Что дают лайки? |
Экскурсионный маршрут по г. Кирову «Православная Вятка»
Единоверческая церковь существовала на Вятке с 1902 г., однако прихожане (всего около 170 человек) долгое время не имели помещения для молебнов. 13 июня 1904 г. на углу Орловской и Успенской улиц был заложен каменный храм единоверцев по проекту вятского архитектора И.А. Чарушина. Фасады здания были выполнены в модном в начале XX века неорусском направлении модерна. 5 ноября 1907 г. епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского. С конца 1930-х гг. Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе, обладая статусом кафедрального собора. При этом несколько лет, начиная с 1940 г., церковь не действовала, так как в ней был размещен музей атеизма. В настоящее время собор является действующим
Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор — было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведен Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены каменные колокольня (1714 г.) и церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711-1717 гг.). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа. В 1929 г. Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жилье. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.
Трифон Вятский (в миру Трофим Подвизаев) — местночтимый святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря в Хлынове. Постриг в монахи Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I. В 2010 г. Владыка Вятский и Слободской Митрополит Хрисанф выступил с инициативой установки на этом месте памятника преподобному Трифону Вятскому. Проект с самого начала задумывался как благотворительный, деньги собирались в течение нескольких лет «всем миром». Авторами скульптуры Трифона Вятского стали В. Бондырев и К. Коциенко. Скульптурный комплекс состоит из бронзовой фигуры Трифона Вятского в монашеском одеянии с моделью Успенского собора в руке и Стены Памяти Вятки – композиции в виде трёхчастного иконостаса, на котором изображены восемь соборов, которые находились на территории Вятки
В начале XVII в. на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного, которая, по воспоминаниям очевидцев, творила разнообразные чудеса и исцеляла людей. Весть об этом в 1646 г. достигла Москвы. Царь Алексей Михайлович Романов, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее в Успенский собор. В память этого события царь назвал Фроловскую башню Кремля Спасской. В Вятке на месте обветшавшей Троицкой церкви в 1767 г. был построен каменный Спасский собор. После революции 1917 г. храм был закрыт, долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х гг. научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции, и в настоящее время восстановление храма продолжается.
На протяжении нескольких столетий, с конца XVIII до начала XX вв., складывается комплекс каменных зданий Преображенского женского монастыря. Он был основан в 1624 г. при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. На рубеже XVII – XVIII столетий на средства вятского купца И.А. Гостева на месте старой деревянной была построена доминанта архитектурного ансамбля монастыря – каменная Спасо-Преображенская церковь. XIX век — время активного строительства в монастыре, его территория заметно расширилась, появились новые постройки: тёплый храм, пристроенный к древней Преображенской церкви, колокольня с двенадцатью колоколами, больничный храм (в честь Тихвинской иконы Божьей Матери) и построенный в 1883 г. в честь иконы Божьей Матери храм «Утоления Скорби и Печали». Монастырь был закрыт в 1918 г., в 1924 г. он был ликвидирован, после чего внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения. В 1900-е г. территория монастыря была возвращена Вятской епархии.
Часовня была сооружена в начале XVIII в. в память о легендарном сражении вятчан с устюжанами на краю Раздерихинского оврага недалеко от братской могилы убиенных в той кровавой битве. Вятчане, приняв отряд устюжан за татарское войско, «своя своих не познаша и побиша», а затем, оплакав убитых, учредили на сем месте праздник Свистунью (Свистопляску). Панихида в часовне в четвертую субботу после Пасхи была неотъемлемым элементом праздника. Последнюю Свистопляску в Вятке справили в 1920-х гг. К середине XIX века старая деревянная Раздерихинская часовня обветшала. В 1875 году на ее месте сооружена каменная часовня, выстроенная по проекту архитектора Н.А. Андреевского. Разрушенная в 1918 году, она вновь была восстановлена уже в 1999 году.
Строительство каменного однопрестольного храма началось 5 июня 1714 г. и закончилось через пять лет. В иконостасе церкви стояла древнейшая грузинская икона Божьей Матери. В 1735 г. к храму была пристроена и освящена каменная колокольня. В 1898-1899 гг. произошла перестройка здания по проекту архитектора И.А. Чарушина. В начале XX в. рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа. В августе 1918 г. предтеченского старосту Федора Леонтьевича Ездакова расстреляли «в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина». В 1930-е гг. храм недолгое время был «обновленческим кафедральным собором», в 1935 г. - окончательно закрыт. В 1993 г. храм передали Вятской епархии — началось его возрождение, которое благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, побывавший здесь во время своего визита в октябре 1994 г. Ныне храм отреставрирован и является действующим.
В 1688 г. на красной линии Московской улицы была поставлена деревянная церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Деревянный храм простоял всего восемь лет и в 1696 году сгорел в ночном пожаре. Новый каменный храм за неполных два года построил бывший кстининский крестьянин Г. П. Машковцев. В XVIII веке церковное здание было радикально перестроено - оно стало двухъярусным, хотя устроить на втором ярусе отдельный этаж со своим престолом не удалось. 15 июня 1778 г. церковь была освящена в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, уцелевшей в пожаре 1696 года, и с этого времени официально именовалась Знаменской. Однако, старое название её оказалось настолько устойчивым, что при генеральной перепланировке Вятки в 1784 г. улица, проложенная по западной границе церковной площади, была названа не Знаменской, а Царёво-Константиновской. В годы советской власти храм был разрушен,в начале 2000-х гг. началось восстановление церкви, которая в настоящее время является действующей
Вятка с древних времен являлась центром религиозной жизни всего обширного Вятско-Камского региона. В дореволюционном городе количество культовых сооружений было многочисленным: к 1917 г. в губернском центре насчитывалось 28 православных церквей и соборов. Всего в Вятской губернии действовало 43 городских православных храма, в сельской местности — 825, монастырских — 28. Несмотря на то, что в результате большевистской политики гонений на церковь в 30-е гг. XX в. было уничтожено значительное число религиозных объектов (Кафедральный, Александро-Невский, Покровский, Воскресенский соборы, и т. д.), в городе до сих пор сохранились и действуют многие храмы, соборы, появившиеся еще в дореволюционный период.
Функционирует по запросу. Ориентировочно 2 раза в месяц. Всего проведено экскурсий с января 2016 года - 16 экскурсий.
По запросу может быть организован автобусный тур для группы с обедом в кафе города.
Данный маршрут может быть реализован как в форме организованной экскурсии, так и самостоятельной прогулки без экскурсионного сопровождения с использованием информационного буклета, описывающего данный маршрут. Бесплатным распространением буклетов занимается туристско-информационный центр Кировской области.