ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «СОБЫТИЯ РОССИИ»  2019 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Фестиваль ремесел «Югра»

Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра»

[ Редактировать ] Номинация: КУЛЬТУРА. Военно-исторические и культурные реконструкции
Что дают лайки?

Основная информация

Фестиваль ремесел «Югра»
Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра»
  • События в области культуры. Военно-исторические и культурные реконструкции
с 08.06.2018 по 10.06.2018
Фестивали

Информация о месте проведения

Уральский ФО, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Ханты-Мансийск
Центральная площадь

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

С 8 по 10 июня 2018 года на территории города Ханты-Мансийска состоялся Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра" под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международной Ассоциации Северных регионов «Северный форум», при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Министерства культуры Российской Федерации.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемую часть традиционной культуры и занимают особое место в жизни и истории Югры. Яркое самобытное искусство коренных народов ханты, манси, лесных ненцев привлекает внимание ученых, мастеров, туристов из Венгрии, Финляндии, Эстонии, Сербии, Словакии, Перу, Канады, Монголии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, республик: Коми, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Карелии и других регионов Российской Федерации.

За восемнадцатилетнюю историю фестиваля (проводится с 2000 г.) Югру посетило более 90 000 туристов.

Программа Фестиваля предлагает участникам и туристам посещение музеев традиционной культуры коренных жителей, национальных деревень и стойбищ, участие в обрядах и праздниках, мастер-классах по изготовлению традиционных изделий и сувениров по технологиям ремесла разных народов, в семейной интерактивной программе «Подворье», работе научно-практической конференции и семинарах.

Выставка-ярмарка изделий народного искусства, сувенирной продукции участников Фестиваля знакомит посетителей с традиционными промыслами коренных народов мира. Творческие лаборатории и аттракционы ремесла предоставляют возможность туристам знакомиться с технологией изготовления изделий и сувениров. Они особенно популярны для посетителей, т.к. позволяют погрузиться в творческий процесс через тактильные ощущения и причастности к культурному наследию региона.

В программе работы Фестиваля принимают участию все социальные категории населения: школьники, молодежь, семья с детьми, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Фестиваль способствует формированию имиджа Югры, новых организационных форм поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений.

Миссия фестиваля - объединять усилия по возрождению и развитию лучших традиций художественного ремесленничества коренных народов России и зарубежья.

Главной целью фестиваля является создание условий и обеспечение преемственности поколений на основе сохранения и популяризации национальных традиций и культуры коренных народов мира.

К работе мероприятий Фестиваля приглашаются исследователи Российской Федерации и зарубежных стран - историки, этнографы, искусствоведы, культурологи, лингвисты различны, занимающиеся проблемами культурной инфильтрации, а так же руководители и специалисты учреждений культуры, мастера и художники, творческие союзы, члены Правительства, представители власти муниципальных образований. В фестивале принимали участие делегации из Венгрии, Канады, Финляндии, Эстонии, Сербии, Монголии, Киргизии, Казахстана, Карелии, Республик Удмуртии, Коми, Пермяцкого края, Мордовии, Марий-Эл, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Архангельской, Московской, Ленинградской, Тюменской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской и др. областей.

В программе фестиваля были проведены: научно-практический семинар, пресс-конференция, международный конкурс профессионального мастерства по номинациям, выставка-ярмарка изделий народного искусства регионов участников, мастер-классы по технологиям ремесла, творческие лаборатории,арт-пленеры и многое другое. 

 

Сохранение традиционной народной культуры, народных художественных промыслов и ремесел. Популяризация культурного наследия

Международный фестиваль ремесел коренных народов мира "Югра" - событие национального масштаба с зарубежным участием. В работе фестиваля приняло участие более 90 тысяч человек из разных стран мира и регионов России: Венгрии, Канады,Конго, Узбекистана, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии, Карелии, Марий - Эл, Мордовии, Удмуртии, Коми, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Камчатки, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Челябинска, Тюмени, Пермский край, г. Тюмень, г. Пермь, г. Екатеринбург, г. Ивдель, г. Санкт-Петербург, г. Коломна, г. Омск, г. Казань, г. Тобольск, г. Салехард, г. Якутск, г. НальчикТобольска, Псковской, Архангельской, Рязанской, Московской, Тюменской, Свердловской областей и др.

Участниками фестиваля стали ученые, искусствоведы, сотрудники музеев, домов народного творчества и центров ремесел, представители государственных учреждений, региональной администрации, общественных организаций, мастера народного искусства, представители творческих союзов и ассоциаций городов-участников регионов Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, руководители государственных, муниципальных и общественных организаций в сфере культуры, преподаватели школ искусств, художники, мастера, и др.

 

 

    > > > >
  • свыше 50 000
  • >

За четырнадцать лет истории Фестиваля проведено: 8 научно-практических конференций, 23 научно - практических семинаров, 549 мастер-классов для детей и 939 - для разновозрастной аудитории. Народное искусство коренных народов экспонировалось на 42 выставках, создан музей традиционного искусства финно-угорских народов.

В работе фестивалей приняло участие более 90 тысяч человек из разных стран мира и регионов России: Венгрии, Канады, Финляндии, Швейцарии, Эстонии, Карелии, Марий - Эл, Мордовии, Удмуртии, Коми, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Камчатки, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Челябинска, Тюмени, Тобольска, Псковской, Архангельской, Рязанской, Московской, Тюменской, Свердловской областей и др.

Выпущены сборники докладов конференций, мастер-классов. Восстановлены забытые и утраченные традиционные промыслы финно-угорских народов: вышивка южных ханты и восточных манси, обработка и ткачество из крапивы, ткачество традиционных изделий из шерстяных нитей (поясов, дорожек и др.), традиционное вязание одной спицей, жаккардовое вязание традиционных изделий северных народов, обработка, пошив изделий из рыбьей кожи и многое другое. Расширены образовательные программы учреждений дополнительного образования, успешно реализуется проект «Школа социальных творческих инициатив «Полет стерха» по социальной адаптации средствами народного искусства, образовательные программы курсов повышения квалификации «Народные художественные промыслы Югры».

Фестиваль является местом обмена опытом и обучения мастеров, детей, а также руководителей. Благодаря насыщенной комплексной программе мероприятий организаторами решены некоторые проблемы и достигнуты определенные успехи: укрепились лучшие традиции народного искусства коренных народов; сформировались и постоянно реализуются новые организационные формы поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений; расширяются инновационные практики учреждений культуры округа с другими регионами; укрепилось сотрудничество между странами, регионами, городами, организациями; сохранены и развиваются семейные традиции художественного мастерства; повысилась культура представления мастера и мастерства, качество традиционных изделий мастеров, на основе которых, формируется эстетический вкус населения; подписаны соглашения о сотрудничестве в научно-исследовательских и практических освоениях народных промыслов и ремесел с Финляндией, Словакией, Сербией, Тюменской областью, г. Салехард ЯНАО, г. Сургут, Республика Коми (г. Сыктывкар) и др. регионами.

Фестивальное движение по городам и селам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры способствовало дальнейшему развитию таких направлений традиционного искусства как вышивка южных ханты и восточных манси, вязание обских угров, гончарство, художественная обработка кожи рыб, бересты, ткачество и плетение из травы и другие. Руководители студий, творческих объединений, мастерских получили знания и практические навыки работы в творческих школах: «Берестяной мир», «Школа руководителей организаций сферы народных художественных промыслов», «Творческая лаборатория по актерскому мастерству», школа социальных инициатив «Полет Стерха», которые оказали неоценимую помощь в их работе.

Работу фестивалей освещали телекомпании, газеты, журналы, радиостанции. Около 50 сюжетов, программ, отдельных фильмов, передач выпущено в эфир редакцией финно-угорских и тематических программ ОТРК «Югра» «Северный дом», «Финно-угорский мир». Разработаны информационные циклы «Портретные сюжеты» о мастерах, сохраняющих традиционное искусство этносов. В работе Фестивалей принимают участие журналисты. По итогам работы публикуются дневники фестиваля, очерки о мастерах, учреждениях и т.д.

Выявляемые фестивалем лучшие качества отечественной культуры – знак хорошей перспективы российской культуры.

С каждым годом укрепляется и повышается мастерство участников Фестиваля, качество изделий. Объединив усилия, достигаются заметные результаты в сфере возрождения и разви­тия лучших традиций ремесленничества коренных народов Рос­сии и зарубежных стран. Организация и проведение Фестивалей способствует воспитанию чувства гордости населения за свою малую родину, формированию толерантного отношения к традициям и обычаям других народов, влечет за собой оздоровление социально-экономической ситуации в городах и поселках автономного округа. Сегодня творчество мастера ценится так же высоко, как произведение любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижение творческих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства, умении мастера использовать особые приемы в творческой работе для выражения задуманной художественной идеи, сохраняющей традиции национальной культуры.

Фестиваль ремесел народов мира – яркое событие в Российской культуре. Огромное его значение в том, что ремесло, как часть повседневной жизни, остается основным условием сохранения особой специфической ментальности народа. Представление о духовной самобытности и моральных смыслах, взаимоотношений народа с другими народами скреплено вещественными источниками – орудиями производства и созданными с их помощью предметами материального круга: постройками, охотничьим оружием, музыкальными инструментами, украшениями, текстилем, посудой, всем, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, но дают человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, ее высоким духом общей цели жизни, миропонимания, переживания, эстетического и этического ощущения цели и событий. Труд приводит человека к пониманию экологии, рациональности, достаточности в использовании ресурсов природы, внутреннего равновесия, гармонии, ощущению общего единства народов.

Важно, что современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции.

Основы ремесла и промысловых задач ручного технологического опыта способствовали некогда возникновению и развитию архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, некоторых направлений изобразительного искусства. Ручной предметный мир является идеальным средством воспитания, соединяющим сенсорные, сензитивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественного созидания. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российского потенциала, и по сути оно является индикатором и запускает остальные процессы духовного опыта.

Эта особенность связана с тем, что представления мира, вселенной, космоса, природы и человека как единого целого находятся в гармонических отношениях. Гармония выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству. По мнению пифагорейцев в античности "Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет". Особенность в том, что для народного искусства характерно интуитивное схватывание этих законов, в то время как в других культурах шел поиск в сущем мире числовой гармонии. Математические пропорции лежат, например, в основе музыки: отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание. Законы ритмообразования в изобразительной или пластической декоративной композиции сосредотачивают в себе опыт «настройки» человеческого организма, повышают его сопротивляемость к деструктивным, разрушающим тенденциям в культуре и усиление этой особенности в фестивальном обмене опытом консолидирует и усиливает эту сопротивляемость, выводит творчество на новый высокий уровень. Национальные стилевые мотивы ложатся в основу современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, что очень ярко представлено в экспонируемых произведениях.

Огромное значение имеет представленный опыт реконструкции в области археологической керамики и археологического и этнографического текстиля. Невероятно важным оказалось раскрытие народных традиций в росписях Севера, Урала и Западной Сибири. Новизной отличались поиски войлочных технологий, резьбе по дереву. На фестивале вдруг возникло ощущение, что в обществе происходит прозрение своих лучших качеств – народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Фестиваль выявляет ряд важнейших особенностей. Если явления глобализма естественны в медицине, современных производственных задачах и военных технологиях, то в отношении духовной традиции, первое место принадлежит культуре и искусству и первейшее – народной культуре и народному искусству как основания Отечества. Поэтому те процессы, которые свидетельствуют о социальных аспектах кризиса в России – как результатах глобальной культурной мутации, изменившей жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены средствами народного искусства, и его встраиванием в структуру формирования психофизиологических качеств в процессе воспитания.

 

 

 

 

 

 

Фотографии


 
Загрузка...