Что дают лайки? |
Дело происходит во время остановки команды Беринга в Тобольске: Вторая Камчатская Экспедиция, 1734 год.
Сюжет (вводная):
- Я был уверен, что лодка погибла на порогах Иртыша, - нахмурился Шпанберг, изучая полусгнившие доски на влажной земле. - Они пропали в первые же дни. Весь экипаж.
- Кто возглавлял его? - Поинтересовался Беринг, касаясь останков судна носком сапога.
- Шкипер Кучуев. Мы вышли из Тобольска все одновременно вниз по Иртышу.
- И каким образом лодка могла оказаться в лесу в отдалении от берега?..
Ни капитан Шпанберг, ни сам Беринг не имели ни единой догадки. Тогда, в первую Камчатскую экспедицию, команда прошла долгий и сложный путь по рекам до моря - но лодка Кучуева пропала в самом начале пути. Прошло уже восемь лет; на реке пропавшую лодку не нашли бы никогда. Да и на поросшем лесом берегу ее нашли по чистой случайности…
- О… а это еще что такое?
Носок сапога провалился в мягкую землю - и уперся в твердый предмет; склонившись, Беринг вытащил из почвы под гнилыми досками коробочку, оказавшуюся на поверку портсигаром. С трудом открыл - и…
- Карта?
- Карта, - подтвердил Шпанберг. - Судя по всему, натертая воском. Разобрать можно?
- Мы уж постараемся…
Что же обнаружат Беринг и его команда на загадочной карте?
Какие секреты скрываются за странным исчезновением шкипера Кучуева?
И как эта история связана с Тобольском?
Присоединяйтесь к поисковой экспедиции - и расследуйте тайны XVIII века!
Цель -
понять, что случилось со шкипером Кучуевым. Таким образом, квест становится историческим детективом. По пути участникам квеста, опираясь на первую подсказку (карта в портсигаре) необходимо пройти по маршруту квеста, на каждом из этапов находя новую подсказку и получая историческую справку о Тобольске (в связи с экспедицией Беринга и не только).
По сюжету квеста дело происходит в XVIII веке и расследуют его члены экспедиции. Однако при желании всегда можно адаптировать сюжет под наше время (XXI век), соответствующим образом изменив роли, атрибуты, реквизит и даже маршрут (включив более современные точки).
Маршрут, предусмотренный ниже, включает в себя геокэшинг (поиск заранее спрятанных подсказок) и элементы анимации.
Возможно адаптировать под вариант без геокэшинга и с минимальной анимацией.
Роли.
1 Гид-ведущий - знаток города, например, бургомистр, который помогает Берингу в поисках следов пропавшего шкипера. Атрибуты: что-то из элементов туалета XVIII века, например, обшлаги или жабо. Стиль речи: провинциал. Любит сплетничать и рассказывать истории в стиле: “А вот тут как раз господин N давеча… Ой, а знаете ту историю с X?..” и т.д. Историческая информация подается в формате такого диалога. Плюс в том, что гид сам может выбрать, про какие достопримечательности и исторические события вот так рассказать.
2 Беринг, капитан-командор. Капитан команды квестующих.
3 Чириков, помощник Беринга.
4 Шпанберг, помощник Беринга.
5&
Базарный ввоз (он же Софийский, от же Прямской) ведет вверх к Кремлю как раз от моста Базарного, что через речку Курдюмку проходит. Если внимательно присмотреться, на карте мы их найдем под номерами 73 и 74. Соответственно, нам надо подняться к Кремлю и найти “тех, что пламенем дышат” - в сторону реки смотрят пушки, что стоят у дворца наместника. Следующая подсказка лежит в пушке с правой стороны (или рядом с ней в коробочке).
P.S. У шкипера Кучуева с самого начала разгадка не заладилась: он решит, что пламенем дышать должны печи, а “справа” означает с правой стороны от ввоза, т.е. на территории Кремля.
Гид на одном из этапов пути как бы невзначай рассказывает, как какой-то человек все ходил здесь да расспрашивал людей, какие в кремлевских сооружениях печи, да просился, чтобы его под разными предлогами впустили.
Тут могут сообразить участники и расспросить, когда это было (в Первую Экспедицию) и как этот человек выглядел.
2 загадка.
Находится в пушке. Отыскав коробочку, находят письмо:
“Разлюбезный Матвей! Коли отыскал ты грамотку мою, отыщешь и то место, где ясак хранился. В хранилищах-то, поди, вовсе не то, что искать надобно; чай, немало воды с тех пор утекло. Но запомни ты, кто искомое место строил и название, от них произошедшее; а также название ближайшей башни.
Запомнить надобно тебе и карту, что получил ранее. Не приведи господь, обронишь али дашь другим подглядеть. А лучше, внучек, схорони-ка ты ее в месте надежном, а себе список сделай, да такой, чтобы, помимо тебя, никто не уразумел.
Коли разум твой светел, пройдешь ты путь тот, что для других заказан, и найдешь то, что пригодится тебе в молодой жизни твоей. Мне-то, дряхлому попу, оно без надобности, так думаю я, что в хорошие руки все наши тайны передаю.
Найди у архиерейской кухни дьячка нашего да скажи ему вместо приветствия название той церкви, где я служил (той, где тела Сибирских архиереев ранее покоились). В ответ ты должен услышать, какой храм был заложен как древнейший в Сибири.
Вот тебе еще подсказка:
ЛЖЛНЩЗУНЕЛХСМЪХСЗПЦТСФЕЬЗРГЦКУЛКРГНЛЖСНСТГМФВЖСЛФХЛРЮ
Отгадать ее ты сможешь в должное время.
Разгадка:
место, где ясак хранился - Рентерея. Участники могут спросить подсказку у гида-горожанина: что такое ясак? Гид может намекнуть: то, что с крестьян оброком собирали, а с местных (аборигенов) - ясак (несложно догадаться, что это пушнина). Вот все это, что собирали, как называется? Налог или рента. Соответственно, и здание носит такое название.
Последовательность и подробность подсказок определяет сам гид, играя свою роль.
Слова, которые надо запомнить участникам: Шведская палата (шведы строили Рентерею) и Павлинская башня (ближайшая к воротам и ввозу).
Гид тут тоже может сыграть свою роль, рассказывая, как пленные шведы строили Рентерею.
Далее, возле архиерейской кухни кто-то должен подыграть гиду (второй гид или сотрудник Кремля; если подыграть некому - гид берет на себя обе роли). Пароль: церковь Сергия Радонежского (или Сергиевский храм). Отзыв: Софийско-Успенский собор.
P.S. Из письма участники могут догадаться, что автор его работал священником в церкви Кремля, а пишет, скорее всего, родственнику. Возможно, догадаются спросить гида, кто из священников в последние годы работал в оном храме. Гид может вспомнить и назвать некоего Аристарха Кучуева (по легенде - дед шкипера Матвея Кучуева), ныне покойного.
Место, где ясак хранился - Рентерея. Участники могут спросить подсказку у гида-горожанина: что такое ясак? Гид может намекнуть: то, что с крестьян оброком собирали, а с местных (аборигенов) - ясак (несложно догадаться, что это пушнина). Вот все это, что собирали, как называется? Налог или рента. Соответственно, и здание носит такое название.
Последовательность и подробность подсказок определяет сам гид, играя свою роль.
Слова, которые надо запомнить участникам: Шведская палата (шведы строили Рентерею) и Павлинская башня (ближайшая к воротам и ввозу).
Гид тут тоже может сыграть свою роль, рассказывая, как пленные шведы строили Рентерею.
место, где ясак хранился - Рентерея. Участники могут спросить подсказку у гида-горожанина: что такое ясак? Гид может намекнуть: то, что с крестьян оброком собирали, а с местных (аборигенов) - ясак (несложно догадаться, что это пушнина). Вот все это, что собирали, как называется? Налог или рента. Соответственно, и здание носит такое название.
Последовательность и подробность подсказок определяет сам гид, играя свою роль.
Слова, которые надо запомнить участникам: Шведская палата (шведы строили Рентерею) и Павлинская башня (ближайшая к воротам и ввозу).
Гид тут тоже может сыграть свою роль, рассказывая, как пленные шведы строили Рентерею.
Далее, возле архиерейской кухни кто-то должен подыграть гиду (второй гид или сотрудник Кремля; если подыграть некому - гид берет на себя обе роли). Пароль: церковь Сергия Радонежского (или Сергиевский храм). Отзыв: Софийско-Успенский собор.
P.S. Из письма участники могут догадаться, что автор его работал священником в церкви Кремля, а пишет, скорее всего, родственнику. Возможно, догадаются спросить гида, кто из священников в последние годы работал в оном храме. Гид может вспомнить и назвать некоего Аристарха Кучуева (по легенде - дед шкипера Матвея Кучуева), ныне покойного.
3 загадка.
Найдя все объекты из предыдущего задания и отыскав “связного” по нужному паролю и отзыву, участники квеста получают от “дьячка” документы - точнее, поврежденные остатки архивных записей церковных книг и летописи Сибирской:
l “С 1600 года от Рождества Христова ведут свой род Кучумовичи, что православие приняли.Те, что Алтанаевичи, дали начало роду князей Сибирских, а Ишимовичи - роду Кучуевых, кои в Сибири остались русского царя подданными”.
l “Филофей Лещинский, охотник до театральных представлений, славныя и богатыя комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыко, в соборные колокола на-собор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ сбирался"
Слово “между” подчеркнуто.
К записям архива и летописи прилагается изображение креста.
Дьячок также передает устно: “Аристарх Федотович, вечная ему память, передать велел, чтобы отправлялись вы к высоте той, равной которой нет в Тобольске. Да количество синих глав рядом с нею сосчитайте.
А пока ходите да ищите - перекусили бы, что же гостей голодом морить!”
Разгадка: идти надо к колокольне Собора (самая высокая), да сосчитать количество синих глав собора - а их 4.
Понятно из куска архива, что Кучуевы - потомки того самого Кучума, что ханом сибирским был. Отсюда - пока еще косвенно - можно делать выводы, что вся эта история связана с сибирским кучумовским наследством - золотом.
Гид может направить разговор в это русло, рассказать про историю Ермак vs Кучум и легенды про золото.
Из куска летописи же понятно, что между церквями нужно искать следующую подсказку. Изображение креста - наводка: под крестом (или рядом с крестом), что рядом с собором установлен, лежит следующая подсказка.
По ходу поиска гид может рассказать и про эти церкви.
Можно как раз сейчас устроить время перекуса или кофе-брейка. Выбрать кафе или буфет на территории. Сотрудник - наш человек.
Далее, возле архиерейской кухни кто-то должен подыграть гиду (второй гид или сотрудник Кремля; если подыграть некому - гид берет на себя обе роли). Пароль: церковь Сергия Радонежского (или Сергиевский храм). Отзыв: Софийско-Успенский собор.
P.S. Из письма участники могут догадаться, что автор его работал священником в церкви Кремля, а пишет, скорее всего, родственнику. Возможно, догадаются спросить гида, кто из священников в последние годы работал в оном храме. Гид может вспомнить и назвать некоего Аристарха Кучуева (по легенде - дед шкипера Матвея Кучуева), ныне покойного.
3 загадка.
Найдя все объекты из предыдущего задания и отыскав “связного” по нужному паролю и отзыву, участники квеста получают от “дьячка” документы - точнее, поврежденные остатки архивных записей церковных книг и летописи Сибирской:
l “С 1600 года от Рождества Христова ведут свой род Кучумовичи, что православие приняли.Те, что Алтанаевичи, дали начало роду князей Сибирских, а Ишимовичи - роду Кучуевых, кои в Сибири остались русского царя подданными”.
l “Филофей Лещинский, охотник до театральных представлений, славныя и богатыя комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыко, в соборные колокола на-собор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ сбирался"
Слово “между” подчеркнуто.
К записям архива и летописи прилагается изображение креста.
Дьячок также передает устно: “Аристарх Федотович, вечная ему память, передать велел, чтобы отправлялись вы к высоте той, равной которой нет в Тобольске. Да количество синих глав рядом с нею сосчитайте.
А пока ходите да ищите - перекусили бы, что же гостей голодом морить!”
Разгадка: идти надо к колокольне Собора (самая высокая), да сосчитать количество синих глав собора - а их 4.
Понятно из куска архива, что Кучуевы - потомки того самого Кучума, что ханом сибирским был. Отсюда - пока еще косвенно - можно делать выводы, что вся эта история связана с сибирским кучумовским наследством - золотом.
Гид может направить разговор в это русло, рассказать про историю Ермак vs Кучум и легенды про золото.
Из куска летописи же понятно, что между церквями нужно искать следующую подсказку. Изображение креста - наводка: под крестом (или рядом с крестом), что рядом с собором установлен, лежит следующая подсказка.
По ходу поиска гид может рассказать и про эти церкви.
Можно как раз сейчас устроить время перекуса или кофе-брейка. Выбрать кафе или буфет на территории. Сотрудник - наш человек.
Далее, возле архиерейской кухни кто-то должен подыграть гиду (второй гид или сотрудник Кремля; если подыграть некому - гид берет на себя обе роли). Пароль: церковь Сергия Радонежского (или Сергиевский храм). Отзыв: Софийско-Успенский собор.
P.S. Из письма участники могут догадаться, что автор его работал священником в церкви Кремля, а пишет, скорее всего, родственнику. Возможно, догадаются спросить гида, кто из священников в последние годы работал в оном храме. Гид может вспомнить и назвать некоего Аристарха Кучуева (по легенде - дед шкипера Матвея Кучуева), ныне покойного.
3 загадка.
Найдя все объекты из предыдущего задания и отыскав “связного” по нужному паролю и отзыву, участники квеста получают от “дьячка” документы - точнее, поврежденные остатки архивных записей церковных книг и летописи Сибирской:
l “С 1600 года от Рождества Христова ведут свой род Кучумовичи, что православие приняли.Те, что Алтанаевичи, дали начало роду князей Сибирских, а Ишимовичи - роду Кучуевых, кои в Сибири остались русского царя подданными”.
l “Филофей Лещинский, охотник до театральных представлений, славныя и богатыя комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыко, в соборные колокола на-собор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ сбирался"
Слово “между” подчеркнуто.
К записям архива и летописи прилагается изображение креста.
Дьячок также передает устно: “Аристарх Федотович, вечная ему память, передать велел, чтобы отправлялись вы к высоте той, равной которой нет в Тобольске. Да количество синих глав рядом с нею сосчитайте.
А пока ходите да ищите - перекусили бы, что же гостей голодом морить!”
Разгадка: идти надо к колокольне Собора (самая высокая), да сосчитать количество синих глав собора - а их 4.
Понятно из куска архива, что Кучуевы - потомки того самого Кучума, что ханом сибирским был. Отсюда - пока еще косвенно - можно делать выводы, что вся эта история связана с сибирским кучумовским наследством - золотом.
Гид может направить разговор в это русло, рассказать про историю Ермак vs Кучум и легенды про золото.
Из куска летописи же понятно, что между церквями нужно искать следующую подсказку. Изображение креста - наводка: под крестом (или рядом с крестом), что рядом с собором установлен, лежит следующая подсказка.
По ходу поиска гид может рассказать и про эти церкви.
Можно как раз сейчас устроить время перекуса или кофе-брейка. Выбрать кафе или буфет на территории. Сотрудник - наш человек.
Разгадка: идти надо к колокольне Собора (самая высокая), да сосчитать количество синих глав собора - а их 4.
Понятно из куска архива, что Кучуевы - потомки того самого Кучума, что ханом сибирским был. Отсюда - пока еще косвенно - можно делать выводы, что вся эта история связана с сибирским кучумовским наследством - золотом.
Гид может направить разговор в это русло, рассказать про историю Ермак vs Кучум и легенды про золото.
Из куска летописи же понятно, что между церквями нужно искать следующую подсказку. Изображение креста - наводка: под крестом (или рядом с крестом), что рядом с собором установлен, лежит следующая подсказка.
По ходу поиска гид может рассказать и про эти церкви.
Можно как раз сейчас устроить время перекуса или кофе-брейка. Выбрать кафе или буфет на территории. Сотрудник - наш человек.
4 загадка.
Визит в трапезную. Начинаем обсуждать предварительные сведения, версии происшествия, уточнять детали (гид - модератор дискуссии). невзначай в беседу включается официант:
“Был тут такой Матвей. Я тогда тут работать начал, потому и запомнил: моряк, шкипер вроде или боцман, как бишь его… В тот день выпить изволили сильно, так на всю площадь кричали, какой он богатей, мол, еще немного - и совсем ханом станет. А как утихомирился, так и восвояси отправился - и больше я его не видел”.
5 загадка.
Под крестом - записка:
Цифры тебе суть подскажут.
О первой ты по карте догадаешься.
Вторая же большая - что кириллица.
l Синие главы да номер Сергиевской церкви.
l 12-18-29-13-30-24-16
Разгадка: синих глав 4. Номер Сергиевской церкви на карте - 9. Вместе - 49, что на карте означает Гостиный Двор.
Второй числовой код - простая подстановка вместо букв их порядкового номера. Для упрощения применяем современный алфавит. Расшифровка - крыльцо.
Итого, следующую подсказку ищем на крыльце гостиного двора.
По пути гид может рассказать о его истории.
6 загадка.
На крыльце Гостиного двора находим подсказку с картинкой (изображение иконы над западными воротами) и надпись:
“Пройди под ним прямо, увидишь уроженца города, что создавал его.
Запомни его!”
Разгадка: ищем западные ворота, проходим под ними. Не сворачивая никуда, идем прямо к памятнику Ремезова.
Гид рассказывает о Ремезове, что помнит.
7 загадка.
Следующая подсказка - у памятника Ремезова.
“Надобно пройти тебе на север на нагорную часть у кромки Троицкого мыса.
Отмерь столько саженей, какой цифрой второй дьячий двор обозначен.
Да на кромке мыса найдешь ты охранника сурового, которого не убоись: товарищ он мой давний.
Скажи ему то слово, как первая церковь местная называлась (по месту поймешь).
Ответит он тебе, назвав реку, от которой название города произошло.”
Разгадка: Искомый двор обозначен на карте цифрой 54. Получится ок 116 метров от памятника к Тюремному замку. Тут уже нужна фантазия и помощь гида. Во времена Беринга этого здания еще не было, но ориентир - кромка Троицкого мыса. Наш помощник - охранник или сотрудник музея/замка.
Пароль - Троицкая церковь.
Отзыв - Тобол.
Гид может еще упомянуть о самом начале истории города.
8 загадка.
По паролю-отзыву охранник дает участникам ключ к шифру, который они получили в первом письме, мини-кроссворд и символ креста.
l вспомни, что еще тебе разгадать нужно.
Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В
- Вспомни нужные слова
Разгадка шифра: ‘это обычный шифр Цезаря со сдвигом на 3 буквы.
То есть, шифр
ЛЖЛНЩЗУНЕЛХСМЪХСЗПЦТСФЕЬЗРГЦКУЛКРГНЛЖСНСТГМФВЖСЛФХЛРЮозначает:
Иди к церкви той, что ему посвящена. Узри знак и докопайся до истины.
Разгадка кроссворда: спас.
Итого, идти к спасской церкви.
Тут уже в помощь не только карта, но и прохожие: порасспрашивать местных, где искать церковь. Гид со своей стороны расскажет о церкви и этом месте.
На месте - судя по предыдущему тексту ("докопайся до истины") - нужно копать под знаком (окошко с крестом).
Будет спрятана рядом шкатулка.
В шкатулке окровавленная записка (можно и нож или колющий предмет положить) и медяки.
Текст записки: У Кучума было 11 сыновей и 7 дочерей, а ты, Кучуев, непрямой потомок, возомнил себя самым хитрым? Пусть же золото хана сибирского достанется законным наследникам! А медяшки эти нам не надобны.
И гид тут может вспомнить: да, в том году было убийство, но не опознали человека - никто его не знал.
Обсуждая и подводя итоги: сокровища сибирского хана искали много десятилетий, но никак не могли найти. У хана было множество потомков. Большинство из них приняли православие и расселились по России. Основная ветка - Кучумовичи; побочная - Кучуевы (наш герой-шкипер). Дед шкипера, который всю жизнь прожил в Тобольске, служа в церкви Сергиевой, многое знал и об истории города, и об истории ханского золота. Матвей (шкипер) был, судя по всему, любимым внуком, раз решил с ним тайной поделиться. Зашифровал все тщательно, чтобы никто не отгадал, кроме того, кому шифровка предназначена.
И в своей предыдущий визит в Тобольск во время Первой экспедиции Матвей ушел в самоволку, чтобы заняться поисками золота (собирая послания покойного деда - или же общаясь с тогда еще живым делом, убеждая его поделиться с ним секретами золота, это до конца нам не ясно).
Но в последний момент во время поисков проболтался (выпив), и, видимо, другие потомки его выследили, убили, а золото забрали себе.
В качестве приза за старания участников в шкатулке могут лежать “памятные монеты” (медяки, которые не взяли) - копии монет петровских времен, как вариант.
Квест “По следам экспедиции Беринга: тайна исчезновения шкипера в Тобольске. Дело происходит во время остановки команды Беринга в Тобольске: Вторая Камчатская Экспедиция, 1734 год. По ходу квеста ориентируемся по карте Ремезова и по компасу. Иногда можно прибегать к современным технологиям, если следствие заходит в тупик:). Поскольку сюжет — первая половина 18 века, основные объекты по пути выбирались те, что возведены до этого времени. Сюжет (вводная): - Я был уверен, что лодка погибла на порогах Иртыша, - нахмурился Шпанберг, изучая полусгнившие доски на влажной земле. - Они пропали в первые же дни. Весь экипаж. - Кто возглавлял его? - Поинтересовался Беринг, касаясь останков судна носком сапога. - Шкипер Кучуев. Мы вышли из Тобольска все одновременно вниз по Иртышу. - И каким образом лодка могла оказаться в лесу в отдалении от берега?.. Ни капитан Шпанберг, ни сам Беринг не имели ни единой догадки. Тогда, в первую Камчатскую экспедицию, команда прошла долгий и сложный путь по рекам до моря - но лодка Кучуева пропала в самом начале пути. Прошло уже восемь лет; на реке пропавшую лодку не нашли бы никогда. Да и на поросшем лесом берегу ее нашли по чистой случайности… - О… а это еще что такое? Носок сапога провалился в мягкую землю - и уперся в твердый предмет; склонившись, Беринг вытащил из почвы под гнилыми досками коробочку, оказавшуюся на поверку портсигаром. С трудом открыл - и… - Карта? - Карта, - подтвердил Шпанберг. - Судя по всему, натертая воском. Разобрать можно? - Мы уж постараемся… Что же обнаружат Беринг и его команда на загадочной карте? Какие секреты скрываются за странным исчезновением шкипера Кучуева? И как эта история связана с Тобольском? Присоединяйтесь к поисковой экспедиции - и расследуйте тайны XVIII века! Цель - понять, что случилось со шкипером Кучуевым. Таким образом, квест становится историческим детективом. По пути участникам квеста, опираясь на первую подсказку (карта в портсигаре) необходимо пройти по маршруту квеста, на каждом из этапов находя новую подсказку и получая историческую справку о Тобольске (в связи с экспедицией Беринга и не только). По сюжету квеста дело происходит в XVIII веке и расследуют его члены экспедиции. Однако при желании всегда можно адаптировать сюжет под наше время (XXI век), соответствующим образом изменив роли, атрибуты, реквизит и даже маршрут (включив более современные точки). Маршрут, предусмотренный ниже, включает в себя геокэшинг (поиск заранее спрятанных подсказок) и элементы анимации. Возможно адаптировать под вариант без геокэшинга и с минимальной анимацией. Роли, атрибуты, реквизит. 1 Гид-ведущий - знаток города, например, бургомистр, который помогает Берингу в поисках следов пропавшего шкипера. Атрибуты: что-то из элементов туалета XVIII века, например, обшлаги или жабо. Стиль речи: провинциал. Любит сплетничать и рассказывать истории в стиле: “А вот тут как раз господин N давеча… Ой, а знаете ту историю с X?..” и т.д. Историческая информация подается в формате такого диалога. Плюс в том, что гид сам может выбрать, про какие достопримечательности и исторические события вот так рассказать. 2 Беринг, капитан-командор. Капитан команды квестующих. 3 Чириков, помощник Беринга. 4 Шпанберг, помощник Беринга. 5 Остальные: любые роли можно придумать, например, члены экипажа или городские жители, помогающие в расследовании. Можно распределить обязанности: кто отвечает за навигацию (карты, компас), за расшифровку, за письма, за геокэшинг, за разговоры с местными и т.д. 6. Второстепенные роли: местные сотрудники. Атрибуты можно варьировать, зависит от наличия того или иного реквизита. Для подсказок: 1. Состаренная бумага 2. Имитация рукописного шрифта (как вариант, Eskal) или настоящий рукописный. 3. Конвертики тоже в старинном стиле и маленькие коробочки, куда можно положить подсказки. Гид может подавать их на нужных точках, также заранее спрятать на объектах (будет геокэшинг), также выдать помощникам (аниматорам) на объектах. 4. КомпАс моряцкий:) 5. Карта состаренная (Карта из «Чертежной книги Сибири» Ремезова 1701 год.) 6. Портсигар (или коробочка, его имитирующая) 7. Улики, окровавленная бумага 1 загадка. На оборотной части карты, что обнаружил Беринг, была полуразмытая надпись: “Следуй от моста к Базарному ввозу да к тем, что пламенем дышат, глядя сверху на Курдюмку. Ищи справа”. Разгадка: Базарный ввоз (он же Софийский, от же Прямской) ведет вверх к Кремлю как раз от моста Базарного, что через речку Курдюмку проходит. Если внимательно присмотреться, на карте мы их найдем под номерами 73 и 74. Соответственно, нам надо подняться к Кремлю и найти “тех, что пламенем дышат” - в сторону реки смотрят пушки, что стоят у дворца наместника. Следующая подсказка лежит в пушке с правой стороны (или рядом с ней в коробочке). P.S. У шкипера Кучуева с самого начала разгадка не заладилась: он решит, что пламенем дышать должны печи, а “справа” означает с правой стороны от ввоза, т.е. на территории Кремля. Гид на одном из этапов пути как бы невзначай рассказывает, как какой-то человек все ходил здесь да расспрашивал людей, какие в кремлевских сооружениях печи, да просился, чтобы его под разными предлогами впустили. Тут могут сообразить участники и расспросить, когда это было (в Первую Экспедицию) и как этот человек выглядел. 2 загадка. Находится в пушке. Отыскав коробочку, находят письмо: “Разлюбезный Матвей! Коли отыскал ты грамотку мою, отыщешь и то место, где ясак хранился. В хранилищах-то, поди, вовсе не то, что искать надобно; чай, немало воды с тех пор утекло. Но запомни ты, кто искомое место строил и название, от них произошедшее; а также название ближайшей башни. Запомнить надобно тебе и карту, что получил ранее. Не приведи господь, обронишь али дашь другим подглядеть. А лучше, внучек, схорони-ка ты ее в месте надежном, а себе список сделай, да такой, чтобы, помимо тебя, никто не уразумел. Коли разум твой светел, пройдешь ты путь тот, что для других заказан, и найдешь то, что пригодится тебе в молодой жизни твоей. Мне-то, дряхлому попу, оно без надобности, так думаю я, что в хорошие руки все наши тайны передаю. Найди у архиерейской кухни дьячка нашего да скажи ему вместо приветствия название той церкви, где я служил (той, где тела Сибирских архиереев ранее покоились). В ответ ты должен услышать, какой храм был заложен как древнейший в Сибири. Вот тебе еще подсказка: ЛЖЛНЩЗУНЕЛХСМЪХСЗПЦТСФЕЬЗРГЦКУЛКРГНЛЖСНСТГМФВЖСЛФХЛРЮ Отгадать ее ты сможешь в должное время. Разгадка: место, где ясак хранился - Рентерея. Участники могут спросить подсказку у гида-горожанина: что такое ясак? Гид может намекнуть: то, что с крестьян оброком собирали, а с местных (аборигенов) - ясак (несложно догадаться, что это пушнина). Вот все это, что собирали, как называется? Налог или рента. Соответственно, и здание носит такое название. Последовательность и подробность подсказок определяет сам гид, играя свою роль. Слова, которые надо запомнить участникам: Шведская палата (шведы строили Рентерею) и Павлинская башня (ближайшая к воротам и ввозу). Гид тут тоже может сыграть свою роль, рассказывая, как пленные шведы строили Рентерею. Далее, возле архиерейской кухни кто-то должен подыграть гиду (второй гид или сотрудник Кремля; если подыграть некому - гид берет на себя обе роли). Пароль: церковь Сергия Радонежского (или Сергиевский храм). Отзыв: Софийско-Успенский собор. P.S. Из письма участники могут догадаться, что автор его работал священником в церкви Кремля, а пишет, скорее всего, родственнику. Возможно, догадаются спросить гида, кто из священников в последние годы работал в оном храме. Гид может вспомнить и назвать некоего Аристарха Кучуева (по легенде - дед шкипера Матвея Кучуева), ныне покойного. 3 загадка. Найдя все объекты из предыдущего задания и отыскав “связного” по нужному паролю и отзыву, участники квеста получают от “дьячка” документы - точнее, поврежденные остатки архивных записей церковных книг и летописи Сибирской: l “С 1600 года от Рождества Христова ведут свой род Кучумовичи, что православие приняли.Те, что Алтанаевичи, дали начало роду князей Сибирских, а Ишимовичи - роду Кучуевых, кои в Сибири остались русского царя подданными”. l “Филофей Лещинский, охотник до театральных представлений, славныя и богатыя комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыко, в соборные колокола на-собор благовест производил; а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда народ сбирался" Слово “между” подчеркнуто. К записям архива и летописи прилагается изображение креста. Дьячок также передает устно: “Аристарх Федотович, вечная ему память, передать велел, чтобы отправлялись вы к высоте той, равной которой нет в Тобольске. Да количество синих глав рядом с нею сосчитайте. А пока ходите да ищите - перекусили бы, что же гостей голодом морить!” Разгадка: идти надо к колокольне Собора (самая высокая), да сосчитать количество синих глав собора - а их 4. Понятно из куска архива, что Кучуевы - потомки того самого Кучума, что ханом сибирским был. Отсюда - пока еще косвенно - можно делать выводы, что вся эта история связана с сибирским кучумовским наследством - золотом. Гид может направить разговор в это русло, рассказать про историю Ермак vs Кучум и легенды про золото. Из куска летописи же понятно, что между церквями нужно искать следующую подсказку. Изображение креста - наводка: под крестом (или рядом с крестом), что рядом с собором установлен, лежит следующая подсказка. По ходу поиска гид может рассказать и про эти церкви. Можно как раз сейчас устроить время перекуса или кофе-брейка. Выбрать кафе или буфет на территории. Сотрудник - наш человек. 4 загадка. Визит в трапезную. Начинаем обсуждать предварительные сведения, версии происшествия, уточнять детали (гид - модератор дискуссии). невзначай в беседу включается официант: “Был тут такой Матвей. Я тогда тут работать начал, потому и запомнил: моряк, шкипер вроде или боцман, как бишь его… В тот день выпить изволили сильно, так на всю площадь кричали, какой он богатей, мол, еще немного - и совсем ханом станет. А как утихомирился, так и восвояси отправился - и больше я его не видел”. 5 загадка. Под крестом - записка: Цифры тебе суть подскажут. О первой ты по карте догадаешься. Вторая же большая - что кириллица. l Синие главы да номер Сергиевской церкви. l 12-18-29-13-30-24-16 Разгадка: синих глав 4. Номер Сергиевской церкви на карте - 9. Вместе - 49, что на карте означает Гостиный Двор. Второй числовой код - простая подстановка вместо букв их порядкового номера. Для упрощения применяем современный алфавит. Расшифровка - крыльцо. Итого, следующую подсказку ищем на крыльце гостиного двора. По пути гид может рассказать о его истории. 6 загадка. На крыльце Гостиного двора находим подсказку с картинкой: и надпись: “Пройди под ним прямо, увидишь уроженца города, что создавал его. Запомни его!” Разгадка: ищем западные ворота, проходим под ними. Не сворачивая никуда, идем прямо к памятнику Ремезова. Гид рассказывает о Ремезове, что помнит. 7 загадка. Следующая подсказка - у памятника Ремезова. “Надобно пройти тебе на север на нагорную часть у кромки Троицкого мыса. Отмерь столько саженей, какой цифрой второй дьячий двор обозначен. Да на кромке мыса найдешь ты охранника сурового, которого не убоись: товарищ он мой давний. Скажи ему то слово, как первая церковь местная называлась (по месту поймешь). Ответит он тебе, назвав реку, от которой название города произошло.” Разгадка: Искомый двор обозначен на карте цифрой 54. Получится ок 116 метров от памятника к Тюремному замку. Тут уже нужна фантазия и помощь гида. Во времена Беринга этого здания еще не было, но ориентир - кромка Троицкого мыса. Наш помощник - охранник или сотрудник музея/замка. Пароль - Троицкая церковь. Отзыв - Тобол. Гид может еще упомянуть о самом начале истории города. 8 загадка. По паролю-отзыву охранник дает участникам ключ к шифру, который они получили в первом письме, мини-кроссворд и символ: l вспомни, что еще тебе разгадать нужно. Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В - Вспомни нужные слова l Разгадка шифра: ‘это обычный шифр Цезаря со сдвигом на 3 буквы. То есть, шифр ЛЖЛНЩЗУНЕЛХСМЪХСЗПЦТСФЕЬЗРГЦКУЛКРГНЛЖСНСТГМФВЖСЛФХЛРЮозначает: Иди к церкви той, что ему посвящена. Узри знак и докопайся до истины. Разгадка кроссворда: спас. Итого, идти к спасской церкви. Тут уже в помощь не только карта, но и прохожие: порасспрашивать местных, где искать церковь. Гид со своей стороны расскажет о церкви и этом месте. На месте - судя по тексту - нужно копать под знаком (окошко с крестом). Будет спрятана рядом шкатулка. В шкатулке окровавленная записка (можно и нож или колющий предмет положить) и медяки. Текст записки: У Кучума было 11 сыновей и 7 дочерей, а ты, Кучуев, непрямой потомок, возомнил себя самым хитрым? Пусть же золото хана сибирского достанется законным наследникам! А медяшки эти нам не надобны. И гид тут может вспомнить: да, в том году было убийство, но не опознали человека - никто его не знал. Обсуждая и подводя итоги: сокровища сибирского хана искали много десятилетий, но никак не могли найти. У хана было множество потомков. Большинство из них приняли православие и расселились по России. Основная ветка - Кучумовичи; побочная - Кучуевы (наш герой-шкипер). Дед шкипера, который всю жизнь прожил в Тобольске, служа в церкви Сергиевой, многое знал и об истории города, и об истории ханского золота. Матвей (шкипер) был, судя по всему, любимым внуком, раз решил с ним тайной поделиться. Зашифровал все тщательно, чтобы никто не отгадал, кроме того, кому шифровка предназначена. И в своей предыдущий визит в Тобольск во время Первой экспедиции Матвей ушел в самоволку, чтобы заняться поисками золота (собирая послания покойного деда - или же общаясь с тогда еще живым делом, убеждая его поделиться с ним секретами золота, это до конца нам не ясно). Но в последний момент во время поисков проболтался (выпив), и, видимо, другие потомки его выследили, убили, а золото забрали себе. В качестве приза за старания участников в шкатулке могут лежать “памятные монеты” (медяки, которые не взяли) - копии монет петровских времен, как вариант.
Роли, атрибуты, реквизит. 1 Гид-ведущий - знаток города, например, бургомистр, который помогает Берингу в поисках следов пропавшего шкипера. Атрибуты: что-то из элементов туалета XVIII века, например, обшлаги или жабо. Стиль речи: провинциал. Любит сплетничать и рассказывать истории в стиле: “А вот тут как раз господин N давеча… Ой, а знаете ту историю с X?..” и т.д. Историческая информация подается в формате такого диалога. Плюс в том, что гид сам может выбрать, про какие достопримечательности и исторические события вот так рассказать. 2 Беринг, капитан-командор. Капитан команды квестующих. 3 Чириков, помощник Беринга. 4 Шпанберг, помощник Беринга. 5 Остальные: любые роли можно придумать, например, члены экипажа или городские жители, помогающие в расследовании. Можно распределить обязанности: кто отвечает за навигацию (карты, компас), за расшифровку, за письма, за геокэшинг, за разговоры с местными и т.д. 6. Второстепенные роли: местные сотрудники. Атрибуты можно варьировать, зависит от наличия того или иного реквизита. Для подсказок: 1. Состаренная бумага 2. Имитация рукописного шрифта (как вариант, Eskal) или настоящий рукописный. 3. Конвертики тоже в старинном стиле и маленькие коробочки, куда можно положить подсказки. Гид может подавать их на нужных точках, также заранее спрятать на объектах (будет геокэшинг), также выдать помощникам (аниматорам) на объектах. 4. КомпАс моряцкий:) 5. Карта состаренная (Карта из «Чертежной книги Сибири» Ремезова 1701 год.) 6. Портсигар (или коробочка, его имитирующая) 7. Улики, окровавленная бумага