Что дают лайки? |
Межрегиональный экологический маршрут «Тропа Южного берега»
Архитектурно-ландшафтный комплекс «Ораниенбаум» – уникальный дворцово-парковый ансамбль XVIII – начала XX веков
Парк сохранился в годы Великой Отечественной войны в своей исторической достоверности. Он расположен в 40 км от Петербурга и, находясь за Стрельной и Петергофом, завершает череду репрезентативных морских резиденций Петергофской дороги.
Ансамбль Ораниенбаумского Большого (Меншиковского) дворца – выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века, был заложен князем А.Д. Меншиковым в 1711 году по проекту архитектора Ф. Фонтана. Строительство центрального корпуса дворца было завершено в 1716 году под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна. Тогда же были выстроены изогнутые, примыкающие к центральному корпусу с восточной и западной стороны, крылья дворца.
В 1717 году перед дворцом разбили Нижний сад, а в 1719 году возвели башенные павильоны – восточный и западный (церковный). В 1719 – 1720 годах к западному павильону был пристроен западный (кухонный) флигель. К 1720 году была завершена отделка парадных интерьеров.
Дворец Петра III – памятник русской истории и архитектуры XVIII века, находившийся на территории потешной крепости «Петерштадт», возведенной по желанию Великого князя Петра Федоровича в 1759-1762 годах. Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась изысканная дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям. Эту сложную архитектурную задачу в 1758-1762 годах успешно разрешил замечательный итальянский архитектор А. Ринальди. В музее представлены подлинный мундир полковника голштинского пехотного полка принадлежавший Петру Федоровичу, его личные вещи: шпага, треуголка и шарф.
Большая Ижора – поселок Большая Ижора возник ещё в XVII веке из небольшого поселения племени Ижора, которое расселилось на прибрежной возвышенности Финского залива по обоим берегам Черной Речки.
Места отдыха перелетных птиц, места проживания белой цапли.
Форт Красная Горка. Форт Красная Горка - Строительство форта «Красная Горка» началось в 1909 году (частично по проекту крепости Порт-Артур в Китае), и закончилось в 1915 году. Назван форт в честь деревни, расположенной рядом. Цель создания форта - морское укрепление для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря. Строительство форта велось очень активно и с большим размахом. Николай II, посетив форт, сказал однажды: «Здесь все сделано из золота». К форту была подведена железнодорожная ветка от поселка Лебяжье.
В Первой мировой войне форт участия не принимал, хотя был укомплектован штатом в 4500 военнослужащих. В 1918 году из-за близости неприятеля форт был заминирован, и, хотя сам взрыв был отменен, несколько зарядов сдетонировали из-за грозы, несколько человек погибло, и часть оружия была повреждена.
В 1919 году в форте «Красная Горка» вспыхнуло антибольшевистское восстание. Но так как Белая армия не смогла поддержать восставших, а большевики действовали решительно, выпустив по форту более 2000 снарядов, восстание было быстро ликвидировано. Восставшие военные перешли на сторону Белой армии и оставили форт.
В 1921 году большевики с форта «Красная Горка» бомбили мятежный остров Кронштадт, на котором вспыхнуло восстание.
В 1939 году форт открыл огонь уже вместе с Кронштадтом по территории Финляндии.
Во время Второй мировой войны форт «Красная Горка» стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Орудия форта «Красная Горка» помогли сохранить от немецкого захвата территорию от Петергофа до реки Воронки. Красногорские артиллеристы отражали атаки врага как на сухопутном фронте, так и обеспечивали некоторую свободу маневров Балтийскому флоту. В 1944 году форт поддержал огнем начавшееся наступление для полного снятия блокады Ленинграда.
Батарея Серая Лошадь - Форт «Серая Лошадь» – противодесантная береговая батарея, построенная в 1911 г. на мысе Серая Лошадь, неподалеку от деревни Черная Лахта. На протяжении всей своей боевой истории, форт несколько раз менял название. Так в 1919 г., его переименовывают в форт «Передовой». С 1926 г. он носит имя «Бухарин», а с 1936 по 1953 гг. – форт называется «Красногвардейский».
В состав форта входили две долговременные батареи с левого и правого флангов. Слева (в некоторых источниках встречается упоминание «западная батарея») располагалась четырехорудийная 120-мм батарея орудий Виккерса, а справа (она же «восточная») – трёхорудийная батарея 152-мм орудий канэ.
Основной задачей батарей являлась защита сухопутных подступов к форту «Красная горка» со стороны Копорского залива.
Шепелёвский маяк – символ Тропы Южного Берега.
Шепелёвский маяк — маяк, расположенный на южном берегу Финского залива на Шепелёвском мысу небольшого полуострова Каравалдай, что в полутора километрах к северо-западу от деревни Шепелёво. Изготовлен во Франции в 1910 г. и представляет собою круглую чугунную башню высотой 38 м, выкрашенную горизонтальными красными и белыми полосами. На вершине башни находится чёрного цвета галерея и фонарь. Фокальная плоскость маяка — на высоте 37 м. Даёт 2 долгих вспышки через каждые 16 секунд, цвет которых (красный или белый) зависит от направления движения к маяку.
Имя этому живописному городу дала сама природа. Расположенный среди сосен и дюн на берегу Финского залива в 80 километрах от Северной столицы, Сосновый Бор – один из красивейших городов Ленинградской области.
Маршрут между городами Ораниенбаум (Ломоносов) и Сосновый бор, почти целиком проходящий по южному берегу Финского залива.
Маршрут начинается от станции Ораниенбаум, проходит мимо Большого дворца и парка Ораниенбаум (туристы, идущие по маршруту, могут посетить и его) и далее уходит к границам Особо охраняемой природной территории Южный берег Невской губы (кластер «Кронштадтская колония), проходит по старинной дороге вдоль берега залива через участки четырех усадеб Петергофской дороги и выходит к шоссе, где на подъеме берегового уступа стоит усадьба XVIII в. «Санс-Эннуи».
Далее маршрут идет по берегу Финского залива к поселку Лебяжье, «Лоцманской деревне», и после мемориала «Ил-2» вдоль по старинной мощеной булыжником дороге и берегу залива к Форту Красная Горка. В настоящий момент на территории форта создается музей. Представлены орудия, доступны к осмотру казематы и артиллерийские позиции времен Первой Мировой войны. Маршрут проходит вдоль арсенала и ведет к деревне Черная Лахта, где также можно увидеть старинные дома – памятники деревянного зодчества. Далее — через линию старой железной дороги к батарее Серая Лошадь в бухте «Графская Лахта».
На батарее доступен осмотр двух дальномерных павильонов и двух орудийных батарей. Далее маршрут идет по тропе вдоль берега залива по двум бухтам и выходит к деревне Шепелево, а через нее — к мемориалу воинов-балтийцев. Необходимость выхода маршрута к деревне Шепелево объясняется мостом через речку Черная, которая иначе препятствует проходу к маяку.
После деревни Шепелево — два километра по дороге к мысу Шепелевский и Шепелевскому маяку. Маяк построен в начале ХХ века, а сейчас дополнен современной башней для навигации двигающихся по фарватеру кораблей. Далее по берегу многочисленных бухт можно выйти к городу Сосновый бор и железнодорожной станции Калище.
Первый этап маршрута, проходит до Соснового бора, длиной в 61км. Планируется продление до города Ивангород, с полной протяженностью маршрута в будущем - 250км.
Маршрут на первом этапе может быть интересен как опытным туристам, так и новичкам. Он проходит тропой вдоль берега залива, часто – по пляжу и не представляет трудности. Песчаные пляжи сменяются каменными.
Какие достопримечательности вам встретятся на маршруте:
Маршрут проходит через территорию трех заказников: ООПТ Южное побережье Невской губы, Лебяжий и Котельский.
Палатка, гостевые дома и гостиницы по ходу маршрута.
5 выходов за 2019 год.
Маршрут не отличается особенными условиями и с собой дополнительно стоит взять только защиту от ветра – ветровку, бафф. Если погода будет удачной вас ждут фантастические закаты. Не забудьте фотоаппарат.
Места для отдыха и ночевок на маршруте присутствуют в избытке. В районе форта Красная Горка и бухты Батарейная, что как раз составляет треть маршрута. Формально разводить костры нельзя у форта Красная Горка (заказник) вне оборудованных мест, однако таких мест в заказнике просто нет. Археологический клуб выступил с инициативой подготовки и оборудования, маркировки таких мест.
На протяжении маршрута есть (судя по букингу) гостевые дома, присутствует и турбаза Кандикюля, однако наиболее интересным место в конце маршрута предстает база отдыха Командор ни Липовском пляже. Там есть беседки, где можно расположиться для отдыха и кафе. Простые беседки есть в начале маршрута – на Лебяжьем пляже и в бухте Графская Лахта у батареи Серая Лошадь.
На данный момент маршрут маркирован частично. Не забудьте с собой карту и загрузите трек маршрута в телефон!
Маршрут на первом этапе может быть интересен как опытным туристам, так и новичкам. Он проходит тропой вдоль берега залива, часто – по пляжу и не представляет трудности. Песчаные пляжи сменяются каменными.
Маршрут проходим во все время, когда не образуется плотный снежный покров, т.е. приблизительно с апреля по ноябрь.
Важное ограничение. Часть тропы находится в пограничной зоне (30-километровой) поэтому для прохождения маршрута необходимо предъявлять паспорт гражданина РФ. А для иностранных граждан – заказывать пропуск. Также для организованной группы желательно отправить заявку на посещение этих мест через сайт госуслуг, чтобы соблюсти все формальности.
Маршрут проходит по трем Особо охраняемым природным территориям, поэтому просим соблюдать их правила – останавливаться и разводить огонь только в оборудованных местах. Не мусорить, в апреле в период гнездования птиц – не шуметь.
Маршрут идет вдоль берега залива и проходит в основном по песку и каменным пляжам, лишь изредка переходя в тропинки и лесные дороги. Заход в населенные пункты Лебяжье, Большая Ижора, Шепелево необходим, т.к. там находятся мосты через реки, впадающие в Финский залив.
Только они и являются физическими препятствиями. Также требуется обход военной части в Большой Ижоре, выходящей к заливу и метеостанции за бухтой Батарейная.
Из опасных животных по выходным дням в районе бухты Батарейная можно встретить деклассированную молодежь занятую поглощением горелого мяса и алкогольных напитков. Так что рекомендуем не делать там стоянок и ночевок, а остановиться за бухтой на берегу (где также есть стоянки, но места безлюдные). Также не стоянках в жаркие годы встречаются осы.