ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
При информационной поддержке Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм)
Официальный партнер - TUI Россия и СНГ TUI Россия и СНГ

Маршрут Дорога жизни. Дорога Победы.

Дорога жизни. Дорога Победы.

Что дают лайки?
Номинация: Лучший маршрут, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Дорога жизни. Дорога Победы.
Полное название:

Дорога жизни. Дорога Победы.

Северо-Западный ФО, Ленинградская область
  • Лучший маршрут, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
  • Экскурсионные туры
Остановка - Финляндский вокзал

Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственным действующим в городе.Железнодорожный узел подвергался частым бомбардировкам.Именно здесь начиналась «Дорога жизни». 7 февраля 1943 года сюда по Дороге Победы с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

Остановка - Памятник Регулировщице

Девушки-регулировщицы стояли на всем пути Дороги жизни, и на Ледовой трассе. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен памятный знак, установленный еще в 1986 году у железнодорожного переезда Рябовский. Рядом стоял первый километровый столб, белый столбик со звездой и цифрой 1, 1-й километр главной для города дороги.

Во время строительства кольцевой автодороги (КАД), в 2004 памятник был снесен. Лишь в 2010 году восстановлен и торжественно открыт на прежнем месте и в обновленном составе. Теперь у 1-го километра Дроги жизни стоит сам километровый столб, памятный знак "Регулировщица" и фронтовое зенитное орудие.

Остановка - Цветок жизни

К сожалению, война не щадит никого. Святые и чистые создания - дети наравне со взрослыми умирали от голода и холода .В память о погибших детях осажденного города создан мемориальный комплекс "Цветок жизни".В мемориальный комплекс входит цветок высотой около 15 метров, роща из 900 берез, Аллея Дружбы и курган с плитами, на которых выбит текст из блокадного дневника Тани Савичевой. Установлен "Цветок жизни" 28 октября 1968 года

Он входит в число мемориалов Зеленого пояса славы.

На этом объекте предусмотрен выход и осмотр комплекса.

Остановка - Румболовская гора

Уникальный в своем роде и единственный подобный памятник в мире был открыт 27 января 2012 года на Румболовской горе во Всеволожске, на 10-м километре Дороги жизни. В 68-ю годовщину со дня снятия блокады напротив храма Спаса Нерукотворного Образа установили бронзовую "полуторку". Это точная копия грузовика ГАЗ-АА, в блокадные годы перевозившая сотни тонн грузов по ледовой Дороге жизни в Ленинград, и истощенных людей из осажденного Ленинграда. Памятник машине-солдату."Полуторка" отлита из бронзы в натуральную величину. Высокий металлический каркас, на котором стоит машина, обтянут колючей проволокой.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

страшней и радостней дороги.

выбиты строчки ленинградской писательницы и жительницы осажденного города Ольги Берггольц:

Остановка - Уцелевший участок

На 12-м километре Дороги жизни существует уцелевший участок Дороги жизни.

Потомкам здесь на память сохранен

Участок старой ладожской дороги.

На нем остался след былых времен -

Гром батарей...воздушные тревоги...

По ней шел хлеб, в огонь она вела

И в те далеких три тяжелых года

Дорогой жизни названа была,

И потому - бессмертна для народа"

В.Н.Суслов

Здесь находятся три указателя - три высокие плиты. На первой - указание стрелки и надпись "На Ленинград", выше надписи - 1500000 тонн грузов доставлено в Ленинград. На третьей - указание стрелки в противоположную сторону и надпись "На Кобону", выше - 1200000 ленинградцев эвакуировано. По середине находится плита с лозунгом "Чем больше рейсов - тем быстрее победа над врагом.

"

.

Остановка - Мемориал: "Катюша"

На 17-м километре делаем остановку (без выхода из автобуса). Это мемориал "Катюша. Из бетонного основания ввысь вздымаются пять огромных стальных 14-ти метровых балок, символизирующие знаменитую реактивную установку "Катюша".

Мемориал "Катюша" находится около деревни Корнево, Всеволожского района. Именно в этом месте в 1941—1943 располагались зенитные части, защищавшие Дорогу жизни. Монумент открыт в 1966 году, входит в число памятников Зеленого пояса славы. В композицию входит также плита со словами:

"1941—1943 Эти грозные годы запомни

Здесь проходила Дорога Жизни

Мужеством храбрых спасен Ленинград

Павшим героям бессмертная слава"

Остановка - Мемориал "Разорванное кольцо"

Мемориал "Разорванное кольцо". Здесь предусматривается остановка с выходом из автобуса и осмотром мемориала, расположенного у самого спуска к Ладожскому озеру.

Огромная конструкция высотой 7 метров и весом более 30 тонн представляет собой две арки, разомкнутые по середине. Монумент установлен в 1966 году. На плитах под арками автомобильный след, с двух сторон стоят два больших железобетонных шара, символизирующих прожектора. В композицию входит зенитное орудие и памятная стела со стихами Бронислава Кежуна:

Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

Остановка - Осиновец

Маяк "Осиновец" находится в одноименном поселке на берегу Ладожского озера.

В годы войны на этом участке пути заканчивался сухопутный маршрут Дороги жизни и начинался водный.На здании Осиновецкого маяка установлена памятная доска с надписью: "Отсюда в 1941 - 1943 годах по легендарной "Дороге жизни" под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно".

Рядом с 45-м километровым столбом на Дороге жизни с 1972 года существует музей, полностью посвященный работе спасительной трассы. Это филиал Центрального военно-морского Музея. В сентябре 2015 года музей снова примет посетителей после реконструкции.

Вызывает особый интерес у всех категорий туристов и экспозиция под открытым небом. Маленькая полуторка, старый ленинградский автобус,тендеры Ладожской флотилии и знаменитый самолет ЛИ-2, это неполный перечень представленных различных видов техники и вооружения, защищавших Дорогу жизни.

Предусмотрено посещение музея. Заказывать экскурсию необходимо заранее.

Остановка - Старый причал

Отсюда группа на теплоходе отправляется на экскурсию в Крепость Орешек.

Остановка - Крепость Орешек

Клятва защитников крепости

Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего.

Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её.

Увольняются с острова: на время — больные и раненые, навсегда — погибшие.

Будем стоять здесь до конца.

Героическим защитникам крепости посвящён мемориальный комплекс, открытый 9 мая 1985 года.

И опять крепость Орешек (Шлиссельбургская) стала ключом к Ленинграду и Балтике. 500 дней защитники крепости оборонялись и защищали Дорогу жизни по Ладожскому озеру. Именно на берегах Невы и Ладоги решалась судьба Ленинграда.На протяжении всего участка фронта, проходящего по Неве,

крепость была расположена ближе всего к немецким позициям,которые хорошо просматривались из крепостных башен. Это позволило проводить разведку обороны противника, мешать дальнобойным батареям

врага вести огонь по Дороге жизни.

Крепость Орешек и ее бесстрашный гарнизон выдержали суровое испытание войны. За 498 дней непрерывных боев защитники форпоста и выполнил поставленную задачу: не дать врагу переправиться на правый берег Невы и

защитить Дорогу жизни на Ладоге. Крепость стала одним из немногих примеров эффективной обороны, когда ценой сравнительно небольших потерь врагу был нанесен значительный урон. Гарнизон Шлиссельбургской крепости оказал существенную помощь войскам Ленинградского и Волховского фронтов в операции «Искра». И это произошло несмотря на то, что противник превосходил защитников в численности и мощи оружия, опыте и в количестве боеприпасов.

В мае 1985 года на территории Орешка по проекту архитектора И. Д. Билибина, скульпторов Г. Д. Ястребенецкого и А. Г. Дёма был открыт мемориальныйкомплекс героическим защитникам крепости в годы Великой Отечественной войны.

Предусмотрена экскурсия по крепости "Орешек"

Остановка - Причал Шлиссельбург

Переправа в Шлиссельбург. Пересадка с теплохода в автобус.

Остановка - Кафе

Обед в кафе города Шлиссельбура. Заказывается заранее и лучше включать в стоимость путевки.

Остановка - Диорама: Прорыв блокады Ленинграда

Обязательно заезжаем на диораму «Прорыв блокады Ленинграда.". Проводится экскурсия по диораме.

Музей был открыт 7 мая 1985 года. Ленинградские художники - Ю. А. Гариков, К. Г. Молтенинов, Л. В. Кабачек, Б. В. Котик, Н. М. Кутузов, Ф. В. Савостьянов и В. И. Селезнев - более трех лет работали над художественно-документальным полотном. Предметный план выполнила группа макетчиков под руководством В.Д.Зайцева.нинграда».

В единую мемориальную композицию комплекса включен памятник-танк «Прорыв» (Т-34-85) и прилегающая территория, на которой сохранились«немые» свидетели тех событий — две липы, даже сейчас легко узнаваемые

по следам былых «ранений».В 1990 году на базе музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», мемориальных

комплексов «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», другихмест ожесточенных боев советских войск в 1941–1944 годов в Кировском районе был создан музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». В егосостав

также вошли 38 братских воинских захоронений.В 2003 году на площади перед музеем-диорамой началось формирование экспозиции военной техники. В настоящее время на ней представленышесть танков: два тяжелых — КВ-1, КВ-1 С, легкие Т-26, БТ-5 и малый плавающий танк Т-38. Пять танков из шести подняты со дна реки Невы в районе легендарного Невского пятачка.

Остановка - Памятник железодорожникам

Памятник находится на Мурманской трассе, сразу же после поворота в пос. Приладожский. Стела и фрагмент железнодорожных путей.

"Здесь после прорыва блокады под огнём были построены переправы и ж/д линия, связавшая осаждённый Ленинград со страной. Первый поезд прошёл на Ленинград 7 февраля 1943 года." - гласит надпись на памятнике.

В январе 1943 года сухопутная связь Ленинграда была восстановлена в результате широкомасштабной

наступательной операции войск Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады. Ладожскую Дорогу жизни сменила Дорога Победы на шлиссельбургско-синявинском направлении. Эвакуацию населения и снабжение блокадного города стали осуществлять по железной дороге до конца января 1944 года.

Остановка - Полуторка

1974 годы в деревне Дусьево был сооружен памятник «Героям Ладоги» по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, В. В. Фоменко. Легендарная полуторка ГАЗ-АА застыла навечно на пьедестале, напоминающем ледяные торосы Ладоги.. Здесь же установлены памятные знаки шоферам, работавшим на дороге жизни - известным и неизвестным.

Остановка - Кобона

Первым прибежищем для ленинградцев была небольшая рыбацкая деревня Кобона на восточном берегу Ладоги. Для эвакуированных пришлось приспособить не только помещения полуразрушенной школы и сельсовета,

но и здание старинной Никольской церкви. Храм стал практически единственным местом, дававшим возможность укрыться от немецких бомбежек и суровых ладожских ветров.За крепкими церковными стенами изможденных блокадников кормили, больным оказывали медицинскую помощь, а затем отправляли в глубьстраны.

Деревня насчитывала к тому времени не более 80 дворов, все они оказались переполнены. Сотрудникам эвакопункта зачастую приходилось буквально на руках носить истощенных людей, прибывавших из блокадного города, помогать им с багажом. Для детей, потерявших родителей в дороге, был оборудован детский приемник при санчасти. После многочасового пути истощенные ленинградцы

получали здесь горячую пищу и сухой паек в дорогу.По питательным карточкам также выдавали и кипяченую воду — по пол-литра на человека.Это непривычное «изобилие» до сих пор остается одним из важнейших эпизодов в благодарных воспоминаниях о Кобоне. А часто случалось и так, что многие из изголодавшихся людей уже не способны были переварить пищу, которая оказывалась для них смертельной, они остались лежать здесь в братских могилах.Те, кто выжил, задерживались в Кобоне на двое — трое суток в ожидании отправки на Большую землю. Ежедневно в Кобоне набиралось людей на 10—12 эшелонов. Кобона стала символом спасения ленинградцев.

В сентябре 2015 года в Крбоне вновь откроет свои двери музей "Дороги жизни". В нем будет представлена экспозиция, рассказывающая о госпиталях, литературно-мемориальная экспозиция "А. Прокофьев. Жизнь и творчество", экспонаты, найденные и поднятые со дна Ладожскогоозера и переданные в музей энтузиастами. Этими же энтузиастами подняты со дна Ладоги несколько полуторок и некоторые из них уже восстановлены и экспонируются. Кроме того ими же составлен поименный список водителей, работающих на Ледовой трассе. В гостях у них мы побываем. Кроме интересных рассказов нас ждет чаепитие.

В конце экскурсии по дер. Кобоне мы побываем в храме. Никольская церковь до сих пор действующая. Храм всегда был своеобразным маяком. В кресте вставлены кристаллы, которые светятся. Это уникальное явление вы сможете увидеть.

Остановка - Окончание маршрута

Завершение маршрута в Санкт-Петербурге у станции метро Дыбенко.

-
Комбинированный (земля + вода)
Описание

Прошло 70 лет с тех пор, как отгремели последние залпы орудий, но память об этой страшной войне не подвластна времени. Воспоминания о Великой
Отечественной войне – одна из самых дорогих семейных реликвий. Война пришла в каждый советский дом, в каждую семью. Поэтому  мемуары,фотографии и документы той эпохи  бережно хранятся. Для семей нашего региона - Санкт-Петербурга и Ленинградской области особенная память - практически в каждой семье пережили ужасы блокадного Ленинграда, были эвакуированы по Дороге жизни. Поэтому тема Дороги жизни и Дороги Победы так актуальна и востребована в наше время.

Маршрут "Дорога жизни" существовал и ранее, но заканчивался всегда почему-то в Осиновце, а ведь Дорога жизни шла дальше по Ладоге, до деревни Кобона и Войбокало. А потом, с 7 февраля 1943 года, когда первый сквлозной поезд с продовольствием прибыл с Большой земли на Финлянский вокзал, и Дорога Победы, которая проходила по Неве через Шлиссельбург на Поляны. О второй половине Дороги жизни и о Дороге Победы как-то незаслуженно забывают. А эти объекты достойны посещения и того, что-бы стать полноценным маршрутом.

Во время сухопутной блокады Ленинграда Дорога жизни стала единственнойвоенно-стратегической транспортной магистралью через Ладожское озеро, соединившей город с Большой землей. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду Ладоги.С 12 сентября 1941 по март 1943 года эта дорога связывала блокадный Ленинград со страной. В навигационные периоды перевозки по Дороге жизнио существлялись по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилиии судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (трас-са 135 км.) и Кобона (трасса 35 км.) до порта Осиновец; в ледостав— по ледовой дороге из деревень Кобона и Лаврово на автотранспорте до Кокорева и Ваганова (ок. 30 км.), далее до Ленинграда по железной дороге. 

Кобона - эта рыбацкая деревенька стала святым местом для блокадников, которые пережив ужасы блокадного Ленинграда и транспортировку в холод, стужу, шторм под бомбежками прибывали в эвакопункт. Именно здесь они получали все необходимое, и далее, те, кто остался жив, эвакуюровались дальше, на Большую землю.

Идеальный маршрут - это когда из Осиновца туристы смогут попасть в Кобону напрямую - на теплоходе класса "ракета" или "комета". Но это дорогостоящий и единовременный маршрут, который может быть приурочен, например, к 8 сентября.

Наш  туристический маршрут «Дорога Жизни , Дорога Победы»   комбинированный. Предполагает два вида транспорта - автобус и теплоход.

Маршрут начинается от Финлянского вокзала.Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал являлся единственным действующим в городе. Железнодорожный узел подвергался частым бомбардировкам. И путь от него доЛадожского озера был первым этапом Дороги жизни. 

Выезжаем из Санкт-Петербурга по Рябовскому шоссе. Большинство мемориальных комплексов и памятных знаков по пути нашего следования уже хорошо известны. "Памятник регулировщице", «Цветок жизни» - памятник ленинградским детям, погибшим во время блокады.У этого мемориала планируется выход и ознакомление  с комплексом.

Один из самых знаменитых памятников легендарной «полуторке» на Румболовской горе.

Монумент «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера близ деревни Ваганово. Выход из автобуса. Осмотр памятника.

Следующий объект - это музей «Дорога жизни» на мысе Осиновец. Музей вызывает особый интерес у посетителей. В экспозиции

под открытым небом представлены различные виды техники и вооружения, принимавшие участие в защите транспортной артерии, питавшей осаждённый Ленинград.Экскурсия по музею и экспозиции.

Далее переезжаем в поселок им .Морозова. Перед посадкой на теплоход заезжаем на железнодорожную станцию Петрокрепость, где находится паровоз, который привез первый груз с Большой земли по Дороге Победы на Финлянский вокзал. Путь по воде  до крепости Орешек составляет 10-15 минут, и мы на Ореховом острове. Экскурсия по Крепости "Орешек". Главная задача гарнизона во время войны - оборонять и защищать Дорогу жизни. После экскурсии переправляемя уже на другой берег Невы, в город Шлиссельбург, где делаем остановку на обед в одном из кафе города.

Далее наш маршрут идет к Ладожскому мосту, где расположена диорама "Прорыв блокады Ленинграда".  Уже заранее заказана экскурсия по диораме и преддиорамной площади, на которой сформировалась экспозиция военной техники. Пять танков из шести подняты со дна реки Невы в районе легендарного Невского пятачка.

Далее едем по Мурманской трассе. В районе поселка Приладожский находится памятник военным железнодорожникам и Дороге Победы, и в поселке Дусьево -  памятник "Героям ладоги" - известным и неизвестным шоферам Ледовой трассы. Легендарная полуторка ГАЗ-АА застыла навечно на пьедестале, напоминающем ледяные торосы Ладоги. Дорога делает поворот, и мы движемся в сторону деревни Кобона, где мы проведем более 2-х часов.

В сентябре 2015 года должен открыться и принимать посетителей восстановленный музей Дороги жизни - филиал музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда".Восстановлен православный храм деревни Кобона, который является наиболее ярким символом несгибаемой воли человека. В его стенах получали первую помощь изможденные голодом блокадники. Кобона стала спасительной местом для тысяч ленинградцев. Сюрприз от энтузиастов ждет всех  на берегу озера - полуторки, поднятые со дна и восстановленные. За чаем  интереснейший рассказ.  А далее - возвращение домой.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Детский
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2015
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
200 км
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
13-14
Категория туристов на маршруте
  • Молодежь (с 15 до 23 лет)
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
  • Дети (с 7 до 11 лет)
  • Дети (с 7 до 11 лет)
Размер группы (мин)
18
Размер группы (макс)
45
Периоды функционирования
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Сентябрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Нет
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
  • Водный
  • Автобусный
Вид транспорта
  • Турфирмы
Комфортность
Высокая
Питание (входит в стоимость)
  • Обед
  • Полдник
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
Наличие стандартов работы персонала
Да
Цена (рубли)
1650 рублей (детям, пенсионерам дешевле)
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
нет
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
нет
Дополнительные расходы на питание (руб)
входит в стоимость
Дополнительные транспортные расходы (руб)
нет
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
на сувениры, книги, свечи, пожертвования
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует эпизодически
Количество проведенных маршрутов за год

В августе 2015 года.

Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Нет
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
Нет
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...