ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2017 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут «Городок мой Кола»

«Духовное краеведение или путешествие по древнему городу Кола»

Что дают лайки?
Номинация: Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
«Городок мой Кола»
Полное название:

«Духовное краеведение или путешествие по древнему городу Кола»

Северо-Западный ФО, Мурманская область, Кольский р-н, г. Кола
  • Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
Остановка - Информационно-просветительский центр "Благовещение"

В 2015 г. городу Кола исполнилось 450 лет. И сегодня город является историческим и культурным центром Кольского полуострова, через город проходят практически все экскурсионные маршруты, часто город посещают иностранные туристы.

Последние 7 лет центр "Благовещение" является инициатором просветительских и творческих проектов в сфере духовно-нравственного просвещения. Интерес к изучению истории Православия на Севере возрастает. Накоплен достаточный исторический материал для его представления широкой общественности, а старшие воспитанники Воскресной школы при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кола (подростки 13-15 лет) готовы применить на практике полученные знания.

Реализация туристического маршрута «Духовное краеведение или путешествие по древнему городу Кола» позволяет организовать полезную занятость подростков развивать и сохранять их интерес к истории своего Отечества.

Остановка - Поклонный Крест преподобному Феодориту Кольскому

Традиция установки Поклонных Крестов на Руси берет начало в глубокой древности. Поклонные Кресты ставили на особых памятных местах, на перекрёстках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам. В 1532 году Феодорит просвещает верой христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы, после чего строит здесь церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. За подвиг учительства преподобного Феодорита часто называют просветителем - святым, принесшим свет Христов на Кольскую землю. В память о трудах святого 30 августа 1996 г. в Коле, на берегу реки Тулома был установлен памятный Крест.

Остановка - Памятник «Во славу земли русской»

Не только святые подвижники прославили Кольскую землю, но и коляне, которые отдавали свою жизнь, защищая малую Родину, от иноземных захватчиков. Пройдя всего несколько сот метров по проспекту Защитников Заполярья мы окажемся в сквере, где в 2005 году, в день 440-летнего юбилея города Колы, был установлен Памятник «Во славу земли русской». Венчают этот монумент золоченые буквы «Во славу земли русской», а по бокам, на серых плитах, выгравированы стихи и цитаты, а также года основных битв возле города Колы – 1589, 1591, 1611, 1854, 1941-1945 с краткими пояснениями.

ФОРПОСТ СТРАНЫ — КОЛЬСКИЙ СЕВЕР, Окраинное положение на Севере Европы, малозаселенность территории, отсутствие военных кораблей для защиты местного населения и северных морских путей неоднократно служили причинами нападений на Мурман морских держав и соседних с Русским Севером стран в период обострения межгосударственных отношений.

Нападения шведов на Кольский Север

происходили неоднократно в XVI–XVII вв. В 1590–95 из за побережья на Балтике велась русско-шведская война. Отголоски ее сказались на Мурмане. Жестоким было нападение на Кандалакшу 23.05.1589. Шведы убили 450 чел., разорили Кандалакшский монастырь, разгромили погост Княжая Губа. В том же году 07.09.1589 шведский отряд численностью около 700 чел. напал на с. Ковда, затем высадился в Порьей Губе, творя зло и насилие. В конце года, 23.12., вооруженному нападению подвергся Кольский острог. Стрельцов там уже не было, их перевели в Архангельск, но жители Колы вступили в жестокую схватку с врагом, уничтожив 60 захватчиков и 30 взяв в плен, в т. ч. воеводу Кавпия. Шведы вынуждены были отступить. На севере Кольского п ова 25.12.1589 подвергся нападению Печенгский монастырь. Там были жестоко убиты и сожжены вместе с монастырем игумен, большинство монахов, монастырские послушники и трудники (работники), всего 116 чел. В селении, стоявшем возле монастырской гавани (Печенгская губа), были убиты 37 лопарей, в т. ч. женщины и дети. 13.08.1591 шведы повторили набег на Колу; на этот раз под командованием Ганса Ларссона находилось около 1200 чел. Коляне под руководством воеводы В. Ф. Загрязского отбили это нападение, шведы потеряли 215 чел. Очередное нападение на Колу (уже после подписания в 1595 Тявзинского мирного договора) шведы предприняли под руководством Бальтазара Бека в феврале 1611, но понесли большие потери и отступили.

Нападение датского флота на побережье Мурмана

произошло летом 1623 (уже после решения, казалось бы, вопроса о двоеданничестве лопарей в Восточной Лапландии). Король Дании Христиан IV отправил на Мурман 6 военных кораблей, приказав захватывать имущество русских купцов и промышленников и препятствовать торговым отношения русского государства с Англией и Голландией. Плавая вдоль Мурманского берега, датские моряки грабили русские суда и промысловые становища, отбирая у поморов рыбу, деньги, одежду, снасти и всякие припасы. То, что не могли забрать с собой, сжигали или топили в море. По

Остановка - Храм преп. Варлаама Керетского

Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился около 1502 года в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам», что было редкостью в те времена. Около 1535 года Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. После возвращения на Колу преподобного Феодорита и основания Троицкого Кольского монастыря, в 1540-х годах Василий был переведён в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь.

Согласно преданию, отец Василий, в бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещёных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию и «Ста́рине» он заподозрил жену в супружеской неверности и убил её в припадке ревности. По другой версии, изложенной в каноне Сергия (Шелонина), его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).

Похорони супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Преподобный наложил на Василия необычную и тяжёлую епитимию — возить гроб с мёртвой женой в карбасе, пока тело не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Василий должен был хранить строжайший пост и лишь раз в год на Пасху разрешалась рыба. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), На третий год своих плаваний, находясь у переволоки на Святом Носу и видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен». Это чудо стало свидетельством о прощении Варлаама.

Вторично похоронив супругу Василий, принял постриг с именем Варлаам. Вероятно постриг был совершён в Печенгском монастыре иеромонахом Ионой в 1548 году. Варлаам не стал задерживаться в Печенгском монастыре. Как сообщает нам об этом канон, он пророчески предрекает преподобному Трифону о его братии: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери…». После этого, Варлаам вернулся на родину и поселился в устье реки Кереть, а спустя время перебрался подальше от обитаемых мест, на один из островов Чупской губы. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей. Скончался Варлаам около 1590 года. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.

Ещё при жизни&

Остановка - Мемориальная доска, посвященная первому воеводу города Кола Аврааму Палицину.

Следующая остановка экскурсии вновь перенесет нас в конец 16 века. В те давние давние времена, когда покой города Колы находился под охраной воеводы.

ВОЕВОДЫ - представители центральной власти в Кольском уезде с 1582 по 1713. В их обязанности входило: оборона края от внешнего врага, поддержание «тишины и порядка», наблюдение за сбором налогов и исполнением повинностей, претворение в жизнь распоряжений правительства. На эту должность на Кольский полуостров часто назначались довольно известные лица. Главным органом местной власти являлась подчиненная воеводе и занимавшаяся делами крестьянства съезжая изба — канцелярия, в которой всеми делами ведали «приказные люди» (подъячие). Воевода опирался также на земскую администрацию — выборных старост, данщиков и целовальников. Нередко воеводы, осуществлявшие функции судьи и военачальника в уезде, учиняли произвол и поборы с населения (например, И. В. Воронецкий), на что горожане (и в первую очередь стрельцы) отвечали антивоеводскими выступлениями. В начале XVIII в. административная система России претерпела существенные изменения. Органом городского самоуправления и суда стал городовой магистрат (ратуша), получивший более широкие права. С 1713 воеводы были заменены комендантами.

На здании администрации Кольского района, расположена мемориальная доска, посвященная первому воеводу города Кола Аврааму Палицину.

Аверкий Иванович Палицын (в монашестве Авраамий, 1627-?) - русский писатель и историк, келарь Троице-Сергиева монастыря. В 1582 году был назначен первым воеводой в Кольский острог. Устроил в Коле гостиный двор со складами, ввел взимание упорядоченных торговых и промысловых пошлин. С 1608 года — келарь Троице-Сергиевой лавры, в дни осады которой поляками был в Москве. В 1612 году (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Выдающийся деятель Земского собора 1613 года, был избран первый русский царь из Дома Романовых. Руководил в 1618 году обороной монастыря от польских войск. Изображение присутствует на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде.

Остановка - Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кола

Благовещенская церковь в г. Кола - первое каменное здание построенное на Кольском полуострове.

Главный престол храма освящен в честь одного из двунадесятых православных праздников – Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божиего и Спасителя мира.

Построен храм в 1804-1807 гг. на месте одноименной деревянной церкви. Эта деревянная церковь была построена близь устья реки Кола по сведениям русской летописи в 1532 году, по норвежским источникам в 1529 году. Возведена она была, вероятно, не столько для надобности русских промышленников, сколько для муномашских( кильдинских) и нотозерских лопарей, обращенных во времена великого князя Василия Иоановича, преподобным Феодоритом Кольским, в христианство. В 1532 году лопляне прибыли в Великий Новгород и просили новгородского архиепископа Макария прислать к ним священника для освящения церквей. В 1533 году Макарий отправил иеромонаха Илию из Софийского собора, который в Филиппов день освятил храм Благовещения. Когда церковь обветшала и возникла угроза обрушения, храм разобрали. По другим сведениям церковь сгорела, как и весь Кольско-Печенгский монастырь в 1619 году. Средств на возведение нового храма не было и место пустовало.

27 февраля 1783 года Екатерина II в виде особой «монаршей милости» пожаловала Коле, как самому северному городу Российской империи, 8000 рублей на сооружение каменного собора. Однако найти подрядчика, желающего построить церковь за такую сумму, не удалось и деньги были сданы в банк для выдачи ссуд под проценты. К концу XVII века сумма, пожертвованная царицей, выросла до 13000 рублей.

В 1797 году на коронации Павла I к новому монарху подошел колянин Андрей Герасимов и « осмелился утруждать Его Императорское Величество» прошением о возведении « предположенной каменной церкви» в городе Кола. Павел I повелел начать строительство.

7 июля 1800 года подряд на каменную кладку Кольской церкви взял архангелогородец Василий Мышкин с артелью. Строительные материалы - кирпич, железо, гвозди - доставлялись в город по морскому пути из Архангельска, так как собственных производств на Кольском полуострове не было. Это замедляло строительство. Надзор за ходом строительства, по занятости губернского архитектора, возложили на Кольского городничего и местную ратушу.

Весной 1804 года строители завершили сооружение большого каменного купола, оставалось закончить кладку колокольни и отделку здания. 19 мая 1804 года, закончив кладку, строители выбили подпоры, при этом «здание и купол с кружалами, стойками и вымостами провалились по самые верхние в большом своде окошки и оного Мышкина и брата его кирпичьями и внутренними лесами и вымостами совсем почти засыпало так, что едва могли их достать, а третьего их работника выкинуло в окошко, однако ж они в здоровье поправились». Было принято решение сначала закончить строи

-
Пешком
Описание

Местная общественная организация "Благо" объединяет детей и взрослых: историков, краеведов неравнодушных к истории своей малой Родины. На наш взгляд, работа над туристическим маршрутом  «Город мой Кола»  включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает подростку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков. Изучение своей малой Родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Расправив крылатого крика покров.

Из отчего дома, из милого края

В Судьбу вырастает к России любовь.

Россия — поморские лодки и сети.

Россия — избушки, церквушки, кресты…

В метельных молитвах о лете, о свете

Отсюда для нас начинаешься ты.

Я хочу познакомить вас с экскурсионной программой по святым местам древнего города Колы. Цель моей работы приобщение школьников к изучению историко – культурного наследия города Колы. Экскурсия предлагается группе учащихся 10-15 лет. Ориентировочное время пешеходной экскурсии: 1,5 часа.

Первая остановка в нашей экскурсионной программе состоится у Поклонного Креста преподобному Феодориту Кольскому. Традиция установки Поклонных Крестов на Руси берет начало в глубокой древности. Поклонные Кресты ставили на особых памятных местах, на перекрёстках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам. В 1532 году Феодорит просвещает верой христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы, после чего строит здесь церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. За подвиг учительства преподобного Феодорита часто называют просветителем - святым, принесшим свет Христов на Кольскую землю. В память о трудах святого 30 августа 1996 г. в Коле, на берегу реки Тулома был установлен памятный Крест.

Не только святые подвижники прославили Кольскую землю, но и коляне, которые отдавали свою жизнь, защищая малую Родину, от иноземных захватчиков. Пройдя всего несколько сот метров по проспекту Защитников Заполярья мы окажемся в сквере, где в 2005 году, в день 440-летнего юбилея города Колы, был установлен Памятник «Во славу земли русской». Венчают этот монумент золоченые буквы «Во славу земли русской», а по бокам, на серых плитах, выгравированы стихи и цитаты, а также года основных битв возле города Колы – 1589, 1591, 1611, 1854, 1941-1945 с краткими пояснениями.

Здравствуй, церковь! Примешь? Впустишь?
Каюсь, грешен, жил безбожно.
Я пришел, поскольку — русский.
Я пришел, поскольку — тошно.

Гадок плен чужой свободы —
Беспредельной, злобной, ложной.
Я пришел под эти своды
Исцелиться Словом Божьим.

В мире — умопомраченье,
Больше некуда укрыться.
Добрый батюшка-священник,
Научи меня молиться.

От дурмана истин лживых
Гаснет разум. В сердце — мглисто.
Душен мир. Но души — живы
Ясным светом вечных истин!

Крест кладу я неумело.
Непривычен... Неприучен...
Но душа — переболела.
И на сердце — светлый лучик!

Преподобный Варлаам Керетский жил в XVI веке. Родился он и вырос близ Белого моря в Керетской волости. Светой Варлаам знал грамоту и был поставлен священником к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Кола. Жизнь преподобного Варлаама Керетского - пример того, как милосердный Господь принимает всякого и возводит его от греха к святости.

Следующая остановка экскурсии вновь перенесет нас в конец 16 века. В те давние давние времена, когда покой города Колы находился под охраной воеводы. На здании администрации Кольского района, расположена мемориальная доска, посвященная первому воеводу города Кола Аврааму Палицину. Он умело сражался тяжеленой боевой палицей, которая была не под силу обычному человеку, за что и получил прозвище, ставшее фамилией у его потомков. В 1582 году в качестве воеводы с отрядом из 30 стрельцов он был отправлен обустраивать Кольский острог и фактически стал первым «настоящим» градоначальником самого северного русского города.

Наша виртуальная экскурсия приближается к завершению, и сейчас нам предстоит проложить путь в центр города к первой каменной церкви на Кольской земле. Обратите внимание на необычное устроение купола храма, что обусловлено событиями имевшими место быть 19 мая 1804 года. Закончив кладку, строители выбили подпоры, при этом купол со стойками и прочими составляющими провалился и «осел» на стенах храма. Еще недостроенный храм пришлось восстанавливать. В результате церковь была построена только к августу 1807 года.

В церкви хранится деревянный Поклонный крест XVII века, на котором можно прочитать «В лето 1635 июня в 16 день поставлен сий крест на поклонение всем христианам». По преданию, крест был установлен Кольским воеводой Гурием Ивановичем Волынцевым в благодарность священнику Вралааму Керетскому за исцеление от болезни. В XX веке крест стоял у дороги напротив того места, где сейчас расположена почта. В 80-е годы стараниями известного краеведа, директора Мурманского областного музея Владимира Александровича Пожидаева Крест нашли в районе пилорамы на Каменном острове и установили в церкви. Постановлением Совета Министров РСФСР Поклонный Крест признан памятником архитектуры федерального значения.

Наша необычная экскурсия подошла к концу и мне хочется подарить вам прекрасные строки Николая Колычева:

То гулко, то звончее, чем хрусталь,

Звучат колокола светло и строго…

Во мгле веков звонит, звонит звонарь

И смотрит в небеса,

И видит Бога.

Я благодарю вас за внимание и желаю вам всего самого доброго!

Форма организации маршрута
[ не задано ]
Форма организации по категории потребителей
[ не задано ]
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
[ не задано ]
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
[ не задано ]
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
[ не задано ]
Категория туристов на маршруте
[ не задано ]
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
[ не задано ]
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
[ не задано ]
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
[ не задано ]
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]

 
Загрузка...