Усадьба Хомяковых

Липецы. Усадьба Хомяковых, кон. 18 в.

Адрес: Центральный ФО, Смоленская область, Новодугинский р-н, д. Липецы, деревня Липецы
Тип: Памятники архитектуры, Памятники культуры
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


Краткая историческая справка:

до 1700 г. вотчина Грибоедовых называлась Стенино. В 1776 г. А.И. Грибоедова вышла замуж за гвардии поручика А.В. Хомякова. Усадьбу наследовал их сын уездный предводитель дворянства С.А. Хомяков (ум. 1836), жена М.А. Хомякова (урожд. Киреевская); затем – их сын известный писатель, драматург, философ, критик, один из идеологов славянофильства, друг А.С. Пушкина А.С. Хомяков (1804–1860 гг., жена Е.М. Языкова (1817–1852 гг.), сестра поэта Н.М. Языкова). Последний владелец до 1917 г. их младший сын, уездный предводитель дворянства (1880–1888 гг., 1901–1909 гг.), губернский предводитель дворянства (1887–1896 гг.), член 2-ой и 4-ой, председатель 3-ей Государственных Дум, член Государственного Совета Н.А. Хомяков (1850–1925 гг., жена Н.А. Драшусова). В1918 году имение было национализировано, часть ценностей вывезена в Российский музейный фонд в Москву. В 1920 году усадебный дом сгорел. В настоящее время сохранились флигели, помещение артезианского колодца (работает до сих пор), церковь, часть парка с озёрами и елями с обхватом более двух метров

Достопримечательности объекта:

флигели – Г-образные в плане одноэтажные кирпичные здания, замыкающие углы парадного двора. Кирпичные стены побелены, поля ниш окрашены по кладке охрой. С внешней стороны угловые части трактованы как ротонды с полуколоннами. Обработка фасадов характерна для зрелого классицизма. Обращенные к дороге и торцовые стены флигелей украшены четырехколонными портиками с широким средним промежутком. В него вписаны окна с узкими нишами по бокам. Все окна прямоугольные, часть помещена в плоские арочные ниши. Вход в оба корпуса сделан в углу со двора: из маленькой, почти квадратной прихожей двери ведут в угловую комнату с круглой внешней стеной и в одинаковые просторные помещения крыльев. Церковь Николая Чудотворца. Кирпичные стены окрашены в красный цвет, швы побелены, карнизы оштукатурены и побелены. Цоколь и базы белокаменные. Роспись интерьера клеевыми красками исполнена в кон. 18 – нач. 19 в. и поновлялась маслом в 20 в. Написанная над иконостасом на своде «Новозаветная Троица» на фоне клубящихся облаков так же, как и изображения евангелистов, выполнена в стиле барокко. Более сдержанно трактованы евангельские сцены на стенах храма. Высокий четырехъярусный иконостас в форме триумфальной арки (кон. 18 – нач. 19 в.) – замечательное произведение, выполненное в стиле классицизма. Между двумя пилонами, завершенными фронтонами, перекинута монументальная кессонированная арка, увенчанная сильно вынесенным карнизом и поставленными на него иконами и композицией «Воскресение» (плоскостные фигуры). Между пилонами помещены царские врата. Колонны по обе стороны врат с капителями в виде пальмовых листьев соединены резной гирляндой. Превосходный образец классицизма – сень в форме ротонды с высокими колонками и многообломным антаблементом, украшенным резной драпировкой с кистями. Придельный иконостас 1-й пол. 19 в. выполнен в упрощенных формах классицизма. Вогнутая центральная часть включает царские врата с аркой, увенчанной иконой с изображением Бога Отца. Две иконы соединяют центр с боковыми частями, расположенными около пилонов храма.

Назначение (характер современного применения):

объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения

Категория охраны:

охраняется государством, памятник федерального значения

1. Полное наименование объекта

Липецы. Усадьба Хомяковых, кон. 18 в.

2. Исторические события, связанные с объектом

Липецкая вотчина (до 1700 г. называлась «Стенинская вотчина», а Липецы именовались Стенино) принадлежала старинному смоленскому роду Грибоедовых.

В 1776 г. дочь Ивана Грибоедова вышла замуж за тульского дворянина гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова, получив в качестве приданого имение «Липецы» (более 2-х тысяч десятин земли с деревнями и крестьянами), и дальнейшая история имения связана с именами Хомяковых, внесенных в Родословную книгу смоленского дворянства. Первый владелец имения из рода Хомяковых – А.Ф. Хомяков – «кутила и псовый охотник, необузданного и разгульного нрава, так расстроил имение, что его наследнику, единственному сыну Степану Александровичу Хомякову пришлось срочно выйти в отставку, чтобы восстановить хозяйство». С именем С.А. Хомякова (умер в 1836 г.), отставного лейб-гвардии поручика, связано дальнейшее обустройство усадьбы и превращение ее в великолепный архитектурно-парковый ансамбль. Женат Хомяков был на смоленской дворянке М.А. Краевской (умерла в 1857 г.), «немолодой, весьма образованной и красивой, но капризной и своенравной». От нее в усадьбу была перевезена большая библиотека. В 1790-е гг. были построены новый каменный усадебный дом, 2 каменные флигеля (в одном из них размещались библиотека, биллиардная, охотничий кабинет), несколько служебных и хозяйственных построек; перед домом был заново разбит небольшой регулярный парк с 8 пересекающимися в центре квадрата аллеями; вокруг него и по склону к р. Вазузе – обширный пейзажный парк с 2 озерами, разделенными плотиной. В 1797 г. вместо обветшалой деревянной в южной части парка на холме над Вазузой была построена каменная Спасо-Преображенская церковь с приделами во имя св. Николая и архиепископа Стефания; над приделами сооружены 2 колокольни.

Хомяковы зиму жили в Москве, где у них был собственный дом, а лето обычно проводили в усадьбе. Во время Отечественной войны 1812 г. усадьба была сохранена от разграбления крестьянами, объединившимися в партизанский отряд во главе с управляющим имением. Владелец усадьбы С.А. Хомяков вошел в историю войны как организатор госпиталя в своей усадьбе. С 1820-х гг. С.А. Хомяков (после очередной ссоры с женой) поселился на постоянное жительство в Липецы, избирался в 1832–1836 гг. сычевским уездным предводителем дворянства. У Хомяковых было двое сыновей, которые получили великолепное домашнее образование, затем обучались в пансионате при Московском университете. Федор Хомяков (1801–1829 гг.) служил переводчиком Коллегии иностранных дел, был при посольстве в Париже, затем служил в дипломатической канцелярии генерала И.Ф.Паскевича на Кавказе, где скоропостижно умер. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) – известный писатель, драматург, философ, критик, общественный деятель, один из идеологов славянофильства, друг А.С. Пушкина. Он и унаследовал усадьбу Липецы, где проводил каждое лето и осень, а иногда и зиму. Здесь он много занимался философией, написал цикл лирических стихотворений и трагедию «Дмитрий Самозванец», получивших одобрение Пушкина. А.С. Хомяков был женат на Екатерине Языковой (1817–1862 гг.), сестре известного поэта Н.М. Языкова, неоднократно посещавшего Липецы.

Усадьба по наследству перешла к их младшему сыну (старший, Дмитрий, унаследовал рязанское имение Ивановское) Николаю Алексеевичу Хомякову(1850–1925 гг.), известному общественному деятелю, 16 лет бывшему сычевским уездным и 10 лет смоленским губернским предводителем дворянства. В 1897 г. он учредил свою именную стипендию (300 руб.) для обучающихся в смоленской гимназии из числа бедного дворянства. В начале ХХ в. он был членом 2-й, 3-й (председатель) и 4-й Государственной думы, членом Государственного Совета. При нем было проведено дальнейшее обустройство усадьбы, устроен артезианский колодец. В 1918 г. имение было национализировано, на его базе создан совхоз. Часть художественных ценностей (из библиотеки, ряд картин и часть архива) была привезена в Москву в распоряжение Российского Музейного фонда, судьба оставшихся ценностей неизвестна. В 1920 г. сгорел усадебный дом, и остатки его были разобраны на хозяйственные нужды местным населением. От старого усадебного комплекса сохранились 2 каменных флигеля (используются под жилье), каменная церковь с 2 колокольнями (действующая), артезианский колодец (двухэтажный прямоугольник со срезанными углами и восьмискатной крышей, первый этаж каменный, второй деревянный) – редкий образец инженерного сооружения в усадьбах (используется по первоначальному назначению). Сохранились поредевшие регулярный (аллеи его ухожены) и пейзажный парки. В последнем в 1960-е гг. проведена подсадка деревьев в шахматном порядке, что нарушило его первоначальную композицию. Сохранилось значительное количество старых деревьев; наряду с дубами, липой, кленом, ясенем, березой, елью и сосной, встречаются и экзотические виды: пихта сибирская, туя западная, карагана древовидная, рябинник рябинолистный и др. Вдоль северо-западной границы парка к реке идет живописная аллея из могучих елей, с обхватом более 2 м. Сохранились в парке и оба озера.

3. Местонахождение объекта

Смоленская обл., Новодугинский р-он, с. Липецы.

4. Описание объекта

Над самой рекой стоит церковь, построенная в 1797 г. по заказу А.Ф. Хомякова, и к реке выходит пейзажный парк, разбитый у крутого холма древнего городища. Парк спускается к прудам и переходит в перелески по обоим берегам Вазузы. В глубине усадьбы, по другую сторону городища, расположена регулярная часть парка, а еще дальше за ней - прямоугольный парадный двор. Его замыкали главный дом (сгорел в 1930 г.) и симметричные флигели (кон. 18 в.).

Основная дорога подводит к усадьбе с северо-запада, около одного из флигелей, и, раздваиваясь, огибает усадьбу с обеих сторон. Один рукав обходит ближайший флигель и поворачивает к парадному двору, другой проходит вдоль него и поворачивает под прямым углом за вторым флигелем. У артезианского колодца (кон. 19 в.) развилка: прямо - дорога к церкви, направо – к парадному двору, налево – в хозяйственному.

Флигели – Г-образные в плане одноэтажные кирпичные здания, замыкающие углы парадного двора. Кирпичные стены побелены, поля ниш окрашены по кладке охрой. С внешней стороны угловые части трактованы как ротонды с полуколоннами. Обработка фасадов характерна для зрелого классицизма. Обращенные к дороге и торцовые стены флигелей украшены четырехколонными портиками с широким средним промежутком. В него вписаны окна с узкими нишами по бокам. Все окна прямоугольные, часть помещена в плоские арочные ниши. Вход в оба корпуса сделан в углу со двора: из маленькой, почти квадратной прихожей двери ведут в угловую комнату с круглой внешней стеной и в одинаковые просторные помещения крыльев.

Церковь Николая Чудотворца. Кирпичные стены окрашены в красный цвет, швы побелены, карнизы оштукатурены и побелены. Цоколь и базы белокаменные.

Роспись интерьера клеевыми красками исполнена в кон. 18 – нач. 19 в. и поновлялась маслом в 20 в. Написанная над иконостасом на своде «Новозаветная Троица» на фоне клубящихся облаков так же, как и изображения евангелистов, выполнена в стиле барокко. Более сдержанно трактованы евангельские сцены на стенах храма.

Высокий четырехъярусный иконостас в форме триумфальной арки (кон. 18 – нач. 19 в.) – замечательное произведение, выполненное в стиле классицизма. Между двумя пилонами, завершенными фронтонами, перекинута монументальная кессонированная арка, увенчанная сильно вынесенным карнизом и поставленными на него иконами и композицией «Воскресение» (плоскостные фигуры). Между пилонами помещены царские врата. Колонны по обе стороны врат с капителями в виде пальмовых листьев соединены резной гирляндой. Превосходный образец классицизма – сень в форме ротонды с высокими колонками и многообломным антаблементом, украшенным резной драпировкой с кистями.

Придельный иконостас 1-й пол. 19 в. выполнен в упрощенных формах классицизма. Вогнутая центральная часть включает царские врата с аркой, увенчанной иконой с изображением Бога Отца. Две иконы соединяют центр с боковыми частями, расположенными около пилонов храма.

Артезианский колодец. Редкий образец инженерного сооружения в усадьбах. Двухэтажное сооружение в плане имеет прямоугольник со срезанными углами. Первый этаж кирпичный, второй - деревянный, с восьмискатной кровлей. Стены нижнего этажа обработаны снаружи широкими филенками. Дверной прямоугольный проем находится на южной грани, арочное окно – на восточной.

Парк. Парк состоит из регулярной и ландшафтной частей. Регулярная возникла в 1770-е гг. Аллеи высоких лип, давших название усадьбе, располагались на квадратной площадке. Восемь аллей, пересекавшихся в ее центре, определяют планировку регулярного парка, во многом утратившего исторический облик, хотя во 2-й пол. 20 в. на аллеях сделаны подсадки молодых лип, а на участках между аллеями периодически скашивается трава. Одна из аллей ведет к кургану, на котором ровная круглая площадка обсажена по краю деревьями. Отсюда открываются многоплановые виды на окружающие ландшафты и уцелевшие постройки имения.

Более обширный по площади ландшафтный парк, устроенный уже в 19 в. южнее регулярного, располагается на пониженных участках рельефа. Горизонтальная сомкнутость листвы приподнята над уровнем земли, что улучшает пространственную связь парка с окрестностями и позволяет одновременно видеть разные породы деревьев и кустарников. Здесь растут дуб, липа, клен, ясень, береза, ель, сосна, черемуха, рябина, лещина, бересклет, а также экзоты, не свойственные данной местности: пихта сибирская, рябинник рябинолистный, караган древовидный. По северо-западной границе ландшафтного парка спускается монументальная еловая аллея (многие деревья в обхвате превышают два метра).

У самой южной границы в ландшафтном парке уцелели круглый и длинный пруды, разделенные дамбой. Эта пара водоемов вытянута вдоль Вазузы и располагается вблизи уреза ее вод. На поверхности небольшого круглого пруда, плотно окруженного деревьями, летом появляется множество белых кувшинок среди зеленой ряски.

В настоящее время на территории усадьбы расположены:

- дом главный (фундаменты);

- флигель восточный;

- флигель западный;

- парк с прудами;

- колодец артезианский;

- церковь Преображения (руины).

 

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных

Интернет.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности

Объект исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального (общероссийского) значения.

7. Состояние объекта и степень сохранности

Состояние хорошее.

8. Охрана памятника

Памятник находится под охраной государства, объект федерального значения.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...