ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2017 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Касимов купеческий

Что дают лайки?
Номинация: Лучшая идея маршрута (туристский маршрут, который ранее не был реализован)
Касимов купеческий
Полное название:
Центральный ФО, Рязанская область, г. Касимов
  • Лучшая идея маршрута (туристский маршрут, который ранее не был реализован)
  • Экскурсионные туры
  • Детский и молодежный отдых
Остановка - Площадь Соборная (Три корпуса Торговых рядов, Дом Алянчикова)

Площадка перед Касимовским историко-культурным музеем-заповедникос с видом на Торговые ряды

Парадными воротами города всегда была Соборная площадь. До конца XVIII века пространство её было окружено крепостными стенами и именовалось кремлём. Крепость и земляные укрепления были уничтожены в ходе перестройки города по регулярному плану. Согласно ему на площади предполагалось возведение новых торговых рядов.

Проект гостиного двора, разработанный, вероятно, губернским архитектором А. Е. Биндеманом (он занимал должность в 1823-1836 гг.), не пришёлся местному купечеству по вкусу. Корпуса показались купцам тесными, хотя возможности просторной торговой площади позволяли развернуться более широко.

Касимовская городская дума обратилась к губернским властям с просьбой о переработке проекта. Согласие было получено, и разработкой нового проекта занялся уроженец Касимова архитектор Иван Сергеевич Гагин. Его проект оказался более удачным как с практической, так и с градостроительной точки зрения. Комплекс из четырёх торговых рядов был вместителен: в общей сложности он включал 110 лавок, удачно приспособлен к сложному ландшафту площади и эффектно раскрывался в сторону Оки — в ту пору главной касимовской дороги. Два корпуса были спроектированы двухэтажными, а два — в один этаж. В 1826 году проект нового торгового центра Касимова был утверждён губернскими властями. Как было принято тогда, строительство новых торговых рядов осуществлялось на средства местного купечества. В апреле 1826 г. купцы в гордуме дали «подписку» о числе лавок в торговых рядах, которые они хотели бы выстроить на свой капитал.

В рязанском архиве сохранился договор, определявший условия участия купцов в строительстве. Согласно этому документу, из равных денежных взносов купцов составлялся общественный капитал для покупки материалов и найма рабочих. Тому, кто не внесёт вовремя положенной на постройку суммы и тем самым задержит работы, после троекратного предупреждения отказывалось в участии в строительстве, а право на заявленные лавки передавалось другому лицу. По окончании строительства распределение мест в рядах между его участниками определялось по жребию. К 1829 г. были построены два корпуса из предполагаемых четырёх.

Сооружение двух оставшихся рядов по разным причинам затянулось, и было продолжено только через десять лет.

В 1841 г. почётный гражданин купец 2-й гильдии и владелец крупнейшего в Касимове кожевенного завода Хам-за Салехович Шакулов просил касимовскую городскую думу предоставить ему право на строительство за свой счёт двухэтажного лавочного корпуса. Дума, отметив, что его возведение будет значительным украшением для города и даст возможность небогатым торговцам иметь удобные и «поместительные» лавки как для торговли, так и для хранения товаров, дала согласие на строительство.

Однако решение думы оспорило купеческое общество. Двенадцать касимовских купцов намеревались выстроить упомянутый корпус лавок в складчину. Между прете

Остановка - Улица Советская (Музей Самоваров, Музей колоколов)

Что было отличительной чертой быта некогда богатого купеческого города? Конечно же — самовар.

Чай русские люди пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Пили его вечером; пили и «просто так». Пили с молоком, лимоном, вареньем; а главное с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», гость деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары.

И хотя это увлечение высмеивалось в прессе и объявлялось «мещанским», нужно сказать, что благодаря ему многое удалось сохранить, в том числе и множество прекрасных свидетелей русской жизни – самоваров.

На основе коллекции 16 сентября 2007 года был открыт частный музей «Русский самовар». В музее представлено более 300 самоваров, медная домашняя утварь, посуда и всевозможные приспособления для чайной церемонии, предметы интерьера. Все экспонаты размещены в трех залах. Большой интерес для посетителей музея представляет экспозиционная комната – чайная.

Коллекция рассказывает о развитии самоварного дела, распространении его по всей территории России и появлении различных фабрик и заводов.

В музее представлены самовары различных форм: банкой, вазой, рюмкой, дулей, желудем, яйцом, грушей, шаром и т.д. В музее можно увидеть самовар из которого пил чай сам адмирал Колчак, самовары которые были подарены детям последнего российского императора Николая 2 и многие другие, а также можно загадать желание, подержав за ручки уникального «Самовара желаний». Экскурсию проводит владелец частного музея, почетный житель города Касимова-Михаил Силков. После экскурсии в зале музея организуется традиционное русское чаепитие с самоваром, сушками и пряниками.

Далее переход в Музей колоколов.

Музей колоколов – место, где можно приобщиться к удивительной русской культуре и истории древних промыслов.

Литье поддужных колокольчиков – местный промысел. Еще до появления заводов по изготовлению колокольчиков, мастера, которых, как говорят, было на Касимовской земле более пятидесяти, отливали колокольчики кустарным способом.

Особенно славились умельцы касимовской Кузнечной слободы.

Традиционная русская тройка была немыслима без звонких поддужных колокольчиков. Долгое время законным правом ездить в сопровождении переливистого колокольного звона обладали исключительно почтовые тройки, а также курьерские тройки, спешившие с важными депешами. Однако мало кто из обывателей мог отказать себе в удовольствии прокатиться под перезвон, и запрет на использование колокольчиков неизменно нарушался. Так, в ответ на запрет использования колокольчиков были изобретены специальные ожерелья для лошадей из бубенчиков, почти не уступающие колокольчикам по громкости звука.

Музей знакомит посетителей с колокольчиками, собранными на всей территории Российской Империи. В нашей стране существовало четыре основных колокольных центра: Валда

Остановка - Площадь Победы (Старая татарская мечеть, Дом Шакуловых)

В Касимове существовала Татарская слобода, в ней мечеть и минарет, текие Шах-Али хана; против мечети - двор царевича Сеид-Бургана, «дом и врата каменные большие, многими фигурами и арабскими надписями украшенные», был старинный каменный ханский дворец, а также двор царицы Фатимы-Султан-Сеитовны. Сейчас от всего великолепия остался минарет и два текие.

Ханская мечеть с минаретом 1476 г. — уникальный памятник архитектуры и истории Касимова. Минарет — самое древнее каменное сооружение города, памятник периода Касимовского царства. Высокая круглая башня-минарет сохранила на себе признаки старины, очень похожа на минарет в Булгарах. Внутри — узкая винтовая лестница, поднявшись по которой, вы оказываетесь на смотровой площадки, откуда раньше разносился голос муэдзина, а после передачи здания краеведческому музею — вы любуетесь видами Касимова. Минарет сохранился без существенных переделок, он представляет исключительную ценность.

По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё.

В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.

Винтовая лестница внутри Ханской мечети. В 1835 г. на средства семьи Шакуловых был выстроен из кирпича второй этаж мечети с куполом в стиле классицизма. Стены второго этажа были облицованы мрамором, деревянная ограда вокруг мечети заменена железной, сохранившейся до наших дней. В целом Шакуловы продолжали руководить жизнью Ханской мечети. Так, богатый касимовский промышленник Хамза Шакулов длительный период времени являлся ее попечителем. Однако, активно занявшись еще в первой пол. XIX в. предпринимательской деятельностью, Шакуловы уже не становились имамами.

Показывается Дом Шакуловых, рядом с мечетью

Богатый дом Шакуловых, культурной и знатной семьи, города Касимова, построен в первой половине XIX в. Семья Шакуловых была в родстве с касимовскими царями. Последняя царица города Касимова - урожденная Шакулова.

-
Пешком
Описание

Экскурсия начинается на Соборной площади города Касимова и заканчивается возвращением на данную площадь.

Касимов - старинный купеческий город, сохранивший свое лицо. Уютный город, обладающий уникальным культурным историческим, архитектурным и природным наследием.

В Касимове уживались разные культуры, это был симбиоз — они обогащали друг друга и не имели взаимных претензий. В Касимове татары были связаны с русской и европейской культурой теснее, чем в других регионах.

Богатые татарские и русские купцы Шакуловы, Зайцевы, Деветьяровы, Салазкины строили торговые ряды на Соборной площади, храмы и мечети, городские усадьбы, которые до сей поры составляют архитектурный облик Касимова.

Купечество сформировало Касимов как город торговый. Это ощущается в самом архитектурном ансамбле города, сохранившем ещё старинную застройку; купеческий колорит сохранился в зданиях, построенных в основном в стиле классицизма.

В середине XIX века заметно возрастает роль купеческих фамилий Барковых, Шакуловых, а также Ануриных, Ишимбаевых, Кастровых, Колобаевых, Корсаковых, Кривенковых, Наставиных, Пигарёвых, Резвяковых, Салазкиных, Самгиных, Черновых, Шемякиных.
Главным видом предпринимательской деятельности касимовского купечества была торговля, успех которой определялся выгодным расположением самого города - Касимов принадлежал к среднерусским городам, расположенным на торговых путях.

Целью данного маршрута является: рассказ об архитектуре старого города через призму темы купечества, показ исторической роли города, воспитание патриотизма. Задача настоящего маршрута - знакомство с историей и бытом касимовского купечества, памятниками архитектуры и нематериальным наследием.

Маршрут предполагает 3 остановки:

Остановка №1 Соборная площадь

Парадными воротами города всегда была Соборная площадь. До конца XVIII века пространство её было окружено крепостными стенами и именовалось кремлём. Крепость и земляные укрепления были уничтожены в ходе перестройки города по регулярному плану. Согласно ему на площади предполагалось возведение новых торговых рядов.

Проект гостиного двора, разработанный, вероятно, губернским архитектором А. Е. Биндеманом (он занимал должность в 1823-1836 гг.), не пришёлся местному купечеству по вкусу. Корпуса показались купцам тесными, хотя возможности просторной торговой площади позволяли развернуться более широко.

Касимовская городская дума обратилась к губернским властям с просьбой о переработке проекта. Согласие было получено, и разработкой нового проекта занялся уроженец Касимова архитектор Иван Сергеевич Гагин. Его проект оказался более удачным как с практической, так и с градостроительной точки зрения. Комплекс из четырёх торговых рядов был вместителен: в общей сложности он включал 110 лавок, удачно приспособлен к сложному ландшафту площади и эффектно раскрывался в сторону Оки — в ту пору главной касимовской дороги. Два корпуса были спроектированы двухэтажными, а два — в один этаж. В 1826 году проект нового торгового центра Касимова был утверждён губернскими властями. Как было принято тогда, строительство новых торговых рядов осуществлялось на средства местного купечества. В апреле 1826 г. купцы в гордуме дали «подписку» о числе лавок в торговых рядах, которые они хотели бы выстроить на свой капитал.

В рязанском архиве сохранился договор, определявший условия участия купцов в строительстве. Согласно этому документу, из равных денежных взносов купцов составлялся общественный капитал для покупки материалов и найма рабочих. Тому, кто не внесёт вовремя положенной на постройку суммы и тем самым задержит работы, после троекратного предупреждения отказывалось в участии в строительстве, а право на заявленные лавки передавалось другому лицу. По окончании строительства распределение мест в рядах между его участниками определялось по жребию. К 1829 г. были построены два корпуса из предполагаемых четырёх.

Сооружение двух оставшихся рядов по разным причинам затянулось, и было продолжено только через десять лет.

В 1841 г. почётный гражданин купец 2-й гильдии и владелец крупнейшего в Касимове кожевенного завода Хам-за Салехович Шакулов просил касимовскую городскую думу предоставить ему право на строительство за свой счёт двухэтажного лавочного корпуса. Дума, отметив, что его возведение будет значительным украшением для города и даст возможность небогатым торговцам иметь удобные и «поместительные» лавки как для торговли, так и для хранения товаров, дала согласие на строительство.

Однако решение думы оспорило купеческое общество. Двенадцать касимовских купцов намеревались выстроить упомянутый корпус лавок в складчину. Между претендентами разгорелась борьба. Шакулов обещал одну из лавок отдать в распоряжение городской думы, если получит право на строительство торгового ряда. Доходы, собираемые с неё, должны были пополнять городской бюджет. Купеческое общество смогло противопоставить предложению Шакулова только единовременный взнос в городскую казну в размере 300 рублей. Дума, признав предлагаемое Шакуловым условие выгодным, приняла решение оставить за ним право на строительство. Пока тянулось разбирательство, Шакулов успел закончить строительство и стал владельцем большей части торговых мест на городском торгу. В двух этажах корпуса, выстроенного им, располагались 33 торговых помещения. Он сдавал лавки внаём, получая с этого доход. В утешение купеческому обществу губернские власти предложили выстроить четвёртый корпус лавок — одноэтажный, включавший только 22 лавки. Но его постройка так и не была осуществлена.

Ряды служили городу более 150 лет, и сегодня в их помещениях располагаются торговые заведения, а сам комплекс является памятником архитектуры федерального значения. В настоящее время объект реставрируется.

Здесь же на Соборной площади находится «Дом Алянчикова» - объект культурного наследия регионального значения. В конце XVIII в. Алянчиквым, коренным касимовцам, принадлежало не менее семи усадебных мест в кварталах, примыкавших к пл. Соборной.

20 июня 1797 г. два усадебных места общей площадью около 8 тыс. кв.м в квартале близ Успенской церкви были «даны на каменный дом с лавками, купеческой жене Акулине Анисимовне Алянчиковой». Сам особняк был выстроен в 1809 году. В 1813 году Акулина Анисимовна передала дом с усадебным местом и «со всем на нем имеющимся ныне и впредь будущим строением» «навсегда в полную … волю и распоряжение» Ивану Осиповичу. Родовым гнездом Алянчиковых дом оставался до 90-х годов XIX века, когда со смертью Аркадия Васильевича Алянчикова, внука Ивана Осиповича и Акулины Анисимовны, линия прямых наследников пресеклась.

Здание серьезно пострадало во время пожара, в мае 1828 года опустошившего центральную часть города, но было в короткие сроки восстановлено, вероятно, при участии Гагина. Впоследствии дом неоднократно перестраивался, обрастая флигелями и службами, и к середине XIX века занял почти всю территорию усадьбы. Дом был неразрывно связан с городской жизнью. В начале XIX века И.О. Алянчиков предоставил свои апартаменты для проведения публичных испытаний выпускников касимовского училища, на которых присутствовало все высшее городское общество. В конце XIX века в доме Алянчиковых проходили собрания Семейного кружка с лекциями, играми и спектаклями. В свое время он ярко подчеркивал влиятельность и значимость владевшего им семейства, а для потомков сохранил имя рода, угасшего в Касимове в конце XIX века. Теперь в здании расположен Касимовский историко-культурный музей-заповедник».

Экскурсанты заходят в музей, знакомятся с экспозициями музея, посвященными быту купечества.

Остановка № 2 Советская улица

Музей самоваров

Что было отличительной чертой быта некогда богатого купеческого города? Конечно же — самовар.

Чай русские люди пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Пили его вечером; пили и «просто так». Пили с молоком, лимоном, вареньем; а главное с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», гость деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары.

И хотя это увлечение высмеивалось в прессе и объявлялось «мещанским», нужно сказать, что благодаря ему многое удалось сохранить, в том числе и множество прекрасных свидетелей русской жизни – самоваров.

На основе коллекции 16 сентября 2007 года был открыт частный музей «Русский самовар». В музее представлено более 300 самоваров, медная домашняя утварь, посуда и всевозможные приспособления для чайной церемонии, предметы интерьера. Все экспонаты размещены в трех залах. Большой интерес для посетителей музея представляет экспозиционная комната – чайная.

Коллекция рассказывает о развитии самоварного дела, распространении его по всей территории России и появлении различных фабрик и заводов.
В музее представлены самовары различных форм: банкой, вазой, рюмкой, дулей, желудем, яйцом, грушей, шаром и т.д. Поражает и разнообразие их отделки: цезелировка, гравировка, накладное серебрение, никелировка и т.д.
Самовар – это поэзия. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой…В музее можно увидеть самовар из которого пил чай сам адмирал Колчак, самовары которые были подарены детям последнего российского императора Николая 2 и многие другие, а также Вы можете загадать желание подержав за ручки уникального «Самовара желаний». В музее для участников экскурсии организуется чаепитие из самовара.

Музей Колоколов

Музей колоколов – место, где можно приобщиться к удивительной русской культуре и истории древних промыслов. Литье поддужных колокольчиков – местный промысел. Еще до появления заводов по изготовлению колокольчиков, мастера, которых, как говорят, было на Касимовской земле более пятидесяти, отливали колокольчики кустарным способом.

Особенно славились умельцы касимовской Кузнечной слободы.
Традиционная русская тройка была немыслима без звонких поддужных колокольчиков. Долгое время законным правом ездить в сопровождении переливистого колокольного звона обладали исключительно почтовые тройки, а также курьерские тройки, спешившие с важными депешами. Однако мало кто из обывателей мог отказать себе в удовольствии прокатиться под перезвон, и запрет на использование колокольчиков неизменно нарушался. Так, в ответ на запрет использования колокольчиков были изобретены специальные ожерелья для лошадей из бубенчиков, почти не уступающие колокольчикам по громкости звука.

Музей знакомит посетителей с колокольчиками, собранными на всей территории Российской Империи. В нашей стране существовало четыре основных колокольных центра: Валдай, город Слободской, село Пурех, и, конечно, Касимов.

Именно касимовские колокольчики считались самими лучшими в России, они же в настоящее время являются наиболее ценными среди коллекционеров. А так как поддужные колокольчики почти не отливались в других странах, можно с уверенность утверждать, что местные касимовские колокольчики были лучшими и во всем мире. Это-то и послужило поводом к созданию в Касимове музея колоколов. Музей собрал множество удивительных экспонатов. Это колокольчики местных мастеров Кисловых, Скорняковых, Лениных, Лабзенковых. Изделия мастера неизменно отмечали своими именами – их отливали на юбке колокольчиков; там же часто помещали различные шутливые и забавные надписи, напутствия, пословицы и поговорки. Здесь же помещены колокольчики, изготовленные по заказу самых влиятельных людей Касимовского уезда, в том числе купцов Алянчиковых, и даже знаменитой своим жестоким нравом "Баташихи", последней представительницы рода легендарных промышленников Зинаиды Баташевой.

Остановка № 3 Площадь Победы

В Касимове существовала Татарская слобода, в ней мечеть и минарет, текие Шах-Али хана; против мечети - двор царевича Сеид-Бургана, «дом и врата каменные большие, многими фигурами и арабскими надписями украшенные», был старинный каменный ханский дворец, а также двор царицы Фатимы-Султан-Сеитовны. Сейчас от всего великолепия остался минарет и два текие.


Ханская мечеть с минаретом 1476 г. — уникальный памятник архитектуры и истории Касимова. Минарет — самое древнее каменное сооружение города, памятник периода Касимовского царства. Высокая круглая башня-минарет сохранила на себе признаки старины, очень похожа на минарет в Булгарах. Внутри — узкая винтовая лестница, поднявшись по которой, вы оказываетесь на смотровой площадки, откуда раньше разносился голос муэдзина, а после передачи здания краеведческому музею — вы любуетесь видами Касимова. Минарет сохранился без существенных переделок, он представляет исключительную ценность.

По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё.

В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.

Винтовая лестница внутри Ханской мечети. В 1835 г. на средства семьи Шакуловых был выстроен из кирпича второй этаж мечети с куполом в стиле классицизма. Стены второго этажа были облицованы мрамором, деревянная ограда вокруг мечети заменена железной, сохранившейся до наших дней. В целом Шакуловы продолжали руководить жизнью Ханской мечети. Так, богатый касимовский промышленник Хамза Шакулов длительный период времени являлся ее попечителем. Однако, активно занявшись еще в первой пол. XIX в. предпринимательской деятельностью, Шакуловы уже не становились имамами.

Дом Шакуловых, рядом с мечетью

Богатый дом Шакуловых, культурной и знатной семьи, города Касимова, построен в первой половине XIX в. Семья Шакуловых была в родстве с касимовскими царями. Последняя царица города Касимова - урожденная Шакулова.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
[ не задано ]
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
2,9 км
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
4
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 6 лет
  • Дети (с 7 до 11 лет)
Размер группы (мин)
5 человек
Размер группы (макс)
15 человек
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Пеший
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
300
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
нет
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
нет
Дополнительные расходы на питание (руб)
нет
Дополнительные транспортные расходы (руб)
нет
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
Проектируется
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги

В стоимость экскурсии включено традиционное русское чаепитие с самоваром, сушками и пряниками

Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...