Что дают лайки? |
ФИО Демченко Оксана Геннадьевна
Контактная информация
E-mail: [email protected]
: 8(38153)2-42-76, сот. 89507975468
Период : в сфере культуры с 2006 года, в МБУК «Черлакский ИМКДЦ» с 2009 года.
Должность: заведующая информационно – методическим отделом
образование: высшее
Проект «Воспитание культуры здоровья у детей и молодежи силами волонтерского объединения» предполагает воспитание культуры здоровья, ЗОЖ посредством волонтерской деятельности у детей и подростков (после прохождения специальной подготовки). Проект решает целый ряд задач:
В рамках проекта было привлечено волонтерское объединение, проведено обучение, после чего «молодые специалисты» отправились в учебные заведения района.
Волонтёры провели многочисленные мероприятия с детьми и молодежью, направленные на воспитание культуры здоровья.
Это акции по ЗОЖ, уроки здоровья, интерактивные классные часы, творческие мастер-классы, игровые фотосессии и другое (подробнее – в разделе «Мероприятия проекта»).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Здоровье – главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. В то же время оно является одним из ведущих условий успешного социального и экономического развития общества. Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния детей и современной молодежи.
Ситуацию усугубляют большие психоэмоциональные нагрузки во время обучения, отсутствие навыков личной гигиены, режима дня, полноценного питания, наличие вредных привычек и, в большинстве случаев, знаний о важности и необходимости двигательной активности, а значит и умений в этой области.
Сегодня одним из основных понятий здоровья является понятие культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается осознанное восприятие здоровья как ценности и мотивация к здоровому образу жизни. При этом здоровье рассматривается в единстве соматического, психологического, социального, нравственного и творческого аспектов. Согласно данным ВОЗ, именно образ жизни в максимальной степени влияет на состояние здоровья человека, следовательно, необходимо обучать население ведению здорового образа жизни, а также повышать их мотивацию.
Одна из основных воспитательных функций волонтерского объединения – сделать знания детей и молодежи по здоровому образу жизни не только доступными, но и жизненно необходимыми. Годы обучения в образовательных учреждениях совпадают с завершающим этапом биологического, физического, психического и социального формирования и являются благоприятными для усвоения здорового образа жизни, а в дальнейшем для формирования устойчивой мотивации к постоянному самосовершенствованию.
Актуальность формирования культуры здоровья детей и молодежи несомненна. Приоритетным направлением в данной сфере является организация системы наставничества: волонтеры – детям и молодежи. При этом дети получают информацию в интересной и доступной форме.
Таким образом, волонтеры фактически помещаются в условия, при которых у них «ненавязчиво» и гармонично формируется культура здоровья.
Актуальность данного направления подтверждает также принятый в 2010г. новый Государственный образовательный стандарт (ФГОС-3), согласно которому, для образовательной деятельности в учреждениях образования у детей и молодежи необходимо формировать общекультурные и профессиональные компетенции (ОК и ПК), направленные на формирование культуры здоровья.
Переход на новый образовательный стандарт предусматривает включение преимущественно активных форм взаимодействия, в данном проекте волонтеров и молодежь, в связи с чем, необходимо учить участников волонтерского объединения навыкам эффективного общения, принятию самостоятельных решений, умению работать в команде, проводить дискуссии, деловые и ролевые игры, презентации и пр.
Актуальность проекта подтверждают следующие аспекты:
- значимость здорового образа жизни, культуры здоровья,
- негативная статистика по состоянию здоровья детей и молодежи (заболеваемость, пропуски занятий и т.д.),
- актуальность волонтерской деятельности как основы активной социальной позиции молодежи,
- образ жизни населения (сниженная двигательная активность, несбалансированное питание, факторы риска);
- необходимость формирования у медицинских специалистов набора мета-компетенций,
- отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися формированием культуры здоровья.
Цель проекта:
- воспитание культуры здоровья, формирование здорового образа жизни детей и молодежи посредством волонтерской деятельности на территории Черлакского района.
Задачи проекта:
- сформировать у детей и подростков мотивационно – ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание;
- создать условия для формирования у детей и молодежи осознанной мотивации к ЗОЖ;
- обратить внимание общественности на вопросы здорового образа жизни и волонтёрского движения в Черлакском районе;
- повысить уровень культуры здоровья участников волонтерского объединения, а также у детей и молодежи Черлакского района;
- построить эффективную систему социального партнёрства учреждений в вопросах культуры здоровья.
АНАЛИЗ
СИТУАЦИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Перед началом проекта было проведено пилотное анкетирование следующих категорий респондентов:
Результаты анкетирования волонтеров.
Среди волонтеров было проведено анкетирование, преследующее следующие цели:
Были получены следующие результаты: по мнению волонтеров, поддержание хорошего уровня собственного физического развития было необходимо для возможности улучшения качества личной жизни (43,2% юношей и 52,7% девушек), волонтерской деятельности – «волонтер как пример здорового человека» (34,6% юношей и 36,2% девушек).
Результаты анкетирования молодежи.
Из подростков и молодежи в возрасте 15 – 25 лет 39,4% девушек и 37,9% юношей прогуливали занятия физической культурой еще в школе. Процентное соотношение распределения причин не посещения занятий у юношей и девушек практически одинаковое, различие лишь в том, что у юношей чаще (14%), чем у девушек (7%), возникало негативное отношение к учителю, а девушки предъявляли более высокие требования к месту занятий и необходимости соблюдения условий гигиены (соответственно 27% и 16%). Высокий процент пропусков занятий по болезни (26% юношей и 28% девушек) ещё раз подтверждает неблагополучное состояние здоровья молодежи, а тот факт, что пятая часть опрошенных прогуливала занятия по причине лени, говорит о том, что у них не сформирована система мотивации укрепления здоровья.
Важным результатом для проекта является следующее: 80 % молодежи указали, что предпочли бы цикл мероприятий, на которых в интересной форме рассматривались бы вопросы формирования здоровья.
Результаты анкетирования детей.
В рамках проекта было проведено исследование мнения детей. Так, 80% детей отметили большую значимость мнения врачей в вопросах здоровья. 73 % школьников будут рады общению с волонтерами в рамках уроков здоровья и других мероприятий по ЗОЖ в образовательных учреждениях.
Результаты анкетирования сотрудников образовательных учреждений, учреждений по работе с детьми и молодежью, учреждений культуры, медицинских учреждений и т.д.
Перед началом проекта было проведено пилотное исследование мнения сотрудников выше названных учреждений о возможности реализации и актуальности проекта. Были получены следующие результаты. 97 % респондентов выразило глубокую заинтересованность в проекте. В то время 3 % опрошенных сотрудников образовательных учреждений района считают, что реализация проекта сложна в связи с необходимостью бюрократических согласований (в том числе с родителями детей). Преимущества данного проекта, по мнению респондентов, распределились следующим образом: 35% видят в данном проекте квалифицированную помощь, 20% оценили междисциплинарный подход к проблеме (медицина + педагогика), 40% респондентов отметили крайнюю необходимость в социальном партнерстве и волонтерской помощи образовательным учреждениям района.
Основные выводы:
Таким образом, в ходе диагностики до начала проекта было выявлено следующее:
Волонтеры:
Сотрудники образовательных учреждений, учреждений по работе с детьми и молодежью, учреждений культуры, медицинских учреждений и т.д.:
Дети и молодежь:
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Блок задач «Обучение волонтеров»
2. Блок задач «Воспитание культуры здоровья»
3. Блок задач «Мониторинг результатов»
Разработка и реализация:
Механизм реализации проекта:
Распространение информации, формирование команды, первичная диагностика
Посредством элективного курса, игротехнической мастерской, а также обучение действием
Проведение интерактивных занятий по культуре здоровья, акций, творческих мастер-классов, бесед и т.д.
Обобщение результатов, сравнение с исходными данными
Цель: формирование условий для реализации проекта
Цели:
- формирование мета-навыков и компетентности,
- воспитание культуры здоровья у волонтеров
Цели:
- воспитание культуры
здоровья у детей и молодежи,
- отработка полученных
знаний на практике
Цели:
- оценка эффективности,
- внедрение результатов,
- развитие проекта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Система мониторинга хода реализации проекта сводится к следующим основным аспектам:
1. Ведение регулярной отчетности
2. Формирование рабочей группы с регулярными совещаниями, нацеленными на анализ эффективности проводимых мероприятий.
3. Проведение анкетирования вовлеченных лиц
Мониторинг осуществляется посредством:
Эффективность проекта
Параметры эффективности. Методы оценки.
1. Количественные
1.1 Снижение пропусков занятий по болезни и прогулам на 35%
(Анализ статистики посещения, анкетирования).
1.2 Выявление 10 активных подростков для дальнейшей работы.
Анализ статистики + пролонгированный анализ
1.3 Снижение доли курящих среди подростков и молодежи на 10% (Анкетирование, самоанализ).
1.4 Повышение востребованности специалистов в качестве экспертов по вопросам повышения культуры здоровья у детей, молодежи и у населения силами волонтеров (увеличение числа обратившихся в учреждения для получения рекомендаций по воспитанию культуры здоровья на 5 %).
Анализ статистики: определение количества учреждений и отдельных специалистов, пришедших на проводимые регулярные научно-практические семинары и обратившихся за консультацией.
1.5 Повышение общественного внимания к тематике здорового образа жизни на 10 %.
Анализ статистических данных: участия в мероприятиях проекта по культуре здоровья и т.д.
1.6 Тиражирование успешного опыта посредством выпуска рекламно-методических материалов по ЗОЖ.
Экспертная оценка
2. Качественные
2.1 Повышение мотивации детей и молодежи к осознанному соблюдению здорового образа жизни.
2.2 Формирование мета-компетенций у волонтеров (Тестирования, экспертные оценки, самоанализ).
2.3 Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам и принципам жизни (Анкетирование).
2.4 Повышение культуры здоровья у детей и молодежи (Анкетирование).
2.5 Привлечение организаций к сотрудничеству. Анализ взаимодействия организаций-партнеров.
2.6 Сплочение коллектива для достижения общей цели.
2.7 Повышение уровня удовлетворенности участников волонтерского объединения в пропаганде ЗОЖ. (Анкетирование).
2.8 Повышение уровня положительной информированности общественности о деятельности волонтерского объединения.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Для детей и молодежи:
Для волонтеров:
Для учреждений: