ВCЕРОССИЙСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТ ГОДА» 2017
WEB-сервис для участников и экспертов премии

Маршрут От избы до дворца

Этнографический экскурсионный маршрут « От избы до дворца»

Что дают лайки?
Номинация: Лучший этнографический маршрут (туристский маршрут, посвящённый раскрытию культуры какого-либо этноса)
От избы до дворца
Полное название:

Этнографический экскурсионный маршрут « От избы до дворца»

Центральный ФО, Воронежская область, г. Воронеж, нп 4 км Рамонской ветки
  • Лучший этнографический маршрут (туристский маршрут, посвящённый раскрытию культуры какого-либо этноса)
  • Гастрономический туризм
  • Детский и молодежный отдых
  • Экологический туризм
  • Экскурсионные туры
Остановка - Начало маршрута, город Воронеж. Автобус стоит на площади им. В. И. Ленина, у библиотеки им. И. С. Никитина.

Во время движения автобуса из Воронежа начинается первая из экскурсий на этнографическом маршруте «От избы до дворца». Цель маршрута – сохранение самобытной Воронежской культуры и традиций, как части исторического наследия, и, в конечном итоге, формирование исторической памяти у новых поколений воронежцев, и пробуждение у них интереса к изучению истории своего края, того без чего невозможно воспитать толерантного человека, патриота России. Этнографический маршрут «От избы до дворца» поможет экскурсантам разобраться в сложной истории формирования населения нашего края, ведущей отсчёт с марта 1586 года, времени окончания строительства «на Дону на Воронеже» города – крепости. Но оказалось, что здесь, «на Диком поле» и ранее проживали русские люди, которых называли талагаями. Возможно, они вели свой род от упомянутых в летописях бродников, а может быть, и от племён вятичей. Они, сохранив самобытность, положили начало такой социальной группе, как «однодворцы», или «дети боярские». Со временем однодворцы стали государственными крестьянами, а слово «талагаи» стало прозвищем, которым называли коренных воронежцев. Соседями талагаев были и другие коренные жители Воронежской земли: донские и хопёрские казаки, а также битюцкие татары. Потомков Донских и хопёрских казаков, а также битюцких татар, силу исторических условий, в нашем крае осталось мало. Со временем из Малороссии пришли под Воронеж новые люди, называвшие себя хохлами (слова «украинец» тогда не существовало), а также казаки – черкесы. Они поселились на землях, где вскоре построили крепость Острогожск. Причёски мужчин отличались длинными «чубами» или, как иногда говорили «хохлами», вероятно, отсюда и пошло название этой группы населения – «хохлы». В конце 18 века в нашем крае появилась новая группировка населения – цуканы. Это были русские крепостные крестьяне из северных провинций, носители «цокающих» говоров.• У всех вышеперечисленных этнических групп населения были существенные различия не только в ведении хозяйства, но и во всех областях народной культуры. И хотя между ними возникали порой споры и разногласия, в общем – то они мирно существовали, живя по – соседству и трудясь во благо и процветания Воронежского края. С 16 века здесь появляются первые землевладельцы из служилых людей – это «дети боярские» и полковое начальство, которые во время строительства русского флота в Воронеже, верой и правдой служа Царю и Отечеству, значительно преумножают своё состояние. Некоторые из них были удостоены дворянского звания – высшего сословия на Руси. В воронежском крае одними из таких дворян были Веневитиновы и Лосевы, о жизнедеятельности которых будет рассказано позже.

Остановка - ЗАМОК ПРИНЦЕССЫ ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ

ЗАМОК ПРИНЦЕССЫ ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ – так в народе называют Рамонский дворец принцессы Евгении Ольденбургской, племянницы императора Александра Второго, по архитектуре напоминающий западноевропейские замки. По местному преданию, император Александр Второй в 1879 году подарил его своей племяннице. И, хотя усадьба Ольденбургских является интересным, ярким ландшафтно – архитектурным памятником позднеромантического стиля конца 19 века, рассказ сегодня не о нём, а о его обитателях – лучших представителях высшего класса в России, дворянского сословия. Во все времена в дворянстве сосредотачивались лучшие передовые силы государства и общества. Любая сторона жизни русского общества была связана с дворянским сословием. Евгения Ольденбургская, как принято было в то время у дворян, создала вокруг себя культурную среду, неотъемлемой частью которой была благотворительная деятельность: она открыла в Рамони бесплатную лечебницу для крестьян Землянского уезда, была попечительницей общины сестёр Красного креста, Женских фельдшерских курсов. Была избрана председателем Императорского общества поощрения художников: её поддержку получили художники В. Васнцов и А. Бенуа. Она провела железнодорожную ветку от Графской до Рамони, которая действует до сих пор. Другая представительница императорской семьи – Ольга Романова в замужестве Ольденбургская, сестра императора Николая Второго, во время Первой мировой войны трудилась сестрой милосердия в прифронтовом госпитале. Ольденбургские завезли в имение «Ольгино» благородных оленей и улучшили здешнюю популяцию бобров особями из Белоруссии. Бобровый заповедник, созданный ими, и сейчас является гордостью Воронежской области.

Остановка - МУЗЕЙ – УСАДЬБА Дмитрия Васильевича ВЕНЕВИТИНОВА

МУЗЕЙ – УСАДЬБА Дмитрия Васильевича ВЕНЕВИТИНОВА. Дворянский род Веневитиновых был одним из самых известных и почитаемых в Русском государстве. Одна из их ветвей вела родословную от князя Рюрика. Великий русский поэт А. С. Пушкин тоже приходился им родственником. В их роду были Оболенские, Оленины, Волконские – все они служили русскому престолу на военном и чиновничьем поприще. Село Новоживотинное появилось, когда дворяне Веневитиновы купили новые земли на берегу Дона. Село, в котором они жили ранее – Животинное (название села - от названия Животиновского родника в селе), стало называться Староживотинным. Барская усадьба в Новоживотинном построена в конце 18 века в стиле русского классицизма. Шли годы, менялись владельцы имения. Одним из них был поэт Дмитрий Веневитинов, проживший короткую, но яркую жизнь. В журнале, издаваемом им, печатались А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов. Его стихотворения по праву вошли в сокровищницу русской лирической поэзии. При жизни Дмитрий Веневитинов не успел издать книгу. Это сделали друзья после его смерти. Другим замечательным представителем этого дворянского рода был Михаил Алексеевич Веневитинов, племянник поэта. В молодом возрасте М. А. Веневитинов служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Получив высокий чин действительного статского советника, он оставляет службу, приезжает на родину, где его избирают предводителем дворянства Воронежской губернии. Здесь он публикует в «Воронежских губернских новостях» истории и предания о местной старине, в том числе о «жутких тайнах» Чернышовой горы и её карстовых пещерах, (со смотровой площадки с. Терновое экскурсанты увидят эту гору). М. А. Веневитинова очень интересовала воронежская история Петровской эпохи, которая была связана с деяниями его предка Антона Лаврентьевича Веневитинова – одного из руководителей кораблестроительных работ. Об этой этой эпохе он написал ряд очерков и книг, одна из которых «Русские в Голландии» была навеяна тесной связью Петра Первого с воронежской землёй.

Остановка - Село Терновое. Смотровая площадка у Свято - Богоявленского Храма.

При въезде в село Терновое вначале спуска экскурсантов встречает Богоявленский Храм. Сегодня это одна из наистарейших сельских церквей Воронежской области: она сооружена в 1769 году. В облике Храма великолепно читаются не только формы барокко, но и более ранние средневековые черты (шатровая колокольня, её маленькие окна с кокошниками и др.) – они «заимствованы» у старорусских построек, в том числе деревянных крепостных башен и шатровых колоколен. В 18 веке сельские церкви сооружались на средства помещиков и на их землях, вблизи усадебных домов, так что эти храмы фактически являлись усадебными. Символично, что именно род Лосевых – сподвижников корабельного дела Петра Первого оставил потомкам эту былинную архитектуру. Во второй половине 18 века одной из самых известных фигур среди местных служилых людей, а затем и дворянства, стал Иван Лосев. Как и Веневитиновы, он занимался доставкой денег, продовольствия, оружия и боеприпасов, отпускавшихся государством донским казакам. В 1690 году руководил одним из первых адмиралтейских «кумпанств», и оно по количеству корабелов занимало второе место после «кумпанства» Антона Веневитинова. Большому семейству Лосевых принадлежало много домов и усадебных комплексов, которые были архитектурными шедеврами. К сожалению, почти все они в настоящее время утрачены, как и этот, стоящий вблизи Храма, П – образный кирпичный каменный усадебный дом , один из самых необычных памятников гражданской архитектуры конца 18 века с элементами барокко . В прежнем виде сохранился только цокольный, полуподвальный этаж. Со смотровой площадки близ Храма экскурсантам откроется прекрасный пейзаж: внизу, причудливо изгибаясь среди камней – валунов, изъеденных ветрами, течёт речка Ведуга – приток Дона. Экскурсантам откроется вид на Чернышёву гору с «её жуткими тайнами» и выходами карстовых пещер, про которые в 1869 году на страницах «Воронежских губернских ведомостей» написал академик Российской Академии наук, М. А. Веневитинов. Здесь же, на Чернышовой горе обнаружено Терновское поселение эпохи бронзы.

Остановка - "ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС "РУССКАЯ ИЗБА"

Выставочный комплекс «Русская изба» (Семилукский р – н, с. Чудовка, ул. Озёрная д. 2) состоит из деревянной русской избы 20 – го века с её традиционным убранством и подворья, укрытого от ветра и дождя, со сменной этнографической экспозицией. Здесь экскурсанты окунуться в неповторимый мир русской деревни прошлых веков. Увидят праздничные одежды крестьян Воронежской губернии, старинные тканные и набивные шали, множество домотканых рушников, выполнявших в старину обрядовые функцииУвидят изделия ручного ткачества, украшенные вышивкой - одним из видов русского декоративно – прикладного искусства, а также разнообразные предметы крестьянского быта и утвари. Экскурсантам будет интересна коллекция старинных музыкальных инструментов и русских обрядовых кукол. В «Русской избе» экскурсантам по выбору будет предложена одна из экскурсий: «О старых вещах, живущих в старом доме», «Играй гармонь, звени частушка», «Русский сарафан», «Русские народные куклы», «Нескучные уроки в старой школе».

Обед в «Русской избе» - это специальная интерактивная программа полного погружения в деревенский быт. Можно распилить дрова старинной « двуручной» пилой и затопить печь. В огромной сковороде попробовать испечь по старинным рецептам гречневые, пшённые и овсяные блины (самостоятельно или при помощи организаторов экскурсии). Вскипятить в дровяном самоваре чистую артезианскую воду, заварить травяной (из чабреца, мяты, зверобоя) чай. Пока чайничек, укрытый специальной куклой, настаивается, экскурсанты, готовясь к чаепитию, расставляют на столе глиняную посуду и приступают к трапезе.По её завершении интерактивная экскурсия продолжается: экскурсанты осматривают экспонаты, учатся прясть на прялке, заводят патефон, слушают старинные пластинки, пробуют играть на старинной рояльной гармонике, балалайке, свирели и дудочке. Примеряют старинные шали, расшитые мужские и женские рубахи, завесы, головные уборы и лапти. Экскурсанты могут устроить в музее фото - сессию с ростовыми музейными куклами, одетыми в праздничную русскую одежду, а также получить мастер – класс по изготовлению традиционной русской тряпичной куклы ( крупенички, вепсской, свадебной, столбушки, каргопольской), а также кукол из лыка и кукурузных листьев. Здесь также можно приобрести сувенирную продукцию ручного изготовления, выполненную по старинным русским технологиям.

Остановка - Город Семилуки. Центральный парк. Смотровая площадка.

Название «Семилуки» своими корнями уходит далёкую древность. «Лука» - это древнее русское слово «излучина», огиб, поворот. Семилуки, предположительно,- седьмой поворот реки Дон от расположения древней хазарской Маяцкой крепости. Известно, что до 10-го века эти земли контролировали хазары, собиравшие дань с вятичей. Поднявшись на смотровую площадку, экскурсанты увидят «седьмую излучину» Дона, а также многочисленные овраги, прорезающие водоносные горизонты, с источающейся наружу девонской родниковой водой. Обнажения девона, которым более 300млн. лет, имеют мировую известность. Сюда для сбора коллекций для музеев геологии и палеонтологии неоднократно приезжали русские и зарубежные учёные. Здесь и сейчас в окаменелостях можно увидеть морские лилии, кораллы, раковины сперифер. В соседних мезозойских оврагах академик Н. Н. Боголюбов нашёл и по частицам собрал скелет ящера – плезиозавра. Здесь же, в центральном парке отдыха г. Семилуки, экскурсанты увидят, получившее мировую известность, – Семилукское многослойное городище. В первом тысячелетии до новой эры в эти края из азиатских степей вторглись многочисленные и воинственные племена кочевников – скотоводов, получивших собирательное название скифы. Археологами обнаружен здесь скифский посёлок и скифский некрополь из 10-ти бескурганных захоронений. Предположительно, это были захоронения рядовых общинников, так как погребальный инвентарь в них был очень беден. Позже, в 9 веке, на этом месте был русский посёлок, предположительно, он назывался Усугров (в переводе с тюркского «ус» - река, «угров» - ров, гора). Русское название его было Огибень. В это время Дон становится уже постоянным водным путём, по которому в Придонские лесостепные посёлки доставляются изделия греческих мастеров из Северного Причерноморья: археологами в Семилукском городище были найдены предметы античного импорта: большое количество стеклянных многоцветных бус, обломки амфор и чёрно - лаковой посуды. Во времена Киевской Руси (в 12 – 13 веках) здесь был древнерусский городок, или Град, как ту пору на Руси называли укреплённые поселения. Этот Град ещё не стал, как показали раскопки, городом, но жизнь в нём уже приобрела городские черты. Возвращаясь со смотровой площадки, экскурсанты осмотрят Храм святителя Митрофана Воронежского, первого епископа Воронежского, заложенный в 1994 году на средства жителей Семилукского района. Архитектура Храма – шатровая эклектика. Светитель Митрофан приобрёл известность как сподвижник патриотических начинаний Петра Первого. Он одобрил строительство флота, начатого Петром Первым в Воронеже, а когда, в 1696 году, русские войска одержали победу над турками под Азовом, царь Пётр в награду за участие в этой победе повелел святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Остановка - Воронеж.Конец маршрута

Автобус прибыл на конечный пункт этнографического маршрута «От и избы до дворца», целью которого было вызвать духовную активность экскурсантов, направленную на понимание и сохранение прошлого, повысить у них мотивацию к изучению истории, культуры и природы воронежского края, то есть своего этноса, привить им чувство гордости за историческое прошлое своей «малой Родины», без которого нельзя воспитать настоящего патриота России. Если эта цель была достигнута, то весь этот этнографический маршрут « От избы до дворца» ими был пройден не зря.

-
На автомобиле
Описание

Этнографический маршрут "От избы до дворца"

Предполагаемая целевая аудитория: гости города Воронежа, дети от 7 лет, семьи с детьми  старше 6 лет, школьники, молодёжь и студенты, пожилые люди.

Маршут сезонный: с мая по сентябрь.

Маршрут движения: Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Терновое - Чудовка - Семилуки - Воронеж.

Карта маршрута прилагается.

Продолжительность маршрута: 7 часов. Протяжённость - 150 км.        

      Программа маршрута:.

10-00 - 10-40 (40 км) время в пути от г. Воронеж (пл. им. В. И. Ленина) до р. п. Рамонь (до замка Ольденбургских). Этнография Воронежского края.

10 .40 - 11 .20  экскурсия в замок  принцессы Ольденбургской.

11.20 - 12.15 (31 км) время в пути от Рамони до с. Новоживотинного (до усадьбы Д. веневитинова)

12.15 - 12.55  экскурсия по усадьбе  Дмитрия Веневитинова.

12.55 - 13.30(32 км) время в пути от Новоживотинного до с.Терновое.

13-30 - 13-50 с.Терновое.Смотровая площадка вблизи Храма.Богоявления. Усадьба Лосевых. Чернышова гора.

13.50 - 14.00(6 км) время в пути от с. Тернового до с. Чудовка.

14-00 - 14-30 обед в музейно - выставочном комплексе "Русская изба",(с. Чудовка, ул. Озёрная, д. 2). Обед из 3-х блюд..Удобства на территории комплекса.

14.30 - 15.30 интерактивная экскурсия в музейно - выставочном комплексе "Русская изба"с погружением в деревенкий быт (включая переодевания в русские народные костюмы и участие в фотосессии).

15.30 - 15.50 (16 км) время в пути от с. Чудовка до г. Семилуки (центральный парк  на ул. В. И Ленина-стоянка автобуса у храма Митрофана Воронежского).

15.50 - 16.20 экскуссия (Семилукское многослойное городище, смотровая площадка-обзор  седьмой излучины Дона, этнография проживавших здесь народов).

16-20 - 16.55 (25 км) время в пути от г. Семилуки до г. Воронежа( в пути экскурсовод подводит итоги всех экскурсий на маршруте, объяснив пользу и необходимость изучения своего этноса).

16.55 - 17.00 Воронеж,пл. им. В. И. Ленина.Прощание с экскурсантами, конец этнографического маршрута "От избы до дворца".

      Стоимость тура:-группа 20 человек (дети) - 25 641руб. (стоимость на одного ребёнка - 1 282 руб.);

                                  -группа 30 человек (дети) -34 936 руб. ( стоимость на одного ребёнка - 1 164 руб.);

                                  -группа 50 человек ( дети) -44 100 руб  ( стоимость на одного ребёнка - 970 руб);

                                  -группа20 человек (взрослые) - 32 340 руб ( стоимость на одного взрослого - 1 615 руб)

                                    -группа 30 человек (взрослые) -39 500 ( стоимость на одного взрослого - 1 403 руб)

                                    -группа 50 человек (взрослые) - 59 000 (стоимость на одного взрослого - 1298 руб) 

                                          

     

.

  .

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2010
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
1
Протяженность маршрута (км)
150
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
0
Продолжительность (часов)
7
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 1 года
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 6 лет
  • Дети (с 7 до 11 лет)
  • Дети (с 7 до 11 лет)
Размер группы (мин)
20 человек
Размер группы (макс)
50 человек
Периоды функционирования
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Автобусный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
  • Обед
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
от 970
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
нет
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
нет
Дополнительные расходы на питание (руб)
нет
Дополнительные транспортные расходы (руб)
нет
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
не требуется
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

20

Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь

не требуется

Дополнительные услуги

нет

Перечень входящих анимационных программ

нет

Примечания

В этнографический маршрут "От избы до дворца"включены объекты осмотра из ранее разработанного Сунцовой Н.Н. маршрута по Семилукскому району "Семь лук на семи ветрах" (с. Чудовка- " Русская изба", с. Терновое-Чернышова гора,усадьба Лосева , г Семилуки-Многослойное городище), на который в 2010 году была разработана технологическая карта и был получен сертификат соответствия.

 
Загрузка...