ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «МАРШРУТЫ РОССИИ»  2015 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
При информационной поддержке Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм)
Официальный партнер - TUI Россия и СНГ TUI Россия и СНГ

Маршрут Курган - Шадринск

Что дают лайки?
Номинация: Лучший велосипедный маршрут (туристский маршрут, где в качестве транспортного средства используется велосипед)
Курган - Шадринск
Полное название:
Уральский ФО, Курганская область, Шадринский р-н, с. Юлдус
  • Лучший велосипедный маршрут (туристский маршрут, где в качестве транспортного средства используется велосипед)
  • Спортивный и экстремальный туризм
Остановка - Курган
Остановка - Шадринск
-
Описание

Подальше от пыльного шумного города решили уехать туда, где живут не так, как мы. Где совсем другие интересы и приоритеты.

Для некоторых людей, знаю таких не понаслышке, провести отпуск в палатке даже несколько дней, это тяжелое мучение и испытание. Но не для меня. Я с радостью провожу такие дни, отдыхая от суеты городской. И никакая погода, даже холодная и дождливая, не сможет испортить настроение.

Но такой отдых не для всех, так же как и езда на велосипеде. Не всегда оказывает положительные впечатления даже на короткие расстояния. Для кого-то отдых, а для кого-то пытка…

Для меня, главное проехать маршрут так, чтобы захватить минимум асфальта. Асфальтированные дорожки – это скорее всего вариант быстрого передвижения от точки к точки. Такой вариант мной используется в крайних случаях.

День первый. 26 мая 2014 год. Дикая природа.

В начале нашего пути нам предстояло проехать немного по песочным лесным дорожкам до д. Редькино. А дальше было решено проехать часть этой дороги по асфальту, чтобы в начале пути не тратить силы на преодоление труднопроезжаемых песков. Тем более дороги эти уже давно изъезженные вдоль и поперёк. А впереди – неизвестность…

От Редькино мы свернули налево, вдоль окраины леса, тем самым минимизировали песочные тропки. Дороги были в основном сухие, но наката не было, так как всё было в засохших колеях от машин и истоптано следами диких животных. Также вдоль дороги всё разрыто дикими кабанами. Едем не спешно, прислушиваясь к разговору природы, к её тишине, и изредка пению птиц, особенно в пониженных участках дороги. Взгляд вдаль, и перед нами в ста метрах стоит косуля. Не убегает, смотрит на нас и оценивает ситуацию. Мы движемся, а она стоит и наблюдает. Как только мы останавливаемся, она сразу же уходит. Но уходит неспешно, просто уходит в лес. К сожалению, фотокадр сделать не удалось, фотоаппарат был убран далеко, вернее соответствующий объектив, для такой съёмки.

Немного проехав дальше, дорога под колёсами становилась всё влажнее и влажнее, как раз в том месте, где находилась косуля. Видимо это место водопоя, поэтому и на дороге встречалось много следов. Начались болотистые места, чередующиеся с сухими возвышенностями. Пришлось пробираться через сырые участки болота, с надеждой, что вскоре дорога уйдёт вверх. Получилось так, что ещё в самом начале пути мы промочили ноги. Но погода была более или менее теплой и обувь быстро высохла. Тем более некогда было обращать внимание на состояние обуви, были полностью погружены в увлекательный мир дикой природы.

На опушке леса красуются целые поляны белых цветов – ветреницы. В основном они растут небольшими полянками, как будто им вместе теплее, прижавшись к друг другу.

Дорога становилась в некоторых местах даже еле заметной. Мало кто поедет по таким заболоченным местам. На всей протяженности дороги нам встречались косули, журавли и кулики. Природа открылась нам со всей своей красотой, с животными и птицами, которые здесь живут своей жизнью. У них свои дела и заботы, неведомые нам. И скорее всего, сейчас период размножения, и все птицы, в основном нам встречались парами.

И вот вдали, перед нами появилась первая деревня Скаты. Закончились дикие места и появилась своеобразная «деревенская цивилизация». В Скатах мне запомнились домики с разукрашенными воротами. Это не просто случайный один дом, а большинство здесь домов с разрисованными воротами, встречаются даже статуи из дерева различных сказочных персонажей.

Люди были заняты творчеством и не заметили, как произошло разрушение моста. Труба по которой протекала речушка обрушилась. Ремонтировать мост, конечно же, не торопятся и по низу, чуть левее, сделан объезд. А по мостику пока можно пройти лишь пешеходам.

Одуванчиковые поля соединяют деревни Ордино и Рассохина. Но останавливаться нельзя, комары и мошки не дают даже спокойно глотнуть водички, не говоря уж о перекусе.

Рассохина – небольшая деревушка, большинство домов на окраине которой уже не жилые. А от некоторых уже совсем ничего не осталось, кроме кустов цветущей сирени. Обычно около ворот раньше садили в деревнях сирень.

На берегу небольшой водоём, где местные жители рыбачат и отдыхают.

От Рассохина видно следующую деревню – Мендерское. Ещё далеко за лесом виднелась церковь в этой деревне. Полевая дорожка, протяженностью 3 км, соединяет д. Рассохина и с. Мендерсое.

Еду и думаю, чем же люди занимаются в свободное время в деревнях, как они развлекаются?

Юольшинство же всё таки, если обратить внимание на стадо пасущихся коров и овец, занимаются хозяйством.

А остальные развлекаются, как могут… Например вот, идут навстречу две женщины. Одеты прилично. Одна молодая, а другая постарше раза в два. Молодая прошла вперед и остановилась в стороне. А которая постарше, тормознула нас. Очень болтливая женщина и по голосу слышно, что уже выпившая. Завела разговор как будто интересуется откуда мы и куда. И была очень удивлена, что на велосипедах можно доехать до Мендерского из Кургана. Закончился же разговор тем, что ей хотелось выпить. Попросила в долг 50 рублей, обещала вернуть…

По народной легенде, деревня Мендеры была основана ссыльным по фамилии Мендер. Слобода началась с его жилища, выстроенного на берегу безымянной речки, которую позднее также окрестили по фамилии поселенца. Точная дата основания не установлена, хотя достоверно известно, что в 1790 году в поселении уже стояли 64 двора. В 1868 году Мендерка стала волостным центром. Первая мендерская церковь Во имя сорока мучеников Севастийских – деревянная однопрестольная на каменном фундаменте – была готова усердием прихожан к маю 1839 года. Через 4 года здание выгорело, но из огня спасли антиминс, много церковной утвари и даже иконостас, что при пожарах случалось редко. На уцелевшем каменном фундаменте сельчане на свои сбережения и средства частных благотворителей выстроили новую церковь по прежнему плану – такую же деревянную однопрестольную с колокольней. Сохранили и ее посвящение. Храм повторил судьбу своего предшественника в апреле 1895 года – вплодь до спасенного иконостаса. Он вновь обрел положенное место в 1907 году, когда был возведен очередной однопрестольный, но уже каменный храм Во имя Сорока мучеников Севастийских с колокольней. Проект для него составил главный курганский зодчий Н.А. Юшков. Через 8 лет церков отремонировали, а курганский живописец А.П.Кречетов выполнил росписи: на стенах и сводах появились 22 картины в орнаментальных рамках. Прихожане предпологали поручить талантливому художнику и замену обветшавшего иконостаса новеньким двухярусным с золоченой резьбой, но в 1916 году работы отложили до окончания войны.

Мендерскую церковь закрыли довольно поздно, в 1934 году. Печальный сценарий оказался стандартным: разграбление, зернохранилище, с 1954 года – устроенный в здании сельский клуб. Поначалу храм даже сохранял прежний вид, только убрали кресты с купалов, а над главным куполом водрузили звезду. Внутри забелили все фрески, в огромном куполе устроили второй этаж, разместили библиотеку. В таком статусе храм встретил 1967 год, после чего оказался покинут и забыт… Апогей варварства пришелся на 1984 год: разобрали церковные купола и звонницу, выбили окна и врата, окончательно уничтожили росписи стен и купольного свода. В 1993 году в селе была создана инициативная группа по восстановлению храма. Однако до сих пор на его месте стоят только стены – храм не действует, а попытки вернуть его к жизни несколько лет назад заглохли… (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

От Мендерского небольшой участок пути мы проехали по асфальту, который соединяет две деревни – Мендерское и Пьянково.

Пьянково – как мне показалось, заколдованная деревня… Рядом находятся два озера. Сначала хорошо накатанная полевая дорожка повела нас вниз. Вечерело. Комары и мошки начали свою активную деятельность. Останавливаться было не желательно. Но пришлось. Дорога уходила вниз к заболоченным местам. Появились камыши и выступающая вода. Мы начали обходить затопленные участки дороги, но воды становилось всё больше и больше. Рисковать дальше не стали. Пришлось возвращаться обратно, до деревни. А обидно, ведь до хорошей дороги оставалось совсем чуть чуть.

Развернулись, решив сделать ещё одну попытку, свернули ещё на одну тропинку, в надежде, что она огибает озеро с другой стороны… В своих выводах мы ошиблись. Дорога привела нас к рыбацкому домику.

Но я не расстроилась, потому что по пути нам повстречалась косуля. Она, как и предыдущая, неспешно наблюдала за нами, позировала. Но близко не подпустила. Ускакала большими прыжками по полю.

Нам же всё таки пришлось разворачиваться и возвращаться до д. Пьянково. Можно было бы и остаться ночевать на озере, но мошки и комары нам не дали бы даже поставить палатку, не то, чтобы спокойно поужинать.

Вокруг бескрайние поля. Вдали лишь виднелась одна тоненькая лесополоса. Вот в ней то и решено было заночевать.

По дороге к ней, нам опять повстречалась та же самая косуля. Опять немного попозировала и ускакала вдаль. Мошек в этом месте не оказалось, но от комаров нам было никуда не деться. Ну а куда без них? Сейчас самое время их активности, а ни одной стрекозы мы ещё пока не встретили в этих местах…

Оказывается место нашей ночевки прилюбовалось не только нам. Вернее, это мы заняли место ночевок косуль. Когда мы зашли в палатку, косуля громка начала издавать звуки, предупреждать своих об опасности, что на территории «чужаки». Мы уже почти уснули, а она всё ещё кричала. Потом прилетели какие-то птицы и начали петь. А на утро нас разбудил дождь, который стучал по стенкам палатки. Тишина. Звери и птицы успокоились.

День второй. 27 мая 2014 год. Выход из заколдованного места.

Завтрак. Не смотря на дождь, который уже почти закончился, нужно было выбираться из деревни Пьянково. Вчерашняя попытка выбраться оказалась неудачной – болота, болота и болота… Но и в этот раз нас ждало препятствие, дорога оказалась не лучше. Не известно, что было бы лучше вчера вымокнуть , пробираясь по болотистым местам, или же сегодня тащить на себе велосипед, нагруженным вещами и килограммами грязи на колесах, раме, переключателях скоростей и вилке. Где-то 9 км пришлось нам преодолеть такой дороге. Было огромное желание остановиться и переждать, пока ветер не подсушит дороги. А сколько ждать? Тучки на небе не расходятся, покапывает моросящий дождик.

Проезжавший мимо КАМАЗ с лесом буксовал чуть ли не как мы…

Нужно было двигаться вперед. По краю дороги по траве передвигаться немного легче. По самой же дороге идти невозможно совсем. Сразу же глинистая грязь забывает колёса. Даже, по траве, к ступням прилипает огромный слой грязи. Один слой грязи приклеивается к следующему, как будто я катаю «снеговика», только из земли. С каждым шагом грязь наматывается всё больше и больше и на велосипед и на ботинки. Но идти вперед нужно. Очищая грязь, двигаемся дальше. Идти всё труднее и труднее. Кажется ни конца ни краю этой дороге. Но тут внизу, появляется еле заметная дорожка, давно заросшая луговой травой. По такой дороге ехать и даже идти проще, чем по мокрому грейдеру.

Наконец-то, измученные, грязные с ног до головы, мы выбрались до деревне, где начался асфальт. Всё таки с большими усилиями мы выбрались из заколдованного места. Уже не было сил искать веточки и очищать ими велосипед. Просто перчаткой брала куски грязи и отрывала их от велосипеда.

В пос. Чаши наткнулись на приличный супермаркет. Грязная, мокрая, с большим слоем земли на подошве, я зашла в этот магазин. Смотрели на меня не одобрительно, с подозрением. Даже заговорить со мной никто не осмелился. Купила немного продуктов, носки и целлофановые мешочки. Ноги, по мимо того, что грязные, ещё и полностью промокли. Мешки как раз пригодились в такой ситуации.

До обеда мы преодолели путь всего 9 км, а уже уставшие… Решено было продолжить путь по асфальту через Иткуль, Житниково, Каргаполье. Тем более не известно какие дороги в полях после дождя…

Небольшое полувымершее село Иткуль, где осталось всего несколько домов и деревянная Свято-Никольская церковь. При церкви живет баба Шура, смотрительница.
Живет баба Шура здесь уже 8 лет. «Им тут топить некому было, - говорит, - они сказали: вы нам нужны. А я к этому времени одна осталась, так и стала тут жить».
Из местных в церковь ходит только две бабушки. Пожилой батюшка, который восстановил эту церковь, уволился, приезжает теперь молодой отец Александр из Усть-Миаса. ( Андрей Сотников http://www.spasi-hram.ru/news/svyato-nikolskaya-cerkov-kurganskaya-obl )

Церковь построена в 1911 году.

Село Житниковское, как и с.Иткуль, стоит наберегу живописного озера Иткуль. Район, где находится Житникоское, начал заселяться с 1840 года. Имя деревня (будущее село) получила от ее основателя и первого поселенца Житникова. Места были привольные, отдаленные от крупных населенных пунктов, хотя рядом проходил Большой Петропавловский тракт – население весьма успешно занималась землепашеством. Неудивительно, что именно эта деревня одной из первых в округе в 1862 -1865 гг затеяла строительство собственного храма. Однопрестольную деревянную церковь освятили Во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Сельчане вкладывали в задумку кровные сбережения, а потому денег по завершению стройки хватило лишь на покупку старого иконостаса из другого храма. Через несколько лет здание снаружи покрыли опалубкой, а в 1878 году оштукатурили внутри – так храм стал походить на каменный. Забота о нем не прекратилась: ещё через 8 лет прихожане смогли заказать новый иконостас. Со временем деревянное сооружение пришло в негодность. Приглашенный для его экспертизы в 1896 году техник высказал необходимость столь сложного ремонта, что разумнее было отстроить храм заново. На приходском сходе 1889 года житниковцы порешали: быть однопрестольному храму в камне. Он, завершенный в начале ХХ века, получил просвещение в честь покровителя села – Архистратега Михаила.. На изысканное здание любо-дорого посмотреть: просторное, с элементами сибирского барокко, под пятью изящными куполами-луковками, с пятигранной апсидой. О тогдашнем состоянии внутреннего убранства мало что известно… Советский этап жизни житниковской церкви прошел тем же путем, что и большинство православных памятников, - долгие годы она оставалась забытой. Сегодня прихожане вкладывают в восстановление храма не мало трудов. Обновлена крыша, заново установлен главный купол. Храму несказанно повезло, в него вернулась чудом уцелевшая чудотворная икона Божьей Матери «Достойно есть». Здесь во всю идут службы, возрастает поток не только прихожан, но и паломников из Кургана, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска. (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

Пока ехали погода чуть наладилась: солнышко и ветерок подсушили дороги. Было решено свернуть на грунтовую дорогу. Часть старого Ялутороского тракта – с. Юлдус – Мехонское.

Недолго погода нам улыбалась: тучки начали сгущаться, чувствовалось, что приближается ливень. Но начался небольшой град. Холодные крупинки льда отскакивали от шлема, а потом такими же скачками отскакивали от дороги. Сильный ветер быстро прогнал эту тучу над головой, а может быть, ещё и мы поехали быстрее и ушли в сторону из под этой тучи. Выглянуло солнышко из-за тучки, одновременно с моросящим дождём. Постепепенно впери, на темном небе началась прорисовываться небольшая гамма цвета. Радуга. Всё больше и ярче она становилась перед нами. Пока совсем не затянуло всё небо сплошной разноцветной дугой. Я попыталась сфотографировать её всю, от одного конца до противоположного. Но в объектив такой кусок неба не помещался. Тогда я решила отойти подальше и увеличить расстояние до неё. Но происходило необыкновенное: чем я дальше отходила от радуги, тем она становилась всё шире и шире. Бегом по полю, как сумасшедшая, я побежала «за кадром». Пробежав метров 100, я оглянулась на радугу. Все пространство неба, которое обхватывал мой взгляд, было занято радужной дугой цвета. Да ещё и двойная радуга: над одним спектром света, еле видно - второй.

Завораживающее зрелище, моему восторгу не было предела! Никогда не видела такую огромную двойную радугу на темном-темном небе.

Маршрут проходил через с. Мехонское, где мы и остановились на ночлег у родственников. Но так получилось, что задержались тут немного дольше. Здесь мне удалось понаблюдать за семейством скворцов. Из досок сооружен скворечник, который каждый год занимают скворцы. А зимой тут греются воробьи.

Отец семейства полетел на добычу червяков для детенышей. В скворечники слышны голоса голодных птенцов, ожидающих добычи.

Скворец осторожно высовывает голову наружу, оглядывается по сторонам, а потом вылетает на добычу пищи. Где-то в течении пяти минут скворец отсутствует. А потом, в клюве, с большущими червяками возвращается к скворечнику, садится около отверстия и в течении пяти секунд опять оглядывается по сторонам раза 3-4, залетает в скворечник, откуда доносятся пищание птенцов. Спустя некоторое время отец семейства снова высовыется из скворечника, но уже с мусором или несъедобной частью пищи, и улетает. У своего скворечника мусор не выбрасывает… Потом же опять возвращается с новой добычей. И вся процедура повторяется. Интересно наблюдать за жизнью скворцов, особенно за отцом семейства – кормильцем.

День третий. 29 мая 2014 год. Старый Ялуторовский тракт.

За предыдущий день дороги подсохли и стало возможным продолжать свой путь по полевым запутанным дорожкам. Начался он с пополнением запасов воды на роднике реки Казылбайка. Родник оборудован так, чтобы было удобно набирать воду. Сооружены небольшие бетонные плиты, напоминающие дамбу. Между этими плитами вставлена металлическая изогнутая пластина, по которой и вытакает вода на поверхность. А оттуда уже направляется в русло реки Казылбайка.

Чтобы добраться до следующей промежуточной точки – д. Титова, нам предстоял долгий путь через поля и просторы Зауралья. Сначала мы ехали через ухоженные вспаханные поля, которым не было видно ни конца ни края. Вскоре поля начали сменяться лугами, сенокосами. На всем протяжении пути нам встречались различные полевые цветы: купальница, колокольчики, адонис весенний и другие.

Дороги здесь еще в принципе накатанные, по ним ездят различные трактора для посадки и уборки урожая, а также на сенокосы. А вот дальше дорога постепенно становилась еле заметной. Иногда вообще не различить было, проезжал тут кто-нибудь вообще или нет. Просторы лугов уже заметно заросли молодым деревьями, и напоминают молодой лес.

Потом и вовсе поехали по лесным дорогам. Справа и слева высокие деревья, а вдоль дороги и даже на самой дороге заросло большими лопухами. В конце леса дорога вообще закончилась. Видимо уже нет необходимости у народа пользоваться лесными-луговыми дорожками. В деревнях всё меньше и меньше семей держат хозяйство (коров, лошадей, свиней). Большинство держат в основном куриц, гусей и домашних уток. А им даже и сена заготавливать на зиму не требуются. Вот и зарастают дороги лесом. Перестали дороги накатывать полевые. А нам же теперь приходится на малой низкой скорости проезжать на велосипеде, или же вообще идти пешком.

Самое интересное, что на карте, это всё ещё дороги. А на самом деле уже сплошные луга и степи.

Не обошлось и тут, без заболоченных мест. Приходилось пробираться по самой обочине дороги, чтобы не вымочить ноги, ведь пока не совсем жаркая, да и обувь сохнет уж очень долго.

Не обошлось и без приятных встреч с лесными обитателями и птицами: журавлями, кукушками, зайцем и лисятами.

Смотрим, вдоль дороги сидят, греются на солнышке лисята. Заметили нас и бегом в лес. Хотела сфотографировать лисенка, да где там! Пока я пыталась уследить куда он побежал, оказалось, что второй, притаился у моих ног, а я и не видела. А потом и он тоже торопливо скрылся за стволами берёз. Недалеко от этого места находились их норы. Взрослых лис не видать, а вот малыши прибежали к норкам. Видимо эти же самые. Не смышленые ещё, глупенькие, сидят у норок и смотрят на нас. Тут то мне и удалось сфотографировать их. А они приметили нас и нырнули в свои норки…

Так не спеша, по луговым дорожкам, а где совсем без дорожек, мы доехали до села Крестовское. Перед нами сразу открылся вид на Храм Иоанна предтечи.

Основателями поселения Крестовского стали выходцы из соседнего села Маслянского. В первой трети ХIХ века несколько крестьянских семей вместе со своим скотом и хозяйственным скарбом спустились на необжитые и нераспаханные земли ниже по течению местной речушки Мостовки. История возникновения названия их села и храма очень необычна. На окраине Крестовского явилась икона Усекновения Головы Иоанна Предтечи – по одной версии, в лесу на берестовом пне, по другой – приплыв по Мостовке. Жители, нашедшие икону, пытались крестным ходом относить её в ближайшую церковь в Масляном (Маслянском), но, как гласит предание, каждый раз она чудесным образом оказывалась на прежнем месте. На нем поставили огромный, в несколько саженей высотой, крест, а деревню стали называть Кресты. Рядом с местом явления иконы пробился родник – святой источник. Позже для иконы построили часовню – сперва деревянную, а в 1860-е каменную. Результатом притока паломников, особенно на крестный ход в память явления иконы, стала организация ежегодной крестовой ярмарки (29 августа) с миллионами торговыми оборотами – второй по величине после Ирбитской в Южном Зауралье и третий по значимости по России. Эти события Д.Н. Мамин-Сибиряк описал в рассказе «Крупичатая»: «Торговище появилось всего лет сорок, когда в степи, на берегу Мурмонки, была найдена явленная икона Парасковеи-Пятницы. Для иконы поставили деревянную часовенку, а около часовенки вырос степной сибирский торжок. Стали наезжать по осени, когда убирался хлеб, краснорядцы из ближайшего степного городка и торговали всяким товаром прямо с возов, потом выросли ярмарочные балаганы, лары и деревянные «ряды», и в результате получилось Торговище.»

Вслед за торговым расцветом села в 1872 году на средства местных прихожан и купца В.С. Иванова началось стремительное строительство большого каменного трепрестольного храма Иоанна Предтечи. Главный престол был посвящен Иоанну Крестителю: в нем хранилась явленная икона, ставшая главной святыней всей округи и привлекавшая нескончаемый поток верующих со всей Сибири, Урала и Приуралья.

Два боковых предела освятили в честь Благовещения и Иоанна Златоуста. Украшала храм четырехярусная колокольня. Внутри поставили великолепный иконостас с золочеными образами; богатая фресовская роспись местами сохранилась до наших дней.

В 1930 году храм упразднили, разобрали завершения основного здания, притворов, трапезной, а очень прочный и красивый кирпич увезли на новые стройки. Родник засыпали. Часть икон прихожанам удалось упрятать по домам, но, к сожалению следы главной святыни затерялись. Здание задействовали под склад для зерна.

В 1992 году крестовский храм одним из первых в области вернулся Церкви. Сложное и медленное его возрождение продолжается до сих пор: все своими руками выполняют прихожане. Восстановлены пол, двери, купол с позолоченным крестом. Церковь уже смогли освятить и начать в ней службы. (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

Здесь же, через Крестовское, и Торговище, проходил и известный Ялутороский тракт.

Сейчас символически на участке этого тракта поставлен верстовой столб.

Небольшой промежуток дороги, до Маслянского, а может быть и далее, мы как раз ехали по этому Ялуторовскому тракту. Ехать стало повеселее: накатанные дорожки, множество различных бабочек и стрекоз. Переехав нашу современную трассу Курган-Шадринск на другую сторону, мы почти сразу оказались в селе Маслянском, выходцы которого и основали село Крестовское.

Возникновение села Маслянского относится к 1669 году. Основателем его считается некто Федька Качесов, получивший разрешение построить слободу. Устроенная им слобода Маслянская носила также название «Острога Маслянскаго», вероятно, потому, что обнесена была стеною из деревянных срубов, окопом и рвом. В ведении этой слободы находились три села и 22 деревни. В каком году был открыт в Маслянской слободе самостоятельный приход, - сведения об этом не имеется.

Первый храм в селе Маслянском был деревянный, двухпрестольный, при чем алтари были устроены рядом один подле другого. Один из престолов был освящен в честь Святыя Живоначальныя Троицы, а другой – в честь Знамения Пресвятыя Богородицы. Основание этого храма относится к 1700 г., а освящение его последовало в 1702 году. Построен он был на высоком берегу одного из рукавов р. Исети, называемаго Каргою. Как гласит местное предание, он существовал до 1772 года, когда со всеми принадлежностями и архивом был уничтожен пожаром…

(http://www.okorneva.ru/shadrinskiy-uezd/maslyanskoe-selo/)

Позже на этом месте строились и другие Храмы.

На месте разрушенного в 1930-х годах храма возведена новая Свято-Троицкая церковь – уже шестая на этом месте. Храмов по аналогичному архетектурному проекту по всей России всего три.

В селе Маслянском прошло детство знаминитого зауральского ученого и путешественника К.Д. Носилова. Его именем названа одна из улиц, а в местной школе в 2000 году с нуля был создан музей К.Д. Носилова. Не «по-школьному» богатая экспозиция хранит подлинные фотографии самого Носилова и предметы быта и обереги народов Севера, а в одной из комнат полностью воссоздана эпоха 1950-х гг – от пионерской формы до патефона.

(Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

День четвертый. 30 мая 2014 год. Здравствуй Шадринск – Купеческий дух Зауралья.

Шадринск, стоящий на Исети, пожалуй самый красивый город Курганской области, одна из колоритных «купеческих республик» Урала и Сибири. Название городу дала протока Исети – Шадриха, в свою очередь названная по имени жившего на ее берегу Е. Шадрина, ловившего рыбу и заготавливавшего пушнину. Основателем городка, правда, считается не промысловик, а Ю.Н. Мелечкин, более известный как Юшка Соловей, получивший в сентябре 1662 года от тобольского воеводы разрешение на устройство слободы. К концу XVII века Шадринская слобода стала крупнейшим поселением степного Зауралья, в 1712 году получила повышение в статусе и название Шадринский Архангельский городок… Однако спустя 21 год городок сгорел и снова превратился в слободу, что, тем не менее, не помешало ему в 1738 году несколько месяцев пробыть центром Исетской провинции. Окончательно Шадринск стал городом в 1781 году. В это время и появились и первые каменные сооружения.

Действовали три ежегодных ярмарки, работали заводы и фабрики. В 1880-1890-е в городе создаются одни из первых за Уралом городские парки и театры. Бурное развитие Шадринска поставило под угрозу Транссибирская магистраль, в 1892 – 1894 гг прошедшая от Челябинска через Курган. Некоторые шадринские купцы бросились перевозить магазины и склады на станции Мишкино и Шумиха. Однако делегация шадринцев-патриотов своего города отправилась в Екатеринбург, на встречу с приезжавшим туда П.А. Столыпиным, и добилась разрешения на строительство железнодорожной магистрали от Каменска-Уральского до ШГадринска. В 1913 году город встречал первый поезд. Следующим витком индустриальной истории уездного Шадринска стала эвакуация сюда в годы ВОВ предприятий из западных районов страны, вместе с которыми прибыли около 16 тыс. специалистов.

Старый купеческий Шадринск прекрасно сохранился и раскинулся между улицей Свердлова и поймой Исети. (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

Действительно, проезжая по этим до сих пор узким улочкам, с двух сторон заметные старые различные одно-двух этажные каменные и деревянные домики. Один из них Дом русского математика Первушина.

Как и многие зауральские города, Шадринск начал своё развитие от реки, и его старейшую часть отмечают два храма XVIII века. Спасо-Преображенский Собор – шедевр «сибирского барокко» с характерным пламенеющим силуэтом, был построен в 1772-1777 гг на месте деревянной Михаило-Архангельской церкви. Та, в свою очередь, была ровесницей слободы и дала Шадринску первое «городское» название Малоархангельск – неспроста в 2006 году на благоустроенной набережной около собора была установлена скульптура Михаила Архангела, небесного покровителя города.

Через квартал от собора заметна более крупная Свято-Николаевская церковь.

Интересен и современный центр Шадринска. В 1984 году в Городском саду был открыт мемориал И.Д. Иванову-Шадру. В комплекс вошли копии скульптур «Булыжник – оружие пролетариата». (Курганская область Активный и познавательный туризм, 2013 год)

«Чернобыльцы» Шадринска выдвинули идею сооружения памятника всем пострадавшим от радиационных аварий на «Маяке» и в Чернобыле. Он установлен в центре города, в сквере Победы. Новый шадринский памятник представляет собой журавля, устремленного в небо – как символ того, что журавли обитают только на экологически чистых землях.

Много несчастий несут с собой социально-экологические катастрофы, о которых зачастую даже нет своевременной информации. Вспомним аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году. А аварию 1957 года на химкомбинате «Маяк» в Челябинской области называют «генеральной репетицией перед Чернобылем».

За этими авариями - судьбы миллионов людей, в том числе шадринцев. Да и все мы в той или иной мере пострадавшие, так как страдает экология, все живое на земле, главным образом – наше потомство. И никто не даст гарантии, что подобные катастрофы не повторятся. ( Источник http://www.shadr.info/news/2012/07/14/2719-v_shadrinske_planiruyut_ustanovit_pamyatnik_postradavshim_ot/ )

Форма организации маршрута
Самодеятельный
Форма организации по категории потребителей
  • Взрослый
Год начала функционирования маршрута
[ не задано ]
Сертифицированность
Не сертифицирован
Категория сложности
[ не задано ]
Протяженность маршрута (км)
[ не задано ]
Продолжительность (дней)
4
Продолжительность (ночей)
4
Продолжительность (часов)
[ не задано ]
Категория туристов на маршруте
[ не задано ]
Размер группы (мин)
[ не задано ]
Размер группы (макс)
[ не задано ]
Периоды функционирования
[ не задано ]
Ограничения по погодным условиям
[ не задано ]
Наличие сан-эпид условий
[ не задано ]
Необходимость регистрации в МЧС
[ не задано ]
Способ передвижения
[ не задано ]
Вид транспорта
[ не задано ]
Комфортность
[ не задано ]
Питание (входит в стоимость)
[ не задано ]
Питание (за доп.плату)
[ не задано ]
Услуги размещения
[ не задано ]
Категория средства размещения
[ не задано ]
Число мест в номере
[ не задано ]
Источник оплаты услуг средства размещения
[ не задано ]
Перечень КСР
[ не задано ]
Требуемый персонал
[ не задано ]
Наличие стандартов работы персонала
[ не задано ]
Цена (рубли)
[ не задано ]
Дополнительные расходы за услуги размещения (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на инвентарь (руб)
[ не задано ]
Дополнительные расходы на питание (руб)
[ не задано ]
Дополнительные транспортные расходы (руб)
[ не задано ]
Ориентировочная сумма наличных с собой (руб)
[ не задано ]
Качество разработанности маршрута
[ не задано ]
Функциональное состояние маршрута
[ не задано ]
Количество проведенных маршрутов за год
[ не задано ]
Наличие технических условий на маршрут
[ не задано ]
Наличие технологической карты
[ не задано ]
Наличие технологических инструкций
[ не задано ]
Наличие регламентов использования технических средств
[ не задано ]
Дата верификации маршрута
[ не задано ]
Наличие карты (схемы)
[ не задано ]
Требуемый инвентарь
[ не задано ]
Дополнительные услуги
[ не задано ]
Перечень входящих анимационных программ
[ не задано ]
Примечания
[ не задано ]
 
Загрузка...