ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2019 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Вело-тур «Балтийская Коса+Балтийск»

Вело-тур «Балтийская Коса+Балтийск»

Что дают лайки?
Номинация: Активный маршрут (пешеходный, велосипедный, лыжный туризм, горный туризм, водный туризм (байдарки, сплавы на плотах и т.д.), спелеотуризм, парусный туризм, конный и т.д.)
Вело-тур «Балтийская Коса+Балтийск»
Полное название:

Вело-тур «Балтийская Коса+Балтийск»

Северо-Западный ФО, Калининградская область, Балтийский р-н, г. Балтийск
  • Активный маршрут (пешеходный, велосипедный, лыжный туризм, горный туризм, водный туризм (байдарки, сплавы на плотах и т.д.), спелеотуризм, парусный туризм, конный и т.д.)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Старт (финиш)

место бывшего Королевского замка

Остановка - Место посадки на велосипеды
Остановка - Причал парома "Балтийк"
Остановка - причал парома "Коса"
Остановка - гидрогавань
Остановка - взлетно-посадочная полоса
Остановка - Береговая артиллерийская батарея "Нойтиф"

Сооружение береговой артиллерийской батареи "Нойтиф" завершилось в 1944 году.

Батарея являлась элементом береговой обороны военно-морской базы Пиллау. Береговая артиллерийская батарея "Нойтиф" имела на вооружении четыре орудия калибром 150 мм с дальностью стрельбы 22 км и круговым сектором обстрела. Батарея оборудована бункерами для укрытия личного состава орудийных расчетов и бункерами для хранения боеприпасов.

Остановка - форт Западный

форт Западный (1869) год, находящийся на Балтийской косе и форт Восточный (1869) на территории города Балтийск. Форт Восточный был построен для укрепления обороны цитадели, сейчас от него практически ничего не осталось. Форт Западный, стоящий на Балтийской косе, сохранился лучше. От него остался ров и большая часть внешних стен. Западный форт стоит на недалеко от Балтийского моря и залива, таким образом, с него открывается хороший вид на вход в Калининградский залив, что позволяло защитникам Пиллау держать круговую оборону.

Остановка - "Старый Люнет"

Парково-музейный комплекс "Старый Люнет" приглашает туристов и экскурсоводов узнать и увидеть много нового про фортификационные сооружения Балтийской Косы (Frische Nehrung) с XVII по XX век".

Там туристы познакомятся с уникальными картами, чертежами, фотографиями и документами.

А наш небольшой кинозал поможет погрузится в атмосферу начала ХХ века, узнать что такое ЛЮНЕТ и как выглядел Западный Форт в 1870 году, увидеть и прочувствовать Штурм Pillau и косы Frische Nehrung в апреле 1945 года, заглянуть в историю авиабазы Нойтиф и гидроавиации.

Остановка - паром
-
Пешком
Описание

Старт нашего вело-тура начинается в историческом центре Калининграда, на месте бывшего Королевского замка. Группу встречает комфортабельный автобус, оборудованный микрофоном, wi-fi, dvd и кондиционером. По пути в Балтийск, аккредитованный гид рассказывает об исторических местах, которые проезжает группа, а также показывает документальные фильмы, посвященные истории Калининградской области. Время в пути - около часа.

По приезду в Балтийск, группа с гидом выдвигается на самую западную точку РФ - северный мол, к памятнику императрице Елизавете Петровне. В это время инструктор, сопровождающий группу, настраивает велосипеды и радио-гид. Далее, уже на велосипедах группа едет к причалу паромной переправы, слушая рассказ об исторических местах, находящихся рядом с терминалом. Недалеко от него на набережной Морского бульвара, находятся памятник Петру I, и маяк, которому более двухсот лет. Паромная переправа на Балтийскую косу занимает 8 минут.
 

Балтийская коса - это российская часть Вислинской косы, или косы Фрише Нерунг. Данная территория, входившая прежде в состав Восточной Пруссии, была передана Советскому Союзу в 1945 году по Потсдамскому соглашению.В настоящее время Балтийская коса находится на территории Балтийского муниципального района. Коса относится к уникальным формам рельефа, каких на морском побережье нашей страны сравнительно немного. Балтийская коса (Вислинская коса, польск. Mierzeja Wiślana — название на территории Польши, до 1946 года коса именовалась «Фрише-Нерунг») — уникальный географический объект, представляющий собой узкую полоску суши с песчаными пляжами и дюнами шириной 300—1800 м в средней и южной и 8-9 км в северной частях. Отделяет Калининградский залив от основной части Балтийского моря. Длина косы — 65 км (из которых 35 принадлежат Калининградской области, остальные — Польше). Частично покрыта лесом. Коса соединена с материком на польской стороне. С российской стороны оконечность косы отделена от материка судоходным каналом в городе Балтийске.

Балтийская коса представляет собой волшебной красоты место, мало уступающее своей калининградской «сестре» — Куршской косе. Однако из-за того, что город Балтийск и его окрестности до середины 90-х были секретным объектом (там размещен Балтийский флот), Балтийская коса не так широко разрекламирована.

Образование косы.Сведения об образовании Вислинской косы дошли до нас с древних времен. Самые ранние письменные упоминания о «нерунг», то есть косе, относятся к IX веку.Происхождение названия «нерунг» затерялось в далёких доисторических временах. Корень этого слова готский - «neria», что значит «земля, возвышающаяся из воды». Существует и старопрусское «nerie» - «поднявшаяся земля или суша, возникшая при пересыхании водоёма». Во времена ордена (1258) употребляли « нергиа», позже - «нерге». Обозначение «ФришеНерунг» произошло через добавление слова «фрише». Раньше пресная вода называлась «фрише» - «свежая вода».Старейшая изданная карта Пруссии, где есть изображение Вислинской косы, относится к 1542 году.

Историческое время для Вислинской косы исчисляется с IX века, то есть с того момента, когда она впервые была упомянута в письменном источнике, но процессы формирования этой суши начались гораздо раньше. Глубоко не вдаваясь в проблему образования (а для учёных это проблема) Балтийской (Вислинской) косы, отмечается, что существует несколько гипотез образования этого природного объекта. По наиболее распространенной версии, коса образовалась в процессе взаимодействия волновой деятельности моря и вдольбереговых течений, которые взмучивают и перемещают песок со дна, а также ветра, перемещающего песок на саму косу, образуя эоловые наносы в виде дюн.

История.С незапамятных времен по Вислинской косе пролегал торговый путь из Данцига (Гданьска) в Самбию. Известно, что в XIII веке здесь проживали славянские поморцы и пруссы. На этом оживленном торговом пути Эльблонгский комтур основал Кальбергскую карчму. Позднее польский король Казимеж Ягеллончик передал права владения Вислинской косой городу Гданьск.

В настоящее время существует единственное гражданское поселение на Балтийской косе под названием «Коса».Поселок Коса - это бывший Нойтиф-2.

Нойтиф-1 располагался возле мыса Песчаного (Раппен-Хакен), на берегу залива. Сейчас в этом месте находятся ангары аэродромов. В 1880 году в районе мыса Раппен-Хакен уже существовала небольшая рыбацкая деревушка Нойтиф. Иногда поселок называли Юберстиф(Uberstdef) - «Черезпроливный». Почва вокруг была скудная, поэтому жители ограничивались посадкой только картофеля и злаков. Рыболовство являлось основным промыслом. Сначала рыбачили с парусных лодок, потом стали использовать и моторные. Летом на промысел уходили в море, зимой ловили рыбу на заливе.Процветала также добыча янтаря, доходы от которой часто были достаточно большими - до 1000 марок.Мужчины Нойтифа охотились также на водоплавающих птиц, которых в то время водилось чрезвычайно много.

За несколько лет до нападения на Польшу Гитлер начал активное военное строительство. Денег на оборонные проекты не жалели, грандиозные работы развернулись в том числе, и в Восточной Пруссии. В течение десяти лет выросли несколько современных аэродромов, в их числе - "Нойтиф". И он, бесспорно, заслуживает особого внимания.Первоначально этот аэродром начинали строить в Пиллау, там где находилась крупная военно-морская база, однако грунт "поплыл" и местоположение решили изменить. Переместились через пролив - на косу Фрише-Нерунг. Это было сложнее и дороже, потому что стройматериалы приходилось доставлять исключительно морским путем. Зато положение базы на косе, фактически на острове, имело более выгодное военно-стратегическое положение.

Первый камень в основании нового аэродрома забили в 1934 году, в окрестностях поселка Нойтиф, расположенного в корневой части косы, прямо напротив главного маяка Пиллау. За пять лет рыбацкий поселок превратился в военный городок, в котором жили пилоты люфтваффе и обслуживающий персонал. В прежде забытом богом месте выросли казармы, объекты инфраструктуры, даже казино. Были приведены в порядок крепостные сооружения, построенные на Фрише-Нерунг еще в XIX веке - форт "Западный" и небольшие бастионы возле пролива.В конце 1939-го года аэродром был сдан в эксплуатацию. Он включал две бетонные взлетно-посадочные полосы (каждая - километр длиной), расположенные крест накрест под углом 45 градусов друг к другу. Это означало, что самолеты могли взлетать практически при любом ветре (а ветер в Восточной Пруссии, как и погода в целом, весьма переменчивый). Обе "взлетки" были оборудованы подогревом, что защищало их от снега и ледяной корки зимой, делая "Нойтиф" по сути всепогодным аэродромом. Рядом с ВПП в заливе Фришес-Хафф находилась гавань для гидросамолетов, ограниченная искусственным молом. По дну гавани были проложены коммуникации, которые в зависимости от времени суток либо выпускали пузыри, либо осуществляли подсветку, обозначая посадочный путь для гидросамолетов. Вдоль берега залива выросло несколько вместительных, мощных ангаров - стальных и железобетонных. Последние были настоящими монстрами: их площадь составляла 100 на 30 метров, высота - 15 метров.Это была почти совершенная авиабаза.Главные бои для авиабазы произошли в 1945 году, когда Красная армия сжимала тиски вокруг Кёнигсберга. Именно тогда на "Нойтиф" с востока была переброшена прославленная истребительная эскадра "Мёльдерс". "Мессеры" пытались повлиять на ход Хейльсбергского сражения в Восточной Пруссии, однако спасти силы вермахта от разгрома, естественно, не смогли. Весной 1945 года советская авиация имела подавляющее преимущество в воздухе: почти 6 тысяч самолетов против от силы двух сотен, базировавшихся на Фрише-Нерунг.

Авиабаза постоянно подвергалась и авианалетам, и обстрелам с противоположного берега залива Фришес-Хафф, куда вышла Красная армия в марте 1945 года, уничтожив группировку гитлеровцев в Хайлигенбайльском котле. От орденского замка Бальга советская артиллерия лупила по "Нойтифу" прямой наводкой. А в конце апреля, подавив сопротивление батареи Лемберг, - главного очага сопротивления гитлеровцев на Фрише-Нерунг, - части 11-й гвардейской армии захватили и авиабазу. Как ни странно, несмотря на бешеные бомбардировки, ее объекты если и пострадали, то не критично. Потребовался относительно небольшой ремонт, чтобы авиабаза практически в полном объеме стала использоваться советской армией. Разве что подогрев под взлеткой ремонтировать не стали.После войны авиабаза "Нойтиф" стала авиабазой "Коса".

После войны на косе базировалась 17-я, ставшая затем 49-й, противолодочная эскадрилья Балтийского флота. На вооружении находились летающие лодки "Каталина", самолеты-амфибии Бе-4, Бе-6 и Бе-12, а также истребители МиГ-15. Эскадрилья регулярно участвовала в учениях по обнаружению подводных лодок и кораблей вероятного противника, силы и средства части время от времени были задействованы в спасательных операциях на Балтийском море.

В начале 1990-х часть была расформирована, самолеты распилены на иголки (сохранился чуть ли не единственный Бе-12, который привезли в Калининград и сейчас он стоит в центре города в качестве музейного экспоната), а роскошные ангары, которые можно было еще долго использовать по назначению, стали приходить в упадок.

По прибытию парома в поселок Коса, группа получает радио-наушники, с помощью которых, все участники вело-тура могут отлично слышать гида в радиусе 100 м, что позволяет более свободно наслаждаться видами открывающимися здесь повсюду. Знакомство с Косой начинается с так называемой "гидро-гаванью". Здесь, на берегу Калининградского залива, неплохо сохранились самолетные ангары, которые были построены еще до войны. Затем экскурсия продолжается поездкой на уникальную (для военных лет) взлетно-посадочную полосу. Далее, группа направляется с побережья залива, на побережье Балтийского моря, для осмотра останков, некогда грозного оборонительного немецкого оружия - береговая батарея. После осмотра строений бывшей батареи, группа направляется в дюны балтийского побережья, где открывается замечательный вид на море. Затем, наш маршрут идет к останкам крепости Пиллау, а точнее к одному из ее фортов, к форту Западный. После осмотра форта, группа двигается в сторону Парково-Музейного Комплекса "Старый Люнет", где наших туристов ждет вкуснейший обед, и познавательные видео об истории Балтийской косы, там также расположен небольшой музей, в котором один из главных экспонатов является предмет окутанный тайнами и легендами Второй мировой войны - шифровальная машина " Inigma". По окончанию посещения "Старого Люнета", группа выдвигается обратно к причалу парома. По возвращению в Балтийск, группа едет  в  одно из самых живописных мест города Балтийска. На улице Красной армии расположен уникальный культурно-исторический комплекс – военная крепость «Пиллау». Этот старинный объект позволяет более подробно узнать о военно-архитектурном искусстве, которое существовало ориентировочно в середине XVII столетия. Затем, экскурсия проходит вдоль морского канала к месту посадки в автобус для возвращения в Калининград. Возврат в Калининград в 19.00

Стоимость тура 1600 р 

В стоимость входит:

- Трансфер из Калининграда и обратно

- сопровождение гида

- радио оборудование

- экскурсия по Балтийской косе и Балтийску

- билет на паром


 

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2017
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
1
Протяженность маршрута (км)
15
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
0
Продолжительность (часов)
9
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
Размер группы (мин)
10
Размер группы (макс)
18
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Автомобильный (легковой)
  • Водный
  • Велосипедный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
  • Обед
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Инструктор
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
1600
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
0
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
0
Дополнительные расходы на питание (руб)
200-300 р
Дополнительные транспортные расходы (руб)
0
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
200-300 р
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

20

Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
Да
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Нет
Требуемый инвентарь

Велосипеды Стрида 20 шт, радио гид с микрофоном, наушники 20 шт

Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...