ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2019 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут «Форты и крепости Кёнигсберга»

«Форты и крепости Кёнигсберга»

Что дают лайки?
Номинация: Культурно-познавательный маршрут (маршрут, включающий знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических объектов)
«Форты и крепости Кёнигсберга»
Полное название:

«Форты и крепости Кёнигсберга»

Северо-Западный ФО, Калининградская область, г. Калининград
  • Культурно-познавательный маршрут (маршрут, включающий знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических объектов)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Экскурсионное бюро "ЮНОНА"

Место сбора экскурсионной группы.

Остановка - Бранденбургские ворота

Фотопауза, осмотр архитектурных деталей. Настоящее, прошлое и будущее ворот. Рассказ о Втором вальном укреплении Кёнигсберга и показ остатков Первого вального укрепления.

Остановка - Фридландские ворота

Фотопауза, осмотр архитектурных деталей. Самые "молодые" и укрепленные ворота Кёнигсберга.

Остановка - Казарма "Кронпринц"

Историческая справка и будущее казармы.

Остановка - Форт № 3 — Король Фридрих-Вильгельм I

Историческая справка о форте.

Остановка - Форт № 5 — Король Фридрих Вильгельм III

Историческая справка о форте. Анализ Первого вального кольца. Штурм Кёнигсберга. Штурм форта. Осмотр форта, стендов, рва.

-
На автомобиле
Описание

Более семи столетий город Кёнигсберг являлся мощнейшим городом-крепостью. Королевский замок гордо возвышался над горой Твангсте и рекой Преголя, внушая уважение и страх непокорным пруссам. Каждый из трех городов, возникших в его окрестностях, - Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт, обладали не менее мощными стенами, суровыми башнями. И только городские ворота соединяли города с их предместьями и друг с другом. Эти средневековые стены и укрепления давно ушли в небытие, но по сей день они будоражат воображение тех, кто готов прикоснуться к отблеску ушедших эпох.

Экскурсия «Форты и крепости Кёнигсберга» позволит страницу за страницей "перелистать" этапы создания и модернизации фортификационных сооружений Кенигсберга. По улице, названной в честь Петра Багратиона, впервые сражавшегося против войск Наполеона на землях Пруссии, мы проследуем к Бранденбургским воротам, над проезжими арками которых гордо красуются медальоны с барельефами фельдмаршала Бойена, военного министра, участника проведения реформ в прусской армии и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления. Словно живой мост, Бранденбургские ворота соединяют в себе два этапа создания фортификационных сооружений Кенигсберга - Первого (17-й век) и Второго (19-й век) Вального укреплений. Их устремленные вверх арки, украшенные крестоцветами, придают удивительную легкость массивной и приземистой конструкции. От Бранденбургских ворот по проспекту Калинина, а на самом деле, вдоль величественного Хабербергского фронта с равелинами Хаберберг и Фридланд, мы устремимся к Фридландским воротам - последним, построенным в рамках Второго Вального укрепления, самым обороноспособным, самым мощным. Именно они, плавно перетекая в бастион "Прегель", завершали южное полукольцо вального укрепления. Двойной тет-де-понт - крепость, расположенная на обеих сторонах реки, так классифицируется Кенигсберг по французской классификации крепостей. Переместившись на северный берег Преголи мы увидем изящные Королевские ворота с постройки которых в 1843 году и началась реконструкция Первого Вального укрепления во Второе. С высоты их главного фасада гордо смотрят на бывшую улицу Кенигштрассе основатель замка Кенигсберг король Чехии и Богемии - Оттокар II Пшемысл, первый король Пруссии Фридрих I и последний гроссмейстер Тевтонского Ордена, первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский. Здесь мы прикоснемся к наиболее укрепленной части вальных укреплений - улице - Литовский вал. Здесь возвышаются самые масштабные элементы фортификации Кенигсберга - оборонительная казарма Кронпринц и бастион Грольман с мощным, подковообразным редюитом. Мы сможем пройти во внутренний двор казармы через прекрасно сохранившиеся ворота, мимо мощной башни, прикрывавшей их, которая еще сто лет назад таила в себе серьезную и непредсказуемую угрозу любому нежданному гостю. Мощный бастион Обертайх и очаровательные Росгартенские ворота венчают Литовский вал, и их расположение на площади, названной в честь маршала Василевского, символично переносится нас уже совсем в другую эпоху - эпоху Великой Отечественной войны.

От расположенного здесь памятника Александру Невскому, по улице, названной в честь этого великого полководца, мы проследуем к форту №3 (Король Фридрих Вильгельм I) - одному из самых больших и, безусловно, самому загадочному форту Кёнигсберга.

Подземелья этого форта в буквальном смысле хранили сокровища - как немецкие, так и вывезенные в годы войны с территории Советского союза, здесь искали даже Янтарную комнату, но это уже тема совсем другой экскурсии.

А мы с вами направимся к форту № 5. Форт № 5 (Король Фридрих Вильгельм III) - стал не только местом, но и символом массового героизма советских войск. Он, находясь на направлении главного удара 43-й армии, представлял собой неприступную крепость с толщиной стен до 5 метров. Авиация и артиллерия были практически бессильны против этого монстра из земли, кирпича и железобетона, окруженного глубоким водным рвом и минными полями. И только сила духа Русского Солдата позволила в кратчайшие сроки овладеть этим важным опорным пунктом. Пятнадцать солдат и офицеров Красной армии за штурм форта №5 были удостоены звания Героя Советского Союза.

Наш обратный путь будет пролегать по проспекту с символичным названием "Гвардейский". Именно здесь располагается самый главный мемориал нашего города - "Памятник 1200-м гвардейцам". Далеко позади осталась улица 9-го апреля, названная в честь той даты, когда в бункере военного комменданта Кенигсберга Отто фон Ляша был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции кенигсбергского гарнизона. И завершающим аккордом в этой величественной симфонии Победы стало водружение Красного Знамени Победы над башней Дона - нашим "калининградским Рейхстагом". Едва ли это было свидетельством слабости фортификационных сооружений Кенигсберга, напротив, они и сейчас поражают всех своим величием и продуманностью каждой детали. Более справедливо сказать о том, что штурм Кенигсберга стал военной операцией, которой, по степени организации и проведения, не было равных во всей истории той страшной войны.

А крепостные рвы и валы, ворота и бастионы, башни и равелины по сей день стоят в центре Калининграда и поражают даже современного человека архитектурным размахом, величием инженерной мысли и богатством истории, которая застыла в этих каменных исполинах.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2011
Сертифицированность
Сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
23
Продолжительность (дней)
0
Продолжительность (ночей)
0
Продолжительность (часов)
5
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
5
Размер группы (макс)
49
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Автобусный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Ланч
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
950
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
0
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
0
Дополнительные расходы на питание (руб)
0
Дополнительные транспортные расходы (руб)
0
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
200
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

48

Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Да
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...