Дача Самойловой Ю.П.

Дача Самойловой Ю.П. (Замок графини Самойловой)

Адрес: Северо-Западный ФО, Санкт-Петербург
Тип: Памятники археологии, Памятники архитектуры
Отзывы: всего (4)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


Краткая историческая справка:
здание построено в 1832-1834 годах по проекту академика Российской императорской академии архитектуры, ваяния и зодчества А.П. Брюллова, брата любовника Ю.П. Самойловой. В комплекс также входят парк с гидросистемой и церковь великомученицы Екатерины; ранее возле дворца был деревянные театр. Замок разрушен во время Великой Отечественной войны, где в то время находилась штаб-квартира «голубой дивизии» генерала Инфантеса. Около 20 лет назад велся разговор о восстановлении замка, однако никаких работ до сих пор не началось. В настоящее время замок находится в крайне заброшенном состоянии и постепенно разрушается.
Архитектурный стиль:
романтизм.
Важнейшие находки:
как таковых, археологических исследований здесь не проводилось, но до сих пор на развалинах замка, а в особенности, в парке можно найти старинные монеты времен правления Николая I и др. Находки времен Великой Отечественной войны хранятся в основном в музее школы №1 г.Коммунара.
Назначение (характер современного применения):
руины
Категория охраны:
памятник архитектуры федерального значения (культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810340000).

1. Полное наименование объекта: Дача Самойловой Ю.П.

2. Исторические события, связанные с объектом: по материнской и отцовской линиям Ю.П. Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. В 1825 году Юлия, будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. Николай Самойлов был завидный жених: красавец, богач, весёлый и остроумный. Устройством этого брака занималась его мать графиня Екатерина Самойлова, она настаивала на том, чтобы сын женился на богатой графине Юлии Пален. Самойлов же был влюблен в другую — в Александру Римскую-Корсакову, ей потом увлекался Пушкин, её имя есть в Донжуанском списке поэта. Екатерина Самойлова не дала согласия на брак сына с Римской-Корсаковой, и он подчинился воле матери. Молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но брак оказался несчастливым. Супруги вскоре охладели друг к другу, их бурные ссоры были предметом бесконечных пересудов. Граф Самойлов имел склонность к кутежам и игре.

В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну.

После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини и Д. Пачини. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма» и успех оперы Пачини «Корсар».

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную.

В 1829 году умерла бабушка Юлии Павловны графиня Скавронская. Самойлова стала наследницей родовой усадьбы Скавронских - Графской Славянки под Петербургом. Она решила её перестроить на современный лад и обратилась к знаменитому петербургскому архитектору и художнику — Александру Павловичу Брюллову. Летом 1831 года А. П. Брюллов приступил к работам.

После окончания строительства Юлия Павловна вернулась в Россию и обосновалась в Славянке. В 1835 году отец Пушкина ездил осматривать Славянку и остался в восхищении.

В Славянке царила весёлая и непринуждённая атмосфера, звучала музыка, стихи, гости говорили и спорили на любые темы, что не нравилось Николаю I. Графиня Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество.

Шумные собрания в Славянке стали вызывать раздражение у императора. В дни, когда в Графской Славянке давались приемы, соседние Павловск и Царское Село пустели. Императрица Александра Федоровна жаловалась, что не с кем танцевать, – цвет петербургских кавалеров предпочитал балы графини Самойловой. Графине Самойловой дали это понять. Николай I в 1846г. купил Славянку. Говорят, что Юлия Самойлова, продавая имение, дерзко заявила императору, что, дескать, ездили не в Славянку, а к ней, графине Самойловой, и где будет она, туда и поедут. В разные годы здесь размещались на отдых после маневров полковые офицеры, в 1870-е годы – Императорская школа садоводства и огородничества, а в 1896 г. – Ольгинский детский приют трудолюбия. В годы войны здесь была штаб-квартира «голубой дивизии» генерала Инфантеса. После пожара 1943 г. дворец не использовался.

3. Местонахождение объекта: Санкт-Петербург, Павловск, пос. Динамо, Павловское шоссе, ул. Парковая, д.1.

4. Описание объекта: в 1830 году А.П. Брюлловым разрабатывает проект постройки главного здания; частично были использованы стены и фундамент ранее находившегося здесь дома.

Здание, в котором главным были не помпезность и объём, а его убранство и удобство, представляло собой двухэтажное строение с тщательно продуманным расположением комнат и отделкой всех интерьеров. Александр Павлович отразил новые черты быта - стремление к интимности, уюту, покою.

В здании нет привычных для классицизма парадных просторных гостиных и длинных анфилад, в нём создаются относительно небольшие, замкнутые, уютные комнаты различной конфигурации, с эркерами, открывающими широкий вид на окружающий пейзаж; с нишами для встроенных мягких диванов, с цветниками и увитыми зеленью трельяжами.

Большой зал, расположенный в центре, делит здание на две половины и через лоджию соединяется с садом. С противоположной стороны к нему примыкает вестибюль. Рядом с залом, по обеим его сторонам, разместились гостиные, столовая с буфетной и бильярдная, отделявшие его от личных покоев - спальни, будуара, кабинета и библиотеки.

Верхний этаж отведён под спальни двух приёмных дочерей. В действительности отцом одной из этих девочек - Амачилии, и дядей второй девочки - Джованны был композитор Джузеппе Пачини, написавший оперу "Последний день Помпеи", имевшую большой успех. Юлия Павловна вместе с З.А. Волконской и К. Брюлловым смотрели её, после чего Карл Павлович в своей работе "Последний день Помпеи" использовал декорации и костюмы артистов. Джузеппе Пачини, по неизвестным причинам, отдал свою дочь и племянницу на воспитание Самойловой.

Главный фасад с сильно подчеркнутым центром в виде завершенного фронтоном ризалита, по оси которого размещался невысокий двухэтажный портик ионического ордена - главный подъезд, с обязательными львами у парадной лестницы - таким был вид здания со стороны дороги.

Первый этаж отделялся от второго широким рельефным поясом. Скромная скульптура - рельефный герб мелкого и сухого рисунка на центральном фронтоне - свидетельствует о вкусах нового времени.

Весь облик здания имел строгий официальный характер, при взгляде на него с дороги. Иное впечатление производил садовый фасад, выполненный А. Брюлловым более свободно и пластично. Его вид не напоминает о сооружениях классицизма. Наружный облик здания даёт четкое понятие границы между прошлым и будущим, старым и новым, подчеркивая новые веяния.

Вот как отметили современники внутреннее убранство здания: "подчеркнуто изящная отделка парадных помещений, удобство и красота мебельных гарнитуров, оригинальность осветительных приборов, малиновые и голубые оконные стёкла - едва ли не впервые использованы архитектором не в культовом сооружении, а в жилом доме".

В 1835 году недалеко от дома по проекту Брюллова был построен небольшой деревянный театр в древнерусском стиле. Это здание не имитировало каменную архитектуру, как это было в аналогичных деревянных театрах русского классицизма. Наоборот, шероховатые стволы дерева, используемые под столбы, дощатые и резные наличники, фигурные деревянные кронштейны, поддерживающие кровлю - всё это привлекалось архитектором для утверждения художественных возможностей дерева.

Громадная библиотека, архив, собрание художественных редкостей, а главное, сама хозяйка (Юлия Павловна была внимательным и душевным человеком, всегда привлекала людей, заражая их своей весёлостью и непосредственностью) - всё это привлекало в имение гостей. Близкие называли Юлию Павловну "графинюшкой", а вечера, проведённые в её обществе, были наполнены радостью и необычностью. В Графской Славянке танцевали, спорили, говорили о том, что волновало всё петербургское общество. "Вечера у тогдашней владелицы дома в чудесном саду пленяют до того всех, что вследствие этого Царской Село пустело", - вспоминал один из гостей графини Ю.П. Самойловой.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных:

• Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. - СПб: ПАРИТЕТ, 2003.- 528с.

• Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности: графские развалины окутаны множеством легенд. Масонские тени витают над руинами. Все владельцы дворца принадлежали к этой ложе. Скавронские, устроители усадьбы, предусмотрели в доме все необходимое для масонских собраний, включая подземные ходы. Следующий владелец, граф Литта, женившийся на овдовевшей Скавронской-бабушке, став, таким образом, Юлии Павловне тоже дедушкой, – командор; естественно, Юлия Павловна, выросшая в его доме, не могла не унаследовать дедовых взглядов. При перестройке дома Брюллову были заказаны роспись стен и подземных помещений в масонском стиле – рыцари, черти и т.д. После революции в доме пытались разместить беспризорников, но они испугались росписей, а может, чего-то еще. Говорят, красноармейцы тоже пугались теней, ощутимо бряцающих латами, но подземные помещения до войны все же использовались в качестве складов.

Есть одна любопытная – никем не подтвержденная, но и никем не опровергнутая, – легенда, что в пруду за дачей, ныне представляющем собой огромную тинистую лужу, во время войны утонул целый танк вместе с экипажем.

7. Состояние объекта и степень сохранности: руины

8. Охрана памятника: памятник архитектуры федерального значения (культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810340000).

Отзывы


  • Дача графини Самойловой Ю.П. восстановлена с недоделками

    Автор: Твердислав Багрянородный Дата: 03.07.2017 г.

    Дача графини Самойловой Ю.П. восстановлена с недоделками, КГИОП и чиновники правительства Санкт-Петербура 15 декабря приняли работы по объекту и все замерло.

    Недоделки:

    1. МОЛНЕЕЗАЩИТА ОТСУТСТВУЕТ, КАК А ГЛАВНОМ ЗДАНИИ, ТАК В ЦЕРКВИ, В ЗДАНИИ КОТОРОЙ ПРЕСТУПНО ЗАВАРЕНЫ РЕШЕТКАМИ ОКНА!

    2. ПРУД ВЫЧИЩЕН НЕ ДО КОНЦА, ОН УЖЕ ОПЯТЬ ЗАРОС.

    3. ДОРОЖКИ ВОКРУГ ПРУДА НЕ ВОССТАНОВЛЕНЫ.

    4. ТРАНСПОРАНТА С УКАЗАНИЕМ,ИНФОРМАЦИИ, ЧТО ЭТО ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ И ЛУЧШИЙ УСАДЕБНЫЙ КОМПЛЕКС В ЕВРОПЕ - НЕТ!

    5. ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ ЛИНИЯ (10 КВТ) ПЕРЕД ФАСАДОМ ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ УСАДЬБЫ УРОДУЕТ ОБЪЕКТ!

    6. ПАРК С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕРЕВЬЕВ УГРОЗ И ЗАМУСОРЕН.

    7. ПОКРОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ ИЗ ПОЛОЖЕННЫХ 1,5 ГА РАЗРОСЛОСЬ НА ТЕРРИТРОИЮ ПАРКА ДО 6 ГА!

  • Усадебный пруд "Дачи графини Самойловой Ю.П."

    Автор: Твердислав Дата: 25.11.2015 г.

    Усадебный пруд "Дачи графини Самойловой Ю.П." по мнению Комитета по экологии .... Санкт-Петербурга на 25 ноября 2015 года очищен от иловых образований и сформирован берег на 20 метров от пруда. Работы выполнялись без слива воды. Глубина пруда (копанного радонового озера) про проекту очистки 2,5 метра.

    Требуется санитарно-эпидемиологический анализ воды и откачка её в реку Славянку, затем вода вновь наберется из ключей с глубины 5,5 метров. Что и будет реальным инженерно-экологическим решением экологического обновления пруда, как в проекте заказа! Объем воды около 25 тысяч кубических метров.

    Ура!

  • Агде остальные дворянские усадьбы!

    Автор: Твердислав Багрянородный Дата: 23.08.2015 г.

    А где остальные 350 великолепных дворянских усадеб, что были до 1917 года в Санкт-Петербургской губернии? Говорят, что в есть засекреченный список

    усадеб в администрации Ленинградской области, которые думают приватизировать новоявленные дворяне из высокопоставленных коммунистов

    в ранге Первых секретарей КПСС, типа Сердюкова В.П. (Воркутинский обком КПСС), он и приказал составить список и засекретить его!

  • Воссоздание былого величия Царской Славянки (Дача графини Ю.П. Самойловой)

    Автор: Александр Комиссаров Дата: 23.04.2015 г.

    С 2012 г. начата реставрация главного дома в Царской Славянке (Дача графини Ю.П. Самойловой) фирмой ОАО "Меркатор", срок сдачи объекта конец 2016 года (гостиница-бизнес-центр). Разработан проект очистки усадебного радонового пруда (1 га) в 2014г., очистка с 1 июня 2015 г. по 15 ноября 2015г. с благоустройством береговой зоны и дренажной канавы вдоль Павловского шоссе. Предусмотрено разминирование дна пруда и прибрежной зоны и удаление самосевных деревьев и кустарников и посадка новых. Работы ведутся интенсивно без выходных под контролем специалистов Комитета по охране и использованию памятников культурного наследия Правительства Санкт-Петербурга.

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...