Иосифо-Волоцкий мужской монастырь


Адрес: Центральный ФО, Московская область, Волоколамский р-н, с. Теряево
Тип: Памятники культуры, Православие, Храмы
Отзывы: всего (0)

Информация


1 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Бронирование


Фотографии



Общие сведения:

История монастыря

Основан Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в конце XV века преподобным Иосифом Волоцким. Преподобный Иосиф, в миру - Иван Санин, ученик св. Пафнутия Боровского, вошел в историю Церкви как книжник и толкователь Священного Писания, покровитель церковного искусства. Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте в Пафнутьевом Боровском монастыре (по другим сведениям - в Волоколамском Возмищенском монастыре). По его молитвам, чудесным образом, в 1479 году в окрестностях Волоколамска было обретено место для устройства монастыря. Средства на устроение обители пожертвовал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Легенда появления монастыря

Легенда появления монастыря на этом месте гласит: когда-то здесь были охотничьи угодья, дремучие леса, болота. Ловчего послали найти место для монастыря и в тот момент, когда он стоял в задумчивости, ударила молния. Все решили, что это сам Господь Бог перстом Своим указал людям место. Вокруг были лес и болота. Тогда случилось второе чудо. Прошла буря и повалила весь лес на этом месте, тогда и начали строительство монахи и послушники. Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием.

Иосиф Волоцкой

Непримиримый борец с ересями, блестящий писатель и богослов, преподобный Иосиф оставил после себя большое духовное наследие, к числу которого относятся его "Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих", "Послание иконописцу", "Рассуждение об иноческом жительстве", а также многочисленные послания. Волоцкий игумен выступал за укрепление государственной власти и одновременно - за право церкви обличать "немилосердных" Правителей И вельмож, "обидящих рабов и сирот". Преподобный Иосиф впервые указал на пределы иерархического послушания православного человека: "Иже убо царь злочестив, небреги сущих под ним - не царь есть, а мучитель... и ты такового царя не послушаеши. И еще епископ зол, небереги стада - не пастырь есть, а волк".

Конфликт о правах церкви

Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии "иосифлян" ("осифлян"), выступавших против сторонников св. преподобного Нила Сорского - "нестяжателей". Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными - землями, крестьянами, капиталом и др. "Нестяжатели" выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным. Но в итоге возобладала точка зрения "иосифлян". Великий князь Московский Василий III первоначально поддерживал нестяжателей, опасаясь экономического усиления церкви, но с 1526 года охладел к ним из-за того, что лидеры нестяжателей - старец Вассиан Косой (Патрикеев) и преподобный Максим Грек - резко осудили развод и вторичный брак Василия и насильственное пострижение в монахини его первой жены, Соломонии Сабуровой. Вассиан Косой и Максим Грек были обвинены в ереси и сосланы в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Судьба Вассиана Косого и Максима Грека

Здесь Вассиан Косой умер (он погребен в монастыре), а Максим Грек, после 12-летнего заточения, был переведен в Тверской Отроч монастырь. Интересно, что сюда же, в Иосифо-Волоколамский монастырь, в 1539 году был сослан и противник "нестяжателей" - митрополит Московский Даниил, тот самый, который благословил развод великого князя Василия III и его брак с Еленой Глинской. Он умер здесь в заточении.

Смерть Иосифа Волоцкого

Основатель монастыря Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября (по старому стилю) 1515 г. По преданию, его кончина была отмечена многочисленными чудесами. В подземной церкви-усыпальнице во имя Св. Иосифа Волоцкого были захоронены сам основатель монастыря, а также волоколамские князья Борис Васильевич и Федор Борисович. В настоящее врем мощи прп. Иосифа почивают в Успенском соборе монастыря.

Смутное время в монастыре

Иосифо-Волоцкий монастырь не обошли стороной события Смутного времени. В Германовой башне монастыря какое-то время содержался под стражей свергнутый и насильно постриженный в монахи царь Василий IV Шуйский. Отсюда гетман Жолкевский увез его в Польшу. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского, сподвижника Лжедмитрия II - "тушинского вора". В марте 1610 года в монастыре случилась небольшая стычка поляков с монастырскими служками и крестьянами.

Отбиваясь от них, Рожинский неудачно упал на простреленный под Москвой бок. Раны открылись, и спустя несколько дней неудачливый авантюрист умер. Его отряд, оставшийся под началом ротмистра Руцкого, выбили из монастыря русско-шведские войска во главе с воеводой Валуевым и генералом Горном. В память об этом событии монастырю были оставлены пушки, отбитые у поляков, из которых в праздничные дни производился салют.

Посторойки на территории монастыря

В год основания монастыря в нем появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал выдающийся русский живописец того времени Дионисий.

Восьмигранная колокольня

В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня - прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Стройная белоснежная башня со сверкающей золоченой главой напоминала гигантскую зажженную свечу. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. В 1941 году колокольня, служившая центром всего монастырского ансамбля, была взорвана войсками. От нее сохранился только очень небольшой фрагмент нижней части.

Большая монастырская трапезная

В 1504 году была построена большая монастырская трапезная. Ее одностолпный зал производит необыкновенное впечатление - от него веет какой-то особенной, "средневековой" мощью, будто сама История зримо присутствует в этом зале. Недаром Павел Алеппский писал, что "в монастырях Московской земли... более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных". Трапезная палата включает в себя пятиглавую церковь Богоявления, получившую свой нынешний облик в 1682 году.

Каменные стены монастыря

В 1543-1566 годы Иосифо-Волоцкий мужской монастырь был окружен каменными стенами с башнями. Военные действия времен Смуты нанесли монастырю огромный ущерб, при этом особенно пострадали стены и башни. Подмастерье московского Приказа каменных дел Иван Неверов, присланный в 1645 году восстанавливать здания монастыря, отмечал: "Городу и башням впредь стоять будет неможно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось". Неверов начал восстановление монастырской ограды, а вскоре его сменил зодчий Трофим Игнатьев.

Крепостные сооружения

Комплекс крепостных сооружений Иосифо-Волоцкого монастыря, созданный Трофимом Игнатьевым, выделяется среди других подобных сооружений того времени. Каждая из семи башен (Петровская, Старицкая, Германова, Кузнечная, Безымянная, Никольская и Воскресенская) отличается пышной, своей собственной и чуть ли не декоративной обработкой из кирпича, которая, поражая изяществом, ажурностью и великолепием, вступает в противоречие с их внутренним устройством и целевым назначением. Только на украшение Кузнечной башни пошло "500 изразцов муравленых ширинчатых на подзоры", "200 жолобов муравленых на поясы" и "100 изразцов ценинных". В итоге монастырская ограда приобрела праздничный облик и сохранила свое оборонительное назначение, по существу, только по форме.

Стены и башни монастыря

Строительство стен и башен Иосифо-Волоцкого монастыря завершилось к 1688 году. Увенчанные высокими островерхими шатрами башни как бы водили хоровод вокруг высокой стройной колокольни, и весь белоснежный, расцвеченный многоцветными изразцами ансамбль монастыря отражался в спокойных водах озера, как сказочный град Китеж, встающий из водных глубин. По живописности среди других русских обителей найдется мало равных Иосифо-Волоцкому монастырю.

Строительство нового собора

После стен и башен пришла очередь и для строительства нового собора. Средства на новый храм пожертвовали дьяк Захарий Силин и царь Федор Алексеевич. Новый собор возвели на месте старого в 1688-1692 годах с применением архитектурных форм московского барокко. Пятиглавый, щедро украшенный многоцветными изразцами типа "павлиний глаз" работы знаменитого московского мастера Степана Полубеса собор отличается редкостной красотой и монументальностью. Ажурный иконостас, украшенный резьбой в виде виноградных листьев, изготовил мастер Евсевий Леонтьев. Иконы для него писали живописцы Григорий Антонов и Фома и Василий Потаповы.

Петропавловская церковь

Ансамбль Иосифо-Волоцкого мужского монастыря включает в себя и небольшую пятиглавую Петропавловскую церковь над Святыми воротами, построенную Трофимом Игнатьевым в 1679 году. В монастыре сохранился колодец, вырытый прп. Иосифом. С особым благолепием, как и в давние времена, здесь совершаются Праздничные Крестные Ходы.

Особенности архитектуры

Стены и семь башен возводились московским подмастерьем Иваном Неверовым. Строительство началось с 1676 г. и окончилось в 1686 г.

Красивые башни украшены изразцами, изготовленными в Москве, в Гончарной слободе. Две башни имеют каменные шатры: Германова (1683 г.), квадратная в плане, с помещением для колоколов, и угловая - Кузнечная (1686 г.). Остальные башни имели деревянные шатры, которые в XVIII в. заменили кирпичными. Северная надвратная Никольская башня была вновь выстроена в 1785 - 1787 гг. Надвратная пятиглавая церковь 1589 г., построенная на вклад Малюты Скуратова также претерпела изменения.

Композиционный центр обители - массивный Успенский собор, построенный на вклад дьяка Силина и царские пожертвования с 1688 по 1696 год. Пятиглавый двусветный храм стоит на высоком подклете, который использовался для погребений как особо почётное место. Собор окружён открытыми галереями, и украшен ленточными поясками из полихромных изразцов "павлинье око" работы мастера Степана Полубеса.

Монастырская колокольня по высоте и красоте равная кремлёвской Ивана Великого была взорвана гитлеровцами в 1941 г. и более не возобновлялась, поэтому не покидает ощущение, что в общей композиции ансамбля чего-то не хватает...

Ныне монастырь действующий и существуют довольно строгие правила его посещения.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...