0 | 0 |
Для голосования необходимо зарегистрироваться |
Сибирский ФО, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Сибирский ФО, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Деревянная церковь на этом месте известна с XVIII века. В 1811 году на собрании Итанцинской волости прихожане приняли решение «за ветхостью деревянной, выстроить каменный храм» в Батурине. Строительство и благоустройство велось в основном на средства прихожан и «доброхотных пожалователей».
Закладка храма состоялась летом 1813 года, в это время Батуринская волость объединяла 12 деревень.
Храм строился по типовому проекту, что характерно для забайкальских храмов того времени – вызвать архитектора в столь удаленное место было непросто. Несмотря на это, внешний вид церкви уникален. Строители внесли в оформление здания многочисленные изменения сообразно своим умениям, наличию материалов и собственному видению красоты. Пышность «сибирского барокко» в ней уже почти не ощущается. Мы видим характерные для этого стиля «полуглавия» – полукруглые завершения фасадов, многогранные барабаны и главы над ними, завершающий колокольню шпиль, поднимающийся на высоту более тридцати метров. Но внешний декор храма упрощен: сдвоенные пилястры, простые наличники, плоские картуши над окнами первого яруса, зубчатые карнизы и несколько лопаток с крестами-«квадрифолиями», похожими на распустившийся цветок. Очень простым осталось и цветовое решение: выбеленные стены, изумрудные покрытия крыш. Но именно такая лаконичность и придает зданию выразительную монументальность.
Композиция церкви типична для многих забайкальских храмов своего времени: по одной оси объединены несколько объемов, среди которых выделяется высокий трехъярусный храм с большой алтарной апсидой и восьмигранная колокольня. Похожее решение мы можем встретить в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, Спасском соборе в Селенгинске, Одигитриевском соборе в Верхнеудинске, Богородско-Казанской церкви в Творогово, Христорождественской церкви в Читкане. Такое построение храма позволяет совместить в едином объеме две церкви: верхнюю, летнюю, и нижнюю, зимнюю, причем вход в теплую церковь лежит через нижний ярус колокольни, образующий своеобразные сени, препятствующие доступу в храм холодного воздуха. Не случайно именно такой тип храма прижился в Забайкалье с его суровым климатом.
Сочетание объемов здания выглядит гармонично. Вертикальной доминантой является колокольня, однако за счет узкого шпиля, меньшей, по сравнению с храмом, ширины и крупных окон-слухов верхнего яруса она не подавляет, а выглядит соразмерной другим частям здания.
Выбор места церкви определен и расположением села на Баргузинском тракте, и живописным окружением высоких гор, обрамляющих долину. Большая и одновременно изящная Сретенская церковь стала композиционной доминантой долины и просматривается со всех точек слободы.
В советское время церковь была превращена в клуб, а потом и вовсе заброшена, лишилась притвора. В ходе реставрации, выполненной в 1999г. проектно-творческой мастерской «Алтарь», были восстановлены утраченные части здания церкви, вновь возведена сторожка, выстроена ограда по образцу прежней.
В 1999 был освящен Сретенский престол нижнего теплого храма. Там установили трехъярусный резной деревянный иконостас, позже появились резные аналои. Особо почитаемые иконы Сретения Господня и образ Нерукотворного Спаса вынесены в основное пространство храма, перед солеей.
В начале 2000 года на Читинско-Забайкальскую кафедру назначается Епископ Евстафий. Его трудами и молитвами в Забайкалье возрождается монашеская жизнь. В Батурине вокруг Сретенского храма возникает новый, никогда ранее здесь не бывший, женский монастырь.
В Сретенской церкви появились святыни: частица мощей Варлаама Чикойского, в престоле – частица мощей Св.великомуч. Евстафия Плакиды. В храме продолжаются восстановительные работы в верхней, летней церкви, посвященной Великомученику и Победоносцу Георгию.
Пока нет ни одного отзыва
Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.