ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕМИЯ «СОБЫТИЯ РОССИИ»  2017 
WEB-сервис для участников и экспертов премии
Проект приостановлен с 24 февраля 2022 года на неопределенный срок...

Выставка «Кладезь истории»

Интерактивная постоянно-действующая экспозиция глиняной игрушки 10 промыслов России «Кладезь истории» из собрания МКУК «Старооскольский художественный музей».

Номинация: Лучшая площадка для проведения туристического события
Что дают лайки?

Основная информация

Выставка «Кладезь истории»
Интерактивная постоянно-действующая экспозиция глиняной игрушки 10 промыслов России «Кладезь истории» из собрания МКУК «Старооскольский художественный музей».
Лучшая площадка для проведения туристического события - (Подноминации: Музейно-выставочные комплексы; Природно-рекреационные зоны; Средства размещения)

Постоянно-действующая экспозиция «Кладезь истории» представляет глиняную игрушку десяти промыслов России из фондовой коллекции Старооскольского художественного музея - старооскольскую, суджанскую, кожлянскую, чернышенскую, плешковскую, романовскую, филимоновскую, хлуднёвскую, дымковскую и каргопольскую.

Старооскольскую глиняную игрушку классифицируют как посадскую. Она занимает промежуточное место между крестьянской и городской. Она не так груба как первая, и не так повествовательна как вторая. Её отличают наивность образов в сочетании с изяществом форм. В окраске используются природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий.

Кожлянскаяглиная игрушка родом из села Кожля Курской области. Известна слава о «курском соловье» - яркой и голосистой игрушке-свистульке. Осанистые всадники, ласковые котики, петушки и лебеди, традиционно вытягивались мастерами из цельного куска глины, без составных частей и прилепов. Сине-красные крапинки, жёлтые звёздочки, узоры в сеточки (земля), ёлочку (лес) нарядно украшают поверхность причудливых фигурок. Игрушки Дериглазовой О.И. поступили в фонд музея в 1998 г.

Глиняные игрушки из г. Суджа выполнил потомственный гончар из Курска, педагог, член союза художников России, Народный мастер России Ю.С. Спесивцев.

Благодаря ему сохранились приемы и сюжеты традиционной суджанской игрушки-свистульки. Уточки, петушки, голуби темные, монохромные, с поливными головками и острыми клювиками.

В Орловской области известны два центра гончарного и игрушечного производства. Один из них зародился в деревне Чернышено. «Кукушка» и «Мамка» в исполнении народного мастера Н.Н. Фроловой - традиционные сюжеты чернышенских игрушек. Кукушка представляла собой птичий образ женского божества, наделенного тайной силой пророчества. Кукушка защищала скотину и покровительствовала хозяйственным занятиям. Крестьяне просили: «кукушка, прокукуй мою скотину!». Трава «кукушкины слезы» участвовала в брачном обряде. Молодицы по корню этой травы гадали о будущем поле своего ребенка, пили отвар корней приговаривая заклинание: «кукушка роди мне сынушечку - дочушечку». В фигурке бабы сохранился древнейший символ, связанный с культом плодородия – отчетливо выступающие груди.

Название деревни Плешково осталось только в названии давнего гончарного промысла. Плешковская глина – мягкий, податливый материал жёлтоватого или синеватого оттенка с серебристыми включениями, при обжиге даёт прочную и плотную керамику. Главное предназначение игрушка русской троицы неизвестного автора «Ладья» - помощь людям.

Романовская глиняная игрушка родилась в селе Романово на берегу реки Воронеж (Липецкая обл.). По традиции народного искусства фигурки зверей – барашков, оленей, козликов изображают в профиль, а вот людей – анфас. Романовские фигурки птицы-свистульки зачастую лепятся крупных размеров, пышно украшаются налепным декором, высоким гребнем-полусолнцем. Традиционная фигурка Берегини одета в народный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина – птицы счастья. Полуптица-полуженщина зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

В экспозиции представлен один из древнейших промыслов глиняной игрушки – Филимоновский (д. Филимоново, Тульская область). По данным археологов ему более 700 лет. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». Пластичная, жирная глина при просушке легко деформируется, возникают мелкие трещинки, которые заглаживаются влажной рукой. При этом формы фигурки вытягиваются, приобретают изящные изогнутые линии. После обжига изделия приобретают ровный белый цвет, не требующий грунтовки.

Напротив дымковские игрушки из слободы Дымково близ города Вятки (Кировкая обл.) после просушки и обжига покрывают темперными белилами в два-три слоя. В старину использовали мел, разведенный на молоке. Фигурки из местной ярко-красной глины лепят по частям, используют жидкую красную глину как связующий материал, все неровности и следы прилепов заглаживаются влажной рукой. Использование широкой гаммы цветов, сусального золота позволяет называть дымковскую игрушку самой яркой и нарядной.

Хлуднёвская игушка родом из деревни Хлуднево Калужской области. Игрушки А.Г. Забрского «Птушки-дед», «Кот на олене», «Барыня с уточкой», «Барынька с детьми» изготовлены мастером специально для выставки «Каледзь истории». Лепке игрушки Александр Геннадьевич обучался у народного мастера России - Бубнёвой Т.И., мастериц Трифоновой Т.Б. и Городничевой Т.Д.

Каргопольская глиняная игрушка грубовата по форме. Вероятно, сказалось географическое положение места рождения игрушки – Архангельская область. Она не была яркой. В процессе обжига игрушка раскалялась до красна, затем ее окунали в солодягу — мучную, горячую «болтушку». Частицы муки прилипали на игрушку, обгорали на ней и получался угольно-чёрный затейливый узор на фоне красной обожжённой глины. «Птица счастья» В.Д. Шевелёва демонстрирует эту старинную технологию. Валентин Дмитриевич – старейший в династии Шевелевых, внесшей большой вклад в развитие промысла.

Каждый промысел особенный, игрушки отличаются формой, расписным решением, сюжетной линией. В то же время в них много общего, отражающего национально-культурные черты Единого народа.

Информация о месте проведения

Центральный ФО, Белгородская область, г. Старый Оскол ул. Ленина, 57

Фотографии

нет связанных видео.

 
Загрузка...