Что дают лайки? |
ГОРОД МЕЧТАЕТ...
Не сохранившийся православный храм в городе Кирове. Церковь построена по проекту архитектора И. А. Чарушина. Заложена в 1913 году на улице Морозовской, в канун 300-летия дома Романовых, освящена — в 1915 году.
С 1930 по 1945 годы храм был закрыт. В октябре 1962 года взорван и разрушен по приказу городских властей. В 2007 году на месте разрушенного храма построена деревянная Фёдоровская церковь.
Колокольню начали строить сразу после завершения строительства собора, то есть после 4 августа 1769 года затем, что "колокола висят на столбах подле соборной церкви и то обветшавших". Современный перекресток улиц Московской и Динамовского проезда – вот место, где в XVIII веке возвышалась красавица колокольня с часами на верхнем ярусе по всем четырем сторонам. А собор располагался чуть левее от современного вечного огня. Он считался главным не только из-за своей красоты, но и из-за своего месторасположения. Все же он стоял на земле, куда впервые ступили наши предки, где разбили город. Кафедральный собор был главным храмом Вятской земли – именно в нем хранилось самое драгоценное сокровище собора – чудотворная икона Николая святителя, с которой от стен собора проводился Великорецкий крестный ход.
30 августа 1839 года по старому стилю в Вятке состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Александра Невского, сооружаемого на добровольные пожертвования в память посещения города императором Александром I в 1824 году. Назначенный быть приходским храмом (к нему были причислены все прихожане Богоявленской церкви), он отличался от всех построенных на Вятке церквей необычной композицией. Все три его престола размещались в одном объёме, одном здании. У него не было ни привычных для вятичей боковых пристроек-приделов, ни традиционной трапезной, ни башни-колокольни. Основное (центральное) помещение для молящихся было перекрыто куполом, который покоился на четырёх массивных опорах. В окружающем круглый зал кольцевом пространстве размещались алтари: главный престол во имя Александра Невского и два придельных; при них были небольшие молельные залы. Во втором этаже над приделами находились хоры, куда вели спиральные лестницы внутри массивных купольных опор. Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской храмовой архитектуры.
Проект собора по заказу городского общества выполнил ссыльный академик Александр Лаврентьевич Витберг. Автор неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве, несправедливо обвинённый в злоупотреблениях, отстранённый от дел и сосланный в Вятку, он именно здесь получил возможность осуществить свои идеи в архитектуре вятского собора и хотя бы на время вернуть
Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг. (утрачен)себе душевное равновесие и уверенность в том, что его талант ещё будет востребован.
Наблюдение за осуществлением проекта «по искусственной части» в 1839 - 1840 годах вёл сам автор; позднее надзор за строительством осуществлял помощник, а затем - губернский архитектор И. Т. Соловкин при эпизодическом участии А. С. Миртова и А. Ф. Глазырина. Каменную кладку собора выполнили артели нижегородских крепостных мастеров И. П. Смирнова и Ф. Г. Тюрина (в 1847 - 1848 годах - их сыновей А. И. Смирнова и М. Ф. Тюрина). Все остальные строительные работы выполнены вятскими мастерами.
В 1895 году по проекту известного в России ботаника и садовода Р. Э. Регеля вокруг собора устроен сквер, окружённый чугунной оградой, отлитой на Холуницких заводах по рисунку архитектора И. А. Чарушина. В 1896 году в северной части сквера установлен бронзовый бюст Александра III, отлитый в Петербурге по модели скульптора Баха.
Рассматривая сейчас проект и сохранившиеся фотографии собора, мы находим в нём черты разных эпох и стилей: и романских храмов средних
Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг. (утрачен)веков, и элементы готики, и декор старо-русских и поздних «ампирных» храмов. Архитектура собора эклектична. Ещё недавно это понятие несло в себе упрёк и осуждение. Но Александро-Невский собор спроектирован воображением и талантом великого мастера и воспринимается как единое и соразмерное целое. Открытый взору с дальних точек, он подчинил себе застро
Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году - хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать "сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос". В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: "Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе...у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы". Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628).
Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии " сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан" жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний ("студеный") - носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным - в честь Сретения Господня и придельным - во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.
В храме были старинные золоченые иконостасы, древние иконы в посеребренных окладах. Многие из этих ценностей были варварски уничтожены при закрытии храма - в Кирове в 1930-е гг. был даже спец. завод (под началом НКВД), занимавшийся смывкой золота с иконостасов. Лишь часть храмовых икон была передана в Краеведческий музей.
В Пятницком приделе находилась местночтимая икона св. муч. Параскевы; происшедшие от иконы в ХVII и XVIII вв. чудеса были записаны в хранившуюся в храме книгу.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1707 - 1724 гг. в слободке за Никитскими воротами г.Хлынова, получившей по имени храма название Владимирской. В 1812 году название перешло к улице Владимирской (К.Маркса). В 1936 году этот храм был уничтожен, и на его месте построен кинотеатр "Октябрь". Изучительный по красоте храм, о котором подробно писали и А.Г.Тинский в книге "Вятка. Улицы. Площади. Дома" и В.А.Любимов в книге "Старая Вятка. Квартал за кварталом". Настоящий снимок сделан с южной стороны, с улицы Владимирской, которая в те годы огибала здание церкви за ее алтарем и уходила дальше к старой Хлебной (Театральной) площади.
В семнадцатом веке на въезде в город Хлынов по Московскому тракту возникла небольшая слобода. Название она получила Всехсвятской, из-за возведенной в слободе деревянной церкви Всех святых. В 1723 году приход подвергся перестройке и, благодаря жителям небольшой слободки, церковь стала каменной. Так получилось, что после утверждения нового плана развития Хлынова, город начали расширять в сторону слободы. Таким образом, церковь Всех святых на несколько столетий встречала и провожала жителей и гостей города со стороны Московского тракта. В последний раз горожане обновили церковь в начале двадцатого века – был сооружен пристрой во имя иконы Божией матери, и возведена высокая колокольня со шпилем. В таком облике она просуществовала до тридцатых годов двадцатого века. В 1932 ее закрыли, и через некоторое время разобрали. И долгое время на месте Всехсвятской церкви был обычный пустырь.
Воскресенский собор считается одной из безусловных ценностей города Вятки, к сожалению, утраченной на сегодня почти безвозвратно. Основательный и величественный, он был возведен на рубеже XVII-XVIII веков из камня и щедро украшен различными декоративными элементами. Типичный для Вятского культового зодчества того времени небольшой храм венчали изящные декоративные главки на тонких шейках. Художественный облик одного из старейших соборов Вятки сохранили нам фотографии и открытки. Благодаря им в памяти современников продолжает жить этот интересный памятник русского зодчества.
Ветхие чердаки, вековая пыль и скрипучие половицы — все эти стандартные ассоциации со словом «музей» явно не про него. Частный музейно-выставочный центр «На Спасской» — совсем свеженький, отрылся не далее как в мае 2015 г. прямо напротив старого доброго Краеведческого музея. В новом культурном пространстве работают сразу три совершенно разные экспозиции, посвященные традициям, истории и культуре Вятки: дымковская игрушка, художественное фото Сергея Лобовикова и старинные открытки.
ГОРОД МЕЧТАЕТ...
Город мечтает о восстановлении всех утраченных соборов, церквей и храмов. Чтоб наш Киров вновь превратился в Вятку, когда-то блиставшую красивыми и величественными соборами.
На экскурсии мы познакомимся с судьбой архитектурных шедевров Старой Вятки, погрузимся в атмосферу провинциального города.
Феодоровская церковь
Не сохранившийся православный храм в городе Кирове. Церковь построена по проекту архитектора И. А. Чарушина. Заложена в 1913 году на улице Морозовской, в канун 300-летия дома Романовых, освящена — в 1915 году.
С 1930 по 1945 годы храм был закрыт. В октябре 1962 года взорван и разрушен по приказу городских властей. В 2007 году на месте разрушенного храма построена деревянная Фёдоровская церковь.
Кафедральный собор
Колокольню начали строить сразу после завершения строительства собора, то есть после 4 августа 1769 года затем, что "колокола висят на столбах подле соборной церкви и то обветшавших". Современный перекресток улиц Московской и Динамовского проезда – вот место, где в XVIII веке возвышалась красавица колокольня с часами на верхнем ярусе по всем четырем сторонам. А собор располагался чуть левее от современного вечного огня. Он считался главным не только из-за своей красоты, но и из-за своего месторасположения. Все же он стоял на земле, куда впервые ступили наши предки, где разбили город. Кафедральный собор был главным храмом Вятской земли – именно в нем хранилось самое драгоценное сокровище собора – чудотворная икона Николая святителя, с которой от стен собора проводился Великорецкий крестный ход.
Александро-Невский собор
30 августа 1839 года по старому стилю в Вятке состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Александра Невского, сооружаемого на добровольные пожертвования в память посещения города императором Александром I в 1824 году. Назначенный быть приходским храмом (к нему были причислены все прихожане Богоявленской церкви), он отличался от всех построенных на Вятке церквей необычной композицией. Все три его престола размещались в одном объёме, одном здании. У него не было ни привычных для вятичей боковых пристроек-приделов, ни традиционной трапезной, ни башни-колокольни. Основное (центральное) помещение для молящихся было перекрыто куполом, который покоился на четырёх массивных опорах. В окружающем круглый зал кольцевом пространстве размещались алтари: главный престол во имя Александра Невского и два придельных; при них были небольшие молельные залы. Во втором этаже над приделами находились хоры, куда вели спиральные лестницы внутри массивных купольных опор. Необычным был и крестообразный план собора, характерный для византийской храмовой архитектуры.
Проект собора по заказу городского общества выполнил ссыльный академик Александр Лаврентьевич Витберг. Автор неосуществлённого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве, несправедливо обвинённый в злоупотреблениях, отстранённый от дел и сосланный в Вятку, он именно здесь получил возможность осуществить свои идеи в архитектуре вятского собора и хотя бы на время вернуть
Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг. (утрачен)себе душевное равновесие и уверенность в том, что его талант ещё будет востребован.
Наблюдение за осуществлением проекта «по искусственной части» в 1839 - 1840 годах вёл сам автор; позднее надзор за строительством осуществлял помощник, а затем - губернский архитектор И. Т. Соловкин при эпизодическом участии А. С. Миртова и А. Ф. Глазырина. Каменную кладку собора выполнили артели нижегородских крепостных мастеров И. П. Смирнова и Ф. Г. Тюрина (в 1847 - 1848 годах - их сыновей А. И. Смирнова и М. Ф. Тюрина). Все остальные строительные работы выполнены вятскими мастерами.
В 1895 году по проекту известного в России ботаника и садовода Р. Э. Регеля вокруг собора устроен сквер, окружённый чугунной оградой, отлитой на Холуницких заводах по рисунку архитектора И. А. Чарушина. В 1896 году в северной части сквера установлен бронзовый бюст Александра III, отлитый в Петербурге по модели скульптора Баха.
Рассматривая сейчас проект и сохранившиеся фотографии собора, мы находим в нём черты разных эпох и стилей: и романских храмов средних
Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг. (утрачен)веков, и элементы готики, и декор старо-русских и поздних «ампирных» храмов. Архитектура собора эклектична. Ещё недавно это понятие несло в себе упрёк и осуждение. Но Александро-Невский собор спроектирован воображением и талантом великого мастера и воспринимается как единое и соразмерное целое. Открытый взору с дальних точек, он подчинил себе застройку не только Хлебной площади (получившей по собору название Александровской), но и всей южной части города.
В 1937 году памятник архитектуры государственного значения по настоянию президиума горсовета и облисполкома с разрешения ВЦИК был исключён из списка охраняемых государством и взорван «на кирпич».
Церковь сретения Господня в Вятке (Параскевы Пятницы)
Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году - хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать "сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос". В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: "Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе...у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы". Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628).
Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии " сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан" жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний ("студеный") - носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным - в честь Сретения Господня и придельным - во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.
В храме были старинные золоченые иконостасы, древние иконы в посеребренных окладах. Многие из этих ценностей были варварски уничтожены при закрытии храма - в Кирове в 1930-е гг. был даже спец. завод (под началом НКВД), занимавшийся смывкой золота с иконостасов. Лишь часть храмовых икон была передана в Краеведческий музей.
В Пятницком приделе находилась местночтимая икона св. муч. Параскевы; происшедшие от иконы в ХVII и XVIII вв. чудеса были записаны в хранившуюся в храме книгу.
Владимирская церковь
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1707 - 1724 гг. в слободке за Никитскими воротами г.Хлынова, получившей по имени храма название Владимирской. В 1812 году название перешло к улице Владимирской (К.Маркса). В 1936 году этот храм был уничтожен, и на его месте построен кинотеатр "Октябрь". Изучительный по красоте храм, о котором подробно писали и А.Г.Тинский в книге "Вятка. Улицы. Площади. Дома" и В.А.Любимов в книге "Старая Вятка. Квартал за кварталом". Настоящий снимок сделан с южной стороны, с улицы Владимирской, которая в те годы огибала здание церкви за ее алтарем и уходила дальше к старой Хлебной (Театральной) площади.
Всехсвятская церковь
В семнадцатом веке на въезде в город Хлынов по Московскому тракту возникла небольшая слобода. Название она получила Всехсвятской, из-за возведенной в слободе деревянной церкви Всех святых. В 1723 году приход подвергся перестройке и, благодаря жителям небольшой слободки, церковь стала каменной. Так получилось, что после утверждения нового плана развития Хлынова, город начали расширять в сторону слободы. Таким образом, церковь Всех святых на несколько столетий встречала и провожала жителей и гостей города со стороны Московского тракта. В последний раз горожане обновили церковь в начале двадцатого века – был сооружен пристрой во имя иконы Божией матери, и возведена высокая колокольня со шпилем. В таком облике она просуществовала до тридцатых годов двадцатого века. В 1932 ее закрыли, и через некоторое время разобрали. И долгое время на месте Всехсвятской церкви был обычный пустырь.
Воскресенский собор
Воскресенский собор считается одной из безусловных ценностей города Вятки, к сожалению, утраченной на сегодня почти безвозвратно. Основательный и величественный, он был возведен на рубеже XVII-XVIII веков из камня и щедро украшен различными декоративными элементами. Типичный для Вятского культового зодчества того времени небольшой храм венчали изящные декоративные главки на тонких шейках. Художественный облик одного из старейших соборов Вятки сохранили нам фотографии и открытки. Благодаря им в памяти современников продолжает жить этот интересный памятник русского зодчества.
Музейно-выставочный центр "На Спасской"
Ветхие чердаки, вековая пыль и скрипучие половицы — все эти стандартные ассоциации со словом «музей» явно не про него. Частный музейно-выставочный центр «На Спасской» — совсем свеженький, отрылся не далее как в мае 2015 г. прямо напротив старого доброго Краеведческого музея. В новом культурном пространстве работают сразу три совершенно разные экспозиции, посвященные традициям, истории и культуре Вятки: дымковская игрушка, художественное фото Сергея Лобовикова и старинные открытки.
24