Что дают лайки? |
летняя этнографическая экспедиция «По следам седого Ямала»
Краеведение Ямала являет собой богатейшее поле для изучения. Оно включает в себя сложную историю открытия Древней Мангазеи, трагические страницы сталинских репрессий, беспримерную героическую эпопею газового освоения Севера. Но, несомненно, главным его компонентом было, есть и будет богатейшее прошлое и настоящее исконных жителей полуострова – представителей малочисленных коренных народов Севера.
На огромном пространстве России существуют считанные единицы территорий, где аборигенное население сохранило тысячелетний уклад жизни, где современная техногенная цивилизация гармонично сосуществует с миром древней, первозданной Тундры. Это сложное единство и есть дух нашей «малой родины» - Надымской Земли. Постичь его – значит стать самым преданным, убежденным патриотом Севера.
Кроме того, лето в тундре является наиболее удачным временем года, когда в сравнительно благоприятных климатических условиях можно познакомиться с богатейшим спектром проявлений хозяйствования и быта ненцев: сбором дикоросов, рыбной ловлей, касланием оленей и т.д.
Сегодня экологический и этнографический туризм являются одним из перспективных направлений в туриндустрии, поскольку способствует сохранению дикой природы и культурных традиций. Для того чтобы эффективно выполнять эту задачу, туризм должен быть коммерчески жизнеспособным, экономически стимулировать местное население сохранять окружающую природу и культурные достопримечательности, беречь и развивать традиционную культуру. Наряду с экономическим подходом, важен и другой – гуманитарный, этический, который основывается на методах образования, просвещения. Профессионально организованный экологический и этнографический туризм является важным направлением, важной частью стратегии рационального развития территории. Мы говорим о «территории» в широком смысле, подразумевая и естественную природную среду, и культурную среду, и техногенную среду, и местное сообщество – население – в целом.
Национальные села Ныда, Нори, Кутопьюган, оленеводческие бригады, стойбища ненцев в Надымской тундре – это живые очаги их культуры и быта. В современной российской и мировой туристической индустрии делают ставку на создание исторических реконстукций - этнографических ансамблей, деревень, музеев. Потому что вряд ли искушенному путешественнику удастся лицезреть сегодня настоящий, жилой иглу в Канаде, или пальоса в Галисии, или типи в Перу.
Современная цивилизация поглотила самобытность очень многих малых народов, оставив нам суррогат их бытия. Ямал в этом ряду – счастливое исключение. Да, сегодня просторы Надымской тундры бороздят не только оленьи упряжки, но и мощные японские снегоходы. Да, сегодня спутниковая антенна подает телевизионный сигнал в чум оленевода. Да, сегодня «продвинутые» ненцы имеют в своем арсенале новейшую бытовую технику, сотовые телефоны, компьютеры …
НО! Как тысячи лет назад, они живут в своем единственно возможном жилище – ЧУМЕ, завещанном им предками, не променяв его на комфорт и удобства наших многоэтажек – муравейников. Как тысячи лет назад, они каслают оленей, подчиняясь только им известным законам Судьбы и Природы. Как тысячи лет назад, они хранят чистоту и доверчивость душ, мужество и стойкость сердец, древнее умение принимать и прощать пришельцев.
В этом отношении экспедицию «По следам седого Ямала» можно рассматривать как проект по разработке и продвижению на региональном рынке интересного туристического маршрута.
Протяженность маршрута составляет –500 км, Надым – Надымское городище – с. Шуга - с. Хэ - стойбище Танопчи – с. Кутопьюган – Надым. Участники экспедиции пройдут на моторных лодках по реке Надым, Обской губе, в течение 10 дней будут проживать в настоящем чуме на побережье Обской губы..
За данный период путешествующие пройдут ритуалы очищения, кормления духов воды и ветра, посетят священные места ненецкого народа, совершат пешие экскурсии в соседние стойбища Нёйто, Ярцанги, Нерупыя, лодочные экскурсии – в село Кутопьюган, поселок Хэ, Шугу, примут участие в национальных праздниках (День рыбака, Ильин День, Международный день коренных народов). Посетят уникальный археологический памятник – Надымское городище. Но самое главное – им будет представлена уникальная возможность каждодневного общения с миром дикой природы Севера, постижения мудрого мироустройства его коренного населения. Местные рыбаки научат желающих посадке сетей, ловле рыбы и его обработке; охотники познакомят с технологией изготовления национальных орудий лова, инвентаря и хозяйственной утвари, установке ловушек на зверя;
В часы досуга туристы освоят метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки, посоревнуются в рыбной ловле. Так же участники экспедиции проведут ряд экологических, спортивно-массовых мероприятий с детьми национального села Кутопьюган. Практика показала растущий интерес к данному проекту жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, которым представлена уникальная возможность не умозрительно, а в режиме реальных условий погрузиться в жизнь коренных народов Севера, постичь навыки выживания в условиях тундры.
лодка;
комплект сменной одежды;
непромокаемый костюм-дождевик;
резиновые сапоги;
рюкзак туристический (сумка) не промокаемый;
личная аптечка первой медицинской помощи;
средство от комаров;
термос;
спальный мешок;
туристский коврик;
спасательный жилет;
палатка;
энцефалитный костюм.
Типовая программа летней этнографической экспедиции «По следам предков»
День 1. Выезд из г. Надыма. Путешествие по реке Надым и Обской Губе. (230 км). Прибытие в лагерь. Ритуал очищения. Размещение в базовом лагере (чуме).
День 2. Ритуал освящения места. Обустройство лагеря. Ознакомление с бытом ненцев. Национальные игры.
День 3. Знакомство с бытом рыбака и обучение посадке сетей. Пешая прогулка по берегу Обской губы с посещением ненецкого летнего стойбища. Знакомство с историей края, разучивание национальных песен. Рыбалка. Соревнования по рыбной ловле.
День 4. Лодочная экскурсия на целый день по историческим местам (п. Хэ, п. Ярцанги). Обед в полевых условиях. Сбор дикоросов.
День 5. Знакомство с бытом оленеводов. Соревнования по национальным видам спорта.
День 6. Путешествие на моторной лодке до с. Кутопьюган. Экскурсия по селу. Посещение школьного музея. Дискотека.
День 7. Экскурсия по святым местам. Ритуал кормления Духа Реки. Беседы по истории и фольклору ненцев. Рыбалка. Знакомство с технологией разделки рыбы. Прохождение мастер-класса по разделке и обработке рыбы. Праздничный ужин из национальных блюд.
День 8. Организация и проведение праздника День рыбака. Организация и проведения экологической акции (уборка побережья). Рыбалка на Обской Губе. Праздничный концерт.
День 9. Знакомство с технологией изготовления инвентаря и хозяйственной утвари, установка ловушек. Мастер-класс по изготовлению национальных орудий лова. Организация и проведение праздника День оленевода. Показ одежды с национальным колоритом.
День 10. Организация и проведение концерта в клубе для жителей села. Выезд из лагеря. По пути остановка на участке «Святой Мыс» для проведения ритуала прощания и поклонения Духам. Прибытие в г. Надым.