Что дают лайки? |
Старое заменяется новым, но ничем не может замениться вечное. Оно неистребимо. И все, что переходит из века в век, обрастая легендами и чудесами, манит к себе непостяжимое сокровенной тайной и невольно побуждает к поклонению.
Интерес и внимание к народному празднику, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения населения к истокам народной культуры, о возрождении народных праздников с их традициями.
Основная часть
Как еще, если не чудом, можно назвать сохранившийся в селе Шутилово городского округа город Первомайск Нижегородской области древний обряд похорон Стромы! Шутилово — единственное место в России, где ежегодно накануне Петровского поста жарким летним днем проходят гульбища-игрища, описание которых не приходилось встречать в работах фольклористов и этнографов, что вполне понятно: русские ученые — знатоки народного творчества — еще в конце XIX века свидетельствовали об исчезновении удивительного обряда.
Но вот остался же он! Остался в одном из самых глухих углов родной земли, в селе, расположенном на реке Алатырь, где еще витает дух самой глубокой старины — непостижимой древности с русалками на ветвях и лешими на лесных тропах.
Обряд похороны Стромы сохраняет черты древней традиции прощания с весной, перехода к новому природному и сельскохозяйственному циклу – времени созревания колосовых и началу уборочных работ. В сознании участников он утратил свою магическую сущность, превратившись в веселое и необычное народное гуляние, некое театрализованное действо, в котором по мере сил и способностей могут участвовать все желающие.
На вопрос о том, как удалось сохранить это достаточно хлопотное, ежегодное обрядовое действо, местные жители обычно отвечают: «Родители наши так делали, и деды, и прадеды. Значит, так надо было. Вот и мы тоже, пока живы, будем. А уж молодежь там как хочет».
Кострома – в местном произношении «Строма» – представляет собой куклу в рост человека. Как правило, ее изготовление начинается в пятницу.
Туловище Стромы (прежде его сшивали из пришедшей в негодность холстины, теперь обычно поступают проще: соединяют понизу старую футболку с длинными рукавами с верхним краем изношенных колготок) плотно набивают соломой, пришивают голову, также туго набитую соломой, рисуют лицо. Куклу одевают в женский наряд и усаживают в избе под окошко (или у избы на лавочку).
Иногда изготовляют и вторую куклу, одетую в мужскую или женскую одежду – это либо «мужик», роль которого при Строме не определена, обычно он характеризуется как сожитель, не отличавшийся верностью и доставивший ей немало огорчений, либо племянница – близкая родня и наследница Стромы.
В субботу жители села поочередно заглядывают в гости к Строме, интересуясь ее жизнью и здоровьем. Хозяйка избы (каждый год Строму «поселяют» в разные избы – по очереди) сообщает, что Строма делает: обедает, спит, прядет и т.п.; спрашивающие же оставляют в избе пироги, яйца и другую снедь. К вечеру Строма начинает жаловаться на здоровье: хозяйка избы сообщает, что у нее болит, обычно используя самые обиходные слова: «ноженьки занемели», «рученьки не смогают», «апетиту лишилась», или вспоминая «скилироз» или «хандроз». Как бы то ни было, здоровье Стромы внушает опасения, принимается решение звать доктора и оповестить на всякий случай дальнюю родню, чтоб успела проститься.
Кульминация обряда начинается в воскресенье, утром, пришедшие проведать Строму узнают о серьезном ухудшении ее здоровья. Строму выносят из избы, укладывают на лавку и спешно зовут «доктора». Это женщина в белом халате, с огромным градусником и самоварной трубой для прослушивания грудной клетки (в последние годы ее заменил фонендоскоп). «Доктор» осматривает и выслушиванет Строму, отпуская при этом весьма соленые шутки и комментарии, и объявляет ее безнадежной. Около нее усаживают «мужика» или «племянницу». Начинается плач и причитания, носящие откровенно пародийный характер.
Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась,
Вина с маком нализалась
И на землю повалилась —
Костромушка умерла…
И кладут ее в гроб-корытце, и льют над ней понарошные слезы, и причитают:
«Горючими слезами обливаясь да платочком ситцевым утираясь, сидит у изголовья Костромы баба Маня — старожил села Шутилово, а тут соседка приладилась, да и спрашивает:
— Почто горюнишься, сиделица моя?
А та сквозь слезы причитает:
— Да померла окаянная Костромушка, а три рубли мне так и не отдала…
— И как-то?
— Дык СПИДом заболела, вот и померла, будь она неладна…
— И где ж ей СПИД-то в нашей деревне взять?
— Да солдатика на постой взяла… Вот и померла…
— А я-то думала, ее солдатик обрюхатил — вот и свела концы-то…
— Мань! А Мань! Да не убивайся так. На-ка выпей-ка лучше лимонадику…
— Ну и крепок же он у тебя, подруженька.
Не смотря на то, что древнее значение этого обряда не сохранилось в памяти местных жителей, он до сегодняшнего времени проводится с завидным постоянством.
Проводы в мир иной невозможны без напутствия, поэтому к Строме зовут «попа», фигура которого также имеет отчетливо выраженные пародийные признаки: иногда это мужчина, закутанный в шаль или сеть, с крестом из неструганных реек или корявых веток в руке, с лаптем или горшком на веревке вместо кадила, а чаще – женщина с теми же атрибутами. Размахивая «кадилом», поп обходит гроб, произнося нараспев слова, долженствующие изображать молитву: «О–о-ой, Господи! Прости-и-и на-а-ас! Мы все согреши-и-ли! Прости, ради Бога-а-а! О-ой, ой-ёй-ёй! Больно раньше гоже жили-и-и! Гробика-то и не-е-ет! Одни дощечки-и-и! Да-а-а вот! Гробик-то не из чего сби-и-ить! Да-а-а! Бегали, бегали вчера-а-а, о де валяли-и-и! Из осины ведь не сдела-а-ешь! Она бедна, никто ведь за ней-то нейдё-ё-ёт! Бывало, помрет – всё чашкими да чашкими носи-и-или…горох-эт и яйцами-и-и! А горох-эт тяжё-ё-ёлый, а пшено-то дорого-о-ое, и мельцы всё разгра-а-абили-и-и, двадцать ты-ы-сячев, больше, наве-е-ерно. Господи, подай, Господи, еще дороже!»
После «отпевания» начинается прощание с «покойницей»: пародийные причеты перемежаются песнями, разговорами о Строме с весьма фривольными комментариями и сомнительными похвалами.
Тут же поют частушки, пляшут под гармонь… Идет угощение: поминают Строму пирожком, крашеным яичком и стопочкой водки. Угощение подносят каждому вновь прибывавшему из запасов, что были сделаны в субботу.
Кульминация обряда начинается в воскресенье. Ближе к обеду в воскресенье, когда стадо пригоняют, жители села собираются на похороны. Строму в гробу или на носилках торжественно несут по деревне. Впереди следует «поп», за гробом под руки волокут «мужика», затем следуют близкие родственники, среди которых обязательно «богатая сестра» - травестийный персонаж, мужчина в нелепо роскошном женском платье и шляпке. Иногда в толпе кто-нибудь изображает обморок, падает в беспамятстве от тяжкого горя. Шум, зовут врача, упавшего обливают водой из придорожной лужи, а то и окунают в жидкую грязь при общем хохоте… Вымазаться грязью в этот день считается хорошим предзнаменованием.
Вдоволь наплесавшись и напевшись, жители села Шутилово приносят куклу на ближайшее ржаное или пшеничное поле, где подростки «треплют» тело и разбрасывают солому по полю для того, чтобы вырос обильный урожай. Таким образом, принося жертву Богу плодородия.
После этого в селе начинается общее гулянье и праздничное застолье на открытом воздухе.
На данный момент в селе осталось только четыре бабки, которые знают все тонкости обряда Похороны Стромы. Организаторы народного праздника приобщают к этому и ребятишек, которые с удовольствием и усердием выполняют возложенные на них обязанности, ведь это для них веселая игра.
Наконец в полдень начинается вынос: Строму в гробу или на носилках торжественно несут по деревне. Впереди следует «поп», за гробом под руки волокут «мужика» (если рядили «племянницу», ее несут на руках или сажают в телегу вместе с самыми пожилыми участницами процессии: путь неблизкий, а участвовать в обряде хотелось всем), затем следуют близкие родственники, среди которых обязательно «богатая сестра» – мужчина в нелепо роскошном женском платье и шляпке. По мнению окружающих, именно она и должна оплатить все расходы по похоронам, однако «сестра» от этой чести всячески уклоняется. Все остальные жители деревни идут за процессией, распевая песни или комментируя происходящее.
Из разговоров в толпе:
-Да, померла вот…
-А дожжык-то утром, батюшки! Растреплям прямо тут, на дороге, не донесем! Куды вот эдак-то!
-Эт вот, спасибо, всё внучки да племяннички пришли, а то и приехали. А то и некому нести.
-Ак мы эта… Как телеграмму-то получили, так сразу же и сюда и приехали. Как же мы могли-та!
-Еще больше приезжайте, оттуда везите.
-А я уж страдала-страдала, страдала-страдала…Не приедут, грю, не приедут. Наши-те племяннички да внучки.
-Ох, мужик, мужик, ты ее провожа-а-ай, а я не дойду-у-у, у меня нога боли-и-ит, я больно работала-а-а. И что она заболела-а-а, она, нога, у меня-те в голове-те не-е-ет, склироз. Ох, мужик, мужи-и-ик…
-Чего ты принес? Ой, пирожка! Давай на стол, всем по яичку. Это вам, помянуть Стромушку.
Иногда в толпе возникает новый очаг активного веселья: кто-нибудь изображает обморок, падает в беспамятстве от тяжкого горя. Шум, зовут врача, упавшего обливают водой из придорожной лужи, а то и окунают в жидкую грязь при общем хохоте… Никто не обижается, напротив, вымазаться грязью в этот день считается хорошим предзнаменованием, так что нередко сразу после «похорон» многим приходится окунаться в речку.
В полутора – двух километрах от села в набирающей колос ржи процессию поджидают дети и подростки, которые выполняют последнюю часть ритуала: подброшенное вверх чучело разрывают, растрепывают по полю солому, тряпье, разбивают и разбрасывают дощечки от гроба. Дети выполняют эту обязанность с удовольствием и усердно, ведь это для них веселая игра. Все отжившее, отслужившее свое предано матери-Земле, можно начинать новый период жизни с чистого листа…
С песнями и весельем толпа возвращается в село. Общее гулянье и праздничное застолье на открытом воздухе продолжается до позднего вечера, а порой, по свидетельству местных жителей, прихватывает еще и понедельник со вторником.
Фото и видео съемки обряда Похороны Стромы снимали журналисты из Лондона, Нижнего Новгорода, г. Екатеренбурга.
- привлечение туристов в городской округ город Первомайск Нижегородской области село Шутилово;
-развитие территории городского округа город Первомайск Нижегородской области село Шутилово;
--возрождение и сохранение местного обряда и фольклора;
--собирание и изучение фото-документального материала для создания музейной экспозиции "Народная культура" в МАУК "Краеведческий музей" городского округа город Первомайск Нижегородской области;
-пополнение фондов МАУК "Краеведческий музей"
-Праздники;
- Местный праздник
всероссийский
Телевидение. ученые, журналисты из рахных стран, туристы, работники учреждений культуры, представители общественности, молодое поколение и население городского оукруга город Первомайск село Шутилово,
- привлечение туристов в городской округ город Первомайск Нижегородской области село Шутилово;
-развитие территории городского округа город Первомайск Нижегородской области село Шутилово;
--возрождение и сохранение местного обряда и фольклора;
--собирание и изучение фото-документального материала для создания музейной экспозиции "Народная культура" в МАУК "Краеведческий музей" городского округа город Первомайск Нижегородской области
-пополнение фондов МАУК "Краеведческий музей"