Гора Алангасаргурезь

Гора Алангасаргурезь

Адрес: Приволжский ФО, Удмуртская Республика
Тип: Мистические природные объекты, имеющие заповедный статус
Отзывы: всего (1)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


Организация экскурсий:
Экскурсии в данном направлении не организуются
Краткая историческая справка:
Миф о происхождении данной горы существует с 13 века.
Статус:
Является природным памятником
Время посещения:
Свободное посещение. Время посещения любое.
Основные мифологические факты:
Алангасары – по преданиям южных удмуртов, люди-великаны, жившие в прикамских лесах до появления там «маленьких людей». От встряхнутой с обуви великана грязи, якобы, образовывались целые горы (гурезь – гора, буквально – «Алангасарская гора» или «гора Алангасаров»

*Наименование*

Гора Алангасаргурезь

*Месторасположение* (фактический полный адрес: район, населенный пункт, улица).

Алнашский р-н, Удмуртия, д. Верхний Утчан

*Описание* (краткая характеристика)

Гора является старой, поскольку особую крутизну рельефа не имеет. Отличается лесистостью.

*Базовая легенда/миф*

Алангасары, Зэрпалы — древние великаны в удмуртской мифологии. Персонажи сказок, где нередко показываются глуповатыми. Согласно преданию, когда-то в удмуртские земли по реке поднялись люди-великаны, а затем обратно ушли в свою страну, после них остались только горы и холмы (на юге Удмуртии сохранились топонимы Алангасар гурезь «гора Алангасара (Алангасаргурезь)»). Сходные предания связывают городища Чепецкой культуры с богатырями, разбойниками и даже повстанцами Е. Пугачёва. Предания об алангасарах, мифических великанах, имеются также у татар, башкир, марийцев, ногайцев, караимов. Образ и имя Алангасаров («ленивый, глупый») заимствован удмуртами у татар.

*Отличительные признаки, степень уникальности.*

Имеет отношение к древнему мифу Республики Удмуртия. Частое место походов местных жителей.

Отзывы


  • АЛАНГАСАРГУРЕЗЬ

    Автор: Александр Кондратьев Дата: 25.01.2016 г.

    ТЕНЬ АЛАНОВ И ХАЗАР

    Часть первая

    Аланагасары, Зэрпалы – по преданию южных удмуртов – это люди-великаны, жившие в прикамских лесах. Мифологический персонаж удмуртского фольклора. По преданию южных удмуртов они, великаны, пришли по реке, а потом ушли обратно в своё царство. После них остались только горы и холмы – когда великаны вытряхивали песок из своих лаптей, на этом месте и появлялась гора.

    «Образ и имя Алангасаров («ленивый, глупый») заимствован удмуртами у татар. Причём самоё это имя встречается в удмуртском фольклоре очень редко и общеудмуртским не является» - Википедия.

    Этимология термина «алангасар» сводится к происхождению от имён двух народов: «аланы» (иранского происхождения северокавказские племена) и «хазары» (тюркский кочевой народ, восточный предкавказ, современный Дагестан). Хазары в седьмом веке образуют самостоятельное государство - Хазарский Каганат (650-969 гг). Заключив союз с аланами, хазары захватили территории от нижней Волги до северного Причерноморья.

    Из русской летописи: в восьмом веке хазары брали дань с восточных славян – «Хазары брали дань с полян и с северян, и с вятичей. Брали по серебряной монете и по белке с дыма».

    Значит и удмурты, особенно южные, подвергались нашествию хазар. Этот момент запомним.

    Буквы «Х», «Ф», «Ц» и «Щ» не используются в словах удмуртского произношения (Википедия). А потому слово «Хазары» превратилось вначале в «Казары» (у удмуртов), а русский вариант огрубил до «Гасары».

    «Сказка – ложь…», помните? И в каждой сказке есть зерно истины.

    Отбросив шелуху, что видим: Алангасары пришли по реке и вновь ушли по ней же в своё царство – хазары с аланами приходили (по Волге) брать дань во второй половине первого тысячелетия. И к концу десятого века, с падением Хазарского Каганата, прекратили – ушли в своё царство (к себе на Северный Кавказ).

    «Ленивые и глуповатые» - здесь оставим на совести летописцев.

    Хотя, как вариант: за данью приезжали люди, которые выполняли роль извозчиков, привези-увези. Без всяких светлых мыслей. В сегодняшних мультфильмах про трёх богатырей – это серая безликая масса воинов, окружавшая того же Тугарина-змея или Соловья-разбойника.

    Вопрос о великанах и содержимом их лаптей, из которого вырастали горы.

    Здесь рискну предположить такое развитие событий. Удмурты по природе своей – язычники. И всё неизвестное и непонятное они связывали с проявлением какого-либо божества.

    И удмурты были свидетелями чего-то необъяснимого с их точки зрения.

    А именно – неожиданно появлялись и исчезали горы и холмы.

    «Великаны-люди со своей горы «Алангасаргурезь» из Верхнего Утчана кидали поленья, которые долетали до Старого Утчана» - ещё одно из свидетельств деятельности алангасаров.

    Вначале про поленья. Само полено появилось вместе с изготовлением пилы. Без пилы мы не получим тюльку, расколов которую, получим уже полено. В первом тысячелетии пилы не существовало. Топоры были. V-образные. Но даже с их помощью, не имея тюльки, полено не получить. Поэтому, если и летало что-то от Верхнего Утчана до Старого (3,4 км по-прямой), то это, можно предположить, были обломки деревьев после урагана. То есть как раз тот вид топлива, что использовали удмурты для своего очага. Могло ли это быть? А почему и нет, в мире известны случаи дождей из рыб, лягушек и даже… монет! - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8C_%D0%B8%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85 (Википедия).

    Про холмы и горы. Тот же самый ураган и смерч, что перебрасывает на километры лягушек, рыбу и дрова, вполне способен за короткое время переместить миллионы тонн песка. Которые вырастали во вновь образованные горы и холмы. Это, конечно, могло быть в безлесных районах. Но могло. И южные удмурты могли об этом знать и слышать.

    Не совсем в южной, а как раз в центральной части Удмуртии, такие холмы из чистого песка наблюдаются повсеместно. Это так называемые песчаные дюны, покрытые исключительно сосной из-за своей бедности почвенного покрова. Только сосна с её мощным стержневым корнем способна добыть питательные вещества на этой скудной поверхности. Сюмсинский, Увинский, Игринский, Як-Бодьинский районы – всюду найдём брусникой покрытые сосновые насаждения. В Як-Бодьинском и Увинском районах разработаны песчаные карьеры как раз в этих местах.

    По дороге «Ува-Сюмси» возле деревни Сюровай классические три холма песчаного происхождения. На сибирском тракте перед Новыми Зятцами холм такой же природы. На север от деревни Большой Каркалай Увинского района ряд холмов – брошенные, зарастающие поля с редкими соснами да ивами, а в километре от них, в лесу – тот самый песчаный карьер!

    Если мысленно убрать все лесные насаждения в этих местах, мы и получим в чистом виде пустынные дюны – барханы. Холмы и горы из одного песка! И «передвигались» они под действием ветра. Или великан-алангасар из лаптя вытряхнул!

    Вот такое большое предисловие получилось после того, как съездил-таки я на поиски Алангасаргурезь.

    АЛАНГАСАР

    Часть вторая

    На перекрёстке федеральной трассы у села Алнаши указатель: Старый Утчан. Не доезжая до него, вначале Верхний Утчан, за ним следует Новый, тоже Утчан. И за пригорком на Утчанке-реке – Старый Утчан.

    Иногда я думаю, что меня сопровождает мой воршуд-покровитель. Гора Алангасар, на поиски которой я и выехал, окажется рядом с Верхним Утчаном. Но проехал я вначале дальше. Вели меня, не иначе. Так нужно было!

    В Старом Утчане захожу в администрацию. Милая девушка Надя, что по вопросам военкомата, откликнулась помочь и передала телефонную трубку, набрав предварительно номер специалиста по туризму Алнашского района. Тут и узнаю, что гора моя находится рядом, но проехал я поворот, возвращаться нужно.

    Рядом за столом сидит, заполняет документ спокойный мужчина, в разговор не вмешивается, но как оказалось, именно он мне и поможет. Я вышел было на улицу, как окликнули меня, и я вернулся. Смирнов Геннадий Титович, мой собеседник, поведал, что не только близко знаком с Алангасаргурезь - мальчишкой вдоль и поперёк излазил, но и легенды в памяти до сих пор. Великаны, что жили на этой горе, играючи, перекидывали поленья, и долетали эти поленья до Старого Утчана. Что на горе были до того глубокие пещеры, шесты кидали туда и дна не доставали. И место на карте показал, карандашом обвёл, объяснил, как проехать.

    Улица в Верхнем Утчане сразу удивила – сосна стоит неправильная, ветром битая. В поле выехал, снега прилично, но дорога угадывается. Пятьсот метров за околицей, сверяюсь с картой. Частокол деревьев что-то напоминает. Иду к ним. Вот он вал защитный, ров перед валом – один рубеж обороны, сразу за ними ещё круче, метров пять по высоте. Серьёзное препятствие!

    Сейчас же препятствием были многочисленные поваленные ветром деревья. Хаотично нагромождённые, они совершенно не позволяли продвигаться, того и гляди, руки-ноги поломаешь. На самом валу ямы круглые, с метр диаметром. Копал кто-то. Хорошо, если учёные. Чёрные копатели доберутся, много вреда принесут. Центр городища сам по себе небольшой, от силы метров пятьдесят на сто, вытянут с севера на юг, обрываясь крутым склоном к речке Варага.

    Надо же, я бы сказал - русское название! Параллельно, в сторону Старого Утчана, ещё речка – Варали. Корень один, но что обозначает, пока не знаю.

    Может это поселение русских жителей, не удмуртов? Зерпалов?

    Среди деревьев много пихты. Странно, юг Удмуртии. Пихта повысохла, сказалась засуха пятилетней давности. И ветром, опять же, поломало их. И не только их. Липа всюду, и ей досталось. Сосны по склону, все ветви обломаны, стоят пальмами, только верхушки и живые.

    Ищу взглядом пещеры, про которые Геннадий Титович рассказывал. Но снег кругом и переплетение ветровала. А вот норы лисьи-барсучьи имеются. И земля возле них прямо-таки чернозём. Богатая почва!

    Спустился вниз, к речке. Высоковато! Вверх смотришь, шапка падает.

    Речка перегорожена, ледок на зеркале. И круги странные. Глазами того человека, что тысячу лет назад здесь жил, как круги эти объяснишь?

    Алангасаргурезь стоит, ощетинившись, чужих не пустит.

    Внизу под плотиной среди камешника родничок пробивается, не замерзает. Камни-песчаники интересные, внутри камня - осколок древнего моллюска, дырка насквозь. По-над обрывом космы корней травянистые, укрыться можно, нависают.

    Обратно взбираюсь, лавирую меж деревьев. Круто! И дуб вековой, точь-в-точь как часовой, на него и наткнулся. Мимо не пропустит.

    И на выходе, с севера, ещё охрана – на этот раз вяз стоит, чуть поодаль, в дозоре, он всё видит!

    25 январь 2016 г ______(А.А.Кондратьев)

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...