ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2016 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
При информационной поддержке Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм)
Официальный партнер - TUI Россия и СНГ TUI Россия и СНГ

Маршрут «Памяти вечной дороги»

туристическиЙ [маршрут для школьников по местам Боевой Славы Рамонского муниципального района, в рамках проекта «Памяти вечной дороги» «У берегов донских в бою» -«Подвиг генерала»- «Фронтовой медсамбат» -По нашим селам шла война»

Что дают лайки?
Номинация: Лучший военно-исторический маршрут (туристский маршрут, включающий выбор военно-исторической тематики, которая будет прослеживаться в ходе всего маршрута)
«Памяти вечной дороги»
Полное название:

туристическиЙ [маршрут для школьников по местам Боевой Славы Рамонского муниципального района,

в рамках проекта «Памяти вечной дороги»

«У берегов донских в бою» -«Подвиг генерала»- «Фронтовой медсамбат» -По нашим селам шла война»

Центральный ФО, Воронежская область, Рамонский р-н, раб.пос. Рамонь
  • Лучший военно-исторический маршрут (туристский маршрут, включающий выбор военно-исторической тематики, которая будет прослеживаться в ходе всего маршрута)
  • Экскурсионные туры
Остановка - РАМОНЬ
Остановка - С.ЯМНОЕ
Остановка - Д.МЕДОВКА
Остановка - Д.МОХОВАТКА
Остановка - С.НОВОЖИВОТИННОЕ
Остановка - П.КОМСОМОЛЬСКИЙ
Остановка - С.КНЯЗЕВО
Остановка - С.ГОРОЖАНКА
-
На автомобиле
Описание

ПРОЕКТ 4-Х ДНЕВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА «Памяти вечной дороги»

ДЕНЬ1 маршрут «У берегов донских в бою»

Светлой памяти защитников

Воронежской и Рамонской земли -

воинам 232 стрелковой дивизии посвящается

Цели маршрута:

1) Сохранение исторической памяти поколений о священных событиях Великой Отечественной войны.

2) Воспитание патриотизма и гражданственности на примере подвига бойцов 232 стрелковой дивизии, отстоявших в июле 1942 - январе 1943 годов Донские переправы и Донское левобережье на территории Рамонского района

Место проведения

Рамонский район: с. Ямное – с. Моховатка – с. Медовка – с. Новоживотинное – п. Комсомольский – с. Князево – с. Горожанка

Вид маршрута

Пешеходный, велосипедный, авто – мотопробег

Протяженность маршрута

50 км

Продолжительность (общая и ходовых дней)

3 дня пешеходного и вело маршрута,

1 день – авто – мотопробега: 43 мин – чистое время без экскурсий.

Рекомендуемые сроки проведения

апрель - сентябрь

Описание маршрута.

Маршрут проходит через села Рамонского района: Ямное – Моховатка- Медовка - Новоживотинное – п. Комсомольский – Князево - Горожанка, расположенные на линии фронта в июле 1942 - январе 1943 годов.

Маршрут представляет собой путешествие по местам жестоких боев 232 стрелковой дивизии 60 армии Воронежского фронта, оборонявшей Донские переправы и Донское левобережье на территории Рамонского района.

В селе Ямное возможно посещение следующих экскурсионных объектов: в центре села - воинское захоронение № 290, уголок Боевой Славы

МКОУ Яменской СОШ, храм Параскевы Пятницы, где можно почтить память павших воинов.

В селах Моховатка и Медовка располагаются одиночные могилы неизвестных советских летчиков 20-ой воздушной армии генерала Корсиковского, ведуших в небе с фашистскими самолетами жестокие воздушные бои.

В селе Новоживотинное: в центре села у здания школы - воинское захоронение № 44, уголок Боевой Славы в МКОУ Новоживотиновской СОШ, музей-усадьба Дмитрия Веневитинова, восстановленный приусадебный парк с беседкой и каменными спусками к реке Дон, церковь во имя Михаила Архангела.

В поселке Комсомольский: в центре поселка - воинское захоронение № 43, музей МКОУ Комсомольской СОШ.

В селе Князево расположены три воинских захоронения, музей МКОУ Князевской ООШ.

Село Горожанка: воинское захоронение № 399 на берегу реки Дон, воинское захоронение № 45, музей ГКОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус».

Содержание экскурсии:

28 июня 1942 года, создав многократное превосходство в силах и средствах, 4-ая немецкая танковая армия при поддержке 2-ой и 6-ой полевых армий, 2-ой венгерской армии и 4-ого воздушного флота, прорвали фронт в районе Курска на стыке 13-ой и 40-ой советских армий. Немецко-фашистские войска начали стремительное продвижение к берегам Дона, пытаясь достичь выгодного стратегического положения для победоносного наступления на Кавказ и Сталинград. Операцией по захвату бассейнов рек Воронежа и Дона под кодовым названием «BIau» («Синяя») командовал генерал – фельдмаршал фон Вейхс.

К 6 июля 1942 года враг оккупировал донское правобережье, территорию рамонского Задонья и правобережье города Воронежа. Захватив рамонское село Подгорное, он вышел на Задонское шоссе (трасса «Дон») и создал реальную угрозу дальнейшего продвижения в северном направлении в центр страны. Над междуречьем Воронежа и Дона нависла угроза оккупации.

232 стрелковая дивизия 60-ой армии Воронежского фронта проявляя мужество и героизм, вела активные боевые действия, сковывая силы немецко-фашистских захватчиков, не позволяя врагу закрепить успех, снять с воронежского направления войска и перебросить их под Сталинград.

Сформированная весной 1942 года в Алтайском крае, в Бийске, как 232-я стрелковая дивизия 2-го формирования, в основном из бойцов местных народностей. Многие её бойцы - юноши 18-19 лет - не имели боевого опыта. Но воинская дисциплина, политико-моральное состояние были крепкими. 23 апреля 1942 года дивизия была отправлена на фронт.

В конце мая под командованием подполковника Ивана ИльичаУлитина (с 04. 02. 1943 года присвоено звание генерал - майор, погиб 23.04.45, Герой Советского Союза, похоронен на Ольшанском кладбище г. Прага) прибыла в Воронеж и вошла в состав 6-й резервной армии. Штаб обосновался в городе, а полки - в окрестных лесах рамонских сел. Здесь воинам предстояло завершить учёбу и получить тяжёлое вооружение. Но начавшееся летнее наступление гитлеровцев нарушило планы командования. В состав дивизии входили 498-й, 605-й и 712-й стрелковые полки, 425-й артиллерийский полк.

Дивизия стремилась любой ценой переломить ситуацию, остановить продвижение противника в северном направлении. Для выполнения задачи дивизия вела кровопролитные бои на территории современного Рамонского района на левобережье Дона, стремясь любой ценой взять захваченное немцами село Подгорное (тогда территория современного Рамонского района).

Вместе с 232 стрелковой дивизией в боях у Задонского шоссе сражались 107, 121, 195, 159, 303 стрелковые дивизии, 17, 18, 25 танковые корпуса 14-ой отдельной танковой бригады, 694 истребительный противотанковый артиллерийский полк, 233 полк НКВД. Дивизии было приказано как можно дольше задержать противника на донских рубежах, на подступах к городу. 232-я сд первой остановила рвущегося врага и навязала ему тяжелые и изнурительные бои. К позициям дивизии упорно рвались немецкие группировки 24-я танковая и 16-я моторизованная дивизии, имеющие до 200 танков и самоходных орудий «Артштурм». В эти же дни фашистская авиация совершила от 1,5 до 2 тыс. самолетовылетов. Порой в воздухе висело от 80 до 100 самолетов врага. В один из дней наши зенитчики сбили 27 самолетов. Впоследствии маршал Ф. И. Голиков сам признавался, что подобные налеты авиации ему приходилось видеть только в Сталинграде.

12-14 июля шли упорные бои за село Подгорное и Подклетное, которые по несколько раз переходили из рук в руки. В этих боях героизм и мужество проявили воины 161 стрелковой дивизии, прошедшей переформирование в Рамони. Под командованием полковника Кочеткова Павла Ивановича они подбили несколько танков, сбили 8 самолетов, захватили 14 орудий и 40 пленных. Воины 195 стрелковой дивизии уничтожили 1700 немецких солдат и офицеров, захватили 7 орудий, 24 миномета. 14 июля село Подгорное было полностью в наших руках.

Ценой героических усилий угроза продвижения противника на север по Задонскому шоссе в центр страны была ликвидирована. Фронт стабилизировался. Началась героическая оборона отвоеванных рубежей.

712 стрелковый полк 232 стрелковой дивизии под командованием майора Сычева К.А. успешно удерживал переправы у Русской Гвоздевки, Хвощеватки и Новоживотинного, Горожанки. 3-й ботальон дивизии располагался в районе деревни Медовка. Успешно действовала в районе деревни Моховатки минометная батарея дивизии. В ней было шесть 120 мм минометов, всего 64 человека личного состава и 6 автомашин. Она успешно вела огонь по целям в районе стоящего на противоположном берегу Дона большого (на 800 дворов) села Хвощеватка, занятого немцами.

Все вокруг было в огне, черный дым застилал горизонт. С воздуха бомбежки не прекращалась ни на минуту. Одна волна самолетов сменяла другую, и так до позднего вечера. По ночами жители прифронтовой зоны сел Рамонского района за 30-40 км видели ночью отблески пожарищ.

Оборону северной окраины города и Рамонских сел Подгорное Новоподклетное, Ямное вместе с 232 стрелковой дивизией держали 121-я стрелковая дивизия и переброшенная из Тамбова 107-я стрелковая дивизия, которая также с ходу вступила в бой. В эти дни командующий Брянским фронтом Ф. И. Голиков говорил: «На Дону, на Воронеже» шаг за шагом, звено за звеном продолжал сколачивать фронт обороны против надвигающегося врага».

С 30 июня, получив артиллерию, минометы и стрелковое вооружение двумя стрелковыми полками и спецчастями дивизия обороняла рамонский левый берег Дона и плацдарм на правом донском берегу в районе Хвощеватки. Дивизия нанесла врагу большие потери и сбила темп наступления. До конца января 1943 года 232-я дивизия вела оборонительные бои на донском рубеже Горожанка - Новоживотинное - Ямное.

Оборонительные рубежи для 232-ой стрелковой дивизии возводили жители Рамонского района. В основном, это были молодые женщины и девушки, которые были зачислены в военную часть № 41757 (командир Махонин). Их каждое утро вызывали на построение, делали перекличку. Они жили в с. Кривоборье в конюшне: на сено ложились, сено под голову и сеном укрывались. Потом их разместили «по квартирам» в семьи местных жителей. Работали целый день, обеды прямо на берег доставляла полевая кухня. Работа для женских рук была не из лёгких: норма 15 метров окопов в день, окоп 1,5 метра в глубину: землю нужно было выкинуть и заложить дёрном так, чтобы враг не заметил свежевыкопанной земли. Ещё в окопах делали ячейки, куда женщины должны были вставлять плетёные корзинки для гранат и снарядов. На реку старались не смотреть, по течению плыли тела убитых солдат, кто без ноги, кто без руки… И из Дона не разрешали пить: вода была кроваво - красной. Гражданское население Рамонского района вносило свой посильный вклад в дело Великой Победы в этой страшной войне.

Ранним солнечным морозным утром 23 января 1943года 232 стрелковая дивизия начала наступление на правый берег Дона. Бойцы переходили на правый берег Дона по льду по сравнительно узкому проходу, подготовленному минерами. Во время подготовки к Воронежско - Касторненской наступательной операции дивизия совершила марш под Кочетовку Хохольского района и участвовала в прорыве долговременной обороны противника.

Дивизия прошла с боями по Курской, Сумской и Полтавской областям, била фашистов под Киевом и Винницей, освобождала Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Её боевой маршрут равен 3800 километрам. За период с 3 июля 1942 года по 11 мая 1945 года дивизия уничтожила 70 930 солдат и офицеров противника, 243 танка, 402 орудия, 1200 автомащин, 12 самолётов и много другой техники.

За боевые заслуги удостоена почётных наименований "Сумская" (2 сентября 1943) и "Киевская" (6 ноября 1943), награждена орденами Ленина (26 марта 1944 г.), Красного Знамени (4 января 1944 г.), Суворова 2-й степени (18 марта 1944 г.), Богдана Хмельницкого 2-й степени (14 марта 1944 года); 13276 её воинов награждены орденами и медалями, 28 удостоены звания Героя Советского Союза. За ратные подвиги воинов дивизии Москва 18 раз салютовала орудийными залпами.

Рекомендации по прохождению маршрута.

Рекомендуемый возраст детей: 13 - 17 лет.

ДЕНЬ 2 МАРШРУТ«Подвиг генерала»

Светлой памяти защитника

Воронежской и Рамонской земли - командарму

5-ой танковой армии Герою Советского Союза

Александру Ильичу Лизюкову посвящается

Цели маршрута:

1) Сохранение исторической памяти поколений о священных событиях Великой Отечественной войны.

2) Воспитание патриотизма и гражданственности на примере героических личностей полководцев Советской Армии, на примере подвига на Рамонской земле генерал- майора А.И. Лизюкова.

Место проведения

Рамонский район: с.Большая Верейка – высота 188,5 – с. Лебяжье – г.Воронеж

Вид маршрута

авто – мотопробег, велосипедный

Протяженность маршрута

83 км

Продолжительность (общая и ходовых дней)

1 день – авто – мотопробега: 2 часа – чистое время без экскурсий

Рекомендуемые сроки проведения

апрель - сентябрь

Описание маршрута.

Маршрут проходит через села Рамонского района: Большая Верейка (место дислокации штаба 5-ой танковой армии в сельской церкви в честь Троицы Живоначальной) - высота 188,5 (место гибели генерала Лизюкова, обозначенное памятным знаком) - Лебяжье (гранитная плита у храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» над местом захоронения генерала Лизюкова в июле 1942 года) - город Воронеж (могила генерала и его боевых товарищей у Памятника Славы, улица генерала Лизюкова, музей поискового объединения «Дон» (улица Солнечная, 26).

Маршрут представляет собой путешествие по местам жестоких боев 38-ой армии Брянского фронта в июле 1942 года на территории Рамонского Задонья.

Старт маршрута может начинаться по желанию путешествующих: как в городе Воронеже у памятника Славы, так и в селе Большая Верейка. Он может быть разбит на отдельные отрезки - малые маршруты.

В Северном районе города Воронежа возможно посещение экскурсионных объектов: памятника над могилой генерала Лизюкова на Московском проспекте у Памятника Славы и прилегающей улицы, носящей имя генерала Лизюкова, на улице Солнечной, д. 26 - музей поискового отряда «Дон», обнаружившего в селе Лебяжье останки генерала Лизюкова.

В селе Большая Верейка: в центре села посещение воинского мемориала - одного из самых больших захоронений советских воинов на местах боев 5-ой танковой армии генерала Лизюкова и 1-го танкового корпуса генерала Катукова (воинское захоронение № 132), музея Боевой Славы и краеведческого музея МКОУ Большеверейской СОШ, памятника уроженцу села Герою Советского Союза В.В. Колосову (у входа в здание школы).

Высота 188,5: на месте гибели генерала А.И. Лизюкова установлен памятный знак.

В селе Лебяжье туристическими объектами являются: в центре села восстанавливающийся храм в честь иконы Божьей Матери «Знаменье», мраморная плита возле храма на месте первичного захоронения генерала Лизюкова в июле 1942 года, памятник погибшим воинам и односельчанам не вернувшимся с войны.

Содержание экскурсии:

Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года в городе Гомеле республики Беларусь в семье учителя. Рано лишился матери. Окончил 6 классов гимназии. В 19 лет вступил в Красную Армию. Окончил командирские курсы. Его военная карьера началась в 1919 году на Юго-Западном фронте в должности командира взвода и продвигалась очень быстро. В 1923 году после окончания бронетанковой школы командовал бронепоездом на Дальнем Востоке. После окончания военной академии имени Фрунзе (1927) посвятил себя подготовке танкистов. Преподавал в военной академии. За формирование танковой бригады в г. Слуцке награжден орденом Ленина. В 1938 году был арестован по обвинению в антисоветском заговоре. Два года провел в тюрьме, но был оправдан. Войну встретил в Белоруссии. Полковник А.И. Лизюков являлся начальником штаба обороны города Борисова, заместителем командира 36-ой танковой дивизии, оборонял переправы через Березину и Днепр. Своими тактическими действиями спас от окружения две наши армии, за что стал одним из первых Героев Советского Союза времен Великой Отечественной войны. Высокое звание Героя ему было присвоено 6 августа 1941 года. Оборонял Москву. В июне 1942 года был назначен командующим 5 танковой армией.

Для стабилизации линии фронта 6 июля 1942 года, 5-ой танковой армии генерал-майора А.И.Лизюкова по флангу немецкой группировки Вейхса был нанесен удар. Для наступления в направлении Землянск – Хохол и нанесения расчленяющего удара армия заняла рубеж Каверье – Павловка – Новосильское и вступила в бой. В конце июля 1942 года по архивным данным и свидетельству очевидцев армия дислоцировалась в селе Лебяжье и частично в селе Большая Верейка.

Подвиг генерала.

Только с 6 по 20 июля враг в районе этих сел понес большие потери: 21355 солдат офицеров, 357 танков, 35 самолетов и другой техники.

Удар оттянул на себя 24-й немецкий танковый корпус и три немецкие пехотные дивизии. Немецкие танки так необходимые фашистам под Сталинградом, остались на Рамонской земле. Немцы не смогли продвинутся по правому берегу Дона в северном направлении к Липецкой области, не смогли с правобережья форсировать Дон на рубеже: Русская Гвоздевка- Новоподклетное – Новоживотинное - Горожанка, перейти на левобережье и захватить дорогу на Москву (трасса «Дон»). На правобережье Дона ценой героических усилий враг был остановлен. Это был подвиг 5 танковой армии, и ее легендарного командарма.

Тяжелые бои передвинулись на запад к границам с Семилукским районом. Передовые части армии вырвались в район села Медвежье Семилукского района. С ними была потеряна связь. На соединение с ними было отправлено несколько танков, которые возглавил сам А.И. Лизюков. Во время прорыва в тяжелом бою танк А.И. Лизюкова вырвался далеко вперед, достиг окопов противника и был подбит снарядом из противотанкового орудия.

Так, 23 июля 1942 года, во время ожесточенного сражения, в трех километрах от села Большая Верейка (на географической карте высота 188, 5), у развилки дорог Большеверейского и Павловского поселений Рамонского района, Герой Советского Союза Лизюков Александр Ильич погиб. Тело генерала было доставлено в тыл - в село Лебяжье, вместе с 7 погибшими танкистами и автоматчиками и тайно, чтобы над могилой не надругались захватчики, перезахоронено у церкви в селе Лебяжье.

Поиск могилы генерала.

Село было обозначено на воинских картах не Лебяжье, а Сухая Верейка так, как называлась протекающая в этой местности река. И в архивных документах значилось место гибели А.И. Лизюкова - несуществующее село Сухая Верейка, поэтому поиски семьи, усилия воронежских поисковых отрядов, были безуспешны вплоть до 2008 года. В апреле 2008 года поисковым объединением «Дон» (руководитель Сегодин М.М.), на основании письма свидетеля захоронения танкиста Павла Ивановича Нечаева, еще раз археологическим методом были проведены поисковые работы. Захоронение было обнаружено. Оно полностью соответствовало описаниям Нечаева: находилось у сельской церкви в районе реки Сухая Верейка, в ней было захоронено 8 погибших.

С помощью телеканала НТВ были найдены родственники генерала А.И. Лизюкова. А в Москве, в центральном НИИ судебно-медицинской экспертизы проведены экспертизы ДНК и экспертизы ТАД - 3 (метод совмещения). На основании экспертиз и показаний свидетелей было установлено, что найденные в селе Лебяжье останки - останки генерала А.И. Лизюкова.

7 мая 2009 года останки легендарного командарма и 7 воинов, с генеральскими почестями, при огромном стечении народа, в присутствии родственников были преданы земле у Памятника Славы в городе Воронеже, рядом с улицей, названной в его честь.

5 мая 2010 года на месте перезахоронения был открыт памятник.

С подробными материалами поисковых работ можно познакомиться в музее поискового отряда «Дон» в городе Воронеже на улице Солнечная, д. 26.

С целью увековечивания памяти командарма на Рамонской земле, 18 июня 2009 года на родине А.И. Лизюкова в городе Гомеле, на заводе «Гомсельмаш», сошел с конвейера именной комбайн «Командарм А.И. Лизюков». 29 июня 2009 года в поселке Комсомольском в присутствии министра сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь С.Б. Шапиро, губернатора Воронежской области А.В. Гордеева, главы администрации Рамонского района В.И. Логвинова, жителей поселка, ветеранов Великой Отечественной войны именной комбайн торжественно был передан лучшему хозяйству района ОООНПКФ «Агратех–Гарант–Березовский».

Рекомендации по прохождению маршрута.

Рекомендуемый возраст детей: 13 - 17 лет.

ДЕНЬ 3 маршрут «Фронтовой медсамбат»

Событиям и людям, героически трудившимся

в прифронтовой полосе в годы Великой

Отечественной войны, посвящается

Цели маршрута:

1) Воспитание личности, любящей свой родной край, бережно относящейся к духовным ценностям и историческому прошлому нашей Родины.

2) Формирование целостного представления о картине боевых действий, дислокации военно-полевых госпиталей и других объектов военной инфраструктуры на территории Рамонского района в годы Великой Отечественной войны.

Место проведения

Рамонский район: с. Чертовицы – с. Староживотинное – с. Айдарово – п. Рамонь – х. Поляна – п. Бор

Вид маршрута

Пешеходный, велосипедный, авто – мотопробег

Протяженность маршрута

36 км

Продолжительность (общая и ходовых дней)

2 дня пешеходного и вело маршрута,

1 день – авто – мотопробега: 1 час15 мин – чистое время без экскурсий.

Рекомендуемые сроки проведения

апрель - сентябрь

Описание маршрута.

Маршрут проходит по селам: Четровицы – Староживотинное - Айдарово - Рамонь - хутор Поляна - Бор, где располагались госпитали и штабы воинских частей Воронежского фронта, в непосредственной близости с районом боевых действий в июле 1942 - январе 1943 годов.

Маршрут включает следующие экскурсионные объекты, которые можно посетить во время путешествия:

Село Чертовицы: воинское захоронение № 40, на территории Чертовицкого санатория (Санаторий с начала войны - дом отдыха для командного состава. С началом боевых действий на Воронежском фронте – место размещения военно-полевых госпиталей № 4041 и №2615 232 - ой и 303 стрелковой дивизии); воинское захоронение № 395 в лесу на окраине поселка; памятный знак в лесу на месте госпитального захоронения - напротив санатория; Архангельская церковь - памятник архитектуры XVIII века - ориентир речной переправы воинских частей с левого берега реки Воронеж к линии фронта в летом 1942 - зимой 1942 годов; музей МКОУ Чертовицкой ООШ, которая с 2013 года носит имя Александра Савельева - выпускника школы, воина- интернационалиста, погибшего в Афганистане.

Село Староживотинное и Айдарово: прилегающие к дороге лесные массивы являлись местом расположения 238 отдельного медико-санитарного батальона 232 Сумско-Киевской дивизии; на сельском кладбище в селе Староживотинное - могила участника битвы за Воронеж Бобрешова Василия Григорьевича; центре села Айдарово - памятник воинам-землякам, не вернувшимся с войны.

Поселок Рамонь: при въезде в Рамонь расположено воинское захоронение № 34; на улице Фучика – памятник уроженцу Рамони Герою Советского Союза Петру Тихоновичу Тутукову; улица Школьная, д. 1 - старое здание Рамонской школы – место переформирования боевых частей Воронежского фронта; на улице Рабочая (район магазина «Топор») - мастерские по ремонту тяжелой военной техники: танков и пушек; на улице Рабочей (район Рамонского лесничества) – памятник Неизвестному Солдату; мост через реку Воронеж – стратегический военный объект, место интенсивного движения войск и техники к передовой линии Воронежского фронта; железнодорожная станция «Рамонь» - стратегический военный объект, находящейся в непосредственной близости к линии фронта, куда из центра страны для нужд Воронежского фронта доставлялись военная техника, необходимые грузы, воинские части. В центре поселка: памятник землякам, не вернувшимся с войны.

Хутор Поляна: прилегающие к дороге лесные массивы - место расположения 238 отдельного медико-санитарного батальона 232 Сумско-Киевской дивизии; место расположения в июле 1942 года штаба 60 Армии Воронежского фронта (командующий генерал И.Д. Черняховский); воинское захоронение №38; улица М.Л. Салманова (мемориальная доска на доме №1- дом уроженца Рамони - Салманова Митрофана Лаврентьевича - легендарного разведчика, кавалера трех орденов Славы).

Поселок Бор: место расположения 238 отдельного медико-санитарного батальона 232 Сумско-Киевской дивизии; воинское захоронение №37; место формирования 498 стрелкового полка, памятник летчику Стрекозову.

Содержание экскурсии:

Туристический маршрут проходит по селам Рамонского края, расположенным на правобережье и левобережье реки Воронеж, которые во время Воронежского сражения 1942-1943 года оставались в руках советских войск, но находились в непосредственной близости к линии фронта. На их территориях располагались фронтовые госпитали, штабы воинских частей, редакции воинских газет. По их дорогам день и ночь продвигались свежие войска к линии фронта, двигалась техника, везли раненых. Здесь же создавалась новая линия военных укреплений, окружающие леса были все перерыты окопами, блиндажами. Доты и дзоты возводились прямо в укрепляемых домах жителей, для чего в лесных массивах вырубался лес, особенно дубравы.

Села подвергались постоянным налетам вражеской авиации и дальнобойной немецкой артиллерии с захваченного фашистами донского правобережья. Массированные налеты немецких «юнкерсов» обстреливали и бомбили колонны беженцев и армейские части, продвигающиеся по нашим дорогам от железнодорожных станций Беляево и Графская через Ступино и Рамонь по проселочным и лесным дорогам к селу Чертовицам и селу Подгорное к линии фронта. В небе вела с фашистскими летчиками бои 20-ая воздушная армия г. С конца июня велась повсеместная эвакуация жителей из прифронтовой полосы.

В это грозное время железнодорожная станция «Рамонь» имела особое стратегическое значение. Она соединила не оккупированные немцами северо - восточные территории Воронежского края с центром страны.

На станции формировались железнодорожные составы мобилизованных граждан. Сюда на помощь Воронежскому фронту прибывала живая сила, техника, боеприпасы, обмундирование, продукты, медикаменты. Здесь размещались центры эвакуации раненых и фронтовые госпитали на хуторе Поляна и поселке Бор.

На станционном элеваторе день и ночь шла отгрузка зерна в железнодорожные составы для отправки в центр страны и муки в «полуторки»: грузовые машины для армейских хлебопекарен, которые разместились за рекой у сахарного завода и в деревне Париново.

На погрузке весь световой день работали бригады девушек комсомолок. Валились от усталости, спали тут же на зерне. Их руки, лица были черными от пыли.

Когда составы с зерном были отправлены, на железнодорожную станцию подавались вагоны – «теплушки» для отправки раненых. Девушки принимали участие и в этой «живой» погрузке. Перетаскивали носилки, поправляли повязки, поили раненых водой. Работали на пределе.

Но больше всего людей изматывали бомбежки. День и ночь над станцией «висели» фашистские бомбардировщики. От их массированных налетов не спасали ни окопы, ни землянки, ни огромные лесные массивы, окружающие станцию. Бомбили при свете зажигательных бомб ночью, и на рассвете, и днем. Особым ударам подвергалась движение войск, живой силы.

После бомбежек бригады выходили в Усманский бор на поиски раненых и убитых. Похоронная команда хоронила погибших солдат, раненых отправляли в госпитали соседних сел Поляна и Бор.

Атаки немецких самолетов отражали зенитные расчеты, расположенные на высоких точках правобережья реки Воронеж и у Рамонского моста. В небе велись воздушные бои.

В октябре был проведен демонтаж оборудования сахарного завода, которое железнодорожными эшелонами отправили на станцию Беловодская. С приближением фронта началась эвакуация колхозного скота в Тамбовскую, Пензенскую и Саратовскую области. Рамонские села опустели, на улицах бродили одичавшие собаки, из леса заходили олени, а следом и волки. Вторая военная зима была суровой, с сорокоградусными морозами, метели заносили избы по самые крыши.

Но в любую погоду по чертовицким и рамонским мостам и переправам нескончаемым потоком день и ночь шли войска на помощь Воронежскому фронту. У «Колена», где река Воронеж делает крутой изгиб, были наведены понтонные мосты. По ним передвигалась тяжелая военная техника: танки, пушки, «катюши». Переправившись через понтонный мост, они следовали по улицам Победа – Чапаева – Рабочая, спускались в Айдаровский лог и уходили лесными дорогами на Айдарово, Староживотинное, Чертовицы и Подгорное к линии фронта.

В обратном направлении с фронта по этим же дорогам везли раненых к медсанбатам и госпиталям, которые находились на всем пути следования и расположения советских войск от Чертовиц до поселка Бор. В госпитали поселка Бор и хутора Поляна, расположенных в лесных массивах вблизи железнодорожной ветки Рамонь – Графская, везли тяжелораненых для отправки в тыл.

По этим же дорогам с линии фронта оттягивали в Рамонь разбитую и поврежденную военную технику. На территории «Откормсовхоза» (ныне улица Рабочая) в мастерских ее ремонтировали.

В Чарыковом логу, (правый берег реки Воронеж) вдоль улицы Набережная (ныне Тутукова) пристреливались отремонтированные винтовки. Их чинили на самом верху крутого склона, в часовне Рамонской районной больницы, переоборудованной под военную мастерскую.

У Рамонского сахарного завода, в здании бывшей столовой и в деревне Париново работали фронтовые пекарни. Ночью скрытно «полуторки» везли к фронту в окопы горячий хлеб.

Под крутыми спусками «Ольгиного» бугра на улице Набережная (ныне - Тутукова) находился банно-прачечный комбинат. Здесь под маскировочными сетками были установлены фронтовые бани. Тут же размещалась прачечная, где стиралось белье солдат Воронежского фронта.

Ночью, чтобы избежать налетов немецкой авиации, солдат на машинах доставляли к банно-прачечному комбинату, где они мылись, получали чистое белье и вновь отправлялись на фронт в окопы, протянувшиеся по всей территории нашего района от села Подгорного до Горожанки. Прибывшая в Рамонь погранзастава патрулировала территорию от Чертовиц до Ступинского моста.

Рекомендации по прохождению маршрута.

Рекомендуемый возраст детей: 13 - 17 лет.

ДЕНЬ 4 маршрут «По нашим селам шла война»

Светлой памяти воинам – защитникам

сел Рамонского Задонья, мирным жителям

сел и деревень, оказавшимся на оккупированной

территории посвящается

Цели маршрута:

1) Сохранение исторической памяти поколений о трагических событиях Великой Отечественной войны, происходивших с мирным населением на оккупированных территориях.

2) Воспитание патриотизма и гражданственности на примере подвига солдат и командиров 38-ой, 13-ой, 40-ой армии в июле 1942 - январе 1943 годов, защищавшим территории Рамонского Задонья.

Место проведения

Рамонский район: с. Хвощеватка - с. Гнездилово - с.Скляево - с.Чистая Поляна – с.Большая Верейка – с.Ломово

Вид маршрута

авто – мотопробег

Протяженность маршрута

120 км

Продолжительность (общая и ходовых дней)

1 день – авто – мотопробега: 3 часа – чистое время без экскурсий.

Рекомендуемые сроки проведения

апрель - сентябрь

  1. Описание маршрута.

Маршрут проходит через села Рамонского района: Хвощеватка - Скляево - Гнездилово – Чистая Поляна - Большая Верейка - Ломово, расположенных на Донском правобережье, на территории жестоких боев в июле 1942 - январе 1943 годов, оккупированных немецко-фашистскими войсками.

Маршрут представляет собой путешествие по местам сражений 38-ой, 13- ой, 40-ой армии в июле 1942 - январе 1943 года на территории Рамонского Задонья, по рамонским селам, по несколько раз переходившим из рук в руки и оккупированных немецко - фашистскими войсками, по селам, где находятся самые многочисленные воинские захоронения.

В селе Хвощеватка возможно посещение следующих экскурсионных объектов: воинское захоронение № 41; на территории воинского захоронения установлен памятник уроженцу села Герою Советского Союза Савельеву Ивану Антоновичу (1924-1945); храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы; святой источник «Семь ручьев» во имя великомученицы Параскевы Пятницы; Дом Бабушки Марии - дом- усадьба, где сохранились вещи и предметы быта XIX века местных крестьян.

В селе Гнездилово: воинское захоронение № 42.

В селе Скляево: воинское захоронение № 44; музей Боевой Славы МКОУ Скляевской СОШ.

В селе Чистая Поляна: воинское захоронение № 400; музей Чистополянской СОШ (краеведческая, военная и др. экспозиции).

В селе Большая Верейка: в центре села расположено одно из самых больших захоронений советских воинов на местах боев 5-ой танковой армии генерала А.И. Лизюкова и 1-го танкового корпуса генералаМ.Е.Катукова - братская могила № 132; музей Боевой Славы и музей русской сказительницы А.К. Барышниковой в МКОУ Большеверейской СОШ. У входа в здание школы памятник уроженцу села Герою Советского Союза Василию Васильевичу Колосову (1905-1943)

В селе Ломово: воинское захоронение № 377; памятный знак «Передовая линия Воронежского фронта».

Содержание экскурсии:

28 июня 1942 года, создав многократное превосходство в силах и средствах, 4-ая немецкая танковая армия при поддержке 2-ой и 6-ой полевых армий, 2-ой венгерской армии и 4-ого воздушного флота, прорвали фронт в районе Курска на стыке 13-ой и 40-ой советских армий. Немецко-фашистские войска начали стремительное продвижение к берегам Дона, пытаясь достичь выгодного стратегического положения для победоносного наступления на Кавказ и Сталинград. Операцией по захвату бассейнов рек Воронежа и Дона под кодовым названием «BIau» («Синяя») командовал генерал – фельдмаршал фон Вейхс.

К 6 июля 1942 года враг оккупировал донское правобережье, всю территорию Рамонского Задонья. Мирные жители в основном старики, женщины и дети оказались на захваченной врагом территории.

В Задонье, на участке Гнездилово - Большая Верейка – Ломово, оборону держала 38-ая армия Брянского фронта. Здесь с противником героически сражалась 121-ая стрелковая дивизия 40-ой армии и воинские соединения 13- ой армии: 167-ая стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Ильича Мельникова, 1-ая стрелковая дивизия генерала Русиянова, 1-й танковый корпус генерала Михаила Ефимовича Катукова (1900-1976). Здесь, на северном направлении, шли тяжелые танковые бои. Села Ломово, Большая Верейка, Гнездилово, Скляево по несколько раз переходили из рук в руки. По воспоминаниям местных жителей, вся земля была покрыта трупами советских и немецких солдат. Линия фронта по много раз перемещалась за реку Верейку, вода в которой была красной от крови.

Для стабилизации линии фронта 6 июля 1942 по флангу немецкой группировки Вейхса был нанесен удар 5-ой танковой армии генерал- лейтенанта А.И.Лизюкова (1900-1942). Для наступления в направлении Землянск – Хохол и нанесения расчленяющего удара армия заняла рубеж Каверье – Павловка – Новосильское и вступила в бой.

Только с 6 по 20 июля враг понес большие потери: 21355 солдат офицеров, 357 танков, 35 самолетов и другой техники. Удар оттянул на себя 24-й немецкий танковый корпус и три немецкие пехотные дивизии

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
Год начала функционирования маршрута
2016
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
289 КМ
Продолжительность (дней)
4 ДНЯ
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
30 ЧАС
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 6 лет
Размер группы (мин)
ОТ10 ЧЕЛ
Размер группы (макс)
45
Периоды функционирования
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
  • Мотоциклетный
Вид транспорта
  • Личный
  • Турфирмы
Комфортность
Средняя
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
  • Без питания
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Др. сопровождающие лица
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Апробируется
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...