ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
При информационной поддержке Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм)
Официальный партнер - TUI Россия и СНГ TUI Россия и СНГ

Маршрут Познавательная прогулка по городу Кургану

Что дают лайки?
Номинация: Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
Познавательная прогулка по городу Кургану
Полное название:
Уральский ФО, Курганская область, г. Курган, Сиреневый п.
  • Лучший маршрут в городе (туристский маршрут, ограниченный территорией одного населенного пункта)
Остановка - Курган
Остановка - Курган Энергетики
-
Описание

Курга́н (основан в 1679 году; до 1738 — Царёво Городи́ще; до 1782 — Курга́нская слобода́) — крупный город Российской Федерации, административный центр Курганской области. Расположен в УрФО, по берегам реки Тобол (преимущественно на левом берегу).
Курганская область находится в Азии, лежит за Уралом, на просторах Западно-Сибирской равнине. Курганскую область называют воротами Сибири. По форме напоминает треугольник, устремлённый на восток. Курганская область образована 6 февраля 1943 года.
В городе Кургане протекает река Тобол, который берет начало в отрогах Южного Урала.
Тобол – типичная равнинная река с медленным течением и непостоянным водным режимом. Питается преимущественно снеговой водой, получает добавку и за счет дождей, особенно в своих низовьях. Случается весной река покидает свои берега и начинает «гулять». В основном он топить дачные владения, вдоль поймы, заливает деревни. Большие наводнения происходят раз в 10-12 лет. Вода используется для питья и хозяйственных целей.
Раньше здесь водились раки. Курганский исправник Дуранов в 1836 году опустил в Тобол несколько живых раков. И уже в 1950-х годах они обитали в большом количестве. «Тобольские губернские ведомости» писали, что раки распространились вниз по Тоболу от Кургана до Ялуторовска в таком обилии, что многие рыбаки считали их серьезной помехой в рыбной ловле. Своим безобразным видом они, дескать, пугают рыбу.
Ловить раков было довольно просто. Стоило на несколько минут опустить в Тобол решето с кусочками не очень свежего мяса, как в него набивалось до десятка и более раков. В Омске даже ходили слухи, что в Курганском уезде раками откармливают свиней. И слух этот имел основание, так как раков редко кто употреблял в пищу.
К сожалению, раков с каждым годом становилось всё меньше и меньше.
Помню ещё в моём детстве в 90-х годах, мы с папой их ловили. Но в настоящее время они давно уже не встречаются. Вода стала грязной и ракам не выжить в такой воде.

Курган – первый Сибирский город на Великой железнодорожной магистрали Москва – Владивосток. Название своё он получил от памятных захоронений кочевников, о которых русский путешественник – естествоиспытатель XVIII века академик Петр Паллас писал: «Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело ниесть какой знатной особы. Холм сей имеет в окружности 240 аршин… В шести верстах от оного прибыл я в слободу Царево-Курганскую, или Царево Городище, которая своё название от вышеупомянутого должна производить»
Сейчас на берегу Тобола в поселке Энергетиков поставлен памятник «Царево Городище», до недавнего времени там стоял крест на бугре.

Точной даты возникновения города не установлено. Краевед Е.С. Селетков в Центральном государственном архиве древних актов Сообщение из конторы Курганской Слободы от 23 мая 1743 года. В нем написано: «Слобода Царево-Городище поселена жителями в 1635 году над рекою Тоболом на жилой стороне, а по какому указу оная слобода строена, об этом справитца несчего и старинных дел с начала поселения в конторе Курганской не имеетца, которые, хотя и были токмо у полковых дел при бытности полковника Леонтия Парфеньева» Из всех имеющихся дат об обосновании Кургана, эта, пожалуй, самая достоверная.
За свою историю город много раз разорялся кочевниками, выгорал дотла и возрождался заново. Старинные летописи о том глаголят: «В лето 1691 года киргизской орды люди захватили слободу Царекурганскую, спалили острог и приказчика их, сына боярского Спиридона Ранчковского с женой и детьми пожгли, убили коих, а 200 человек увели в полон».
Большой военный отряд во главе с сыном боярским Андреем Кляпиковым 10 апреля 1696 года был послан из Тобольска в слободу Царекурганскую «для оберегательство оной и других слобод от Орды неприятельских людей».
Курганская слобода, возникшая на пограничной окраине русского государства, быстро превратилась в военную крепость, охранявшую от набегов кочевников русские земли и поселения. К середине XVIII века она имела тройную линию укрнплений и насчитывала около тысячи служивых людей с 28 пушками. Гарнизон крепости был самым крупным в Притоболье.
С освоением земель дальше на юг и восток, строительством крепостей новой Пресновской пограничной линии курганская слобода утратила своё оборонительное значение, и стала развиваться как административный и торговый центр благодатного края. Здесь счастливо сочетаются тучные чернозёмы для хлебопашества с богатыми лесными массивами для строительства. Вот почему, не смотря ни на какие набеги и разоры кочевников, возвращались сюда люди и отстраивали всё заново.
В 1782 году царским указом слобода Царекурганская была поименована городом Курганом. Ему сразу же был присвоен и герб, в описании которого говориться: «…в зеленом поле два серебряных кургана: по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся».

Курган издавна стал местом ссылки многих смелых и дерзновенных людей, светлых умов и талантов. Началось это видимо, ещё при Петре I. Посетивший Курганскую слободу в 1771 году академик Фальк писал, что её северная часть отделена от южной деревянной стеной и называется Шведской слободою, где живут ссыльные. С 1830 года в Кургане жили декабристы. За 27 лет в городе обосновывались на поселение Н.В. Басаргин, Ф.М. Башмаков, А.Ф.Бригген, В.К. Кюхельбекер, В.Н. Лихарев, Н.И. Лоррер, М.А. Назимов, М.М. Нарышкин, И.Ф. Фохт, Д.А. Щепин-Ростовский, И.С. Повало-Швейковский, А.Е. Розен, П.Н. Свистунов. И каждый из них оставил в истории города и края заметный след.

Несомненно, большое влияние на прогрессивно настроенных людей оказало пребывание здесь польских ссыльных после восстания 1863-1864 годов. К марту 1864 года в Кургане их насчитывалось 149 человек. В это же время в городе находился в ссылке В.В. Трувелер – связной А.И. Герцена, доставлявший нелегальную литературу в Россию. Арестованный И.П. Нечаев, утверждал, что «Колокол», «К молодому поколению», «Великоросс» он получал в Кургане.
Курганская колония народовольцев в 1883 году насчитывала 21 человека. Среди них были писатель Н.Е. Петропавловский, студент-медик Н.И. Долгополов. Здесь отбывали ссылку народники М.Р. Гоц, П.Ф. Якубович.
Революционер, позднее видный советский дипломат курганец Л.Б. Красин в своих воспоминаниях отмечал, что значительная часть сибирской интеллигенции и других слоёв общества «из поколения в поколение росла под влиянием таких элементов, как польские повстанцы, сосланные в Сибирь, бесконечные вереницы политических ссыльных разных направлений, начиная с первых народнических кружков до «Народной воли».

Л.Б. Красин – личность неординарная даже для российской политики XIX века. Родился в 1879 году в семье полицейского чиновника, по профессии – инженер-электротехник, активный член партии большевиков, участник организации боевых дружин, член правительства Советской России. Закончил политическую карьеру Красин на дипломатической должности. В 1927 году, уже после его смерти, всерьез обсуждался вопрос о переименовании Кургана в Красинск. От идеи отказались, как сообщалось из-за больших финансовых затрат. Однако мемориальный комплекс к 100-летию со дня рождения Л.Б. Красина на высоком берегу Тобола открыли.

4 октября 1983 года на линии Челябинск – Курган прошел первый поезд. Для края открылись невиданные перспективы развития. Началось бурное развитие промышленности и предпринимательства. Буквально через 2 года в Кургане прошла первая в истории Сибири губернская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, давшая хороший толчок в развитии экономики края.

Магистральный красавец-паровоз ФД-20-2697 – памятник трудовой славе курганских железнодорожников – украшает ж-д станцию Курган в качестве памятника с 1980 года. А ранее, в 1935-1957-х, на нем колесил знатный машинист И.П. Блинов. Он сумел довести вес буксируемых составов с 2 до 10 тыс. тонн и стал одним из инициаторов стахановского движения на железнодорожном транспорте. Увеличение объемов перевозок стало особенно важным в годы ВОВ, когда требовались постоянные доставки грузов фронту – в 1943 году Блинову присвоили звание Героя Социалистического труда. Постамент памятника – украшенный барельефами переход с площади на вокзальный перрон к поездам.

Памятник первому российскому паровозу.
Свой паровоз, вернее «сухопутный пароход», как тогда говорили отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили и успешно испытали в 1833-1834 годах в Нижнем Тагиле. Однако поддержки не получили, и проект заглох. На открытой четырьмя годами позже первой в России железной дороге общественного пользования – Царскосельской- использовались локомативы английского производства. Макет первого в России паровоза в натуральную величину можно увидеть в сквере у административного здания Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги. В августе в день железнодорожника к нему возлагают цветы.

К 1913 году в городе насчитывалось 49 предприятий. Среди них механический завод Балакшина, винокуренный – Смолина, свинобойня датской фирмы «Брюль и Тегенсен», пивоваренный завод австрийца Гампля, кожевенный – американца Гольдстона и другие. В Кургане имели свои конторы почти все европейские страны и Америка. Курганское сливочное масло славилось на всю Европу.
В эти годы Курган бурно строился, приобретал свой архитектурный облик. В него вложили свой талант и капиталы многие десятки людей. Но особо надо отметить архитектора Николая Александровича Юшкова, спроектировавшего для города прекрасные здания духовного училища (ремесленной школы, мужского училища, здания военкомата Советского района) многих частных строений. Детищем, венчающим талант архитектора, стала церковь Александра Невского, занесенная за своё изящество в Большую Британскую энциклопедию. Храм Александра Невского
Пятиглавый храм в "кирпичном" стиле с трапезной и шатровой колокольней, к которой примыкает паперть. Выстроен в 1896-1902 в память почившего государя императора Александра III, закрыт в окт. 1929. В разное время в здании располагались краеведческий музей, факультет механизации Высшей партийной сельхоз школы, вещевой склад, снова музей. В 1991 возвращён верующим, с момента создания в 1993 Курганской епархии стал кафедральным собором. 16 июня 2010 в цокольном этаже освящена крестильная церковь св. кн. Владимира.
К сожалению, многие замечательные постройки тех лет не дожили до нашего времени.

Громадный толчок в развитии города дала Великая Отечественная война. Курган принял 15 эвакуированных промышленных предприятий из западных областей. Потребовалось быстро пустить их в работу, чтобы дать продукцию фронту. Тогда-то правительством и было принято решение о создании новой области. С февраля 1943 года Курган стал областным центром. В труднейших условиях войны и нужды в нем начались условия по благоустройству. Тысячи женщин и подростков с кирками и лопатами выходили на субботники и воскресники по прокладке водопровода. И уже в 1943 году дали воду в областную и городскую больницы, к электростанции, Курганской ТЭЦ. А на ряду с ними застраивались и жилые кварталы, асфальтировались улицы, шла постоянная модернизаия на железнодорожном транспорте.
Центральную площадь города проектировал талантливый архитектор ленинградской школы латыш В.Я. Гофрат.

Первый девятиэтажный дом в городе появился в 1966 году. Строился и Заозерный район, план застройки которого разработан ленинградцами. Автор проекта Надежда Александровна Энгельке.
Леса вплотную окружают Курган, насыщают его воздух ароматом хвои, листвы и разнотравья. Много парков и скверов.

Скульптурная композиция "Родители" задумывалась как народная: изготовлена на пожертвования, проекты выставляли для обсуждения в Областном культурно-выставочном центре, а лучший из лучших выбирали голосованием. Тм оказалось бронзовое воплощение высотой 2,5 метра кружащейся в танце молодой пары. Беременная женщина держит в руке яблоко – по идее автора, молодого зауральского скульптора Л.В. Лапердиной, символ благополучия. Композицию открыли в 2007 году и она сразу обрела популярность у молодоженов: ближе к концу недели к ногам парочки укладывается солидная охапка букетов от свадебных кортежей.

Интересная страничка истории города и революционного пафоса народа связана со строительством Народного Дома. После смерти В.И. Ленина в Кургане родилась инициатива собрать народные пожертвования и построить на них Народный Дом – своеобразный памятник горожан вождю мирового пролетариата. Начался сбор средств. Архитекторы Арнистам и Попов разработали проект. С весны 1926 года началось возведение дома методом народной стройки. Работали служащие, рабочие предприятий, домохозяйки, школьники. Говорят, не было взрослого курганца, который не принимал участия в этом деле. Открытие народного дома состоялось 6 ноября 1930 года Величественное по тем временам здание с вместительным залом, прекрасной библиотекой, спортивным залом, музеем стало центром культурной жизни города и гордостью курганцев. Во время войны в здании разместился эвакуированный с западных районов завод и быстро начал давать продукцию для фронта. Только в пятидесятые годы здание удалось освободить. В нем провели реконструкцию и передали областному драматическому театру. И он снова стал сердцем культуры города.

Есть в Кургане и концертный зал. Областная Филармония.

Курган известен всему миру как крупный центр в области медицинской науки. Здание научного центра сооружено по индивидуальному проекту. Интересен его вид с самолета. Он как сказочная снежинка. Илизаровский центр.

олько вот, меня смущает то, что больше о городе Кургане благодаря Илизарову, знают зарубежные страны, чем Россия. Путешествуя в поезде, многие спрашивают, откуда едем, и, услышав в ответ город Курган, они печально мотают головой. Но если упомянуть Илизароский центр, то начинает что-то проясняться в их голове. Про центр Илизарова слышали – а в какой городе находится не имеют понятия.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в Кургане достаточно много паматников.

Помимо этого перечисленных в Кургане поставлен памятник Шумилову М.С. Генерал М.С. Шумилов – уроженец Южного Зауралья, ставший легендарным после Сталинградской битвы. Именно он, командующий 64-ой армией, первым допрашивал пленного фельдмаршала Ф. Паулюса. За руководство форсированием Днепра Шумилову было присвоено звание Героя Советского Собза. Генерал умер в 1975 году, по завещанию урна с его прахом захоронена на Мамаевом Кургане. Памятник М.С. Шумилову у главного военного мемориала Курганской области установили в 2010 году. Скульптор создал бюст генерала при орденах в парадной форме образца 1945 года. У подножия монумента заложены капсулы с землей города Волгограда и родного села генерала – Верхней Течи.

В день празднования 333-летия Кургана, 25 августа 2012 года, у здания Курганского Главпочтампа состоялось торжественное открытие фигуры бронзового уездного почтмейстера времен Российской империи – необычного воплощения знака «Нулевой километр» В объявленном творческом конкурсе на его создание победил эскиз художника Б.Н. Орехова.

Использованы матерниалы книг Курганская область и Активный и познавательный туризм.

Форма организации маршрута
Самодеятельный
Форма организации по категории потребителей
[ не задано ]
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
[ не задано ]
Продолжительность (дней)
[ не задано ]
Продолжительность (ночей)
[ не задано ]
Продолжительность (часов)
[ не задано ]
Категория туристов на маршруте
  • Без ограничений
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
[ не задано ]
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
  • Велосипедный
  • Пеший
Вид транспорта
  • Личный
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
[ не задано ]
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...