ВCЕРОССИЙСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТ ГОДА» 2017
WEB-сервис для участников и экспертов премии

Маршрут Маршрутами Великой Северной экспедиции

Проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции» по уральской части маршрута: Оса - Каменск-Уральский - Екатеринбург - Кунгур – Соликамск – Оса

Что дают лайки?
Номинация: Лучший военно-исторический маршрут (туристский маршрут, включающий выбор военно-исторической тематики, которая будет прослеживаться в ходе всего маршрута)
Маршрутами Великой Северной экспедиции
Полное название:

Проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции» по уральской части маршрута: Оса - Каменск-Уральский - Екатеринбург - Кунгур – Соликамск – Оса

Приволжский ФО
  • Лучший военно-исторический маршрут (туристский маршрут, включающий выбор военно-исторической тематики, которая будет прослеживаться в ходе всего маршрута)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Оса

В 1733 году в жизни Осы произошло событие, оставившее заметный след в памяти жителей. Это недолгое пребывание участников Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора Витуса Беринга. От Петербурга до Твери несколько отрядов экспедиции двигались сушей, а затем водным путем через Казань до Кунгура. Посещение Осы было вызвано необходимостью дождаться санного пути и хорошо подготовиться к зимней дороге.

В Осу участники экспедиции прибыли 19 сентября 1733 года на шести судах. Кама тогда не была такой широкой, как теперь. В районе Осы ее ширина сегодня более трех километров – из-за влияния Воткинского водохранилища, построенного в 1960-е годы. Момент прибытия экспедиции запечатлен на картине пермского художника Евгения Широкова. Она находится в краеведческом музее Осы. На высоком левом берегу Камы стояла деревянная крепость, за стенами которой располагался посад. Сегодня рядом с музеем можно увидеть восстановленный фрагмент Осинской крепости. Других построек, которые существовали во время пребывания экспедиции Беринга, не сохранилось. Все строения были деревянными и разрушились не только от времени, но и от пожаров.

В ожидании зимней дороги Беринг и другие участники Камчатской экспедиции занимались приобретением подвод для грузов, другого снаряжения и провианта. В Осе было изготовлено 200 саней для зимника. Сегодня в Осинском краеведческом музее построена экспозиция, посвященная пребыванию Камчатской экспедиции в Осе.

В декабре 1733 года в Осе побывал отряд экспедиции, сформированный Петербургской академией наук. Его участники хотели сменить лошадей и ехать дальше. На следующий день один из руководителей академического отряда, натуралист Иоганн Гмелин, выехал в Кунгур. Он писал в своем дневнике, что возложил «присмотр за снаряжением и солдатами на рисовального мастера Люрсениуса».

Сегодня в исторической части Осы есть много достопримечательностей, интересных гостям. Величественный Троицкий собор из красного кирпича, построенный в начале XX века в новорусском стиле, купеческие особняки, памятники разных лет. Но всё это артефакты других времен и других героев. Пребывание Второй Камчатской экспедиции Беринга в Осе не оставило материальных свидетельств. История города тогда только начиналась. Однако сопричастность к этому выдающемуся факту делает Осу участником большого исторического события. Оно поменяло ход истории и карту мира.

Остановка - Каменск-Уральский

В 1733 году Сенат через Берг - коллегию предписал Вилиму Ивановичу Геннину, начальнику горных заводов Урала, обеспечить экспедицию Витуса Беринга пушками, ядрами, якорями и другим оснащением. Якоря и прочие железные припасы делали на Екатеринбургском заводе, а пушки и снаряды – на Каменском. Его построили в 1701 году по указу Петра I. Каменский был самым первым металлургическим и военным заводом на Урале. Генерал-лейтенант и горный инженер Георг Вильгельм де Геннин на пушках повелел сделать клеймо: «Каменской завод 1733». 2 февраля 1734 года пушки для экспедиции забрал капитан Петр Шарыгин и на 49 подводах повез в Тобольск: 21 трехфунтовую пушку «длиною 20 калибров», 48 пушек двухфунтовых «длиною 16 калибров». Были еще 3 двухфунтовые пушки, отлитые в 1724 году, весом каждая 17 пудов 15 фунтов. К ним прилагалось в общей сложности 2880 ядер и 130 пудов дроби. Общий вес груза был 1230 пудов. В пересчете – больше 20 тонн. На 3-фунтовых пушках стояло клеймо «Каменско завод 1733» (буква Й отсутствовала по ошибке резчика). На 2-фунтовых 1724 года выпуска было клеймо из латинских букв «SIBIR KB 1724» – это означало «Сибирское Каменское предприятие». Красоту и простоту каменских пушек сложно спутать с орудиями других заводов, зачастую не ставивших своих клейм.

Во Второй Камчатской экспедиции каменскими пушками были оснащены пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». 4 июня 1741 года они отправились в свое историческое плавание под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Сейчас пушки, бывшие в экспедиции, находятся в музеях. Две – во Владивостоке, три – в музее Петропавловска-Камчатского, 7 пушек – в селе Никольское и еще две – в датском городе Хорсенс. В краеведческом музее Каменск-Уральского хранятся два орудийных ствола 1733 года выпуска. Внешний вид одной из пушек претерпел изменения: оторваны вертлюги и добавилась надпись «1898 г. креп. Кич. м. с. с. А. Боров». Это означает, что, будучи в Кичигинской крепости, она подверглась инвентаризации и получила об этом отметку. А потом была отправлена на Каменский завод. Вторая пушка вся покрыта ржавчиной – она 250 лет пролежала в сырой земле на заводской территории.

Эти пушки – славные реликвии эпохи великих географических открытий и дань памяти нашим уральским мастерам.

Остановка - Екатеринбург

Столица Урала и главный город Свердловской области Екатеринбург в своем облике сочетает памятники разного времени. Большая часть сохранившихся старых зданий построена в XIX – начале XX века. Это купеческие особняки, храмы, дома учреждений. Но есть в городе памятные места, которые существуют с самого рождения города в 1723 году или с первых лет его жизни.

Руководитель Великой Северной экспедиции капитан-командор Витус Беринг, дожидаясь установления санного пути в Осе и Кунгуре, написал немало писем Вильгельму де Геннину. Генерал-майор был начальником Уральских и Сибирских горных заводов. В фонде Уральского горного правления архива Свердловской области сохранилось более двадцати писем Беринга. На Екатеринбургских заводах необходимо было отлить якоря, чугунные и медные пушки, котлы. Для успешной работы Камчатской экспедиции нужно было направить на Дальний Восток специалистов-металлургов. Де Геннину также предписано было позаботиться о бесперебойной работе вновь построенного Ангарского железоделательного завода. Его продукция требовалась для экспедиции. Работы эти предстояло выполнить уральским мастеровым. Еще в сентябре 1733 года управитель Ягошихинского завода капитан Юхан Берглин встретил у камских берегов экспедицию на шести судах. Он устно уведомил командора: генерал Геннин надеется на знакомство и хочет уточнить кое-что по Ангарскому заводу. Беринг был удивлен, ведь до океана еще немало тысяч верст. Однако вопреки расстояниям указы Берг-коллегии по подготовке экспедиции выполнялись.

В самом центре Екатеринбурга находится плотина бывшего железоделательного завода, сооруженная при его строительстве в 1723 году. Как и на многих уральских заводах начала XVIII века, строительством Екатеринбургского руководил Василий Никитич Татищев. Недалеко от плотины, или «Плотинки», как называют ее жители города, находится памятник Татищеву и де Геннину, основателям города. Река Исеть, перегороженная плотиной, образует пруд – его воды приводили в действие механизмы завода. Плотина сооружена из уральской лиственницы, которая каменеет от воды. Завод был окружен крепостными стенами для защиты от набегов башкир и вогулов. На горе видна водонапорная башня начала XX века. Это бывшая территория Монетного двора, который в начале XVIII века отливал своеобразные деньги – медные платы. Их номинал равнялся стоимости металла. Так, плата номиналом 1 рубль весила более полутора килограммов. Сегодня на месте Екатеринбургского железоделательного завода создан Исторический сквер. Он дает представление о том, как выглядели уральские города-заводы в начале XVIII века и каким увидели Екатеринбург участники Камчатской экспедиции.

17 ноября 1733 года Беринг приехал в Екатеринбург. Гостей разместили по лучшим обывательским домам и чествовали на торжественном обеде в Главном командирском доме. Полторы недели топилась торговая баня, а вечерами участники экспедиции собирались на квартире старшего молотового мастера англичанина Рамфельта. Все дела по оснащению экс

Остановка - Кунгур

Через Кунгур прошли маршруты многих экспедиций. Этот город лежал и на пути следования Второй Камчатской, или Великой Северной, экспедиции – крупнейшего научного предприятия первой половины XVIII века.

Восемнадцатый век занимает особое место в истории российской науки. Это период великих русских географических открытий и естественнонаучных экспедиций, положивших начало познанию природных богатств нашей страны. Их участники занимались составлением географических карт. Кроме того, они собирали разнообразные сведения о природе, хозяйстве различных регионов России, о быте местного населения.

Руководство Второй Камчатской экспедицией осуществляли Сенат и Академия наук. Основную часть похода возглавлял капитан-командор Витус Беринг. Его команда побывала в Кунгуре в ноябре 1733 года. Город стал важным транзитным пунктом на пути экспедиции Беринга в Тобольск. В Кунгуре первооткрыватели целую неделю ожидали, когда установится зимняя дорога, чтобы дальше отправиться через Урал и Сибирь на Камчатку.

Одним из структурных подразделений Великой Северной экспедиции был сухопутный Академический отряд. Его руководители – натуралист Иоганн Георг Гмелин, историк Герард Фридрих Миллер и астроном Людовик Делиль де ла-Кройер – имели звание профессоров. В отряд входили также пять студентов, четыре геодезиста, переводчик, живописец, рисовальный мастер и двенадцать конвойных солдат с капралом и барабанщиком.

Академический отряд выступил из Петербурга в начале августа 1733 года. Местом его встречи с основным отрядом был назначен Тобольск. Маршрут до далекого сибирского города пролегал через Тверь, Казань, Сарапул, Осу, Екатеринбург почти без остановки. Исключение сделали лишь для Кунгура. В городе, расположенном на берегу Сылвы, члены Академического отряда запланировали остановку на 2 дня для осмотра знаменитой пещеры, «кою описывает Страленберг, и которую имеют привычку осматривать все любопытные путешественники». Для этого профессора Гмелин и Миллер в сопровождении художника Беркхана, нескольких студентов и солдат раньше, чем другие члены отряда, оказались в Кунгуре. 22 декабря 1733 года, в полдень, ученые прибыли в город, а вечером 24 декабря отбыли в Екатеринбург.

15 мая 1734 года из Тобольска в Сенат были отправлены «обсервации профессора Гмелина до натуральной истории касающиеся, в которых находится описание Кунгурской пещеры…».

Остановка - Соликамск

Нашим современникам трудно представить, зачем, отправляясь на Дальний Восток, нужно заезжать в Соликамск, расположенный на 200 километров севернее Перми. Крюк немалый для такого путешествия. Однако участники Первой и Второй Камчатских экспедиций под руководством Витуса Беринга побывали в этом старинном северном городе.

Все дороги через Уральские горы в разные годы проходили по современной территории Пермского края. До конца XVI века путь шел через Чердынь. Он был длинным, через труднодоступную местность. Древняя дорога перестала устраивать царскую власть после присоединения Сибири к Московскому государству – возрос поток грузов и людей. По указу Федора Иоанновича новый короткий путь нашел соликамский житель Артемий Бабинов. Из обжитой территории Верхнего Прикамья по нему попадали в Сибирь. Так по Главной Сибирской дороге прибыли в Соликамск в 1725 году участники Первой Камчатской экспедиции. Они добрались по зимнему санному пути через Великий Устюг, Кайгородок и Юксеево. В Соликамске необходимо было пополнить запасы. Город знала вся страна как крупнейший центр добычи поваренной соли. Соликамск в первой половине XVIII века производил впечатление даже на столичного жителя. Берег реки Усолки был уставлен деревянными башнями варниц, где из соляных рассолов выпаривали соль-пермянку. Участники экспедиции не могли не восхититься великолепным храмовым ансамблем на холме. Богатые соликамцы приглашали для украшения города лучших московских зодчих. Недаром сложилась поговорка: «Соликамск городок – Москвы уголок». Не только главные храмы, но и приходские церкви возведены из камня и покрыты затейливой каменной резьбой, узор которой не повторяется. На берегу реки Усолки стоит каменная приказная изба – Дом воеводы. Это редкий памятник гражданского зодчества конца XVII века. Воеводство в соляной столице было открыто в 1613 году, а в 1636 году Соликамск стал главным городом всей пермской земли. Участники экспедиции могли встретиться с главой городового магистрата, который находился в палатах соборной колокольни.

Известно, что участники Второй Камчатской экспедиции посещали ботанический сад Григория Демидова, находившийся в селе Красном. Сегодня на месте села стоит высокая колокольня церкви Иоанна Предтечи. Она построена в месте впадения реки Усолки в Каму. Ученые Иоганн Гмелин, Герард Миллер и Георг Стеллер не просто осматривали ботанический сад, но и давали полезные советы по его устройству. Общение со Стеллером побудило Демидова вступить в переписку с известным шведским натуралистом Карлом Линнеем. Это общение было полезно им обоим.

Так открытие и обустройство в конце XVI века Великой Сибирской дороги Артемием Бабиновым включило Соликамск в ряд больших и малых российских городов и селений на пути экспедиции.

Остановка - Оса

Оса – небольшой городок Пермского края, основанный в далёком 1591 году на речке Осе, в бывших владениях Казанского ханства. Грамоту на строительство Никольской (Осинской) слободы от царя Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, получили выходцы из северных областей Российского государства – братья-слободчики Нечай и Филипп Калуженины.

С событиями общемировой истории город связывает факт пребывания здесь осенью 1733 года участников Второй Камчатской экспедиции во главе с капитан-командором Витусом Берингом.

С подписания императрицей Анной Иоанновной 17 апреля 1732 года указа об организации экспедиции началась большая работа по её подготовке. Как следует из архивных документов, 2 марта 1733 года из Санкт-Петербурга основной отряд экспедиции на 48 подводах выдвинулся в сторону Твери, а далее водным путём проследовал через Казань до Осы. Остановка в Осе была обусловлена необходимостью дождаться санного пути, хорошо подготовиться к зимней дороге и следовать новым путём через Екатеринбург. В город-крепость участники экспедиции прибыли 19 сентября 1733 года на шести речных судах.

В письме первому кабинет-министру А. И. Остерману в июне 1737 года Беринг писал: «…Камою-рекою прибыли в осени 1733 году в село Осы и в осеннее дождливое время за гряздми и за распутицею тех припасов и материалов (экспедиции) вести было неможно, и для того дождался в том селе зимнего пути, и дождався зимней дороги, со всем тем отправился в Тобольск…»

Из Осы Беринг вёл переписку с начальником Уральских горных заводов Вильгельмом де Геннином, на которого была возложена обязанность обеспечить экспедицию пушками. Именно из Осы Витус Беринг отправил письмо бургомистру родного города Хорсенс (Дания) об отказе от родительского наследства в пользу бедных жителей этого города.

В Осе Беринг и его команда занимались подготовкой к дальнейшему продвижению экспедиции. Работой были заняты все – и солдаты, и офицеры. В начале ноября на запряжённых лошадьми санях-розвальнях, изготовленных жителями Осинской округи в количестве более 200, участники экспедиции по первому снегу двинулись из Осы на Кунгур, Екатеринбург и далее по пути к великим открытиям.

20–21 декабря 1733 года через Осу проследовал академический отряд Великой Северной экспедиции, организованный Петербургской академией наук. В Осе останавливались профессор истории Герхард Миллер, профессор естественной истории и этнографии Иоганн Гмелин, студент Славяно-греко-латинской академии Степан Крашенинников и другие учёные. В путевом дневнике Гмелин записал: «При слободе Осса есть город Осса, но место, которого должно быть, совсем маленькое». Любопытно, что автор называл город весьма своеобразно – «Осса». То ли так он воспринимал это слово на слух, то ли воспроизводил его на немецкий манер.

Воздавая дань памяти подвигу участников Второй Камчатской экспедиции, осинцы в 2010 году на месте предполагаемой высадки команды Витуса Беринга установили памятный знак, а в Осинском краеведческом

-
На автомобиле
Описание

Великая Северная экспедиция (в литературе встречаются другие её названия — «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция», «Сибирская экспедиция») - ряд географических экспедиций под руководством российского офицера датского происхождения капитан-командора Витуса Беринга решила важнейшие задачи развития Российского государства и мировой науки – экспедиции удалось описать побережье Северного Ледовитого океана и территорий по маршруту следования, доплыть до берегов Аляски, подтвердить наличие пролива между Азией и Америкой, обследовать побережье Японии.

Вторая Камчатская экспедиция 1733—1743 г.г., пролегала через ряд населенных пунктов Урала (Пермская губерния): г. Оса, г. Кунгур, г. Соликамск (территория современного Пермского края), г. Екатеринбург, и стала примером подвига российских офицеров, моряков, ученых, жителей городов и населенных пунктов на маршруте экспедиции.

На основе Великой Северной экспедиции, под руководством автора проекта Ильдара Маматова, создан самый протяженный в России международный туристский маршрут: Санкт-Петербург – Пермский край – Петропавловск-Камчатский и один из самых протяженных в мире «Маршрутами Великой Северной экспедиции», от Дании – через всю Россию – до Аляска. 

Проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции» по уральской части маршрута: Оса - Каменск-Уральский - Екатеринбург - Кунгур – Соликамск – Оса – призван решить проблему отсутствия знаний у жителей данных городов о заслугах российского офицерства и жителей, которые проживали ранее в городах и селениях Урала, в оказании помощи одной из самых великих географических экспедиций под руководством Витуса Беринга.

Форма организации маршрута
Самодеятельный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2016
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
1500
Продолжительность (дней)
5
Продолжительность (ночей)
5
Продолжительность (часов)
[ не задано ]
Категория туристов на маршруте
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 1 года
  • Дети (с 1 до 6 лет)
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
  • Автомобильный (легковой)
Вид транспорта
  • Личный
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Без питания
  • Завтрак
  • Обед
  • Ужин
  • Ланч
  • Полдник
Услуги размещения
  • Индивидуальное
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
22 000
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
6000
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
1000
Дополнительные транспортные расходы (руб)
10000
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
5000
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания

Аудиогид "Великая Северная экспедиция на Урале" на портале izi TRAVEL  -  https://izi.travel/ru/a409-velikaya-severnaya-ekspediciya-na-urale/ru

Мультимедийный аудиомаршрут с мультимедийной программной оболочкой для ОС Windows, iOS, Android с возможностью просмотра текста, иллюстраций, карты, автоматического воспроизведения фонограммы при определении заданного местоположения с помощью системы GPS или по считываемому QR-коду (при наличии у пользователя GPS-модуля и встроенной видеокамеры).

https://salt.zone/radio/8150 - Урал покорили, впереди — Камчатка: жители Перми изучают Россию по маршруту экспедиции Беринга – https://salt.zone/radio/8150



 
Загрузка...