Что дают лайки? |
Авторский велосипедный маршрут «По забытым местам Карельского перешейка»
Отсюда мы начинаем наше увлекательное путешествие. История этого поселения очень древняя и богата на исторические события. П. Громово (фин. Саккола), который еще 100 лет назад был центром волости Саккола на территории Финляндии. В Громово сохранилась часть фундамента лютеранской кирхи (1616) (сгорела в 1941 г.) и несколько совместных российско-финских памятников павшим воинам Карельского перешейка. На этом месте не помешало бы установить информационный стенд, с краткой сводкой того, что здесь находилось раньше и архивными фотографиями.
Совместный российско-финский памятник героям Советско-финской войны (1939-1940)
Здесь, на мысу Патониеми, на берегу Суходольского озера, расположен одноименный двухэтажный артиллерийский форт. Объект был построен в 1920-х годах по плану обороны Энкеля, впоследствии, в 1930-х был значительно укреплен, принял активное участие в обороне укрепрайона Тайпале (1939-1940 гг), важным звеном которого он являлся. Значительно пострадал от советских бомбардировок и был взорван советскими саперами летом 1940 года.
Именно здесь проходили одни из самых кровавых сражений Советско-финской войны (1939-1940 гг.), отклики которой можно наблюдать и по сей день. Сохранились надолбы линии Маннергейма, взорванные бетонные укрепления на обрывистом берегу реки Бурной (Тайпалеенйоки). Также установлены памятники, как советские, так и финские, в память о тех ужасных событиях и как урок будущим поколениям.
В Средневековье на месте поселка Соловьево находилось крупное торговое поселение - Волочек Сванский. В нем было 55 дворов, больше половины из которых принадлежали торговым людям. Во времена шведов (XVI - XVII века) это место упоминается как крепость Тайпале. Из Ладоги суда волоком по перемычке тащили до озера Суванто (Суходольсое), где продолжался водный путь. Есть версии, что именно озеро Суванто было одним из вариантов культового пути «из варяг в греки». Река Бурная, впадающая здесь в Ладогу, относительно молода, и образовалась путем техногенной катастрофы лишь в мае 1818 года. В этом году она отмечает свое 200-летие.
Один из четырех шанцев на Карельском перешейке, построенном в первой трети XVIII века (Предположительно, в 1710-х гг) для защиты Петербурга от шведов с севера. Редут перекрывал узкую песчаную косу между берегом Ладожского озера и озером Суванто. До 1818 года по берегу Ладоги проходила дорога из Петербурга в Кексгольм (Приозерск). После прорытия канала и спуска воды из озера Суванто, редут оказался на северном берегу реки Тайпеле, соединяющей озеро с Ладогой.
В настоящее время шанец зарос деревьями, но отчетливо видны глубокие рвы и высокие валы, образующие четко просматривающиеся углы.
Финская береговая батарея на мысу Чалка была построена в 1920-х. Здесь, в 2-х капонирах находились морские артиллерийские орудия - 152-мм пушки Канэ. также это и живописнейшее место на берегу Ладожского озера.
Здесь разбивается стоянка на ночевку в нашем велосипедном ПВД.
Прекрасное каменистое русло очень напоминает горную реку. На реке сохранился и старый каменный мост XIX века.
Шикарный песчаный пляж, излюбленное место туристов
Один из каменных редутов-поясов в тылу линии Маннергейма, вероятно, был построен в случае неожиданной высадки морской пехоты в Черемухинском заливе. Отлично сохранились и выглядят загадочно-мистически.
Легендарная финская береговая артиллерийская батарея, построенная как один из элементов знаменитой линии Маннергейма. Еще ее называют "Ангел Тайпале", так как отлично помогала защитникам этого сектора. 4 капонира батареи были построены в 1930-х. Они очень хорошо сохранились до наших дней.
Живописные руины старой мельницы на одном из хуторов. Когда-то здесь была и лесопильня
Конечная точка нашего удивительного путешествия по забытым местам Перешейка
Недаром говорят: Карельский першеек - неизведанная земля. Среди могучих сосен и валунов, ледниковых озер и болот затерялись тропы, которые так и зовут вперед, навстречу приключениям. Здесь затаились тысячи неразгаданных тайн. Буквально за 500 лет в этом краю успели пожить и карелы, и шведы, и финны, и русские, и каждый народ оставил после себя уникальные моменты в истории и культуре. Когда-то по Суходольскому озеру проходил знаменитый всем нам торговый путь "из варяг в греки". Рельеф также разнообразен: от поросших мхом камней, некогда лежащих в основе Скандинавских гор, до осушенных крутых берегов озер; по долинам текут юркие ручьи. Наш маршрут простирается вдоль берега Суходольского озера, выходит к устью реки Бурной, которая впадает в Ладожское озеро. Далее по берегу Ладоги, мы посетим живописные каменистые и песчаные мысы, увидим руины фортификационных сооружений XVIII-XX веков, каменные мосты и мельницы, проедем по живописным сосновым борам с кристально чистым воздухом. Вы готовы покрутить педали навстречу неизведанным местам Карельского перешейка и ощутить силу Севера? Тогда добро пожаловать в, пожалуй, один из самых загадочных краев России!
Материалы по созданию маршрута были апробированы:
1) В конкурсе Всероссийской туристской премии «Маршрут года 2017» (г. Казань, 2017). По итогам конкурса проект занял 1 место в номинации «Велосипедный маршрут».
2) В IX международной научной студенческой конференции «Лицейские чтения. Шаг в будущее: современное студенчество как творческий, научный и профессиональный потенциал России», Санкт-Петербург, ноябрь 2017 г. - пленарный доклад, опубликована статья в одноименном сборнике конференции.
3) В ХII Международном этнофестивале "Земля Калевалы", Санкт-Петербург, 2018 г. который проходил Штаб-квартире Русского географического общества. По итогам работы конкурса фестиваля работа заняла 3 место и была опубликована в сборнике конференции.
4) На фестивале-экспедиции "Тайпале. Неизвестная битва", посвященной окончанию Советско-финской войны (1939-1940 гг.) и 200-летию образования реки Бурная (Тайпалеенйоки), организованной Комиссией экоэффективного туризма РГО Ленинградской области, Ленинградская область, 2018. В ходе которой автор апробировал часть маршрута на вездеходе.
На маршруте необходим хороший горный велосипед, так как предстоит преодоление дорог разного качества и покрытия: от асфальтированного шоссе до лесных троп, напоминающих ручьи. Также необходим ремкомплект для велосипеда, костровое, палатка, ремнабор для палатки, походный рюкзак. В настоящее время доводятся до ума технологическая карта и экскурсионная программа на маршруте.