Что дают лайки? |
Казань революционная
Главное здание Казанского федерального университета находится в исторической части города. Еще с
80-ых годов XIX в. здесь разворачивались события, послужившие истоками для бурных преобразований 1917 г.. В частности, казанскими студентами 4 декабря 1887 г., была организована сходка, где молодые люди выступили с революционными требованиями. Знаменитая сходка состоялась в актовом зале Главного здания университета.Одним из участников и организаторов сходки был В.И. Ульянов-Ленин. В тот день Протестующие предъявили ректору петицию с требованиями революционного характера. Более того, в знак протеста против реакционной политики царизма они в массовом порядке покинули университет. За что В. И. Ленина был арестован и сослан в ссылку. Так, Казанский университет сыграл ключевую роль в судьбе Ленина, а тот, в свою очередь, тесно связал город с историей революции.
Впоследствии именно в честь вождя пролетариата Казанский университет носил свое название (1924 – 2010 гг.) Сегодня в музее университета восстановлена обстановка тех лет, на стенах экспонируются документы о пребывании Ленина в учебном заведении..
Также в память о вожде революции и о событии 4 декабря 1887 г. напротив казанского университета установлен памятник Володе Ульянову. В монументе скульптор В.Е. Цигаль и архитектор В.В. Калинин запечатлели образ вдохновленного студента, который стоит в развевающейся на ветру тужурке с книгой в руках. Откинув голову назад, юноша вдумчиво смотрит вдаль, в далекое будущее.
Помимо Ленина в 80-е годы XIX в. в Казани некоторое время проживал писатель М. Горький. Хотя Горькому так и не посчастливилось стать студентом, тем не менее, он не оставался в стороне от революционной деятельности: общался со студентами, передавал тайные записки и т.д. Таким образом, молодой Алексей Пешков впитал всю революционную атмосферу Казани конца позапрошлого столетия, что и предал в своей повести "Мои университеты".
Совсем иной, послереволюционной Казань предстала поэту В. В. Маяковскому. По произведениям Маяковского ощущается как изменилось и каким стало казанское студенчество уже в 20-е годы прошлого столетия.
Цитата из повести А. М. Горький «Мои университеты»
М. Горький писал о своих друзьях-студентах. По его воспоминаниям, они «жили в настроении забот о русском народе, в непрерывной тревоге о будущем России»
В стенах университета побывал и В. В. Маяковский, который был впечатлен казанской молодежью, что отразилось в его стихотворении «По городам Союза»:
«Университет – горделивость Казани», – писал Владимир Маяковский, –
«Далеко
за годы
мысль катя,
за лекции университета,
он думал про битвы
и красный Октябрь,
идя по лестнице этой.
Смотрю в затихший и замерзший зал –
здесь
каждый десять на сто
его повадкой щурят глаза
и так же, как он,
ск
Как и по всей России, в начале XX в. казанскую общественность охватили оппозиционно–революционные настроения. После Кровавого воскресенья наряду с другими рабочими поднялись на защиту своих прав трудящиеся алафузовского предприятия. В феврале 1905 г. бастовали типографские рабочие, приказчики. Бастовали и после издания Николаем II указа от 17 октября об отступлении царизма. Фактически в городе была установлена коммуна и объявлено военное положение.
Еще больше разжигали огонь протеста политические партии. Пропагандируя демократические идеи, они прибегали к организации митингов и «массовок», к изданию печатных изданий и листовок. С этой целью издавалась социал-демократическая газета «Волжский вестник», редакция которой размещалась Александровском пассаже. Тут же были опубликованы рассказы А. Н. Толстого.
Также имя А. Толстого связано с революционной Казанью, поскольку в его романе "Гадюка" события Гражданской войны разворачиваются непосредственно в Казани.
Цитата из газеты "Волжский вестник" от 17 октября 1905 г., сообщающую о городской обстановке в дни Первой буржуазной революции: «17-го утром в городе было все спокойно, на Воскресенской, правда, было больше народу чем обыкновенно, но толпа вела себя тихо и расходилась медленно по требованию полиции. Вдруг в два часа дня из первой части выскочила конная полиция и начала бить нагайкой всех прохожих. <….> Около половины четвертого у городского пассажа скопилось много народу, казаки несколько раз наскакивали на эту публику, избивая нагайками. Во время одного из таких набегов казаков на стоящую у Пассажа толпу раздался оглушительный звук. До сих пор не удалось установить – была ли это брошена бомба в казаков, нападающих на граждан или что другое. Если эта была бомба, то очевидно она была брошена как одно из средств самообороны.
Передают, что казаки после взрыва, бросились в рассыпную и на первых порах стали стрелять не в толпу у Пассажа, а в прохожих.
Стрельба продолжалась от трех часов. До 10 часов вечера все ещё были залпы и отдельные выстрелы. Революционеры, очевидно, защищались» .
«Казанское подворье» – эта постройка на улице Баумана, в прошлом известная как гостиница «Казань».
Как гостиница здание функционировало до революции и после нее. Лишь недолгое время в 1918 г. здесь размещался Реввоенсовет и штаб Восточного фронта Красной Армии. В номерах Казанского подворья в разное время останавливались писатели Александр Фадеев, Демьян Бедный, Алексей Толстой и Максим Горький и поэт Владимир Маяковский.
Последний встречался здесь с поэтами и журналистами, отражение чего найдено в стихотворении Маяковского «Казань». Всего Маяковский был в Казани трижды. Проникнувшись любовью к Казани, поэт раскрыл образ столицы Татарии, а также показал атмосферу и дух местных жителей конце 20-ых годов пошлого столетия.
Цитата из стихотворения «Казань» В.В. Маяковского
В стихе Маяковского оживают события казанских встреч поэта с журналистами и поэтами:
«Стара, коса стоит Казань.
Шумит бурун: "Шурум... бурум..."
По-родному тараторя, снегом лужи намарав,
у подворья в коридоре люди смотрят номера.
<…>
Входит татарин:
"Я на татарском вам прочитаю "Левый марш".
Знакомство Ленина с марксистской теорией произошло в Казани, когда 1888 –1889 гг. в доме Орловых проживала семья Ульяновых. Тогда юный Володя открыл для себя «Капитал» Маркса и в нем ту единственную «правильную революционную теорию».
По воспоминаниям сестры, брат «с большим жаром и воодушевлением рассказывал <…> об основах теории Маркса и о тех новых горизонтах, которые она открывала» .
В то время таких же взглядов придерживалась казанская молодежь, в обществе которой марксизм одобрялся и пропагандировался. Они требовали строительства общества на социалистических началах. Ленин утверждал, что в скором времени будет разбит старый государственный аппарат, а третья русская революция в конечном итоге приведет к победе социализма». К 20-летию событий «красного октября» в ноябре 1937 года был открыт Дом-музей В.И. Ленина.
Дом-музей В.И. Ленина - это точное воплощение обстановка времен жизни Ленина. Оно включает личные вещи революционера, его фотографии, книги, сообщающие подробности из его биографии. Благодаря ним складывается представление о Казани конца XIX в, но, главное, сохраняется память о периоде революции в казанской истории.
Цитата из стихотворения «Музей Ленина в Казани» (П. А. Радимов)
«На улице Ульяновых в Казани
Я в дом вошел, где Ленин жил когда-то.
Для сердца в свете лучше нет сказаний,–
Здесь жизнь вождя представлена в палатках.
В столовой серебристый свет, в углу рояль
Где мать игрой мечты будила в сыне.
<…>
В соседней комнате стоит лежанка,
Где юноша Ильич был занят чтеньем.
День начинал трудом он спозаранку,
Покой сменялся петушиным пеньем.
В тумане зорь осенняя земля.
Ильич же отдыхал от книжных дел,
И в шахматной войне брал короля,
И в бой вступал за мира передел»
Здание городской ратуши (ранее - здание Дворянского собрания) – это объект с богатой историей, который напрямую связан с темой революции. Непосредственно в этих стенах 1917 г. «военная верхушка» принимала решения, ставшие поворотными для отечественной истории.
Кроме того, во время октябрьских волнений тут размещался Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Так, 26 октября 1917 г. «состоялось заседание представителей победившего пролетариата Казани и революционных воинских частей, на котором была провозглашена Советская власть в Казани и выбран Временный революционный совет.
В годы Гражданской войны здесь же с 1918 г. заседал Революционный комитет, а затем до 1956 г. Дом офицеров. В этом здании проходили заседания Верховного Совета Татарской АССР и партийные конференции. Непосредственно в Казанской ратуше был разработан план остановки белогвардейских сил.
Поволжье, в том числе Казань, было стратегически важным военным пунктом. По оценкам историков, военный действия, пришедшиеся на август – сентябрь 1918 г., стали исходным моментом общего перелома в Гражданской войне.
В те мрачные дни Казань стала центром жесточайшего противостояния между легионерами чехословацкого корпуса и 5-ым Латышским советским полком. Так, описывает эти дни А. Толстой, в своем романе "Гадюка": «Ночью весь госпиталь был разбужен. Бегали доктора, санитары, волокли узлы. Сидели на койках испуганные больные. За окнами раскатывалась бешеная ругань. В Казань входили чехи. Красные эвакуировались. Все, кто мог уйти, покинули госпиталь. <…> В обеденный час чехи взяли пять ампутированных красноармейцев» .
В конечном счете, как известно из истории, «пятая армия взяла Казань, чехи ушли вниз на пароходах, русские дружины рассеялись – кто куда, половина жителей в ужасе перед красным террором бежала на край света» .
Сегодня,вопреки военным действиям, произошедших на улицах Казани в 1918 г., здание городской ратуши сохранилось и по сей день.
В «Универсистетах» Горький повествует о том, как он работал в бакалее А.С. Деренкова. Труд подручного пекаря был тяжелым. По утрам он разносил хлеб, по ночам месил тесто. Так он зарабатывал на «революционную работу».
Действительно, Горький тайно общался с революционерами, потому что местные власти запрещали подобного рода «злокозненные» общества. Более того, в 1886 г. он участвовал в стачке булочников крендельного заведения Семенова.
Горький – типичный пример казанского юноши, очень быстро подхватившего идеи марксизма. Его друзья были членами местного федосеевского кружка. Также в Казани существовали такие марксистские кружки А.М. Стопани и Н.Э. Баумана.
В помещении бывшей пекарни, где работал Горький, сегодня в честь писателя открыт литературно-мемориальный музей им. А. М. Горького. Музей посвящен казанскому периоду жизни Горького, его революционной деятельности. Кроме того, сохранилась и та самая пекарня.
Цитаты из повести А.М. Горького «Мои университеты»:
Среди казанской молодежи конца XIX в. особым спросом пользовались философские произведения:
«В углу прятался чулан, в нем скрывалась злокозненная библиотека. Часть ее книг была переписана пером в толстые тетради – таковы были «Исторические письма» Лаврова, «Что делать?» Чернышевского, некоторые статьи Писарева, «Царь-Голод», «Хитрая механика», – все эти рукописи были очень зачитаны, измяты» .
Описание той самой пекарни и ее тайной библиотеки встречается «университетах»:
«Громадная печь занимала почти треть пекарни; около нее на грязном полулежали мешки муки. В печи жарко горели длинные плахи дров, и отраженное на серой стене пекарни пламя их колебалось и дрожало, точно беззвучно рассказывало о чем-то» .
Между В.В. Маяковским и Казанью существует особая связь. Теплые воспоминания о столице Татарии поэт выразил в целой серии стихов. Казанская публика, в свою очередь, всегда радушно принимала поэта, многие горожане стали его поклонниками и ценителями его таланта.
Еще с первого приезда в рамках нашумевшего турне футуристов (1914г.) Маяковский покорил местную публику. Успех был настолько оглушительным, а реакция бурной, что для успокоения аудитории пришлось вмешаться полицмейстеру.
Секрет бешеной популярности Маяковского – внутренняя харизма и эпатажный образ. Последнее он продемонстрировал на казанском вечере, когда был в желтой кофте.
Образ не потерял актуальность и сегодня. Потому создан центр современного искусства и культуры и по совместительству бар «Маяковский. Желтая кофта». По задумке художника Е. Голубцева оформление заведение – воплощение конструктивизма и футуризма. Благодаря этому обстановка окунает в атмосферу советского общества 20-ых годов, а посетители могут понять чем жили во времена строительства социалистического общества,
Ведь неслучайно футуризм называют революционным течение, а поэты-футуристы непременно являлись революционерами, творцами и пропагандистами новых идей. В завершение, революция нередко сопровождается бурными и резкими политическими преобразованиями, но и культурной трансформацией.
Цитата из автобиографии Маяковского «Я сам»
«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук .
Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое ».
Исторические сведения о казанском крае в 80-ые гг. XIX в. –20-30-ые гг. XX в. достаточно обширны. Так известно, что Казань и казанский край был одним из очагов волнения в революционных событиях, пришедшиеся в начале прошлого века. В частности, казанцы принимали активное участие в сражениях в годы Первой буржуазной революции 1905-1907 гг. Ранее еще в 80-е годы XIX в. спокойствие городских улиц потрясали студенческие бунты. Так, стала знаменитой студенческая сходка в стенах Казанского университета, одним из ее участников и организаторов которой являлся В.И. Ульянов-Ленин.
К сожалению, при всей значимости этих событий и, в целом, период 80-ых гг. XIX в. –20-30-ые гг. в общественной среде освещен недостаточно. Поэтому важно и необходимо повышать общественный интерес к этому времени, особенно в год столетия Октябрьской революции 1917 г. Одним из способов решения данной проблемы – представление исторического материала в более развлекательном в формате, в том числе в рамках туристического маршрута «Казань революционная».
«Казань революционная» – это попытка освещения революционной истории Казани 80-ых гг. XIX в. – 20-30-ых гг. XX в. посредством литературных произведений А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского. В «Казани революционной» исторические события описываются с нового ракурса: от возникновения первых революционных волнений до их завершений и образования Советского государства, т.е. с80-ых гг. XIX в. – 20-30-ых гг. XX в.
В рамках данного туристического маршрута предлагается посещение Главного здания КФУ, памятника В.И. Ленину-студенту, Александровского пассажа, здания «Казанского подворья», литературно-мемориального музея им. А.М. Горького и бара-ресторана «Маяковский. Желтая кофта». Непосредственно эти здания связаны с событиями революционной эпохи, а также их упоминание встречается в автобиографии и стихотворениях В.В. Маяковского, в романе А.Н. Толстого «Гадюка» и повести А.М. Горького «Мои университеты». Благодаря художественным описаниям явления истории не только оживают в нашем сознании, но и приобретают важное смысловое звучание. От лица своих героев (а часто и самих себя) автор сообщает мысли, чувства и эмоции людей того времени.
Таким образом, «Казань революционная» – это туристический маршрут, в рамках которого история г. Казани, его облик и атмосфера периода 80-ых гг. XIX в. –20-30-ых гг. освещается через произведения писателей и поэтов, лиц той эпохи – М. Горького, В.В. Маяковского и А.Н. Толстого. Поэтому туристический маршрут «Казань революционная» относится к сфере образовательного туризма, а ее целевая аудитория – школьники, студенты, любители и специалисты в области истории и литературы, а также поклонников творчества Горького, Маяковского и А. Толстого.