эмалированная посуда, рельсы, паровозы, локомобили). Тут же находились и магазины Михаила Дутикова, сына Матвея Дутикова который еще в 1855 году открыл дело по торговле скобяными и чернодельными товарами, сухими и масляными красками. В 1886 году его сыновья Михаил и Федор основали ТД, который к 1913 году достиг оборота 4,5 млн рублей, занимаясь продажей земледельческих орудий и машин, а также владея заводом по производству плугов.

В этом же квартале находились склады известного таганрогского контрабандиста и театрала Григория Вальяно, торговцев Фомина и Дмитриева.

От Будённов

Остановка - Еврейская больница

В этом здании располагалось с 1881 года Александровская еврейская больница на 120 кроватей, построенная на средства купца 1-й гильдии мельника Якова Гурвича. В ней было 6 отделений – хирургия, терапия, гинекология, туберкулёзное, родильное и детское. При ней построена богадельня и небольшая синагога за счёт пожертвований евреев. Сам Гурвич жил на Тургеневской.

Остановка - Шолохов-центр

Дом братьев Мартин, или как их называли на дону «Мартын», владевших бизнесом по продаже земледельческих машин и орудий, имели механический завод, мельницу и шерстомойный завод с четырьмя сотнями рабочих), а один из братьев был консулом США и Великобритании. Им принадлежал Ростовский чугунолитейный завод.

Остановка - Театральная площадь

По Театральному проспекту пролегала так называемая Нахичеванская межа или граница между Ростовом и Нахичеванью-на-Дону. Здесь была конечная остановка трамвая, следовавшего с железнодорожного вокзала.

После победной русско-турецкой войны 1769-74 годов перед императрицей Екатериной II встал вопрос о присоединении Крыма к Империи. Посадить своего ставленника на трон ханов не получалось, в Бахчисарае боролись протурецкая и пророссийская придворные группировки, устраивая переворот за переворотом. В Петербурге решили подорвать экономическую мощь ханства, для чего переселить с полуострова в южнорусские губернии христианское население – в первую очередь, греков и армян, как наиболее активное купеческое и ремесленное сословия.

В 1778 года по договору с ханом Шагин-Гиреем все христианское население ханства с провозглашенной Россией целью «защиты единоверцев от мусульманских притеснений» выступило на север.

Из Бахчисарая, Кафы, Ак-Мечети, Карасу-Базара, Сарыбуза, Гезлова и др., по донесению руководившего переселением генерала Суворова, вышли 31098 душ обоего пола: 18407 греков, 12598 армян, 219 грузин, 163 валаха. Самая экономически активная часть ханства – земледельцы, ремесленники, торговцы – исправные налогоплательщики и опора престола, его кормильцы и цвет (татары как воины считали ниже собственного достоинства ковыряться в земле) покинули полуостров, враз подрезав базис и без того полунищей орды. 18 сентября последний христианин ушел из Крыма.

Далее пути-дороги «пионеров» разделились. Перезимовав в столице Новороссии Екатеринославе, греки ушли на азовское побережье Украины, основав там Мариуполь и Мелитополь. Армян же, потерявших за лютую зиму почти половину переселенцев, императрица при посредничестве Григория Потемкина и Ивана Лазарева (Ованеса Лазаряна) указом от 14 ноября 1779 года приняла в «вечное подданство». Позволив им «пользоваться не токмо всеми правами и преимуществами, каковыми все подданные…издревле наслаждаются, но сверх того». Они получили «12 тысяч десятин окрест крепости святого Димитрия Ростовского, четверть реки Дон для рыбной ловли из того, сколько оной в даче той округи стоит вверх от устья Темерника. А буде мало – и в округе крепости Азов…без всяких в казну податей…»

Остановка - пл. К.Маркса

На месте памятника Карлу Марксу стоял бронзовый памятник Екатерине Великой, поставленный нахичеванцами 18 сентября 1894 года по проекту академиков Матвея Афанасьевича и Матвея Матвеевича Чижовых. В 1920 г. он был снят и переплавлен на сковородки. На его постаменте был поставлен гипсовый Карл Маркс, которого в 1942 году во время второй оккупации немцы расстреляли из танка.

В 30-х годах был разрушен купол храма Св. Григория Просветителя (1807), а в 1966 году его нижний ярус. На месте которого построен ДК «Красного Аксая».

Остановка - Нахичеванский театр

Построен в 1899 году по проекту Николая Дурбаха. Для его строительства требовалось 84 тысячи рублей, а в казне было только 39,5. Тогда городская управа решила использовать средства, которые купец Никогос Аджемов завещал на учреждение Технического училища для бедных армян. Столь велико было желание нахичеванцев иметь собственный театр в пику конкуренту Ростову. Кстати, в Ростове тогда одним из первых театров был тоже армянский театр Карпа Гайрабетова. Открывался театр пьесой Толстого «Плоды просвещения». Спектакли давали как на армянском, так и на русском языках.

Остановка - Сурб-Карапет

Единственный сохранившийся сегодня старый храм Сурб-Карапет и единственный, построенный вопреки требованиям императрицы Екатерины «строить только русским способом». Рядом с ним расположено армянское кладбище и здесь же была Армянская богадельня. Храм возводился на средства купчихи Акулины Аладжаловой, "по рисункам и чертежам" архитектора Ивана Хатранова. (на ее средства также были построены дом для причта, богадельня и приют для нищих). Строился храм более пяти лет. Его освятили 11 июня 1881г.

Церковь Святого Карапета является центром мемориального комплекса с окружающим его кладбищем, где погребены армянские деятели, а также находятся братские захоронения советских воинов (1941-43гг.). К юго-западу от главного входа размещена могила известного композитора И.К.Шапошникова, в центральной части - могилы ученого-почвоведа С.А.Захарова и собирателя донского фольклора А.Н.Листопадова. Здесь же, под юго-западной стеной Сурб Карапета покоятся сама благотворительница и архитектор.

Остановка - Окончание маршрута
-
На автомобиле
Описание

ДОНСКОЙ ВАВИЛОН

С середины XIX века Ростов-на-Дону стал местом притяжения наиболее предприимчивых и решительных представителей различных народов. Несмотря на разницу в национальном укладе, религии, обычаях и традициях, все вместе они создали неповторимый колорит, присущий нашему южному городу. Немало красок в эту картину добавило Всевеликое Войско Донское. В ходе экскурсии Вы узнаете об особенностях заселения города самыми разными народами, увидите культовые сооружения различных религий и конфессий, услышите удивительные истории жизни и ведения быта различными национальными группами.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2011
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
[ не задано ]
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
2,5-3
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
  • Доступно для людей с ограниченными возможностями
Размер группы (мин)
1
Размер группы (макс)
75
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
  • Обед
  • Ужин
  • Ланч
  • Полдник
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
от 3 500 руб. (1-2 чел.) до 14 500 руб. (75 чел.)
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...