Что дают лайки? |
ПАССАЖИРСКИЙ ДОМ С ИМПЕРАТОРСКИМИ КОМНАТАМИ
. Стация Малая Вишера изначально была станцией Первого класса, такой как Бологое и Тверь. Только здесь могли останавливаться императорские поезда. В отличие от последних двух станций Маловишерский вокзал был восстановлен в историческом виде и на данный момент является единственным строением данного типа сохранившихся на сети Российских железных дорог без изменений. Стоит отметить, что к постройке вокзалов этой серии приложили усилия известнейшие архитекторы середины 19 века Константин Андреевич Тон и Рудольф Андреевич Желязевич, эти люди построили Московский вокзал в Петербурге и Петербургский вокзал в Москве. Значимость данных объектов безусловна!
С 1832 по 1854 год служил Старшим архитектором департамента железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.
С 1844 по 1851 год являлся одним из участников сооружения Николаевского вокзала (в настоящее время – Московский вокзал).
Также был автором проектов станционных зданий и Инспектором строительства Николаевской (позже Петербург-Московской, ещё позже – Октябрьской) железной дороги.
ПАССАЖИРСКИЙ ДОМ
В 2016 году железнодорожному вокзалу станции Малая Вишера исполняется 160 лет. Юбилейная дата обращает наше внимание на памятник архитектуры, на наше историческое наследство, заставляет осознать степень культурного богатства, данного нам судьбой и историей.
Здание вокзала в Малой Вишере построено по соответствующему типовому проекту Р.А.Желязевича в 1856 году. Это кирпичная, оштукатуренная, одноэтажная с двухскатной крышей постройка, представляющая в плане вытянутый прямоугольник со скруглёнными торцами. По всему периметру к зданию примыкает навес на чугунных колоннах, устроенный над платформами для удобства пассажиров. Фасады решены в стиле итальянского ренессанса; особенно заметен мотив так называемого венецианского окна своеобразной формы арочного проёма, разделённого колонкой. Многократно повторённый в центральной части лицевого фасада вокзалов в Петербурге и Москве, этот архитектурный мотив стал своего рода отличительным знаком всех парадных станционных зданий Николаевской железной дороги. Выбор «стиля ренессанс» для их оформления был по-своему закономерен: « Классицизм считался уже устаревшим, нужен был прототип, который соединял в себе черты строгости и деловитости, в то же время вызывал отчётливые ассоциации с общественными зданиями. Готика считалась более подходящей для загородных построек дачного типа, стилизаторское барокко было слишком пышным и дорогим (правительство требовало экономного расходования средств на отделку железнодорожных зданий), а более строгий стиль ренессанс позволял легче уложиться в сметы и придать облику зданий общественный характер».
Современники восторженно отзывались о станционных постройках новой дороги: « Пассажирские здания 1 и 2 класса построены очень солидно-камень, кирпич, чугун; потолки при ширине помещений внутри в шесть сажень покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен». Внутри, помимо зала ожидания, ресторана, касс, а также телеграфа и других служебных помещений, располагались специальные комнаты отдыха для членов императорской фамилии на случай их остановки.
Вокруг вокзалов на станциях были устроены бульвары, сады, разбиты цветники. На плане Маловишерской станции 1892 года показаны привокзальный сквер, придорожный бульвар, а также две небольшие овальные площади при переходах через линию. На этих площадках были устроены фонтаны- с круглой чашей, украшенные декоративной скульптурой.
Вокзалы с окружающей их зеленью, нарядными площадями и фонтанами составляли не только украшение соединявшей две столицы магистрали. Для такого небольшого городка или пристанционного селения, как Малая Вишера, это было средоточение радостной сутолоки, праздничной атмосферы, романтики проносящихся куда-то поездов, надежды на другую, интересную одухотворённую жизнь.
Маловишерский вокзал, ставший не только центром железнодорожной станции, но и началом города, хорошо сохранился и по сей день, является одним из самых ценных зданий. Это тем более важно отметить после перенесённых городом событий и утрат. Известно, например, что уже в дни февральской революции «царские комнаты» вокзала были заняты под штаб рабочей милиции. Архивные фотографии 1929 года дают представление о характере архитектурного решения, отделке и убранстве парадных интерьеров вокзала, оставшихся от предыдущего периода, а также о попытках нового использования в первые годы Советской власти.
В наше время были попытки снести это уникальное архитектурное сооружение, но самое страшное случилось с вокзалом 14 июня 1998 года, когда из-за удара молнии он загорелся и очень сильно пострадал. На восстановление вокзала потребовались время, силы и средства, тогда железная дорога на эти высокие цели денег не пожалела, вокзал к нам вернулся. Он нужен пассажирам, он нужен городу Малая Вишера. Возможности его использования для блага Малой Вишеры пока ещё не полностью реализованы. Кроме своей основной функции, вокзал мог бы послужить и в роли музея. Очень хорошо сохранились «царские комнаты» с высокими, декорированными лепкой сводами, с давних времён здесь остались некоторые предметы интерьера. Интересные экскурсии привлекли бы скучающих в ожидании поезда пассажиров, ретро-поезд внёс бы в своё расписание остановку в Малой Вишере с посещением «императорских комнат».И о нашем городе было бы больше доброй славы.