ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
При информационной поддержке Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм)
Официальный партнер - TUI Россия и СНГ TUI Россия и СНГ

Маршрут Дербент- 2000

Древний город

Что дают лайки?
Номинация: Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
Дербент- 2000
Полное название:

Древний город

Северо-Кавказский ФО, Республика Дагестан, г. Дербент
  • Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
  • Экскурсионные туры
Остановка - Цитадель Нарын- Кала

Современный Дербент - это город - музей под открытым небом, получивший в 1989г. статус Государственного историко-архитектурного и художественного музея- заповедника. Дербентский музей - заповедник включает в себя около 150 памятников федерального и республиканского значения.

История первых поселений на территории Дербентского холма насчитывает пять

тысячелетий. Однако лишь на заре советской власти было проявлено должное внимание к его культурному наследию: были организованы исследования по изучению истории города. Сохранения уникального Дербентского наследия, являющегося не только Дагестанского, Российского народа, но и всего человечества

3 июля 2003г. Дербентское чудо стало десятым объектом России, охраняемым Юнеско, куда вошли следующие памятники: «Крепость Нарын кала» и крепостные стены древний город (магалы).

Цитадель Нарын кала - настоящий драгоценный алмаз в сокровище Дербентского наследия.

Цитадель «Нарын - Кала»

Судьба Дербента необычна и удивительна - это один из немногих городов, который возник в глубокой древности, несмотря на многочисленные разрушения во многом сохранил свой облик до наших времен. Дербент - пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды расцвета и упадка служил ареной борьбы между Римской Империей и Парфией, Сасанидским Ираном и Византией, Арабским Халифатом и Хазарским каганатом, государством Сельджуков и Золотой Ордой, Османской Турцией и Российской Империей.

Трудно найти еще такой город, судьба которого была бы столь необычна, многолика и парадоксальна на протяжении многих веков.

Являясь ареной кровопролитных воин, подвергаясь постоянным нашествиям, разрушениям он сохранил удивительную способность подобно мифической птице «Феникс» (Вновь и вновь возрождаться из пепла)

НАРЫН - КАЛА – КАПЫ Восточные ворота

Восточные ворота - цитадели Нарын-кала – главные ее ворота - устроены в подпорной стене и перекрыты стрельчатыми арками и плитами основания ханской канцелярии Фет-Али-хана. Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5м. За воротами в толще земли устроен наклонный проход шириной более 3м., ограниченный по бокам подпорными стенами. В 12веке

над воротами и проходом было сооружено двухэтажное здание, стены которого опирались на две мощные перекинутые через проход стрельчатые арки.

Обратите, пожалуйста, внимание, на здание которое находится над воротами.

Ханская канцелярия.

Это здание ХАНСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ было построено в VI веке. Над входным проемом сохранилась сильно подпорченная надпись, на персидском языке, судя по надписи, ворота перестраивались в XVII веке при правлении иранским шахом Абассом 1(1606-1607г.).

Ханская канцелярия располагается над главными воротами цитадели - Нарын-кала-капы. Слева от входа находится небольшая

Остановка - Баят- Капы

Вторые вороты южной части Баят- Капы (VI-VIIв.в.) по чертежам 1970г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема- наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом.

В 1811 г. Баят- Капы (ворота с надписью)были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка. Над замковым камнем высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же парадного входа в город.

Остановка - Бестужев- Марлинский

Мемориальный дом- музей писателя Александра Александровича Бестужева- Марлинского стал одним из отделов Государственного историко- архитектурного и художественного музея- заповедника. В четырех залах дома- музея развернута экспозиция, которая воссоздает обстановку того времени, когда здесь проживал А.А. Бестужев- Марлинский. Осенью 1829 г. по особой милости Бестужев был переведен из Сибири на Кавказ, Дербент. Именно здесь он написал свои известные произведения: «Испытание», «Страшное Гаданье», «Фрегат Надежда» и др. При его отъезде все местные жители вышли провожать его, показывая свое уважение к нему.

Остановка - Килиса мечеть

Килиса- мечеть- это прямоугольное в плане сооружение, портал и некоторые детали мечети характерны для дербентской архитектуры XVII-нач.XIXв.в. В тоже время полуциркульные окна свидетельствуют о том, что мечеть не раз капитально перестраивалась в XIX в. Мечеть была разделена на мужскую и женскую половины. В 2003 году включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с Килиса- мечетью был расположен самый крупный караван- сарай, сохранившийся до конца XVIII в. Он начал терять свое значение с появлением новых караван- сараев в нижней части города. На сегодняшний день этот караван- сарай не сохранился полностью, но осталось глубокое подземелье, над которым построены дома. Подземелье было передано в распоряжение мечети.

Остановка - Джума мечеть

Джума- мечеть- одна из старейших мечетей России, вошедших в пятерку старейших мечетей мира, считается одной из основных точек отсчета распространения ислама в России. Возведение мечети датируется 733- 734 г.г. В то время она была самым крупным строением в городе. Над входом сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 г.г. она была восстановлена после землетрясения Таджудином из Баку. В 1938- 1943 г.г. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. Затем постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования её по прямому назначению.

Интерьер мечети представлен основными частями: вытянутым в направлении восток- запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Крыша мечети держится на 40 каменных столбах.

Во дворе мечети растут деревья Платаны возраст которых около 800 лет.По преданию, мастер Таджудин велел во дворе посадить платаны - деревья с мощной корневой системой (для укрепления почвы), извлекающие из земли много влаги (для предотвращения переувлажнения фундамента мечети)

Солнечные часы, в виде каменного столба, 1 м. (раньше он был намного выше) по которому определяли точное время намаза. По преданию, под этими солнечными часами похоронены глаза тех кто не хотел принимать ислам ( тем кто все же приходил сам выкалывали один глаз, кого приводили насильно выкалывали два глаза).

- Сунниты- самое крупное течение в исламе (85%). Люди сунны считают законными приемниками Мухаммеда первых четырех халифов- Абу Бакра, Умара, Усмана и Али- а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Махаммеде.

- Шииты- араб. приверженец, последователи- вторая по величине ветвь ислама (15%). После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата.

Слово «мечеть» (масджид) с араб. «место поклонения Богу». Минареты в мечетях были как мояки.

Остановка - Девичья баня

Девичья баня была построена в начале XVII в. рядом с Джума- мечетью. В баню вниз ведет восьми ступенчатая каменная лестница. Баня состоит из двух отделений:

1. Раздевальня со скошенными углами, напротив которых стоят 4 восьмигранных колоны, несущие на себе 4 симметрично стоящие арки, на которых покоится сводчатый потолок- с большим куполом в середине.

2. Моечное отделение намного меньше по размеру.

В бане имеется специальное помещение, где купалась невеста. Посещение бани носило ритуальный характер, когда молодая невеста в сопровождении своих подруг и музыкантов отправлялась в Девичью баню. В раздевальном помещении проходил свадебный обряд.

По трем стенам зала устроены альковые (ниши), приподнятые над уровнем пола на 60 см. Ниши покрывали паласами и сумахами. В этих нишах раздевались, а обувь оставляли в подпольях. В центре зала устроен шестигранный бассейн диаметром в 1 м. для ополаскивания ног при одевании обуви после купания.

Зал имеет два дверных проема: 1. Маленькое помещение размером 2,2 X 2,1 м., служащее для омовения невесты; 2. Зал горячего отделения. Освещается помещения верхним светом четырех отверстий диаметром 80 см. в куполе здания. Стены были выложены тесанным камнем.

Вода нагревается специальной топочной печью, расположенной под полом горячего резервуара. От этой печи горячий воздух от топки расходится по каналам, расположенным под полом всего помещения, нагревая его. Бани имели и физиологическое, и лечебное значение: под влиянием высокой температуры, парения, растирания кожи кожные капилляры расширяются, наполняются кровью и в организме происходит перемещении крови от внутренних органов к периферии, что способствует общему улучшению кровообращения.

Остановка - Орта Капы

Ворота Орта- Капы относятся к числу древнейших в городе и датируются VIв. Они были главными парадными воротами с юга, расположенные с южной стороны города. Основная древняя часть этих ворот по своей форме, кладке подобна воротам Кырхляр- Капы, но отличается образованной разгрузочной аркой стрельчатой формы. Ворота фланкируются прямоугольными глухими башенными выступами и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на две крупные колоны со сталактитовыми капителями. Над разгрузочной аркой на южном фасаде каменным коксом расположен водомет в виде каменной скульптуры «Льва» как на воротах Кырхляр- Капы. С помощью водомета отводилась вода с боевой площади, которая находилась с внутренней стороны ворот. А, возможно, он использовался в целях обороны (напр., в него могли лить горящую нефть и т.д.).

Остановка - Кырхляр мечеть

Кыхляр- мечеть. Кыхляр- мечеть расположена в верхней части старого города вблизи ворот Кыхляр- Капы. Мечеть построена в прямоугольной форме, вытянутой с запада на восток. Освещается мечеть четырьмя окнами в основании купола и двумя окнами в восточной стене. Уникален и красив михраб ( араб.- святилище; молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке, в ранних мечетях к Иерусалиму) мечети с оригинальной резьбой в виде растительного орнамента. Кыхляр- мечеть единственная каменно- купольная магальная мечеть в Дербенте.

Рядом с мечетью располагался самый красивый караван- сарай, состоявший из трех этажей. Сохранились в детском саду подвальные помещения, в которых держали лошадей, верблюдов купцов, шедших по Великому Шелковому пути.

Остановка - Кырхляр ворота

парадные ворота с севера, кизлярские ворота, ворота 40 воинов

Вторые ворота северной стены Кыхляр- Капы. Ворота сорока воинов, расположенных не далеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их Баб-эль-Джахад (ворота священной войны), а русские- кизлярскими. Кладка нижней части ворот относится к древнейшему типу. В прошлом Кырхляр- Капы являлись главными северными воротами города, поэтому их архитектурному облику предавалось большое значение.

По приданию, рядом, на кладбище похоронены 40 мусульманских воинов- арабов, погибших в борьбе с кочевниками, хазарами. Сорок мучеников лежат каждый в своей гробнице и на них положено по большому белому камню с вырезанной надписью.

Остановка - Церковь Святого Всеспосителя

армянская церЦерковь Святого Всеспосителя- армянская церковь в городе Дербенте, расположена в центре города.

В конце XVIII в. армянское население в результате отхода русских войск с берегов Каспия из страха мести местных ханов было вынуждено в массовом порядке переселиться в пределы российских земель. Восстановление армянской общины относится к началу XIX в., когда русские войска в 1806 г. овладели городом. Содержание войск на этих территория стоило очень дорого, к тому же русский народ «Чувствовал отвращение к новому краю и народам, чуждаясь их обычаев, не зная языков туземцев». Армяне были непоколебимо преданными православному царю. Они были «к тому же предприимчивы, смелы, и с начала XVIII столетия, составляя армянские дружины, сражались рядом с победоносными русскими войсками, причем знание армянами местностей, нравов и языков туземцев с широким гостеприимством немало помогают успеху русского оружия». В этих условиях армяни были нужны русским, «чтобы добытое оружием, скреплять плодами мирной деятельности». Наряду с этим миссия армян была «Чисто культурная».

Церковь была построена в 1872 г. и освящена, в армянском квартале города на месте часовни. Сильно пострадала в период Гражданской войны. В 1975 г. здание церкви было признанно памятником архитектуры, оно было отреставрировано. После реставрации было передано в состав Дербентского Государственного историко- архитектурного и художественного музея- заповедника, в нем размещен отдел «Ковра и декоративно- прикладного искусства» .

Здание церкви крестово- купольное, размеры 22,5 X 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба, поддерживающие двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по два ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложными окнами. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна.

Остановка - Музейный комплекс "Дом Петра I в Дербенте"

Достопамятным местом, связанным с пребыванием Петра I в Дербенте, является землянка, в которой он остановился и заночевал 23 августа 1722 г. В разных источниках она именуется по-разному – землянка, домик, хижина, стоянка, сакля. По свидетельству участника похода, врача Дж. Белла, после осмотра крепостных сооружений города наиб Дербента предложил Петру свой дом для ночлега, «но он сего не принял, опасаяся ли обеспокоить обывателей или для других неизвестных мне причин, и возвратился вечером в свой стан».

Сохранилось несколько сделанных в XIX в. рисунков и фотографий этой землянки, которая располагалась в нижней части города, недалеко от моря. Самым ранним является, видимо, рисунок В.Ф. Тимма 1848 г. «Землянка Петра Великого в Дербенте», на которой изображена заглубленная в землю низкая хижина из камня с двускатной деревоземляной кровлей и неказистым входным проемом. Очевидно, этот рисунок с натуры был сделан накануне сооружения здесь в том же году окружавшей землянку ограды из каменных пирамидальных колонок с ажурной металлической решеткой. По бокам прохода к землянке стояли два столбика, увенчанные царскими коронами. В таком виде памятник запечатлен на гравюре по рисунку П. Бланшара 1860-х гг. и на литографии «Домик Петра I в Дербенте» Ж. Гошара того же времени.

Побывавший в Дербенте в конце 1858 г. Александр Дюма-отец так описывает землянку Петра I: «Первый предмет, поразивший нас, – небольшое земляное строение; оно было защищено двумя пушками, окружено решеткой, на двух каменных столбах виднелись две даты: 1722 г. и 1848 г. и надпись: «Первое отдохновение Великого Петра». Петр посетил Дербенд в 1722 году, а в 1848 году была поставлена вокруг землянки, в которой он жил, эта ограда. Третья пушка защищает хижину со стороны моря. Эти пушки привезены им самим: они были вылиты в Воронеже, на Дону, и датируются 1715 годом. А пушка, стоящая позади хижины, имеет лафет того времени». Ограда вокруг хижины Петра I была сооружена по приказу наместника Кавказа, князя М.С. Воронцова. 16 октября 1850 г. здесь побывал наследник Российского престола, великий князь Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, а в то время – начальник военно-учебных заведений империи. Город встретил его иллюминацией и салютом, выстроенным почетным караулом 16-го Грузинского линейного батальона. Наследник произвел смотр батальонных рот, осмотрел казармы, лазарет, строившийся госпиталь, уездное и мусульманское училища, Джума-мечеть и посетил землянку Петра I.

Остановка - Музей Боевой Славы

Трудные испытания Великой Отечественной Войны Дербент встретил как и подобает городу- воину, городу- защитнику, достойно встретив очередной жесткий вызов времени. На фронт ушли тысячи дербентцев, сотни из которых были награждены орденами и медалями.

-
Пешком
Описание


Великий Шелковый Путь- величайший исторический феномен, объединявший в себе государства и народы на огромных территориях. «Шелковый Путь»- это общее название торговых, караванных путей, связывающих со II в.до н.э. по XVI в. н.э. через Среднюю Азию Китай с Передней Азией, Кавказом и др. регионами Евразии. Вел из Сиана через Ланьчжоу в Дуньхуан (в древности служил воротами в Китай на ВШП), где раздваивался на северную и южную дороги:

Северная дорога- вела в Турфан (северная ветвь ВШП), в Фергаму (Уз., Татж.) и Казахские степи.

Южная дорога- вела в Бактрию, Индию, Ближний Восток, вплоть до Средиземного моря.

Термин «Шелковый Путь» был введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 г.

При образовании в VII в. Арабского Халифата, установились связи между Китаем и Арабским Халифатом. Начиная с этого периода определенная нагрузка ложится на кавказские ответвления шелкового пути. В период усиления значения шелкового пути роль Дагестана начинает возвышаться.

В X-XV в.в. устанавливаются и упрочняются связи Дагестана с Древне Русским государством. И теперь русы, киевляни, славяни становятся известными для арабских авторов. Русские купцы начинают активно плавать по Каспию, останавливаться в Тарках и Дербенте.

Участие Дагестана в торговле Великого Шелкового Пути ускорило экономическое, социально- политическое и культурное развитие края, способствовало росту дагестанских населенных пунктов, городов, ставших центрами ремесла и торговли.

В крупный центр международной торговли превратился Дербент, на территории которого первое укрепленное поселение возникло за долго до возникновения «Великого Шелкового Пути» в VIII- VI в.в. до н.э.

Свидетелями величайших событий того периода являются сохранившиеся в Дербенте историко- культурные памятники, вошедшие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, цитадель Нарын- Кала (изящная, красивая возвышенность, крепость)- древняя, до арабская крепость, соединенная с Каспийским морем двойными мощными стенами, которые перекрывали т.н. Каспийские ворота. Это древняя часть Дербента, в комплекс которого входит одна из старейших мечетей России- Джума- мечеть, возведение которой датируется 733- 734 г.г., где и по сей день проводятся религиозные службы. Согласно преданию мечеть была построена на фундаменте более древнего христианского храма и много раз перестраивалась. В I в. на территории Кавказа, по преданиям, проповедовал христианство «один из двенадцати» Святых апостолов Варфоломей. Христианство было более прогрессивным религиозно- философским течением по сравнению с бытовавшим в то время в данном регионе язычеством. Вообще, большое влияние на Дербент оказывали христианские государства, как Грузия. И в свое время царица Грузии Тамара пыталась вернуть Дербент, но захватила и вывезла ворота цитадели. Сейчас это важнейший памятник музеев в Грузии.

На территории старого города размещались так называемые караван- сараи, где путешественники, миссионеры, торговцы, купцы реализовывали товар, обменивались последними новостями, велась бойкая торговля местных купцов, предлагавшими свой товар иностранцам. Это, табасаранские ковры не уступавшие по изяществу и красоте персидским; изделия оформленные кайтакской вышивкой выполненные из шелковой нити; унцукульские изделия из дерева; балхарская и сулевкентская керамики; кубачинские серебряные изделия.

1. 

Современный Дербент - это город - музей под открытым небом, получивший в 1989г. статус Государственного историко-архитектурного и художественного музея- заповедника. Дербентский музей - заповедник включает в себя около 150 памятников федерального и республиканского значения.

История первых поселений на территории Дербентского холма насчитывает пять

тысячелетий. Однако лишь на заре советской власти было проявлено должное внимание к его культурному наследию: были организованы исследования по изучению истории города. Сохранения уникального Дербентского наследия, являющегося не только Дагестанского, Российского народа, но и всего человечества

3 июля 2003г. Дербентское чудо стало десятым объектом России, охраняемым Юнеско, куда вошли следующие памятники: «Крепость Нарын кала» и крепостные стены древний город (магалы).

Цитадель Нарын кала - настоящий драгоценный алмаз в сокровище Дербентского наследия.

Цитадель «Нарын - Кала»

Судьба Дербента необычна и удивительна - это один из немногих городов, который возник в глубокой древности, несмотря на многочисленные разрушения во многом сохранил свой облик до наших времен. Дербент - пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды расцвета и упадка служил ареной борьбы между Римской Империей и Парфией, Сасанидским Ираном и Византией, Арабским Халифатом и Хазарским каганатом, государством Сельджуков и Золотой Ордой, Османской Турцией и Российской Империей.

Трудно найти еще такой город, судьба которого была бы столь необычна, многолика и парадоксальна на протяжении многих веков.

Являясь ареной кровопролитных воин, подвергаясь постоянным нашествиям, разрушениям он сохранил удивительную способность подобно мифической птице «Феникс» (Вновь и вновь возрождаться из пепла)

НАРЫН - КАЛА – КАПЫ Восточные ворота

Восточные ворота - цитадели Нарын-кала – главные ее ворота - устроены в подпорной стене и перекрыты стрельчатыми арками и плитами основания ханской канцелярии Фет-Али-хана. Вход в цитадель сделан в подпорной стене, так как перепад уровня земли внутри и снаружи восточной стены цитадели достигает 5м. За воротами в толще земли устроен наклонный проход шириной более 3м., ограниченный по бокам подпорными стенами. В 12веке

над воротами и проходом было сооружено двухэтажное здание, стены которого опирались на две мощные перекинутые через проход стрельчатые арки.

Обратите, пожалуйста, внимание, на здание которое находится над воротами.

Ханская канцелярия.

Это здание ХАНСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ было построено в VI веке. Над входным проемом сохранилась сильно подпорченная надпись, на персидском языке, судя по надписи, ворота перестраивались в XVII веке при правлении иранским шахом Абассом 1(1606-1607г.).

Ханская канцелярия располагается над главными воротами цитадели - Нарын-кала-капы. Слева от входа находится небольшая комната, в которой располагалась охрана ворот. Двухэтажный корпус ханской канцелярии включал в себя парадные и служебные помещения, а также приемную хана. Во второй половине 18в. правитель города Фет-Али – хан на первом этаже здания канцелярии устроил судилище.

Здание ханской канцелярии, разрушенное временем, в 60-х гг. (20 век) было полностью реконструировано согласно старому плану, но без сохранения планировки.

А теперь уважаемые гости прошу Вас посмотреть малый зиндан (тюрьма одиночка)

МАЛЫЙ ЗИНДАН

Под зданием ханской канцелярии имеется каменная яма в форме цилиндра, именуемая зинданом, зиндан предварительного заключения, тюрьма одиночка сюда сажали узника до внесения приговора. Судья возглашал приговор, помиловать, казнить или перевести в большой зиндан. Мы подойдем попозже к большому зиндану и я вам расскажу подробнее про большой зиндан.

Мы сейчас подойдем к малой водяной цистерне, можно подойти поближе и посмотреть внутрь.

Малая водяная полукупольная цистерна (ханское водохранилище).

Основным источником снабжения города водой были родники, расположенные на склонах горы Джалган. По подземным водостокам вода самотеком поступала в водоразборные фонтаны и хранилища для воды, которые играли важную роль в жизни древнего города Дербента. Перед вами ханское водохранилище, интересной полукупольной формы. Оно небольших размеров 2,70 х3,50 м, поэтому является малой водяной цистерной, водой из которой согласно легенде пользовалась исключительно ханская семья. Более того у резервуара всегда стоял вооруженный слуга, который и охранял и первым пробовал воду, прежде чем ее подносили хану или члену его семьи.

Мы подойдем уважаемые гости к археологическим раскопкам, которые представлены на экспозиции (на площадке). Рассказать туристам про жернова (датировку), про экспонаты, про надгробные плиты. Формы и размеры не имело значения. Единственная разница между мужскими и женскими надгробными плитами было то, что на женский наносился растительный орнамент. А на мужской писалось арабской вязью дата рождения, дата смерти, сура из Корана. И по шариату нужно было установить через 40-дней после смерти. Естественно за сорок дней не смогут все приготовить. Поэтому люди заказывали при жизни, и в основном люди знатного рода.

Так пойдемте дальше уважаемые гости.

Теперь посмотрите, пожалуйста, направо и мы видим гауптвахту.

Гауптвахта

После присоединения Дербента к России в начале XIX в. В крепости Нарын - кала до 1867г. размещался русский гарнизон, для нужд которого в цитадели было построено несколько помещений: лазарет, склады, в том числе офицерская гауптвахта. Гауптвахта, возведенная в 1828г, (по проекту русского военного инженера Карпова) на искусственно выровненной площадке, представляет собой прямоугольное здание с арочной галереей со стороны главного фасада, обращенного в сторону моря. Расположенный в центре этого фасада вход ведет в вестибюль, из которого одна дверь ведет в большой зал, а две другие - в следующие помещения.

Наибольший интерес представляет главный восточный фасад гауптвахты. Его галерея состоит из пяти полуциркульных арок, опирающихся на квадратные столбы с профилированными капителями и аттиком. По своим архитектурным формам, гауптвахта является типичным образом русского классицизма (ампира) XIX в. В настоящее время в гауптвахте размещен музей живописи и природы.

Наша экскурсия продолжается, просьба следовать за мной дальше дорогие гости.

ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА

Западные ворота цитадели (10в.) назывались горскими и предназначались для гужевого транспорта. Еще эти ворота назывались тайными воротами. О присутствии этих ворот знали самые приближенные к хану люди. Они фланкированы с внешней стороны двумя прямоугольными выступами, усиленными наклонными подпорными стенами, которые образуют перед порогами узкий проход шириной около 3м. Проем горских ворот перекрыт клинчатой перемычкой, с внутренней стороны к проему ведет проход, перекрытый стрельчатым сводом.

Горная стена Даг-бары

Горная стена Даг-бары (6в.), которую по праву называют Великой кавказской стеной, наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами составляет грандиозную оборонительную систему. Начинается она у юго-западного угла цитадели Нарын-кала и тянется на запад на расстояние более 40км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. Конструкция Горной стены идентична конструкции городских стен Дербента. В настоящее время стена сохранилась на 20-30%.

Уважаемые гости пройдемте, пожалуйста, к ханским баням.


Ханские бани

Одной из ярких архитектурных достопримечательностей города являются бани. Ханские бани в цитадели Нарын-кала представляют собой заглубленные в землю сложно плановое сооружение из обработанного камня. Его основу составляет два крупных зала, в которых располагались холодное и горячее отделения. Залы перекрывались куполами со специальными отверстиями для освещения помещений. Обогрев бани производился горячим воздухом, поступавшим, в залы от топки под горячим резервуаром по специальным каналам, проложенным под полом.

« Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, - пишет Орбели,- предмет особой заботы», потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха и для встречи, и дружеской беседы с приятелями, заключали договора торговые, военные.

Крестово - купольный христианский храм

Здесь расположен один из наиболее интересных памятников Дербента, назначение которого долгое время оставалось загадкой. Речь идет о крупном подземном сооружении, вошедшем в историческую литературу и все путеводители как «подземная цистерна» для хранения воды, вырубленная в скале. Однако археологические исследования последних лет показали, что данное сооружение, строго ориентированное по сторонам света, является крестово-купольным христианским храмом 5в. н.э. Первоначально все сооружение было наземным, а не вырубленным в скале, но затем оказалось погребено мощными культурными отложениями. В плане сооружения представляет собой крест. Стороны которого имеют внутреннюю ширину 4.7 м. Внутренняя длина сторон креста 4.2 м , а четвертая сторона имеет длину 5.6 м Центральная часть сооружения перекрыта куполом диаметром 5 м. перестроенным, видимо, в поздневековый период , высота от пола до верха купола около 10 м .Общая длина памятника с запада на восток 15 м , с севера на юг 13 м, причем следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света. При исследовании планировки здания сразу бросается в глаза ее сходство раннесредневековыми церквами Кавказа, Италии и ряда других областей. Так, церкви аналогичной планировки известны в V-VII вв. в Армении и Азербайджане. Полное сходство с планировкой данного крестообразного сооружения имеет мавзолей Vв. в Итальянском городе Равенне. Любопытно, что это сооружения еще не отмечено в планах XVIIIв. но имеется в плане 1810г., что позволяет предполагать использование его в качестве водохранилища лишь с XVIIIв. Заброшенный храм был очищен, отремонтирован и приспособлен для хранения воды.

Арабское завоевание Дербента нанесло сильный удар по позициям христианства здесь, и со второй половины VIIIв. город превращается в крупнейший центр распространения ислама на Кавказе, в оплот « борьбы за веру».

Уважаемые гости пройдемте дальше.

Тюрьма - зиндан

Подземная тюрьма-зиндан в северо-восточном углу цитадели Нарын-кала- уникальный памятник средневековой архитектуры. Глубина- 11м, внутренняя площадь -25 кв.м. Через отверстие в зиндан проникал свет и воздух. Приговоренных узников к смерти, сажали в зиндан, где они умирали не только голодной смертью, но и от трупного яда. Зиндан- сооружение, специально построенное в виде кувшина (пирамиды) с наклонными внутренними стенами, чтобы узники не могли вскарабкаться и выйти.

Мы подходим на смотровую площадку.

Смотровая площадка

Обратите внимание на историческую часть города (указать), где как раз и находятся эти знаменитые Дербентские магалы, которые до сих пор хранят свой облик и планировку.

В настоящее время магалов 9. Обратите внимание на хаотично ветвящиеся улицы магалов. Такая планировка обеспечивала кратчайшее расстояние до ворот центрального комплекса или квартальной мечети. Что позволяло жителям быстро покинуть город, а врагов вводило во временное замешательство.


Крепостные стены

Северная крепостная-стена тянется около трёх километров от цитадели Нарын-кала до Каспийского моря с запада к востоку. Она сохранилась почти полностью и в настоящее время. Стена снабжена 43-мя прямоугольными и полукруглыми башнями, которые расположены примерно в 60-70метрах друг от друга. Чтобы подниматься с внутренней стороны, стена имела каменные лестницы. Стена сложена в 6в. из больших обтесанных камней, высота её 7-8м, ширина - от 2,5 до 3,5м. Для выхода за пределы крепости в северной стене было сделано трое ворот.

Южная крепостная стена - тянется, как и северная, от цитадели Нарын-кала до Каспийского моря. Расстояние между ними составляет примерно 300-350м. Южная крепостная стена обрывается местами. Сохранилась восточная часть стены, протяженностью примерно 1,5км. В отличие от северной стены, южная стена, не играла большой роли в защите города, поэтому имела меньше башен и больше ворот (четверо).

2. 

Вторые вороты южной части Баят- Капы (VI-VIIв.в.) по чертежам 1970г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема- наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом.

В 1811 г. Баят- Капы (ворота с надписью)были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка. Над замковым камнем высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же парадного входа в город.

3. Мемориальный дом- музей писателя Александра Александровича Бестужева- Марлинского стал одним из отделов Государственного историко- архитектурного и художественного музея- заповедника. В четырех залах дома- музея развернута экспозиция, которая воссоздает обстановку того времени, когда здесь проживал А.А. Бестужев- Марлинский. Осенью 1829 г. по особой милости Бестужев был переведен из Сибири на Кавказ, Дербент. Именно здесь он написал свои известные произведения: «Испытание», «Страшное Гаданье», «Фрегат Надежда» и др. При его отъезде все местные жители вышли провожать его, показывая свое уважение к нему.

4. Килиса- мечеть- это прямоугольное в плане сооружение, портал и некоторые детали мечети характерны для дербентской архитектуры XVII-нач.XIXв.в. В тоже время полуциркульные окна свидетельствуют о том, что мечеть не раз капитально перестраивалась в XIX в. Мечеть была разделена на мужскую и женскую половины. В 2003 году включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с Килиса- мечетью был расположен самый крупный караван- сарай, сохранившийся до конца XVIII в. Он начал терять свое значение с появлением новых караван- сараев в нижней части города. На сегодняшний день этот караван- сарай не сохранился полностью, но осталось глубокое подземелье, над которым построены дома. Подземелье было передано в распоряжение мечети.

5. 

Джума- мечеть- одна из старейших мечетей России, вошедших в пятерку старейших мечетей мира, считается одной из основных точек отсчета распространения ислама в России. Возведение мечети датируется 733- 734 г.г. В то время она была самым крупным строением в городе. Над входом сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 г.г. она была восстановлена после землетрясения Таджудином из Баку. В 1938- 1943 г.г. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. Затем постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования её по прямому назначению.

Интерьер мечети представлен основными частями: вытянутым в направлении восток- запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Крыша мечети держится на 40 каменных столбах.

Во дворе мечети растут деревья Платаны возраст которых около 800 лет.По преданию, мастер Таджудин велел во дворе посадить платаны - деревья с мощной корневой системой (для укрепления почвы), извлекающие из земли много влаги (для предотвращения переувлажнения фундамента мечети)

Солнечные часы, в виде каменного столба, 1 м. (раньше он был намного выше) по которому определяли точное время намаза. По преданию, под этими солнечными часами похоронены глаза тех кто не хотел принимать ислам ( тем кто все же приходил сам выкалывали один глаз, кого приводили насильно выкалывали два глаза).

- Сунниты- самое крупное течение в исламе (85%). Люди сунны считают законными приемниками Мухаммеда первых четырех халифов- Абу Бакра, Умара, Усмана и Али- а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Махаммеде.

- Шииты- араб. приверженец, последователи- вторая по величине ветвь ислама (15%). После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата.

Слово «мечеть» (масджид) с араб. «место поклонения Богу». Минареты в мечетях были как мояки.

6. 

Девичья баня была построена в начале XVII в. рядом с Джума- мечетью. В баню вниз ведет восьми ступенчатая каменная лестница. Баня состоит из двух отделений:

  1. Раздевальня со скошенными углами, напротив которых стоят 4 восьмигранных колоны, несущие на себе 4 симметрично стоящие арки, на которых покоится сводчатый потолок- с большим куполом в середине.
  2. Моечное отделение намного меньше по размеру.

В бане имеется специальное помещение, где купалась невеста. Посещение бани носило ритуальный характер, когда молодая невеста в сопровождении своих подруг и музыкантов отправлялась в Девичью баню. В раздевальном помещении проходил свадебный обряд.

По трем стенам зала устроены альковые (ниши), приподнятые над уровнем пола на 60 см. Ниши покрывали паласами и сумахами. В этих нишах раздевались, а обувь оставляли в подпольях. В центре зала устроен шестигранный бассейн диаметром в 1 м. для ополаскивания ног при одевании обуви после купания.

Зал имеет два дверных проема: 1. Маленькое помещение размером 2,2 X 2,1 м., служащее для омовения невесты; 2. Зал горячего отделения. Освещается помещения верхним светом четырех отверстий диаметром 80 см. в куполе здания. Стены были выложены тесанным камнем.

Вода нагревается специальной топочной печью, расположенной под полом горячего резервуара. От этой печи горячий воздух от топки расходится по каналам, расположенным под полом всего помещения, нагревая его. Бани имели и физиологическое, и лечебное значение: под влиянием высокой температуры, парения, растирания кожи кожные капилляры расширяются, наполняются кровью и в организме происходит перемещении крови от внутренних органов к периферии, что способствует общему улучшению кровообращения.

7. Ворота Орта- Капы относятся к числу древнейших в городе и датируются VIв. Они были главными парадными воротами с юга, расположенные с южной стороны города. Основная древняя часть этих ворот по своей форме, кладке подобна воротам Кырхляр- Капы, но отличается образованной разгрузочной аркой стрельчатой формы. Ворота фланкируются прямоугольными глухими башенными выступами и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на две крупные колоны со сталактитовыми капителями. Над разгрузочной аркой на южном фасаде каменным коксом расположен водомет в виде каменной скульптуры «Льва» как на воротах Кырхляр- Капы. С помощью водомета отводилась вода с боевой площади, которая находилась с внутренней стороны ворот. А, возможно, он использовался в целях обороны (напр., в него могли лить горящую нефть и т.д.).

8. 

Кыхляр- мечеть. Кыхляр- мечеть расположена в верхней части старого города вблизи ворот Кыхляр- Капы. Мечеть построена в прямоугольной форме, вытянутой с запада на восток. Освещается мечеть четырьмя окнами в основании купола и двумя окнами в восточной стене. Уникален и красив михраб ( араб.- святилище; молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке, в ранних мечетях к Иерусалиму) мечети с оригинальной резьбой в виде растительного орнамента. Кыхляр- мечеть единственная каменно- купольная магальная мечеть в Дербенте.

Рядом с мечетью располагался самый красивый караван- сарай, состоявший из трех этажей. Сохранились в детском саду подвальные помещения, в которых держали лошадей, верблюдов купцов, шедших по Великому Шелковому пути.

9. 

Вторые ворота северной стены Кыхляр- Капы. Ворота сорока воинов, расположенных не далеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их Баб-эль-Джахад (ворота священной войны), а русские- кизлярскими. Кладка нижней части ворот относится к древнейшему типу. В прошлом Кырхляр- Капы являлись главными северными воротами города, поэтому их архитектурному облику предавалось большое значение.

По приданию, рядом, на кладбище похоронены 40 мусульманских воинов- арабов, погибших в борьбе с кочевниками, хазарами. Сорок мучеников лежат каждый в своей гробнице и на них положено по большому белому камню с вырезанной надписью.

10. 

Церковь Святого Всеспосителя- армянская церковь в городе Дербенте, расположена в центре города.

В конце XVIII в. армянское население в результате отхода русских войск с берегов Каспия из страха мести местных ханов было вынуждено в массовом порядке переселиться в пределы российских земель. Восстановление армянской общины относится к началу XIX в., когда русские войска в 1806 г. овладели городом. Содержание войск на этих территория стоило очень дорого, к тому же русский народ «Чувствовал отвращение к новому краю и народам, чуждаясь их обычаев, не зная языков туземцев». Армяне были непоколебимо преданными православному царю. Они были «к тому же предприимчивы, смелы, и с начала XVIII столетия, составляя армянские дружины, сражались рядом с победоносными русскими войсками, причем знание армянами местностей, нравов и языков туземцев с широким гостеприимством немало помогают успеху русского оружия». В этих условиях армяни были нужны русским, «чтобы добытое оружием, скреплять плодами мирной деятельности». Наряду с этим миссия армян была «Чисто культурная».

Церковь была построена в 1872 г. и освящена, в армянском квартале города на месте часовни. Сильно пострадала в период Гражданской войны. В 1975 г. здание церкви было признанно памятником архитектуры, оно было отреставрировано. После реставрации было передано в состав Дербентского Государственного историко- архитектурного и художественного музея- заповедника, в нем размещен отдел «Ковра и декоративно- прикладного искусства» .

Здание церкви крестово- купольное, размеры 22,5 X 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба, поддерживающие двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по два ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложными окнами. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна.

11. Музейный комплекс "Дом Петра I в Дербенте"

С усилением Русского государства и выходом его к Каспийскому морю значительно возрос интерес к Восточному Кавказу и Дербенту. Экономические и политические интересы на Кавказе и в Прикаспии заставили Петра I вплотную заняться "восточным вопросом" и начать подготовку к Персидскому походу. 27 июля 1722 г. Петр I с войсками высадился на северном побережье Дагестана и двинулся к Дербенту, в который вступил 23 августа.
Достопамятным местом, связанным с пребыванием Петра I в Дербенте, является землянка, в которой он остановился и заночевал 23 августа 1722 г. В разных источниках она именуется по-разному – землянка, домик, хижина, стоянка, сакля. По свидетельству участника похода, врача Дж. Белла, после осмотра крепостных сооружений города наиб Дербента предложил Петру свой дом для ночлега, «но он сего не принял, опасаяся ли обеспокоить обывателей или для других неизвестных мне причин, и возвратился вечером в свой стан».
Сохранилось несколько сделанных в XIX в. рисунков и фотографий этой землянки, которая располагалась в нижней части города, недалеко от моря. Самым ранним является, видимо, рисунок В.Ф. Тимма 1848 г. «Землянка Петра Великого в Дербенте», на которой изображена заглубленная в землю низкая хижина из камня с двускатной деревоземляной кровлей и неказистым входным проемом. Очевидно, этот рисунок с натуры был сделан накануне сооружения здесь в том же году окружавшей землянку ограды из каменных пирамидальных колонок с ажурной металлической решеткой. По бокам прохода к землянке стояли два столбика, увенчанные царскими коронами. В таком виде памятник запечатлен на гравюре по рисунку П. Бланшара 1860-х гг. и на литографии «Домик Петра I в Дербенте» Ж. Гошара того же времени.
Побывавший в Дербенте в конце 1858 г. Александр Дюма-отец так описывает землянку Петра I: «Первый предмет, поразивший нас, – небольшое земляное строение; оно было защищено двумя пушками, окружено решеткой, на двух каменных столбах виднелись две даты: 1722 г. и 1848 г. и надпись: «Первое отдохновение Великого Петра». Петр посетил Дербенд в 1722 году, а в 1848 году была поставлена вокруг землянки, в которой он жил, эта ограда. Третья пушка защищает хижину со стороны моря. Эти пушки привезены им самим: они были вылиты в Воронеже, на Дону, и датируются 1715 годом. А пушка, стоящая позади хижины, имеет лафет того времени». Ограда вокруг хижины Петра I была сооружена по приказу наместника Кавказа, князя М.С. Воронцова. 16 октября 1850 г. здесь побывал наследник Российского престола, великий князь Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, а в то время – начальник военно-учебных заведений империи. Город встретил его иллюминацией и салютом, выстроенным почетным караулом 16-го Грузинского линейного батальона. Наследник произвел смотр батальонных рот, осмотрел казармы, лазарет, строившийся госпиталь, уездное и мусульманское училища, Джума-мечеть и посетил землянку Петра I.

12. Музей Боевой Славы.

Трудные испытания Великой Отечественной Войны Дербент встретил как и подобает городу- воину, городу- защитнику, достойно встретив очередной жесткий вызов времени. На фронт ушли тысячи дербентцев, сотни из которых были награждены орденами и медалями. Девять дербентцев стали Героями Советского Союза, один полным кавалером ордена Славы.

Музей « Боевая Слава» Был создан в 1991г. по инициативе заслуженного учителя ДАССР и краеведа Малкина Г.А. и настоянию ветеранов Великой Отечественной Войны. Экспозиционный материал посвящен Великой Отечественной войне, Афганским и Чеченским событиям.

Форма организации маршрута
Организованный
Форма организации по категории потребителей
  • Молодежный
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
2015
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
3
Протяженность маршрута (км)
3 км
Продолжительность (дней)
1
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
3
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
  • Взрослые (с 24 до 44 лет)
  • Средний возраст (с 45 до 60 лет)
Размер группы (мин)
10
Размер группы (макс)
30
Периоды функционирования
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Ограничения по погодным условиям
Нет
Наличие сан-эпид условий
Да
Необходимость регистрации в МЧС
Нет
Способ передвижения
  • Смешанный
  • Автомобильный (легковой)
  • Автобусный
  • Мотоциклетный
  • Велосипедный
  • Пеший
Вид транспорта
  • Арендуемый туристом
  • Общественный
  • Личный
  • Турфирмы
Комфортность
Средняя
Питание (входит в стоимость)
  • Без питания
Питание (за доп.плату)
  • Без питания
Услуги размещения
  • Гостиница
Категория средства размещения
3
Число мест в номере
3
Источник оплаты услуг средства размещения
За дополнительную оплату
Перечень КСР

Гостиничный Комплекс "Ассорти" на берегу Каспия.

Требуемый персонал
  • Экскурсовод (гид)
  • Проводник
Наличие стандартов работы персонала
Нет
Цена (рубли)
2.000
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
2.500
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
1.000
Дополнительные расходы на питание (руб)
1.000
Дополнительные транспортные расходы (руб)
2.000
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
1.000
Качество разработанности маршрута
Высокое
Функциональное состояние маршрута
Функционирует постоянно
Количество проведенных маршрутов за год

Количестов- 100 и более маршрутов за год

Наличие технических условий на маршрут
Нет
Наличие технологической карты
Да
Наличие технологических инструкций
Нет
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
Да
Требуемый инвентарь

удобная обувь, питьевая вода, кепка, футболка. Для женщин- юбки, для мужчин- брюки.

Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...