Что дают лайки? |
Вальковский Антон Васильевич - кандидат философских наук, менеджер культуры, независимый куратор проектов в области актуального искусства. В 2014 г. защитил диссертацию на тему "Актуальное искусство как социокультурный феномен: сущность и социальные функции", с 2009 года преподает в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (с 2015 г. в должности доцента). Научные интересы связаны с исследованием актуального искусства, искусства соучастия, волгоградского фестивального движения и волгоградского перформанса.
С 2012 года работает главным специалистом по проектной деятельности в ГАУК ВО "Агентство культурных инициатив". В зону профессиональных конференций входит проектирование, организация, проведение и сопровождение мероприятий, событий, акций в социокультурной сфере, разработка и сопровождение международных проектов, курирование экспозиционных проектов. С 2014 года куратор международного паблик-арт проекта "(Re)Inventing the Public: check-points" / "(Из)Обретая публичное: точки входа".
С 2014 года - региональный координатор грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда В. Потанина.
Уже в течение нескольких лет Агентством культурных инициатив Волгоградской области ведётся активная работа над созданием и укреплением имиджа Волгограда как действующего центра современной культуры. Одним из реальных шагов в воплощении этой идеи стала Декада паблик-арта "(Re)Inventing the Public: check-points"/"(Из)Обретая публичное: точки входа" (19-28 июня 2015 года), ставшая первым в Волгограде масштабным кураторским событием в сфере паблик-арта.
В течение декады командой проекта, состоящей из волгоградских художников, организаторов и кураторов проекта, на территории площадки "Спиртзавод" (бывший Волгоградский гидролизный завод), а также в других городских публичных пространствах были созданы временные художественные объекты, инсталляции, перформансы, а также организованы художественные акции, проекты и микроинтервенции, работающие с местными сообществами.
Проект преследовал 2 основные цели: 1. Ревитализацию неиспользуемых и неактивных городских пространств, 2. Формирование сообщества молодых художников, которые могли бы попробовать себя на поле паблик-арта и актуального искусства.
Официальные группы проекта: ВК - http://vk.com/publicartvlg, FB - https://www.facebook.com/groups/publicartvlg, официальный хэштег - #publicartvlg.
В рамках Декабы было реализовано 22 художественных, дизайнерских и урбанистических проекта. Художники представили свои работы в следующих художественных медиа: арт-объект, инсталляция, световая инсталляция, фотоинсталляция, искусство соучастия, эстетика взаимоотношений, перформанс и хэппенинг, дизайн, мейл-арт, видеоарт, музыкальный перформанс, саунд-арт, живопись, поэзия, урбанистика.
Так как формирование сообщества современных художников стало одной из важнейших целей проекта, Декаде предшествовала значительная подготовлительная работа (с декабря 2014 г.): поиск участников, офф-лайн встречи с художниками - групповые (организационные, лекции по паблик-арту и стратегиям художественных интервенций, воркшопы, исследования горордских пространств), индивидуальные проектирования произведений, а также он-лайн платформа для обсуждения.
Во многом Декада стала результатом проектной работы в рамках Международного форума «Re-Opening the Public. Паблик-арт в городском пространстве», который прошел в Волгограде с 29 по 31 января. В форуме приняли участие пять проектных команд, состоявших из кураторов, художников, менеджеров в сфере культуры и представлявших Архангельск, Челябинск, Ульяновск, Волгоград и Астрахань, а также российские и зарубежные эксперты: Маттиас Айнхофф, художник и куратор, директор Центра искусства и урбанистики, г. Берлин; Мария Вейц, соучредитель ТОК («Творческого объединения кураторов»), г. Санкт-Петербург; Кристине Ран, куратор и менеджер в сфере культуры, г. Берлин/г. Брно; Дарья Ткачева, старший сотрудник Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, г. Киров; а также Кристиан Граца, куратор Фестиваля современного искусства в публичном пространстве «Аквамедиале», г. Лейпциг/г. Брно.
Куратор и комиссар проекта разрабатывали проблематику границ и пограничных состояний. Город Волгоград является одним из самым протяженных на территории Европы: он сформировался за счет слияний отдельных поселений вокруг градообразующих индустриальных предприятий, расположенных вдоль Волги. Подчас требуется полтора часа, чтобы добраться из одного района в другой. Это дольше, чем доехать до соседнего города-спутника Волжского. Сама планировка города называется «линейно-расчлененная». К этой пространственной расчлененности добавляются и разрывы между существующими сообществами: Волгоград является одиним из самых поликонфессиональных и полиэтничных регионов ЮФО, и различные сообщества часто не только не контактируют друг с другом, но иногда и не знают о существовании друг друга. Организаторы проекта решили поработать с этим контекстом и концептом границы не как с разъединяющим, но как с объединяющим феноменом: если бы не существовало границ, не существовало бы и пространств «между». Эти зоны контакта и есть «точки входа».
Поэтому художественные проекты в рамках Декады паблик-арта располагались в разных частях города, а также в городе Волжском, и, таким образом, при помощи 11 пространств-"точек входа" на 10 дней символически объединили город различными формами активности. Среди площадок можно обозначить: Спиртзавод, городские подземные переходы, малые архитектурные формы советсткого периода, "Морятник" - заброшенное здание в пойме реки Царица, дворы города, Главпочтамт, пространство гостиничного номера и др.
По приблизительным подсчетам в проект были вовлечены более 500 человек: и в качестве участников и в качестве зрителей. Организаторам было важно не количество зрителей, а работа с локальными сообществами и качество вовлечения их в художественные проекты.
Проект «(Из)Обретая публичное: точки входа»стал знаковым для Агентства культурных инициатив и территории по нескольким причинам. Миссией Агентства всегда было в рамках культурных проектов выступать посредником между Культурой, Властью и Бизнесом. Между государственным и негосударственным сектором. Между коммерческими и некоммерческими организациями. Вовлечение как можно большего числа агентов городского развития производит поистине синергетический эффект, от которого выигрывают все участники.
Со стороны власти нам удалось привлечь:
Со стороны бизнеса:
Важным результатом проекта также стало формирование сообщества молодых художников, которые смогли попробовать себя на поле актуального искусства. Образовательная компонента тоже была существенным элементом проекта – мы стремились сформировать у художников компетенции в области менеджмента своих собственных проектов: от разработки идеи и составления сметы, до реализации.
Проект обеспечил себе устойчивость тем, что:
Таким образом проект может стать модельным для любой территории.