ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2016 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Маршрут Дорога к Храму

Открытые храмы. Дом БОГА. Места силы.

Что дают лайки?
Номинация: Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
Дорога к Храму
Полное название:

Открытые храмы. Дом БОГА. Места силы.

Северо-Кавказский ФО, Республика Дагестан, г. Дербент
  • Лучший культурно-познавательный маршрут (туристский маршрут, включающий выбор определенной тематической направленности ее раскрытие в ходе маршрута)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Крепость "Нарын-кала"

Цитадель Нарын-кала построена на вершине Дербенткого холма, расположенного на восточном отроге Джалганского хребта. Существует несколько версий возникновения названия крепости. Согласно первой - название крепости «Нарын-кала» переводится как «солнечная крепость», вторая версия более поэтическая – правитель Дербента назвал возведенную им крепость в честь любимой жены по имени Нарынч, что в переводе с тюркского означает «светлая». Третий вариант гласит - «нар» в переводе с фарси означает «гранат», а «кала» с арабского – укрепление, крепость. На Востоке гранат с древних времен величали царем всех плодов. Чашелистик граната являлся символом царской власти, напоминая своей формой корону. Листочки чаши граната, словно бойницы на стенах крепости. Таким образом, крепость «Нарын-кала», подобна чашелистику граната на вершине Дербентского холма, где располагалась резиденция правителей города. Окончательно дербентский оборонительный комплекс оформился при самом могущественном царе династии Сасанидов - Хосрове I Ануширване в VI в. нашей эры.

Подобно другим крупным городам средневекового Востока и Закавказья, в Дербенте существовали специализированные кварталы ремесленников. Не имея иной возможности ориентации, старая часть города делится не на улицы, а на кварталы – магалы, где мы с вами сейчас и находимся. Это древние узкие улочки, примыкающие к крепости Нарын-кала и спускающиеся от нее вниз в центральную часть современного города.. В 8 веке эти районы были заселены первыми арабскими переселенцами. Именно здесь появились площади и базары. Дома строились из тёсаного камня или жженого кирпича – в таких домах селилась арабская знать, зажиточные горожане. Улицы имеют прямоугольную форму и разделены поперечными улицами на прямоугольные кварталы. Ныне старая часть города разделена на 9 магалов. Каждый магал, в свою очередь, на кварталы, а кварталы на дома. По прошествии времени в Дербенте появилось магальное самоуправление – т.е. жизнью каждого магала управляли старейшины - аксакалы, пользующиеся уважением и доверием жителей.

Мы двигаемся вдоль Южной крепостной стены, которая тянулась от Цитадели Нарын-кала и уходила в воды Каспия, почти параллельно северной стене. Расстояние между стенами составляет чуть более трёхсот метров. В связи с отсутствием военной угрозы с юга она была менее укреплена и имела только 15 башен. Авторы середины XIX в. сообщают о 6 воротах, располагавшихся на южной стене: Кала-капы, Баят-Капы, Орта-Капы, Енги-капы, Куба-капы, Дубары-капы. Из шести ворот, располагавшихся на южной стене, сегодня сохранились только четыре.

Остановка - Ворота "Баят-капы", VI в.

Мы приближаемся ко вторым воротам южной стены, которые называются «Баят-капы». Арабы назвали эти ворота «Баб-эль-Мактуб», что означает «Почтовые ворота». По сведениям арабских авторов X в., ворота Кала-капы прежде отсутствовали и ворота «Баят-капы» были первыми от цитадели «Нарын-кала» воротами из трех ворот южной стены. Ученый-востоковед Н.В.Ханыков в середине XIX века обнаружил куфическую строительную надпись в стене у ворот «Баят-капы», в которой сообщается о завершении возобновления стены и ворот в 769 г. В 1811 г. «Баят-капы» были капитально перестроены и поверх старой арабской надписи над проемом ворот была выбита новая, русская «Время меня разрушило, послушание меня построило. 1811 год». По чертежам 1720 г. ворота имели стрельчатый проем.

Близ древнего Дербента располагалась территория, которая называлась «Баятская земля» или «Баятская деревня». Согласно преданию название ворот связано с тюркским племенем «баят», заселявшим эту местность. Жители этой земли частично были переселены персидским шахом Исмаилом I в Дербент. Наряду с мощными оборонительными сооружениями создавались водопроводы и цистерны для хранения воды. Эти сооружения позволяли городу выдержать осаду в течение продолжительного времени. Особую роль в системе водообеспечения древнего города была отведена булагам - водоразборным фонтанам. До нашего времени сохранились лишь немногие из них. Именно в этой части магала можно найти три действующих булага: «Джур-джур-булагы», который Вы можете увидеть слева от ворот «Баят-капы», «Хан-булагы» расположен в квартале «Хан-кюча», что ныне является 9-м магалом и «Джарчи-булагы», что находится у ворот «Джарчи-капы». Из каждого из выше перечисленных родников Вы можете испить, как утверждают местные жители, по-особенному вкусную воду. По своему типу булаги делились на две группы: расположенные в жилых кварталах и расположенные вне города, за пределами городских стен.

Источником воды для города были горные родники ущелий. расположенных за крепостью. Родниковая вода по подземным каналам самотеком поступала в город, где помимо хранилищ-резервуаров в цитадели Нарын-кала имелись собственные автономные водохранилища.

Остановка - Минарет-мечеть VIII в.

В настоящее время в Дербенте сохранилась лишь одна мечеть с минаретом, которая так и называется – «Мечеть с минаретом» (Минаря-месджиди) или «Минарет-мечеть». Она расположена в верхней (западной) части города недалеко от ворот Джарчи-капы и является наиболее древней мечетью в городе. К ней ведет каменная мощеная улочка, упирающаяся в крепостную стену.

Собственно древней частью является минарет, а сама мечеть была основательно перестроена в XIX в. Возможно, ранее эта мечеть имела купольное завершение, о чем говорит сделанный в позапрошлом веке рисунок верхней части города, на котором отчетливо видно купольное

Стены мечети выложены обтесанным камнем, а потолок красным кирпичом. Над входом вмонтированы два камня с резными арабскими надписями – цитаты из Корана. Северный и восточный фасады венчает карниз. Стены южного и западного фасадов глухие, выложены из необработанных камней ракушечника. Над карнизами по всему периметру устроены водометы.

Внутренний интерьер мечети представляет собой почти квадратное в плане небольшое трехнефное помещение, перекрытое полуцилиндрическими сводами. Стены и столбы оштукатурены. Пол выложен плитами ракушечника и полностью устлан коврами. Высота потолков 5,6 м. В помещении имеются 4 окна.

В центре комнаты у фронтальной стены расположен деревянный резной минбар, с которого имам читает хутбы (проповеди).

Минарет мечети сохранился до карниза, возвышающегося над землей на 11,5 метров. Внутри минарета устроена каменная винтовая лестница. На карнизе минарета сохранилась арабская надпись. Его нижняя квадратная часть (2,8x2,8 м) имеет высоту 1,6 м. Основная цилиндрическая часть минарета высотой 9,9 м завершается карнизом в виде полуовала с полочкой, покрытым резным орнаментом. В верхнюю часть ведет винтовая каменная лестница, освещаемая небольшими окошками. С северной стороны в кладке минарета имеется камень с орнаментальной резьбой.

Минарет построен из хорошо обработанного камня, в верхнем ряду кладки содержатся камни с арабскими надписями. Характер кладки и пропорции Дербентского минарета близки к ширванским минаретам XII-XV вв., особенно к минаретам мечети в Ханларе 1265г. и дворцовой мечети ширваншахов в Баку 1441 г. Это позволяет датировать дербентский минарет XIII-XIV веками. Отдельные исследователи связывают строительство мечети с именем ширваншаха Фарруха-Йасара (1462-1500 гг.), строителя медресе в Джума-мечети. На сильно испорченной надписи на минарете можно прочесть имя зодчего «Саид ибн Худайшар ал-банна (араб. строитель)».

Несмотря на возраст, мечеть функционирует и в наши дни. Ее общая площадь составляет около 100 м ^2. Совершить молитву в мечети может одновременно почти 100 человек. Имамом мечети на данный момент является Хаджи Салик.

По решению Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), с 2003 года памятник включен в Список всемирного наследия.

Остановка - Килиса-мечеть XI в.

«Килиса-мечеть» – это небольшое, прямоугольное здание, сооруженное из камня-ракушечника. Она расположена в квартальной части Дербента вблизи древнего торгового центра. Строительство данного культового сооружения датируется XI - XIX вв. Его общая площадь составляет около 70 м2.. Вход в мечеть расположен с восточной стороны и сооружён в виде арки Плоская кровля мечети опирается на четыре перекинутые между продольными стенами стрельчатые арки. В восточной, торцовой стороне мечети устроен арочный портал, характерный для Дербентской архитектуры XVII-XVIII вв. Окна и арки на торцах украшены лепниной. Полуциркулярные окна свидетельствует о том, что мечеть капитально перестраивалась в XIX в.

Название мечети, которое в переводе с тюркского языка означает церковь, закрепилось среди жителей города не случайно. 22 июня 1806 года русское войско под командованием генерал-лейтенанта Глазенапа вошло в Дербент. Офицерский состав был расквартирован в цитадели Нарын-кала и в домах жителей города. За отсутствием в городе церкви для отправления христианских обрядов в гарнизоне пользовались походным алтарем. В 1824 году генерал А.П.Ермолов распорядился переоборудовать данную мечеть под церковь во имя св. Георгия Победоносца. Над куполом здания был воздвигнут крест, а входные ворота переместились на западную сторону. В течение тридцати лет бывшая мечеть служила гарнизонной церковью. После возведения русского православного собора необходимость в небольшом храме отпала. После долгих тяжб мусульманской общине всё же удалось вернуть зданию его первоначальное предназначение. Это знаменательное событие произошло в 1866 году. За эти годы здание обветшало. Из-за недостатка средств мусульманская община города упростила архитектуру здания. В частности, не был восстановлен купол мечети.

После революционных событий в России мечеть какое-то время функционировала,

но уже в 1936 году решением властей была закрыта. Снова наступили годы забвения, разрушительно действующие на здание. В 70-е годы прошлого столетия о нём вспомнили и переоборудовали под музей медно-чеканной посуды.

С 1994 года в стенах мечети снова зазвучал азан. Была построена веранда, которая служит помещением для женщин. Таким образом здание мечети было поделено на две части, перегородкой для которых служит южная стена.

Религиозная община мусульман дала этой мечети новое название – «Товба-мечеть». (Товба с араб. Обет).

Остановка - Джума-мечеть VIII в.

«Джума-мечеть», возведённая в VIII веке, является одной из древнейших действующих мусульманских культовых сооружений в мире и является объектом культурного наследия федерального значения.

Согласно историческим данным, весной 732 года огромное арабское войско под предводительством Масламы ибн Аба-ал-Малика, которого местная историческая хроника «Дербент-наме» и народные предания называют Абу Муслимом, появилось у стен Дербента, которым в тот период владели хазары. В результате длительной осады Масламе удалось покорить Дербент лишь в 735 г. Он обратил население города в ислам и построил «Джума-мечеть» для совершения общего намаза. Разделив город на кварталы, Маслама поселил в них арабских жителей из Ближнего Востока и Азии. Он обратил население города в ислам и построил «Джума-мечеть» для совершения общего намаза.

«Джума-мечеть» представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание площадью 2100 м2, расположенное в верхней части города. Это целый комплекс, состоящий из собственно мечети, медресе, трех арочных ворот, ведущих во двор, а также жилого здания для духовенства и бывшей мусульманской школы.

В центре двора мечети находится родник (булаг). Построенный в виде арочной ниши стрельчатой формы из шлифованного камня-ракушечника, он используется для омовения по сей день. Двор «Джума-мечети» большую часть года утопает в зелени. Пять огромных платанов, возраст которых превышает 800 лет, украшают его. Испокон веков среди народа бытует множество легенд относительно этих зелёных великанов.

Перед центральным входом в здание мечети между платанами врыт каменный столб в форме цилиндра высотой около 1,3 метра и диаметром 0,5 м, предназначение которого до сих пор не выяснено. Одни считают, что в древности территория комплекса «Джума - мечети» была языческим капищем и этот столб следует отнести к атрибуту языческого культа. Согласно другой версии, этот столб мог быть древним календарем. Также существует легенда, что под каменным столбом закопано 7 батманов (мера веса, прим. в 7,7 кг) глаз, которые выкалывал Надир-шах, чтобы продемонстрировать свою суровость.

Во двор комплекса ведут ворота стрельчатой формы, традиционной для дербентской архитектуры. Самые большие и древние ворота расположены на восточной стене комплекса, которая считается сохранившимся участком одной из поперечных стен города. Над воротами, со стороны двора, в кладке имеется надпись на персидском языке: «Шахиншах века шах Аббас, которому сто Искандеров были слугами. Сколько дворцовых слуг у него во Вселенной! Такой шах, чья голова до небес. Возобновил ремонт этих ворот [и] счастьем Шахиншаха [это] осуществилось. По его [же] приказу возобновлен ремонт Второй стены Искандера. Дата тысяча восемнадцатый год хиджры». Верхние южные ворота предназначены для совершения намаза женщинами. В южном крыле проводятся также религиозные обряды. Форма куполов, оцинкованных железом,– шлемовидная. Поскольку «Джума-мечеть» является культовым сооружением мус

Остановка - Бала-мечеть XI в.

Архитектура древнего Дербента была подчинена, прежде всего, оборонительным функциям пограничной крепости. «Здесь невозможно одним взглядом проследить улицу от начала до конца»- так в 1830-х описывает Дербент Александр Бестужев-Марлинский , который отбывал здесь ссылку. Сутолочная теснота планировки, запутанность кривых, извилистых улочек, зачастую заканчивающихся тупиками, и проулками, где каждый дом – своеобразный бастион, подчиненный основному назначению города-крепости: в случае, если враг врывался в город, он попадал в глухую теснину улиц, лишаясь быстроты маневра и теряя ориентацию. Побывавший в Дербенте в 1879 году французский путешественник Кехлин Шварц писал: «Уличная сеть верхней части города похожа на клубок спутанных ниток».

В этой части города расположена одна из древнейших мечетей города Дербента - Бала – мечеть. В переводе с тюркского «Бала» означает маленькая.

Первоначальное строение XI века было полностью разрушено во время осады Дербента в 1796 году войсками В.Зубова. Судя по рисунку Адама Олеария (1638 г.) и плану города, относящемуся к 20-м годам XVIII века, это было большое квадратное здание, которое выделялось среди других городских сооружений внушительными размерами и куполом своеобразного профиля.

Свой современный облик мечеть получила в 1810 году. Резная надпись над клинчатой перемычкой входа. сообщает о дате строительства - 1225 год хиджры ( то есть 1810 г.)

Дверной проем изготовлен в форме арки, с характерной для Дербента арочной кладкой перемычки, устроен скошенными камнями, поддерживающими друг друга. Над стеной по бокам высятся два выложенных из камня столба, увенчанные флагами зеленого цвета.

Над северной стеной имеются четыре каменных водомета для стока воды.

Бала-мечеть может вместить для совершения намаза около 60 человек.

Остановка - Ворота "Орта-капы", VI в.

Перед нами третьи ворота южной стены - «Орта – капы» (в переводе с тюркского Средние ворота). Как отмечал Александр Дюма : «Перед нами лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, к восточной могущественной архитектуре, предназначенной презирать века». Название свое они получили от района древнего города - «Орта – тепе» (Средний холм), примыкающего к этим воротам. Красота и изящество, отличающие их от других ворот, свидетельствуют о том, что именно они были главным парадным въездом в город с юга. Ворота укреплены двумя квадратными башнями, их главный древний проем перекрыт плоской клинчатой перемычкой с зубчатым замковым камнем. Наружные пространства между башнями оформлены декоративной стенкой с одной большой и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на колонны. Над основным проемом ворот имеется каменное изваяние льва (в другой интерпретации барса), олицетворяющего на Востоке силу и мощь. Наличие в проеме ворот и в башенных выступах кладок разных типов говорит о том, что эта часть городской стены с воротами неоднократно перестраивались. Кладку основания ворот идентифицируют с кладкой «Кырхляр – капы» и относят к 6-8 векам. Над прямоугольным проемом с внешней стороны имеется едва различимая арабская надпись почерком куфи: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Автор этой надписи: Лютф – Уллаха бен Хасана, в месяц раджаб. Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха, да помилует его Аллах!». Указанная в надписи дата – 435 год по хиджре соответствует 1043 г. и является датой одной из многочисленных перестроек ворот. С правой стороны вы видите высокие лестницы, по которым можете сейчас подняться, как когда-то туда взбирались глашатаи, зазывая прихожан и попутчиков, предлагая свой товар и услуги. И с высоты ознакомиться с общим видом древнего города.

Один из авторов арабской письменности XII века Абу Хамид аль-Гарнати описывая Дербент использует такие строки: «Основание его - скала и стена его из скалы. Он длинный – от горы до моря…, а ширина его – полет стрелы, и есть у него железные ворота… У него есть много башен, в каждой башне мечеть, и дома для воинов, и верхние помещения… И на этих башнях днем и ночью находятся стражи, смена же караула часта…» В мировой истории Дербент стал своеобразным «постом» между Европой и Азией. Город расположен на Дербентском холме, высота которого около 200 метров над уровнем мирового океана. Расстояние между горами и морем составляет 3 км. Именно эта узкая полоса Дербентского прохода, именуемая «Воротами Прикаспийского пути», издавна являясь наиболее важной как в военно-стратегическом, так и в торгово-экономическом отношении.

Спускаясь вниз по лестнице с левой стороны ворот Орта-капы можно увидеть своего рода майдан, на котором был восточный базар. На сегодняшний день на этом месте расположен годекан, где собираются. аксакалы Дербента, обсуждают различные проблемы, встречают проезжающих или просто перебирают четки, совершая зикр

Остановка - ГБУ РД «Музей истории мировых культур и религий»

Идея создания «Музея истории мировых культур и религий» принадлежит Главе Республики Дагестан Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову. Она реализована в рамках приоритетного проекта Республики Дагестан «Человеческий капитал», подпроект «Культура и традиции народов Дагестана». Правительством Республики Дагестан принято Постановление от 19 июня 2014 г. №280 о создании Государственного бюджетного учреждения «Музей истории мировых культур и религий». Музей расположен в исторической части Дербента, одного из самых древних городов России. Место расположения музея выбрано не случайно, Дербент – это город, где толерантность и взаимопроникновение культур не просто слова, а образ жизни, форма существования. Именно здесь испокон веков живут в мире и согласии представители разных народов и конфессий. Основной задачей музея является обобщение опыта мировых религий в культурном контексте, демонстрация общности их компонентов с целью воспитания веротерпимости и уважения к культовым традициям представителей разных конфессий и народов. В постоянную экспозицию музея вошли артефакты, олицетворяющие религиозные предпочтения и быт народов Кавказа и, в частности, Дагестана. Это предметы изобразительного и прикладного искусства, экспонаты, связанные с культовыми обрядами, археологические находки. Экспозиция музея состоит из отделов, посвященных языческой, буддийской, иудейской, русско-православной, армяно-григорианской и исламской культурам. Музей работает на стыке нескольких дисциплин и направлений: истории, этнографии, религиоведения, культурологи и искусствоведения. Ведется работа по сбору материала и формированию фондов музея. Особое место в музее с момента его открытия занимает выставочная деятельность. В специально созданном выставочном зале проводятся тематические и специализированные выставки из фондов музея, выставки изобразительного и фотографического искусства, обменные и передвижные проекты из музеев и частных собраний республики, страны и из-за рубежа. Основными видами деятельности музея являются собирательская, научно-исследовательская, просветительская, проведение научных конференций и презентаций, спецпрограммы для детей и юношества. Главная миссия музея – через сохранение и изучение богатого наследия «перекрестка культур и верований человечества» дать зрителю возможность соприкоснуться с ценностями материальной и духовной культуры разных народов и верований.

Остановка - Армянская церковь во имя Святого Всеспасителя (Сурб Аменапкрич) XIX в.

Строительство данного христианского культового сооружения было начато в 1860 году при содействии генерал-лейтенанта М.Т.Лорис-Меликова, назначенного царским правительством начальником Южного Дагестана, в армянском квартале. Оно было возведено рядом со старой армянской церковью, которая уже не могла вмещать возросшее количество прихожан. Старая церковь было отдана под приходскую школу, а новая была освещена в 1872 году. Здание, которое могло разметить около 1000 прихожан, было спроектировано основателем реалистической армянской драматургии Габриэлом Сундукяном, который был сослан в Дербент из Петербурга за свои революционные взгляды. За 5 лет его пребывания в Дербенте храм был воздвигнут на средства - 8 тысяч рублей, собранные представителями армянской общины города. Верхняя часть здания построена на средства купца Сергея Качкачева, колокольня с западной стороны церкви была пристроена в 1888 году на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева.

Архитектура храма воспроизводит без существенных отклонений крестово-купольную композицию церкви, выработанную еще в 10 веке. Внутреннее пространство решено в стиле, традиционном для 18 века. Его отличат строгость и рационализм во всех деталях. Главный сводчатый купол здания держится на четырех каменных квадратных столбах, расположенных в центре зала. Столбы украшены капителями, расположенными на двух уровнях. Толщина стен, выполненных из тщательно отесанного камня-ракушечника, составляет 1 метр.

Абсида храма по христианской традиции располагается в восточной части здания. Пол алтаря приподнят над общим уровнем на 80 см., на него ведут с двух сторон лестницы, состоящие из пяти ступенек. По обе стороны от алтаря на нижнем ярусе устроены кельи с небольшими квадратными окнами. У входа в келью в северной стене имеется каменная купель с иконостасом. С алтаря на верхний ярус абсиды в обе стороны предусмотрены узкие арочные проходы с каменными лестницами из 8 ступенек. Сбоку от каждого прохода в стене устроена каменная ниша, обрамленная пилястрами с капителями с арочным завершением.

Помещения верхнего яруса ограждены от зала деревянными перилами. Внутри храма справа от входа в западной и южной стенах сохранились следы лестницы, ведущей на хору. Хора представляет собой деревянный балкон с перилами, консоль которого поддерживается двумя деревянными столбами.

В восточной, северной и южной стенах расположены окна в виде крестов. В западной стене над хорой установлено прямоугольной окно. Пол церкви вымощен плитами из ракушечника.

После революции церковь в разное время служила то конюшней, то хранилищем, в 1950-1960-е годы была приспособлена под городскую автостанцию. С 1976 по 1982 гг. церковь была отреставрирована и приобрела первоначальный вид. Только в память о тяжелых боях, проходивших у ее стен в годы гражданской войны в начале 20 века, было решено оставить многочисленные сколы от пуль и снарядов на наружной части здания церкви.

В настоящее время внутри храма находи

Остановка - Синагога «Келе-Нумаз»

О евреях Дербента упоминается в Иерусалимском Талмуде, который повествует о том, что в Тарабант (Дербент) направляли раввинов из Иерусалима, что указывает на высокий духовный и культурный уровень развития общины. В ХХ веке более 30 % всех горских евреев проживало в этом древнем городе. Соответственно, представители иудейской общины не могли обойтись без такого важнейшего элемента жизни как молитвенный дом (синагога), который мог располагаться непосредственно в жилом доме. Так, с течением времени, в разных районах города можно было увидеть небольшие иудейские молитвенные дома.

После 1917 года в Дербенте функционировало 11 синагог. К 1931 году, по воспоминаниям старожилов, в городе сохранилось лишь 7 синагог, но постепенно все они были закрыты. В наши дни функционирует лишь одна, «Келе-Нумаз», что в переводе с горско-еврейского языка означает «Большая синагога». Она была реконструирована в 1914 году. В ходе реконструкции был обнаружен камень, датируемый началом XIX в. и гласящий о постройке синагоги в течении 9 месяцев. Большую часть денег для строительства новой синагоги пожертвовала семья Ханукаевых. Стены ее были украшены пейзажными росписями. Площадь строения составила более 500м.

Когда-то в синагогах прихожане сидели на полу, на коврах, теперь установлены специальные скамьи. Синагоги имеют своеобразную ритуальную утварь. Горские евреи покрывают Тору матерчатым чехлом и читают ее, положив на стол, стоящий на тэве (специальной возвышенности). Это единственная еврейская община, где на свиток Торы надевают два мягких чехла: нижний из белого холста, а сверху нарядный — из бархата. Поскольку возбраняется прикосновение к свитку руками, он помещается в специальный футляр или чехол, представляющий собой деревянную шкатулку с инкрустированными металлическими буквами. В ритуальную утварь горских евреев также входят римоним (серебряные колпаки на свитке Торы) и указки для её чтения.

В 2000-м году синагога «Келе-Нумаз» находилась в аварийном состоянии. В 2009 году было проведено собрание членов общины, на котором было принято решение о её реконструкции. После чего, сплотившись, евреи общины города собрали необходимые средства, называемые «Цдакой» (пожертвованием), являющиеся одной из заповедей в иудаизме. Здание синагоги было разобрано и реконструировано с использованием старых камней и новых материалов. Преобразовавшееся здание стало называться «Еврейским общинным центром», при котором особое, исторически предназначенное, место было выделено Синагоге «Келе-нумаз». На этот процесс было затрачено ровно 9 месяцев. Над главным входом Еврейского общинного центра можно увидеть надпись, в переводе с иврита которая гласит: «И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них».

Общая площадь Еврейского общинного центра, в здании которого также были размещены офис раввинов, мужская и женская миквы, Муниципальный детский сад и Музей горских евреев, составляет 2500 м^2,

На сегодняшний день молитва в синагоге проходит&

Остановка - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В Дербенте сохранилась единственная русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, расположенная на одной из центральных улиц.

В 1894 году православной общиной города был поднят вопрос о строительстве новой церковно-приходской школы. Были собраны пожертвования, на которые был приобретён земельный участок. В 1899 году началось строительство школы, а уже 7 января 1900 года она была освящена. Ещё через год в ней был устроен Алтарь. Таким образом она вместила в себя и церковь, которая была освящена 1 октября 1901 года епископом Владикавказским Владимиром (Синьковским). В 1902 году в этом дворе было построено новое здание церковно-приходской школы, а старое - полностью отдано под церковь. В 1939 году церковь была закрыта, а в 1943 году её вновь передали верующим.

Но такой дар был лишь бюрократической формальностью, поскольку ею на самом деле управлял церковный совет во главе со старостой. Священников нанимали по решению старосты. Таковы были правила, введённые во времена существования советского строя, предпочитающего атеистические воззрения. Начиная с сороковых годов, приход обслуживали Отец Меркур (Петроманский),Отец Николай (Свечников), Отец Виталий, Отец Ефимий, Отец Маздор, Отец Владимир (Власов), Отец Иоанн, Отец Вячеслав (Чучев), которого в 1979 году сменил протоирей Николай Котельников. В сентябре 2015 года исполняется 36 лет с того момента, как отец Николай священнодействует в церкви.

До 2011 года приход относился к Бакинской и Прикаспийской епархии. В настоящее время - к Махачкалинскому благочинию Махачкалинской епархии. В храме произведены ремонтно-восстановительные работы на пожертвования прихожан (в том числе и представителей мусульманского вероисповедания), построен церковный дом, установлена колокольня. В 2009 году привезён новый иконостас, который был освящён епископом Бакинским и Прикаспийским Александром (Ищеиным).

В стенах церкви находится икона с образом Преподобного Серафима Саровского, которая чудесным образом проявилась после того, как была принесена в дар церковному приходу.

В православной церкви в дни праздников, а также в обычные дни, можно встретить дербентцев, исповедующих не только русское и армяно-григорианское православие, но и представителей иудаизма и ислама.

Вот уже несколько лет, как в церковь привозят Благодатный Огонь из Иерусалима, сходящий в храм Гроба Господня в Страстную Субботу перед праздником Пасхи. Дербентцы, вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности, ожидают его, чтобы унести с собой.

В церкви действует воскресная школа для детей.

-
Описание

    В ходе маршрута экскурсанты ознакомятся с многовековой историей города, особенностями архитектурного стиля, берущими начало ещё в IV веке н.э. Именно здесь была возведена одна из древнейших цитаделей мира, на строительство которой, по подсчётам исследователей, потребовалось в семь раз больше материала, чем на создание пирамиды Хеопса!

    Начинается экскурсия с осмотра самой верхней точки города – цитадели «Нарын-кала», на территории которой сегодня можно увидеть памятники зодчества, относящиеся к разным периодам истории Дербента. Среди них — ханская канцелярия (диван-хана, XVIII век); фрагмент ханского дворца (XVIII век); гауптвахта (XIX век), в которой теперь размещается картинная галерея, прямоугольное водохранилище (XI век); крестово-купольный христианский храм (IV век), который в XVII–XVIII веках был переоборудован в резервуар для воды; ханские бани (XVI–XVII веков) и другие объекты. Здесь же оборудована смотровая площадка, откуда открывается обзор всего города.

    Далее - пешая прогулка по старым городским кварталам (магалам). На пути участников маршрута ожидают Ворота «Баят-капы» VI в., Минарет-мечеть VIII в., Килиса-мечеть XI в., Бала-мечть XI в., Ворота «Орта-капы» VI в., одна из древнейших мечетей мира, возведённая в VIII в., - «Джума-мечеть».

    Следующий объект, включённый в маршрут, - ГБУ РД «Музей истории мировых культур и религий», основной задачей которого является обобщение опыта мировых религий в культурном контексте, демонстрация общности их компонентов с целью воспитания веротерпимости и уважения к культовым традициям представителей разных конфессий и народов. В постоянную экспозицию музея входят артефакты, олицетворяющие религиозные предпочтения и быт народов Кавказа и, в частности, Дагестана.

    Далее на пути следования - Армянская церковь во имя Святого Всеспасителя (Сурб Аменапкрич), строительство которого было начато в 1860 году, синагога «Келе-нумаз» XXI в., которая ранее была реконструирована в 1914 году и русская православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1900 года, расположенная на одной из центральных улиц.

    По ходу маршрута участники смогут приобщиться к многоконфессиональной культуре самой южной точки России, ощутить всё её многообразие и единство, заключённое издревле в пределах двух крепостных стен старого города, тянущегося с гор до морского берега, получить возможность не только посетить храмы города, но и побеседовать со священнослужителями и прихожанами того или иного культового сооружения.

Маршрут также представлен в аудиоформате на платформе izi.TRAVEL

     Цель экскурсии: знакомство с храмовой традицией представителей разных конфессий, проживающих издавна в Дербенте.

  Задачи экскурсии: знакомство с религиозной культурой народов, традициями и атрибутикой, выявление связей между ними, посещение культурно-исторических объектов, расположенных в старой части города.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2016
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
3
Протяженность маршрута (км)
3,5 км
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
2
Продолжительность (часов)
5 ч.
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Семьи, не рекомендуется с детьми до 6 лет
  • Дети (с 7 до 11 лет)
Размер группы (мин)
10
Размер группы (макс)
25
Периоды функционирования
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
Ограничения по погодным условиям
Да
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
  • Пеший
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Средняя
Питание (входит в стоимость)
  • Обед
Питание (за доп.плату)
  • Ужин
Услуги размещения
  • Гостиница
Категория средства размещения
4
Число мест в номере
2
Источник оплаты услуг средства размещения
Входит в общую стоимость маршрута
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
1500
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
-
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
-
Дополнительные расходы на питание (руб)
500
Дополнительные транспортные расходы (руб)
-
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
2000 - 5000
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
Да
Наличие технологических инструкций
Да
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания

https://izi.travel/ru/browse/8181c5be-502a-4fb3-891a-2e010dc2566e?passcode=apqcjs

Маршрут представлен в аудиоформате на платформе бесплатного мобильного приложения izi.TRAVEL.

 
Загрузка...